Новая управленческая реальность: технологии контекстного воздействия и борьба государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новая управленческая реальность: технологии контекстного воздействия и борьба государств



Бурное научно техническое развитие эпохи модерна вызвало к жизни че- реду технологических трансформаций. Общий тренд заключался в усложне- нии технологий, выражаясь в их стадиальном (удлинение технологической цепочки) и сетевом расширении (увеличение поля факторной соподчинен- ности). Применение новых технологий далеко не ограничивалось лишь ни- шей материального производства. В равной мере распространялись они и на сферу управления. Вместо прежнего прямого принуждения (директив- ная модель) реализовывалась система опосредованного воздействия. Она отнюдь не означала снижения регулирующей миссии власти. Как раз наобо- рот: достигнутый уровень развития науки и техники позволил расширить и оптимизировать масштабы управленческой регуляции.

Переход к новой модели государственного управления актуализировал- ся далеко не вчера. С начала ее внедрения прошло по меньшей мере треть столетия. К настоящему времени рядом государств (преимущественно за- падного цивилизационного ареала) этот переход в основных чертах уже осуществлен. В принципе, в СССР, судя по тематике общественного дискур- са эпохи перестройки, этот вызов формирования новой управленческой мо- дели был, во всяком случае, воспринят. Однако далее развитие российского государственного управления пошло в совершенно ином направлении.

Обозначенный переход вызван сменой технологических укладов. В историческом смысле он соответствовал утверждению модели постин- дустриального общества. Система государственного управления при этом, безусловно, усложнялась. Однако российские либеральные реформаторы приняли усложняющийся процесс за процесс упразднения. В целом же раз- витие управленческих механизмов в эпоху постиндустриализма соотносит- ся с императивом, сформулированным в отношении государства в одной из последних книг Ф. Фукуямы, — «меньше, но сильнее»8.

Общий тренд произошедшей трансформации заключается в переходе от административного распоряжения к мотивационному опосредованному воздействию. Важное значение в управленческом плане приобретает фор- мирование контекстов. То или иное решение теперь транслируется уже не с помощью директивы, а посредством конструирования программирующего поведения экономического субъекта контекстного поля. Человек восприни- мает это решение как собственный выбор, хотя в действительности оно и навязывается ему со стороны.

На Западе переход к модели контекстного управления был связан во многом с выходом из кризиса в начале 1970-х гг. В России эту новую систему

 

8 Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. М., 2006. C. 197.


восприняли в деформированном виде. Невидимость нитей государственно- го управления была воспринята за их отсутствие. Эта ошибка собственно и предопределила вектор российского реформаторства 1990-х гг.

Во многом реализации принципов контекстно-мотивационного управ- ления в России мешает господство механистической ментальности — как у российского чиновничества, так и у представителей общественных наук. Сила воспринимается исключительно как физическая, проявляемая через прямое воздействие. Восприятие другого измерения силы, да и вообще не- силового поля находится вне пределов чиновничьего понимания9.

Мотиваторы не сводимы к платформе рационального выбора. Соответ- ственно, мотивационное управление не исчерпывается рационально опре- деляемой категорией интереса. Как доказал израильский психолог Д. Кане- ман, получивший за свое исследование Нобелевскую премию по экономике (2002 г.), выбор экономических решений человека по сути своей нерацио- нален. В реальной практике он преимущественно интуитивен10. Поэтому одним из важнейших механизмов мотивационного управления является фактор психологического воздействия. Объектом этого воздействия стано- вится в том числе сфера подсознания. Управленческая практика выходит, таким образом, на уровень управления интуициями. Методики в данном случае преодолевают рамки какой-то одной науки и формируются различ- ными отраслями знаний.

Прежде управление осуществлялось по схеме инстанционного нисхож- дения. Команда доводилась от субъекта управления до объекта через череду иерархически соподчиненных инстанций. Такая система была чревата сбоя- ми при выходе из строя хотя бы одного из управленческих звеньев.

Формирование феномена информационного общества предполагало распространение через импульсы информации-сигналов системы управ- ления по всей сети общественной организации. Одновременно включалось сразу несколько каналов воздействия. Перекрытие одного из них уже не приводило к технологическому сбою. Именно сетевая топология, вместо простой вертикали, представляет сущность нового управленческого меха- низма. Возможность сорваться с крючка значительно выше возможности высвобождения из сетевого плена (рис. 1.1).

Какова система выстраивания сети? Прежний («удочный») механизм уп- равления выстраивался по прямой субъект-объектной линии. Новая управ- ленческая модель заключается в программировании действий объекта через формирование контекстной среды. Контекстуализированное управление

 

9 Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России // Государственное регулирование экономики: Мировой опыт и ре- форма в России (теория и практика). М., 1996.

10 Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Харьков, 2005.


создает у управляемого (являющегося по сути объектом) иллюзию субъект- ности, позволяя активизировать его личностный потенциал в реализации решаемых управленческих задач. Алгоритм действий и траектория дви- жения объекта контекстно сформатированы. Управляемый, с умноженной энергией решая возложенные на него задачи, рассматривает их не в качестве внешнего принуждения, а как собственный свободный выбор (рис. 1.2).

