Тайные общества в конспирологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тайные общества в конспирологии



Для уточнения глобального, мегаисторического масштаба проектов77 используется апробированное в литературе понятие «конспирология». Конспирологическая доктрина отличается от бланкистской. Последняя со- средоточивается на проектах частного, локального порядка, тогда как кон- спирологические концепции отличаются универсальными и историософ- скими параметрами. Аксиомами конспирологической теории являются сле- дующие положения.

Существование тайной организации.

1. Типовая аномалия участников группировки по сравнению с «естествен- ным человеком».

2. Цель группировки — распространение своей власти над миром.

3. Проект мирового порядка есть антисистема, противостоящая тради- ционной модели.

 

 

77 Термин «заговор», с точки зрения авторов, неприменим, так как используется для кари- катуризации реально существующей и требующей исследования проблемы. Применяется термин — «проект».


В конспирологической литературе обычно выделяют четыре типа тай- ных обществ в зависимости от их отношения к власти (рис. 1.5)78, из кото- рых в первую очередь интересуют политические тайные общества, многие из которых имеют религиозно-мистическую или квазирелигиозную идеоло- гию. В отличие от традиционных религиозных и религиозно-политических организаций политические общества непосредственно выражают идею проекта — стремление разрушить прежний порядок и стать во главе вновь созданной общественной структуры.

 

Рис. 1.5. Типология тайных обществ в конспирологической литературе

 

Согласно условной классификации Ч.У. Гекерторна79, существуют следую- щие варианты тайных организаций.

1. Религиозные: например, египетские или Элевсинские мистерии.

2. Военные: тамплиеры.

3. Судебные: фемы.

4. Ученые: алхимики.

5. Гражданские: франкмасоны.

6. Политические: карбонарии.

Безусловная заслуга в обращении к исследованию феномена проекта принадлежит А.Г. Дугину, который первым апробировал понятие «конспи- рология» в отечественной печати. Он подчеркивал, что конспирологическое рассмотрение предполагает анализ «заговора в мировом масштабе», «ведь именно идея такого «глобального заговора» и составляет основу «конспиро- логии» даже в тех случаях, когда речь идет об объяснении или «разоблачении»

 

78 Немировский В.Г. Тайные общества и заговорщики. СПб., 2007. C. 9–10.

79 Гекертон Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран // Тайные ордена: Тамплиеры и Община Сиона. Розенкрейцеры и алхимики. Харьков; Киев; Ростов н/Д, 1997. C. 24.


какого-то частного, локального заговора»80. А.Г. Дугин ознакомил россий- ского читателя с вариациями конспирологической мысли Западной Евро- пы, представив историографический обзор творчества С.-И. д’ Альвейдры, Г. д’ Орсе, Р. Генона, М. Серрано, Ж. Робена, Ж. Парвулеско и др.81. Согласно дугинской классификации, выделялись следующие основные типы «теории заговора»: «масонский заговор», «еврейский заговор», «заговор банкиров»,

«заговор неимущих» (или «большевистский»), «мондиалистский заговор»,

«заговор сект». Неясен, впрочем, классификационный принцип. Большин- ство конспирологических доктрин сконцентрированы на основе выделения носителей проекта: евреи, банкиры, неимущие и сектанты. Масонство пред- ставляет собой форму организации, в которую могут объединяться все вы- шеперечисленные группировки тайных сил. Мондиализм является целью, но не указывает — как и масонство — на состав конспирологических корпо- раций. Кроме того, не все распространенные теории конспирологов уклады- ваются в рамки указанной схемы, вне которой оказываются проекты католи- ков, интеллигенции, геополитических институтов, психофизиологического меньшинства и т. п.

М.И. Демиденко декларативно осуждал творчество Дугина, указывая, что его элитно-эзотерическая ориентация на круг посвященных ведет к «крема- ториям Третьего рейха». При этом автор, не ссылаясь на дугинские иссле- дования, по сути воспроизвел их ключевые теоретические положения, как в определении методологии конспирологической мысли, так и в раскрытии частных форм проектов. Совмещение сюжетной линии проектов национал- социалистских оккультистов и атлантистского лобби придавало его рабо- там эклектический характер. Типология конспирологических моделей Ду- гина, заимствованная без исправления противоречий последнего, была им дополнена двумя вариантами теории — «национал-социалистским загово- ром» и «заговором бывших членов КПСС». В данном случае автор сужал конспирологические типы мегапроекции частноисторическим случаем, подменяя типологический принцип классификации иллюстративной кон- кретизацией82.

