Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коллективное бессознательное масс как объект управления в борьбе государств
Исследование коллективного бессознательного открыло новые перспек- тивы организационной деструкции государственной власти15. На истори- ческой шкале развития различных цивилизаций можно видеть точки так называемой «дионисийской разрядки» — неконтролируемого выхода пси- хической энергии масс. В такие периоды доминирующим является состоя- ние всеобщего хаоса, охватывающего и общественные, и государственные институты. В России это феномен «пугачевщины», всеохватывающего «рус- ского бунта». Его имманентными чертами классик, как известно, посчитал «бессмысленность» и «беспощадность». Именно бессмыслие бунтарства указывает на его фундаментальную связь с феноменом коллективного бессознательного. «Никто, — рассуждал Г.П. Федотов, — не может оспаривать русскости «воли». Тем необходимее отдать себе отчет в различии воли и свободы для русского слуха. Воля есть прежде всего возможность жить или пожить по своей воле, не стесняясь никакими социальными узами, не только цепями. Волю стесняют и равные, стесняет и мир. Воля торжествует или в уходе из общества, на степном про- сторе, или во власти над обществом, в насилии над людьми. Свобода лич- ная немыслима без уважения к чужой свободе, воля всегда для себя. Она не противоположна тирании, ибо тиран есть тоже вольное существо. Разбой- ник — это идеал московской воли, как Грозный идеал царя. Так как воля, подобно анархии, невозможна в культурном общежитии, то русский идеал воли находит себе выражение в культе пустыни, дикой природы, кочевого быта, цыганщины, вина, разгула, самозабвения страсти — разбойничества, бунта и тирании. Когда терпеть становится невмочь, когда «чаша народного горя с краями полна», тогда народ разгибает спину: бьет, грабит, мстит сво- им притеснителям — пока сердце не отойдет, злоба утихнет, и вчерашний «вор» сам протягивает руки царским приставам. Вяжите меня. Бунт есть не- обходимый политический катарсис для московского самодержавия, исток застоявшихся, не поддающихся дисциплинированию сил и страстей. Как в лесковском рассказе «Чертогон» суровый патриархальный купец должен раз в году перебеситься, «выгнать черта» в диком разгуле, так московский народ раз в столетие справляет свой праздник «дикой воли», после кото-
15 Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. М., 2006; Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Гайар К. Карл Густав Юнг. М., 2004. рой возвращается, покорный, в свою тюрьму. Так было после Болотникова, Разина, Пугачева, Ленина»16. По мере роста понимания психологии масс возникло представление, что «хаос» есть категория управляемая. Хаотические импульсы могут быть ис- кусственно вызваны к жизни целенаправленными управленческими уси- лиями. Программирование «дионисийской разрядки» прослеживается в подавляющем большинстве революционных потрясений современности. Групповые интересы в них — классическое марксистское объяснение при- роды революции — не имеют никакого значения. Определяющей является иррациональная поведенческая программа. Какая бы то ни было рацио- нальность в периоды революций подавляется. Механизмы отключения рацио хорошо известны в современной психо- логической практике. «Паралитики власти лихорадочно боролись с эпилеп- тиками революции», — характеризовал М.А. Алданов ситуацию в России, сложившуюся в феврале 1917 г. Только приступом всеобщего безумства можно объяснить утверждение в условиях войны принципов абсолютиро- ванной свободы, распространяемой в том числе на институты вооружен- ных сил17. Синдром подавления рациональности охватил советский социум в 1989– 1991 гг. Негативные последствия распада СССР для большинства населения были, казалось бы, очевидны. Однако осознание этого в специфических условиях массовой психологической обработки оказалось затруднено. Осо- знание случившегося произошло чуть позже, когда исправить что-либо было уже невозможно. Новое отключение рациональности населения потребова- лось политтехнологам в 1996 г. Призыв «Голосуй сердцем» (не разумом) стал лейтмотивом избирательной кампании Б.Н. Ельцина. Об экономическом об- вале 1992 г. россияне удивительным образом на время забыли, и в результате он повторился в 1998 г.18. Выход коллективного бессознательного объясняет протестное движение «бархатных» и «оранжевых» революций. «Мы, — говорил один из лидеров «Солидарности» А. Михник, — отлично знаем, чего не хотим; но чего мы хо- тим, никто из нас точно не знает». Под этим высказыванием могли бы распи- саться все участники коллективных протестов на киевском Майдане19. «Ни одна из победивших революций, — удивляются современные аналитики, — не дала ответа на вопрос о коренных объективных причинах случившего- ся, а главное, о смысле и содержании ознаменованной этими революциями
16 Федотов Г.П. Россия и свобода // Русские философы (конец XIX — середина XX века): Антология. Вып. 3. М., 1996. 17 Деникин А.И. Очерки русской смуты: в 5 т. М., 2006. 18 Кара-Мурза C. Г. Манипуляция сознанием. М., 2004. 19 Кара-Мурза С.Г., Александров А.А., Мурашкин М.А., Телегин С.А. Революции на экспорт. М., 2006. C. 34. новой эпохи. После революций-то что? Ни от свергнутых и воцарившихся властей, ни со стороны уличных мятежников, которые явно заявили о себе как активной оппозиционной политической силе, до сих пор ничего вразу- мительного на этот счет не прозвучало»20. Да и не могло прозвучать, ввиду иррациональности всего произошедшего. Рациональное содержание «оран- жевые» потрясения обретают только при взгляде на них извне системы, со стороны геополитических противников, их режиссеров.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.006 с.) |