Технология государственной дезинтеграции СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология государственной дезинтеграции СССР



В настоящее время целенаправленный характер деятельности админи- страции США по дезинтеграции СССР является общепризнанным фактом американской историографии. На этот счет имеются достаточное число опубликованных документальных источников, воспоминания высокопо- ставленных чиновников. Защищена не одна диссертация, реконструирую- щая приводные механизмы, вызвавшие распад Советского Союза. Вопреки всему этому потоку литературы академическая общественность России по- прежнему смотрит на фактор внешнего участия в распаде СССР с известной степенью скептицизма. Карикатурный маркер «теории заговора» использу- ется как способ торможения научного осмысления данной проблемы.

Судя по американским источникам, стратегия нового массированно- го наступления на СССР была разработана в администрации Р. Рейгана в начале 1982 г. Документально эти стратигемы нашли выражение в ряде се- кретных директив по национальной безопасности (NSDD). План Р. Рейгана

 

47 Дэвидсон Ф. Война во Вьетнаме (1946–1975). М., 2002.


(точнее, директора ЦРУ У. Кейси) включал семь основных стратегических инициатив:

1) тайная финансовая, разведывательная и политическая поддержка поль- ского оппозиционного движения «Солидарность»;

2) целенаправленная помощь афганским моджахедам;

3) кампания по резкому сокращению притока валюты в СССР, реализуе- мая посредством: а) снижения по договоренности с Саудовской Ара- вией мировых цен на нефть, б) ограничения советского экспорта при- родного газа в Западную Европу;

4) психологическая война, направленная на возникновение синдромов страха, неуверенности, утраты ориентиров как у коммунистической власти, так и у населения;

5) организация блокады по доступу СССР к приобретению западных тех- нологий;

6) массовая техническая дезинформация, наносящая хозяйственный урон советской экономике;

7) поддержание через СОИ (стратегическая оборонная инициатива) вы- соких расходов СССР на оборону, истощавших его финансово-ресурс- ную базу.

Традиционным приемом борьбы в данном перечне является лишь под- держка внешних военных противников и внутренней оппозиции — п. 1, 2. Остальной инструментарий — это уже инновационная технологическая ре- цептура48.

Включенность Эр-Рияда в американский проект по дезинтеграции СССР относится сейчас к общепризнанным историческим фактам. Дей- ствия Саудовской Аравии, на долю которой приходилось 40% добычи нефти по странам ОПЕК, определялись опасениями королевской семьи относительно вероятности иранской и советской экспансии (последняя могла быть распространена из Йемена и Сирии). Эффект резкого сниже- ния цен на нефть начал свое действие на советскую экономику в августе 1985 г. С 2 млн баррелей за сутки ее ежедневная добыча саудитами возрос- ла к осени до 9 млн баррелей. «Снижение цен на нефть, — комментировал бывший член ЦК Евгений Новиков, — было для нас сокрушительным уда- ром, просто сокрушительным. Это была катастрофа. Мы потеряли десят- ки миллиардов»49.

Посредством специальной операции психологического давления (PSYOP) американцы добились формирования у советского руководства представления о способности рейгановской администрации к нанесению ядерного удара. Навязывался образ Р. Рейгана как этакого «лихого ковбоя»,

 

48 Швейцер П. Победа. Роль тайной стратегии США в распаде Советского Союза и социа- листического лагеря. Минск, 1995. C. 13, 18–19.

49 Швейцер П. Указ. соч. C. 398.


готового в любой момент спустить курок пистолета. Держать Советы в уве- ренности, что президент США «слегка не в своем уме», было — по определе- нию Р. Аллена — одной из стратигем американской политики в отношении Советского Союза. Кто же захочет вступать в игру с сумасшедшим?50 Даже якобы случайная съемка Рейгана перед официальным интервью, когда он

«опробовал» голос на фразе «Я скомандовал две минуты назад о ядерном ударе по СССР», и якобы случайно попавшая в широкое тиражирование в указанном контексте, выглядит как хорошо спланированная психологиче- ская провокация.