А.Е. Виноградов корректировал взгляды А.Г. Дугина, указывая, что «ев- рейская версия» является лишь частным случаем «финансового заговора». Таким образом, он оставлял вне поля рассмотрения иные вариации этно- национального проекта, связанные, в частности, с расовой и религиозной интерпретацией еврейской проблематики. С его точки зрения, конспиро- логические теории сводятся к трем основным типам проекта — «крупного

 

 

80 Дугин А.Г. Конспирология (наука о заговорах, тайных обществах и оккультной войне). М., 1993. C. 7.

81 Там же. C. 85.

82 Демиденко М.И. По следам СС в Тибет. СПб., 1999. C. 78–80.


капитала», «масонства» и «спецслужб», доказательству реальности которых он посвятил свое исследование83.

Е.Б. Черняк использовал вместо понятия «конспирология» дефиницию

«тайная война», под которой подразумевал нелегальную активность, наце- ленную на свержение иностранных или собственного правительств, а так- же на устранение сохраняющих автономию по отношению к центральным органам власти региональных руководителей84. Представив методологиче- скую трактовку своего понимания закулисной истории, Черняк перешел к реконструкции ее деталей в сферах шпионажа и секретной дипломатии, оставив без внимания общественную мысль о проектах.

С.Б. Морозов сформулировал задачу рассмотрения конспирологии в гносеологическом ключе, указав, что социальные катаклизмы не вызваны заговорщической деятельностью тайных сил, а, напротив, сами обуслов- ливают распространение конспирологических интерпретаций85. Однако затем автор переходит от исследования мысли о проекте к конструиро- ванию собственной модели объяснения его как исторической реально- сти. В частности, он представил схему конспирологической деятельности кланово-корпоративных структур, разлагающих органическое единство консорций.

Корректируя существующие классификации теории проектов на осно- вании изучения конспирологической литературы авторами предлагается следующая типология существующих на сегодня концептов (рис. 1.6).

Если одна группа исследователей, поставивших перед собой задачу из- учения феномена конспирологической мысли, сама вставала на точку зре- ния о существовании проекта, другая — изображала подобные умонастрое- ния в гротескном ключе психопатологии, ратуя за табуирование разработок данного рода как разжигающих погромные настроения среди масс.

Системную апробацию последнего из подходов, применительно к рус- ской правой мысли, представил У. Лакер, декларировавший цель исследо- вания в раскрытии различных проявлений мании преследования и веры в

«теорию заговора» как симптомов параноидального мышления. Автор ак- центировал внимание на идеологическом аспекте конспирологии, освещая историографическую проблематику лишь попутно. В отличие от М.И. Деми- денко, считавшего что увлечение конспирологией вызывает маниакально- депрессивные расстройства, Лакер обнаруживает обратную зависимость, полагая «теорию заговора» не причиной, а следствием психиатрических аномалий. Он приходил к заключению, что «масонофобия — род идеоло- гического сумасшествия, для которого характерны разнообразные страхи и

 

 

83 Виноградов А.Е. Тайные битвы ХХ столетия. М., 1999. C. 6–7.

84 Черняк Е.Б. Времен минувших заговоры. М., 1994. C. 3, 9–10.

85 Морозов С.Б. Заговор против народов России сегодня. М., 1999. C. 9.


     

 


                               

 

 

Психические аномалии

 
 

Биологические аномалии

 

 

Гностиков и манихеев
Рис. 1.6. Классификация концептов заговоров по конспирологической литературе


крайняя подозрительность»86. Среди других факторов, служащих источни- ком формирования «теории заговора», автор называет: идеологические за- казы правительственных кругов, апокалиптическую парадигму церковного мышления, антиурбанистический протест деревенской традиционности, маргинальную среду изгоев социума. Лакер подчеркивал, что в России в

«теорию заговора» верят больше, чем в какой-либо другой стране, включая национал-социалистскую Германию. Исследователь определил логически некорректные универсальные положения конспирологических доктрин.

1. Ссылка на организационную солидарность группировки — масонов, которой никогда «вольные каменщики» не достигали.

2. Инкорпорация в масонство любых тайных организаций.

3. Произвольное зачисление в масоны и обнаружение еврейской крови у видных государственных и общественных деятелей.

Одним из ведущих мотивов «теории заговора» автор считает веру в то, что в смерти правителей и лидеров правого направления повинны заговорщики.

О психопатологической природе формирования концепции заговора высказывались и другие исследователи в различные периоды истории87.

Таким образом, большинство исследователей «теории заговора» вступали в полемику о реальности существования соответствующих проектов, которая сродни спору между верующими и атеистами. Имея в виду неконструктивный характер данной дискуссии, авторы сознательно отказались от конспирологи- ческого подхода к изучению проблемы. Поэтому из нижеприводимого переч- ня центров влияния намеренно исключены фигурирующие в конспирологии тайные общества. Речь идет лишь об официально действующих структурах, оказывающих существенное воздействие на институты государственной вла- сти и общественное мнение в транснациональном масштабе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.013 с.)