 


Субъект управления

 

Бюрократические инстанции


Субъект управления


 


 

Объект управления

 

МЕТАФОРА «УДОЧКИ»                                               МЕТАФОРА «СЕТИ»


 

Объект управления


Рис. 1.1. Старая и новая модели управленческих технологий

 

 


Субъект управления


Объект управления


 

 


Прямое субъектно-объектное управление


Опосредованное контекстное управление


Рис. 1.2. Контекстуализационная эволюция управленческих технологий

 

 

Сущность прямой модели управления определялась формулой Наполео- на: «Миром правят батальоны». Применительно к контексту начала XIX в. эта фраза действительно выражала доминирующий принцип организации власти. Однако эпоха правления через «силу батальонов» закончилась. Уже Ш.М. Талейран смотрел на идею батальонного всевластия с большим скеп-


сисом. «Штыки, — говорил он Наполеону, — хороши всем, кроме одного — на них нельзя сидеть»11. Эта талейрановская сентенция может быть в пол- ной мере контекстуально осмыслена только в связи с вышеприведенной фразой Бонапарта. Талейран своим афоризмом констатировал, по сути, на- чало трансформации прежней силовой модели государственности. Финал истории наполеоновских войн — с Ватерлоо и островом Святой Елены — подтвердил правоту именно талейрановской оценки12.

Окончательно новая модель управления была установлена в последней трети XX столетия. Теория смены индустриальной парадигмы на постинду- стриальную не отражает сущности произошедшей трансформации. Проб- лема здесь заключается не в изменении производственного уклада, а в ин- версии управленческих механизмов. Более корректно было бы говорить о «силовой» и «несиловой» эпохах выстраивания систем управления.

Управленческие задачи государства не замыкаются, как известно, ис- ключительно на функциях внутренней политики. Не меньшей значимостью в целях обеспечения его жизнеспособности обладает внешнее направление государственной деятельности. Соответственно, новые управленческие технологии, будучи реализуемы в одной из сфер политики государства, не могли быть не перенесены и на другую сферу. Использование новых техно- логий управления как средства борьбы в геополитическом плане является естественным реальным состоянием международных отношений. Наиболее технологически продвинутые государства имеют, соответственно, и наи- большие возможности применения их во внешнеполитической практике. Стоит ли удивляться в этой связи тому, что Россия оказывается на данном историческом этапе объектом новотехнологического воздействия, а отнюдь не субъектом его использования.

Мотиваторы при целенаправленном управленческом воздействии могут играть как в плюс, так и в минус. Они могут использоваться как в целях раз- вития соответствующей системы, так и для ее разрушения. Соответственно, механизмы мотивационного управления возможно использовать в борьбе с конкурентами. Перспективы их применения обнаруживаются в сферах по- литического и геополитического конфликтов. Сегодня реальность исполь- зования мотивационного управления в конфликтологической плоскос- ти — это реальность сетевых войн. Если перед современными российскими властями стоит задача овладения методикой воздействия на мотиваторы в управленческих целях, то для ее противников и конкурентов, уже освоив- ших этот методический инструментарий, актуальна задача прямо противо- положного содержания — использование указанных механизмов в проти- вовес национальным интересам России.

 

11 Туган-Барановский Д.М. Наполеон и власть. Балашов, 1993. C. 226.

12 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1971.


Таким образом, успех в современной практике государственного управ- ления определяет не силовой формат, а формат, программирующий через сценарные контексты поведение субъектов.

 

Феномен сетевых войн

Новое понимание технологического оснащения борьбы государств в со- временном мире выразилось в концепции «сетевых войн». Значительный вклад в ее разработку был внесен Управлением реформирования ВС США под руководством вице-адмирала Артура Цебровски. Новая технология активно апробировалась во время ведения боевых действий в Югославии, Афганистане и Ираке. В несколько более мягком формате она применялась во время вооруженного конфликта в Южной Осетии13.

Принципиальной новацией концепта являлось стирание грани между собственно военной и мирной формами противоборства государств. Фее- рическое применение технологии «сетевой войны» в революциях «оранже- вого типа» указывает на практическое преодоление прежней разделитель- ной грани между мирным и военным состояниями.

Генезисно теория исходит из признания последовательной смены трех технологических эпох в развитии человечества — аграрной, индустриальной и информационной (рис. 1.3). Формирование категории «сети» относится к информационно-постмодернистской стадии. Посредством глобализации

         
   

«обмена информацией» создается новое, охватывающее по существу весь мир универсальное пространство. Собственно в нем и через него реализу- ются основные стратегические операции войны. Через подачу информации происходит управление экономическими процессами, движением масс, при- нятием политических решений, проведением боевых операций и т. п.

 


Войны аграрной эпохи                                Войны индустриальной эпохи


Войны информационной эпохи


Рис. 1.3. Историческая эволюция технологий управления войной

 

13 Дугин А.Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй. Очерки геополитики XXI века. СПб., 2007. C. 322–347.