В целях усиления психологического воздействия американцы активно применяли тактику еженедельного нарушения боевыми самолетами воз- душного пространства СССР. Такие акции проводились в течение всего пе- риода президентства Р. Рейгана. По мнению П. Швейцера, именно они, по- родив соответствующее чувство неуверенности у советского руководства, заставили его воздержаться от ввода войск в Польшу51.

Спрогнозировав стремление СССР ликвидировать технологическое от- ставание от Запада, США посредством тайной дипломатии организовали блокаду социалистического лагеря на предмет экспорта инновационных технологий. Соответствующие поправки были внесены в Экспортный устав Соединенных Штатов Америки. До 40% американского экспорта допуска- лось к продаже за рубеж только на основании соответствующих лицензий. Номинированные принципы «открытого общества» не стали непреодоли- мым препятствием для установления США торговых ограничений в отно- шении СССР и его союзников.

В итоге задуманная советская модернизация, ввиду технологической не- достаточности, как проект провалилась. «Это, — вспоминал сложившуюся ситуацию один из советских экспертов, работавших в Министерстве нефтя- ной промышленности СССР, — не было обычным оправданием, когда вина за задержку строительства приписывалась американским санкциям. Это была правда. Царил хаос. Сначала у нас не было турбин, затем мы пробо- вали произвести собственные, потом снова смогли закупить турбины. Что за хаос, что за светопреставление! Это стоило нам двух лет и миллиарды долларов»52.

Торговое эмбарго, прогнозировали аналитики ЦРУ, обусловит переход Советов к тактике промышленного шпионажа. В качестве средства проти- водействия и дополнительной дестабилизации экономики СССР был раз- работан механизм системной технологической дезинформации. Во многом

 

50 Шубин А. Истоки перестройки, 1978–1984 гг. М., 1997; Корниенко Г.М. «Холодная война»: Свидетельство ее участника. М., 1994; Широнин В. Под колпаком контрразведки. Тайная подоплека перестройки. М., 1996.

51 Швейцер П. Указ. соч. C. 34–35.

52 Швейцер П. Указ. соч. C. 357.


благодаря именно ему советская наука несколько лет пробуксовывала на ме- сте. «Все шло как по маслу, — цитируется П. Швейцером признание одного из американских технологических дезинформаторов. — В сфере технологий добычи газа и нефти мы их так запутали, что они до сих пор еще, кажется, не пришли в себя»53.

Программа СОИ расценивается многими современными исследова- телями как своеобразный «блеф» американской администрации. Обла- дая информацией о страхе, вызываемом у кремлевских лидеров проектом

«звездных войн», Р. Рейган блефовал. Ресурсами для создания системы, ана- логичной СОИ, Советский Союз не располагал. П. Швейцер считает, что

«СОИ-синдром» был важным фактором внешней и внутренней политики М.С. Горбачева. Отсюда, полагал он, выстраивалась цепь горбачевских усту- пок. СОИ, как свидетельствовал хорошо информированный советник ми- нистра иностранных дел Александр Бессмертных с трибуны конференции в Принстоне, безусловно ускорила развал Советского Союза54.

Задаче разрушения СССР, указывают авторы книги «Революции на экс- порт», «служил и самиздат, и передачи специально созданных на Западе радиостанций», и массовое производство анекдотов, и работа популярных юмористов, и студенческое движение КВН. К настоящему времени в США вышел ряд исследований — включая диссертационные разработки, — по- священных особой роли в подрыве культурных ценностей социализма в СССР и Восточной Европе «антиинституционального театра»55.

Весь перечень стратигем рейгановской администрации в отношении СССР нашел, таким образом, практическую имплементацию.

 

Модифицированные проекты

 

Из приоткрытых страниц американской стратегии борьбы против России некоторую известность среди политических аналитиков приобрел так назыве- мый «Гарвардский проект». Ввиду того, что под этим наименованием реализо- вывались по сути две различные проектные инициативы американских спец- служб, при исследовании данного феномена возникла определенная путаница. Первый из проектов Гарвардского университета был практически осу- ществлен еще в начале 1950-х гг. центром русских исследований. Инициато- ром проектной разработки являлся Джон Патон Дэвис, член группы поли- тического планирования Госдепартамента США. Характер предпринятого исследования заключался в сборе через интервьюирование «перемещенных лиц» и систематизации информации о реальном социально-политическом

53 Там же. C. 409–410.

