Радость и страдание как ценностные ориентиры религиозного сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Радость и страдание как ценностные ориентиры религиозного сознания



 

На огромных просторах России живут народы с разным мирочувствованием, темпераментом, религиозными взглядами. Нередко именно религия определяет характер, эмоциональную окрашенность отношения человека к миру. Чувства, наряду с верой, ритуалом, образом жизни занимают важное место в любой религиозной системе, например, любовь к Богу, страх перед возможным наказанием за нарушение запретов, трепет, восторг от соприкосновения со священным и т. п.

    С давних времен Россия неразрывно связана с христианством, но она открыта и другим верованиям, учениям, порой претендующим на альтернативу устоявшимся религиозным системам. В российском пространстве существуют также ислам, иудаизм, буддизм в различных его формах, индуизм и т.п. Молодежь сегодня, зачастую отвергая традиционные ценности, стремится самостоятельно выбрать идеологическую основу своей жизни, в частности, религию или религиозно-философское учение, руководствуясь, порой, привлекательностью их внешней стороны, необычностью, особой эмоциональной окрашенностью. Ведь некоторые чувства, эмоции считаются в религиях особо ценными, а некоторые нежелательными.

    Так, на первый взгляд христианство может показаться религией, в которой особую аксиологическую значимость имеет эмоция страдания. Сама символика христианства связана со смертью и предельными страданиями человеческого тела, в котором Сын Бога Иисус принял мучительную казнь на кресте. Образ распятия сопутствует верующим и в церкви, и на их собственном теле в виде крестиков. Жизнеописания святых подчеркивают особую предрасположенность праведников еще в детском возрасте к глубоким размышлениям, отсутствие интереса к веселым играм сверстников и земным радостям вообще. Так в «Сказании о преподобном старце Феофиле, иеромонахе, Христа ради юродивом подвижнике и прозорливце Киево-Печерской Лавры» подчеркивается, что уже в юном возрасте будущий святой понял, что «не для радости и счастья рождаются люди на земле, а рождается человек на страдание» [6; 18]. Особо почитаемые святые в христианстве — мученики и страстотерпцы, люди, принявшие муку ради веры. Страдание очищает душу, приближает верующего к Богу. «Христос терпел и нам велел», — гласит русская поговорка. Отрешиться от земных радостей и суеты повседневной жизни помогает музыка, звучащая в православных храмах, строгая и сосредоточенная, почти лишенная эмоций. Главный праздник в православии — Пасха, т.е. смерть плоти и воскресение духа (в отличие от католицизма, в котором центральным событием годичного круга является Рождество — воплощение Бога в человеческом теле). Празднованию Пасхи предшествует Страстная неделя — воспоминание и переживание Христовых страданий. Великий Пост — это время максимального самоограничения верующих в еде, помыслах и поведении. В дни поста не допустимы выражения бурной радости, легкомысленные развлечения и т. п., человек должен быть сдержанным и аскетичным. Эти правила касаются и других постов, предписанных православной церковью.

Священные тексты христианства также подчеркивают необходимость безропотного принятия страданий ради спасения, обретения Царства Небесного. Так в Нагорной проповеди Иисус наставляет учеников: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39); «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное», «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня…» (Мф. 5:4–11). Страдания во имя Христа в этой, земной жизни, должны привести к блаженству в грядущем Царстве Небесном, точные координаты которого неизвестны. Но это обетование служит утешением в жизненных скорбях кротким и смиренным, плачущим и чистым сердцем: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…» (Мф. 5:12). Кажется, что христианство не учит радоваться настоящему моменту, оно устремлено в будущее, которое настанет после смерти, а здесь, на Земле, христианство призывает думать о своих прегрешениях, готовясь к исповеди, акцентируя внимание на чувстве вины и раскаянии. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, и бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3).

    Возможно, этот явственный эмоциональный фон скорби и самоосуждения в христианской религии отвращает от церкви молодых людей, стремящихся к удовольствиям и развлечениям. Они объявляют себя приверженцами других религий, пришедших в Россию, имеющих более радостное выражение. Особенно сильно увлечение современной молодежи религиями и учениями Индии. Индия привлекает россиян яркими красками, экзотическими костюмами, веселыми праздниками, необычной музыкой и танцами, радостными образами богов. Индия — родина таких религиозных систем, как индуизм, кришнаизм, буддизм, религиозно-философских учений Кришнамурти, Ошо и др., которые вызывают интерес и в нашей стране.

