Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Борьба государств как историческая предопределенность
Идея рассмотрения борьбы народов и государств как имманентного механизма в истории человечества имеет длительную традицию в обще- ственной мысли. Мифология едва ли не каждого народа содержит пред- ставление о глобальной по своему масштабу «священной войне». Архетип такой борьбы положен в основу этнокультурных ценностных моделей. Через мифологизированный образ противника происходило закрепление на уровне общественного сознания основных этических категорий — до- бра («правда этноса») и зла («правда чужака»). Вне борьбы не мыслилась ни одна аксиологическая система — религия, этика, историософия и даже космология1. «Без борьбы исчезло бы все…» — провозглашал античный основопо- ложник диалектики Гераклит Эфесский2. В войнах и битвах, ужасных в их конкретно человеческом плане, он видел проявление диалектического за- кона мироздания. «Та из противоположностей, — пояснял Гераклит объ- ективные природно-космологические основания происхождения борьбы государств, — которая ведет к возникновению космоса, называется войной и распрей…»3. Древнегреческий дискурс о природе войны подытожил в своих «Зако- нах» Платон. Борьба государств, констатировал он, коренится в самой при- роде существования общества. Безусловно, война — это зло, но она, будучи 1 Дырин А.И., Кузин В.П. Проблемы войны и мира в социально-философской мысли ан- тичности. М., 1992. 2 Античная философия: фрагменты и свидетельства. М., 1940. C. 27. 3 Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. C. 177. для человека врожденным качеством, представляет собой историческую не- избежность. Платон говорил о межгосударственной борьбе как о главной движущей силе истории4. Таким образом, осознание исторической имманентности конфликтно- сти государств наступило еще на заре развития обществоведческой мысли. В дальнейшем Леопольд фон Ранке, считающийся основоположником со- временной историографии, призывал рассматривать исторический процесс в контексте межгосударственных конфликтов. Европейская история перио- да модернити виделась ему в виде непрекращающейся борьбы за политиче- ское господство, как череда вооруженных столкновений5. На тезисе об объективной предопределенности противоборства в мире базируется, начиная с Р. Челлена, вся теория геополитики6. Идея о раскры- тии мировой истории через борьбу государств является, таким образом, если не общепризнанным, то достаточно распространенным положением в научном подходе к природе общественных процессов.
К. Клаузевиц определял войну как «продолжение политики другими средствами»7. А что же в таком случае мир? Сообразно с клаузевицкой трак- товкой, В.И. Ленин, отвечая на этот вопрос, рассматривал мир в качестве войны, ведомой ненасильственными способами. Следовательно, вне воен- ной парадигмы историческое существование государств невозможно. Нет государственных общностей, которые не имели бы внешнего противника. Различие состояний государственного бытия заключается, по существу, только в том, что соответствующее государство ведет войну либо в сило- вом, либо в несиловом варианте противостояния. Существует, конечно, и феномен пацифизма. Однако чаще всего паци- фистские построения адресуются будущему, как альтернатива конфликто- генному прошлому и настоящему. Итак, государства в силу самой своей природы находятся в состоянии борьбы друг с другом. Но эта борьба не обязательно должна выражаться че- рез прямое военное столкновение. Следовательно, задача разрушения рос- сийской государственности не может по определению не наличествовать в стратегическом арсенале внешних противников (да и конкурентов) России. Соответственно, и российские государственные деятели должны были бы разрабатывать стратегию подрыва оснований успешного функционирова- ния противоборствующих государств.
4 Платон. Законы // Платон. Сочинения. М., 1972. Т. 3. Ч. 2. 5 Ранке Л. Об эпохах новой истории. М., 1898; Куторга М.М. Об исторических трудах Ран- ке. СПб., 1851; Вайнштейн О.Л. Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историо- графия // К критике новейшей буржуазной историографии. М.; Л., 1961. 6 Челлен Р. Государство как форма жизни. М., 2008. 7 Клаузевиц К. О войне. М., 1934.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.004 с.) |