54 Бессмертных А. Ретроспективный взгляд на конец «холодной войны». Принстон, 1993. 55 Кара-Мурза С.Г., Александров А.А., Мурашкин М.А., Телегин С.А. Революции на экспорт. М., 2006. C. 31.


положении СССР. Сбору подлежали преимущественно «социоантропологи- ческие» данные в сферах экономических и семейных отношений, социаль- ной стратификации, восприятия властных институтов и т. п. Показательно, что финансирование проекта осуществлялось по линии ВВС США. Цель предпринятого анализа заключалась в вынесении репрезентативной оценки психологической уязвимости гражданского населения СССР в случае мас- сированных бомбардировок, аналогичных по масштабам тем, которые не- задолго до того были применены в отношении Германии. Ничего подобного спецслужбами Советского Союза никогда не проводилось. Американские же технологии не стояли на месте. Опыт определения психологического со- стояния народа в стране противника станет в дальнейшем одним из базо- вых методов предварительного диагностирования ситуации56.

О существовании второго Гарвардского проекта информация в СССР была получена в начале 1980-х гг. благодаря оперативной работе советской контрразведки. Программа включала в себя три последовательно реализу- емых этапа. На первом должна была решаться задача создания почвы для перехода от социализма к капитализму. Возглавить процесс реформирова- ния предписывалось некоему вождю. Предположительно им мог стать Ге- неральной секретарь Коммунистической партии. Идеологическим ориенти- ром этого периода должен был стать апробированный во время Пражской весны» концепт социализма с «человеческим лицом».

Задачи второго этапа носили уже ликвидационный по отношению к си- стеме мирового социализма характер. К ликвидации предназначались Орга- низация Варшавского договора, КПСС и в итоге — СССР. Для осуществле- ния этой миссии требовалась номинация нового вождя, необремененного шлейфом идей модернизированного социализма.

Наконец, третий этап характеризуется как «завершающий» в логике всего Гарвардского проекта. На данной стадии осуществляется демонтаж послед- них атрибутов прежней социалистической системы, таких как бесплатное обучение и медицинское обслуживание. Государственная и общественная собственность должна перейти всецело в частные руки. Развитие инфраструк- туры морских портов и различного рода дорожных коммуникаций означало бы окончательную переориентацию России на рельсы сырьевого экспортера. Предотвращение восстановления имперских амбиций виделось в ликвида- ции российской армии в том ее виде, как она сформировалась в советские времена. В конце концов, ликвидируется как единая держава и сама Россия.

Гарвардский проект рассчитывался на пятнадцатилетний срок реализа- ции. Если принять в качестве исходной даты его начала 1985 г., то значит к 2000 г. сценарий должен был быть завершен. События 1998 г. вполне могли

 

56 Кодин Е. Гарвардский проект. М., 2003; Balzer M.M. Materials for the Project on the Soviet Social System: Guide. Cambridge — Harvard University. 1980; Oppenheimer M. Social Scientists and War Criminals. New Politics. Vol. 6. № 3. 23, Summer 1997.


обернуться описанным в завершающей фазе проекта исходом. Буквальное совпадение содержания гарвардской разработки с реальным ходом россий- ской истории дает основание предполагать об управляемости этих процес- сов. А ведь информационная утечка о Гарварде–2 поступила в распоряже- ние советского руководства еще до прихода М.С. Горбачева к власти57.

Широкое резонансное звучание приобрела также другая проектная раз- работка — Хьюстонский проект. Обращает внимание его непротиворечи- вость в отношении Гарварда–2. По существу, в нем идет детализированное раскрытие завершающего этапа Гарвардского проекта. Ставятся задачи внед- рения дезинтеграционных механизмов не в отношении СССР, распад кото- рого состоялся, а уже территории Российской Федерации. Зоны геополити- ческих претензий распределяются следующим образом: Сибирь — США, Северо-Запад — Германия, Юг и Поволжье — Турция, Дальний Восток — Япония. Хьюстонский проект ориентировал западные страны к отказу от взгляда на будущую Россию как единое государство. По отношению к каж- дому из возникших на ее территории государственных образований должна была быть выработана строго индивидуальная политическая линия58.