    Так, в российских городах нередко можно увидеть кришнаитов − представителей «Международного общества сознания Кришны», танцующих на улицах под удары бубнов, в ярких свободных одеждах, радостно поющих хвалебные гимны «Харе Рама, харе Кришна!», что можно перевести как «О, всепривлекающий, о, всерадующий Господь! Позволь мне преданно служить тебе!» На религиозных картинах кришнаитов изображены яркие, нарядные, улыбающиеся божества и добродушные животные. Сам Кришна играет на флейте. Кришнаизм — одно из направлений индуизма, древней религии Индии. В индуизме, кроме добродушных богов встречаются боги устрашающие, гневные, опасные, например, богини Дурга, Кали, Шива в ипостаси разрушителя и др. Но есть у Шивы и другая ипостась — покровителя танца Натараджи. Христианам трудно представить Иисуса музицирующим, в текстах евангелий есть только одно упоминание о пении Христа вместе с учениками — после тайной вечери они «воспевши, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26:30). Популярным становится в России и индийский праздник Холи, во время которого его участники радостно обрызгивают друг друга красками. 

Буддизм, древнейшая мировая религия, официально была признана в России в XVIII веке, указом Елизаветы Петровны. Буддизм учит человечество освобождению от страданий, идя особым, восьмеричным путем, свободным от гнева и алчности, полным любви и сострадания ко всем живым существам. В священном для буддистов тексте «Дхаммапады», содержащей, как принято считать, изречения Будды, есть те, которые касаются радости, счастья и страдания. Например, в «Главе парных строф» излагается причина этих эмоциональных состояний: «В этом мире радуется он и в ином — радуется. В обоих мирах творящий добро радуется. Он радуется — не нарадуется, видя непорочность своих дел. В этом мире страдает он и в ином — страдает, в обоих мирах злочинец страдает. “Зло сделано мной”, — страдает он. Ещё больше страдает он, оказавшись в беде». В главе «О счастье» раскрывается основа этого состояния человека: «О! Мы живем очень счастливо, невраждующие среди враждебных; среди враждебных людей живем мы, невраждующие. О! Мы живем очень счастливо, небольные среди больных; среди больных людей живем мы, небольные. О! Мы живем очень счастливо, нетомящиеся среди томящихся; среди томящихся людей живем мы, нетомящиеся. О! Мы живем очень счастливо, хотя у нас ничего нет. Мы будем питаться радостью, как сияющие боги» [1].

Все большее количество молодых людей в России интересуются буддизмом. На территории Российской Федерации это учение является основным в Бурятии, Тыве, Калмыкии, в республике Алтай, Иркутской области и Забайкальском крае. Буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге и Москве.

  Увлечение японской культурой в России принесло с собой и религию дзен. Дзен-буддизм учит не просто находиться в настоящем моменте — здесь и сейчас, но и ценить его красоту. Именно в русле традиции дзен возникли знаменитые японские трехстишия хокку (хайку), в которых тесно слиты звук, цвет, эмоция. Дзен-буддизм доверяет человеческой природе, считая, что в ней изначально присутствует природа будды, которая под воздействием эго замутняется [7]. В этом существенное отличие буддизма от христианства, утверждающего наличие в каждом появившемся на свет человеке «первородного греха». 

    Учение Ошо (Бхагвана Шри Раджниша), приобретающее все большую популярность в нашей стране, нельзя назвать религиозным в традиционном понимании этого слова. Оно отвергает устоявшиеся религиозные системы как средства ограничения человеческой свободы, но утверждает «новую религию», как называл свое учение сам Ошо. «Моя религия является первой религией, которая воспринимает человека во всей его тотальности и естественности, которая принимает его как единое целое, таким, каков он есть. Вот что для меня означает святость, ― не нечто священное, а нечто, принятое во всей его целостности», ― заявлял индийский мыслитель [3].