Войны традиционного общества имели локальный характер. Военное искусство отождествлялось с полководческим. Силы, вовлеченные в войну, были представлены прежде всего боевыми единицами. Великие завоевате- ли древности действовали зачастую вне связи с собственным государством, уповая главным образом на силу оружия. Индустриальная эпоха выдвину- ла принцип массового управления в военном конфликте. Война уже пред- ставляла собой не столько противостояние армий, сколько противоборство государственных систем. Слагаемые победы формировались теперь из эко- номических, политических, социальных и других компонентов.

Расширение масштабов управления войной связано с развитием мас- совых коммуникаций. Сетевые войны постиндустриальной эпохи дово- дят омассовление коммуникационно-информационных связей до уровня глобальных пространств. Игравшие прежде подчиненную роль факторы несилового порядка выводятся на первый план в спектре технологий со- временного конфликта. Управление усложняется настолько, что феномено- логически перемещается с поля сражений (эпоха традиционного общества) и из стен генштабов (эпоха индустриального общества) в виртуальную сферу.

Основная установка перехода к сетевому принципу управления заклю- чается в распространении его помимо собственной иерархии подчиненных на категории нейтральных сил и силы противника. Конечная цель — уста- новление тотального манипуляционного контроля над всеми субъектами нового военного противостояния. Речь, иными словами, идет об установле- нии мирового господства.

В отличие от прежних моделей такого рода под управленческий кон- троль берутся не сами субъекты, а их мотивации. Собственно боевые опе- рации, с традиционными для прежних эпох вводом войск и оккупацией территорий, теряют актуальность. Все решаемые посредством них задачи могут быть достигнуты теперь в ином, несиловом формате. «Цель сетевых войн, — пишет А.Г. Дугин, — абсолютный контроль над всеми участниками исторического процесса в мировом масштабе»14.

Сетецентричные войны подразделяются в теории сетевых конфликтов на четыре смежные сферы бытия: физическую, информационную, когнитив- ную (рассудочною) и социальную. При этом осуществляется сознательная интеграция всех четырех областей ведения сетевой войны, в результате чего и происходит формирование сети. Достигаемая синергия резко повышает эффект воздействия (в том числе и собственно боевого) на противника, а в отношении союзников и нейтральных государств формирует управляемую модель поведения.

 

14 Дугин А.Г. Мир охвачен сетевыми войнами // < www. noravank.am/ru/?page =analitics&nid= 159–34k>.


Физическая область — традиционная сфера ведения войны, понимаемой как физическое столкновение боевых единиц во времени и пространстве. В информационную эпоху физический аспект стоит рассматривать как пре- дельную форму применения сетевых технологий, основная часть которых сосредоточена в трех других областях сетевых войн, проецирующих свой эффект в физическую плоскость.

Информационная область — сфера создания, обработки и распределе- ния информации, имеющей системообразующее значение, поскольку свя- зывает все аспекты ведения сетевых войн. Преимущества или недостатки той или иной противоборствующей стороны в информационной области предоставляют стратегическое преимущество в войне более подготовлен- ной в этом отношении стороне.

Когнитивная область — сознание индивидуума, вовлеченного в той или иной степени в сетевую войну. Именно сознание человека является основ- ным объектом сетевого воздействия, и влияние на него в своих интересах (навязывание своей модели мышления) имеет фундаментальное значение для победы в войне нового типа.

Социальная область: поле взаимодействия людей, общественных ин- ститутов, социальных групп любого типа — является контекстом ведения сетевых войн, который необходимо тщательнейшим образом принимать во внимание, а процессы в социальной области необходимо гибко на- правлять в желательное русло для нейтрализации возможного противо- действия устойчивых социальных институтов (религиозных, этнических и прочих объединений) и направления их интегрирующего потенциала в свою пользу.

Советский Союз оказался в свое время совершенно неготовым к новому сетевому противостоянию с Западом. Еще меньшую степень готовности к новым сетецентричным вызовам борьбы в современном мире демонстри- рует постсоветская Россия. Соответствующие российские службы менталь- но не ушли от стратигем эпохи модерна. Соответственно и обеспечение национальной безопасности страны выстраивается на основе устаревших технологий эпохи индустриального общества. В итоге эффективность рос- сийских спецслужб в противостоянии с технологически превосходящим их противником оказывается минимизированной.

Задача спасения России предполагает принятие, во-первых, карди- нальных мер по выводу страны из системы американского сетевого про- странства. Необходимо формирование собственной информационно- технологической сети. Для работы в режиме сетевых войн требуется новое в ментальном отношении кадровое обеспечение структур государственной безопасности. Такие кадры должны быть в срочном порядке подготовле- ны. Это предполагает учреждение ряда закрытых образовательных цен- тров аналитического типа. Академия ФСБ к решению такого рода задач,


по понятным причинам, явно не готова. Переход Академии в 1990-е гг. на обучение по стандартным образовательным программам высшего профес- сионального образования окончательно лишил ее перспективы подготовки профессионалов-сетевиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.033 с.)