Что это — фабрикация конспирологов? Допустимо. В истории общест- венной мысли такого рода подделки хорошо известны: «Протоколы сион- ских мудрецов», «Арльский документ», «Велесова книга», «Тайна еврейства»,

«Речь Раввина», «Воззвание А.И. Кремье», «Документ Альбера Пайка», «Сон Кайзера», «Записка об анархистах» В.Н. Ламздорфа, «Документ Цундера»,

«Материалы Сиссона», «Турецкий документ» и др. Их подложность доказы- валась путем успешного источниковедческого анализа. В отдельных случа- ях дискуссия о подлинности продолжается до сих пор59.

В отношении же проектов распространения геополитического влия- ния США на постсоветское пространство никто с опровержением факта существования соответствующих документов ни на уровне государствен- ных структур, ни на уровне исследователей-аналитиков не выступал. Более того, многие лица, близкие к официальным кругам Белого дома, да и сами фигуранты высшей политической власти Соединенных Штатов высказы- ваются фактически в унисон с содержанием Гарвардского и Хьюстонского проектов. Существуют свидетельства о прямой конфиденциальной речи М.С. Горбачева в очень неформальной обстановке, датируемой 1985 г., в ко- торой содержались вполне узнаваемые сюжеты гарвардского сценария. Са- мое удивительное, что эта речь звучала как план (!) действий.

 

57 Россия в стратегиях США. Сборник документов. М., 2004.

58 <www.siac.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=627&Itemid=44–36k>; <www. znanie-vlast.ru/archove/znan130.pdf>.

59 Козлов В.П. Тайны фальсификации. М., 1996; Кон Н. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». М., 1990; Бегунов Ю.К. Тай- ные силы в истории России. СПб., 1995.


Уместно процитировать в этом ряду свидетельств слова госсекретаря США К. Пауэлла: «Россия должна забыть о том, что у нее есть какие-то интересы в республиках бывшего СССР, ибо восстановление СССР не входит в страте- гические цели правительства и государства США». Еще более определенно о геополитической стратегии Соединенных Штатов высказался в своем высту- плении 25 октября 1996 г. Б. Клинтон: «Последние десять лет политика в от- ношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также силь- нейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвы- чайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто от- кровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием. Мы получили сырьевой придаток, неразрушенное атомом государство, которое было бы нелегко создавать. За че- тыре года мы и наши союзники получили различного стратегического сырья на много миллиардов долларов, сотни тонн золота, драгоценных камней и т. д. В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнес- мены не верили в успех предстоящей операции. И напрасно. Расшатав идео- логические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке»60.

Среди проектных документов последних лет, отражающих стратегиче- ские планы Запада в отношении России, указываются также Доктрина «Гео- политического плюрализма на постсоветском пространстве» (1991 г.) (стра- тигема расчленения сначала Советского, а затем и Российского государства),

«Парижская хартия 1992 г.» (план стран «семерки» по демографической ми- нимизации российских территорий. Директива № 13 Министерства оборо- ны США от февраля 1992 г., где указываются потенциальные объекты аме- риканского военного вмешательства в России). Реальность существования названных планов остается на сегодня, впрочем, вопросом terra incognita. Однако само их циркулирование в СМИ свидетельствует, по меньшей мере, о том, что тема борьбы с российской государственностью существует.

Отнести такого рода разработки только к сфере конспирологии было бы не вполне корректно. По большому счету, их содержание хорошо известно и находится в свободном доступе. Каких-либо комментариев, отрицающих существование соответствующих проектов со стороны государственных деятелей стран, связанных с их созданием, не имеется. Для сравнения: когда в 1927 г. в английской печати распространились фальшивки о реализации Коминтерном программы мировой революции, в СССР посчитали необхо- димым выступить с системным разоблачением подлога61.

60 <www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/6537/ — 95k>.

61 Козлов В.П. Обманутая, но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по российской истории в XX веке. М., 2001. C. 14–36.


Технология борьбы с российской государственностью не составляет таким образом какой-либо тайны. Причина того, что вызовам такого рода соответствующие российские службы не могут в должной мере противо- стоять, заключается не в отсутствии информационного обеспечения, а в дефиците стратегии и практических механизмов противостояния против- никам в новом несиловом формате.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.021 с.)