Вот что писал Ошо о страдании и радости в своих работах: «Страдание — это состояние бессознательности. Мы несчастны, потому что не осознаем, что делаем, что думаем, что чувствуем, — в каждое мгновение мы постоянно сами себе противоречим. Действие движется в одном направлении, мышление — в другом, чувства — в третьем. Мы постоянно разваливаемся на части, становимся более и более раздробленными. Именно это и есть страдание — мы теряем целостность, теряем единство. Мы становимся просто периферией, абсолютно лишенной центра. И естественно, жизнь, которая не гармонична, будет несчастной, трагической; будет бременем, которое нужно кое-как тащить в страдании. Самое большее ― мы можем сделать это страдание менее болезненным. В нашем распоряжении тысяча и одна разновидность обезболивающих средств. Это не только алкоголь и наркотики — так называемые религии тоже действуют, как опиум» [2]. «Насколько я вижу, важнее всего счастье, важнее всего радость. Важнее всего празднующий подход. Важнее всего жизнеутверждающая философия. Наслаждайтесь!» [4]. «Счастье находится там же, где находитесь вы, — где вы, там и счастье. Оно вас окружает; это естественное явление. Оно точно как воздух, точно как небо. Счастья не следует искать; это само вещество, из которого состоит вселенная. Радость — само вещество, из которого состоит вселенная» [4]. «Тот, кто достиг радости, становится источником великой трансформации для многих. Его пламя зажжено, и теперь он может помогать другим. Незажженные огни, приближаясь к тому, кто воспламенен радостью, могут также загореться» [4].

    Тема радости присутствует не только в религиозных учениях Индии. В иудаизме, ставшем опорой христианского вероучения, радость считается тем «состоянием, которое должно сопровождать бытие» [5]. Суббота для иудаистов — день радости, так же, как и другие праздники. В книгах пророков Танаха — о радости слова Исайи: «И в радости будете черпать воду из источников спасения» (Ис. 22:3). Заповедь хасидизма, одного из направления иудаизма, гласит: «Служи Богу с радостью»; печаль и угнетенное состояние духа — признаки духовных заблуждений [5].

Ислам придает немалое значение чувству радости и веселью. В шиитской энциклопедии хадисов «Бихар аль-анвар» есть следующее наставление: «Старайтесь поделить свое время на четыре части: одну часть для богослужения и молитв, вторую — для обеспечения средств к существованию, третью — для общения с братьями и верными друзьями, а четвертую — для отдыха, радости и веселья. Выделив время для отдыха и развлечений, вы сможете и помолиться, и обеспечить семью, и общаться» [10]. Первый имам в учении шиитов Али полагал, что «радость вызывает хорошее расположение духа, веселье и восторг» [9].

В Коране более 20 раз повторяется слово «фарах» — радость, описывается радость достойная и ложная. К достойной радости в исламе, например, относится — радовать другого. Чем больше радости люди дарят, тем больше радости получают в ответ. В исламской традиции Пророк описывается радостным и благодарным Аллаху. 

Таким образом, все рассмотренные религии, помимо христианства, отмечают особую ценность в жизни верующего человека эмоции радости. Однако нельзя утверждать, что христианство — безрадостная религия. Это учение открывает для его последователей путь к духовному восторгу. Следующий этим путем поймет, какая огромная радость рождается в человеке, который простил обидевшего его, отдал вору свою одежду и возлюбил врага. Ибо не может не быть счастливым человек, приближающийся, по заповеди Иисуса, к совершенству Бога, светящий, как солнце, всем людям — и злым, и добрым, и праведным, и неправедным (Мф. 5:45–48). Ибо заповедал Иисус: «… да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15:11).

Литература

1. Дхаммапада // Буддизм. Четыре благородных истины. — М: ЭКСМО-пресс, 1999.

2. Ошо. Осознанность. Ключ к жизни в равновесии. ― СПб.: ИГ «Весь», 2006.

3. Ошо. Слова человека без слов // Ошо. Записки сумасшедшего. 10000 будд. – М.: Мокша, 2000.

4. Ошо. Счастье, которое приходит изнутри. ― СПб.: ИГ «Весь», 2007.

5. Плахов В.Д. Homo genialis за чертой нормальности: философско-антропологический дискурс, СПб.: Петрополис, 2010.

6. Сказание о преподобном старце Феофиле, иеромонахе, Христа ради юродивом подвижнике и прозорливце Киево-Печерской Лавры. / Сост. В. Зноско. — Киев, 2003.

7. Судзуки Д. Т. Основы дзен-буддизма // Буддизм. Четыре благородных истины. — М: ЭКСМО-пресс, 1999.

8. Фромм Э. Иметь или быть? — Киев, 1998.

9. Абузар Ибрахими Торкмани. Ислам.ру: Религиозность и радость. Счастье естественно для верующего человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=monitor &id=12863.

10. Радость с точки зрения ислама. / Пер. Махдие Ваджихи [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.tebyan.net/index.aspx?pid=211811.

 

 

К. С. Корнилова, А. А. Пашкина, К.  Равальдини

студенты СПбГУКиТ

(научный руководитель —доц.  Т. В. Жаркова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.011 с.)