Влияние глобализации на молодежную культуру 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние глобализации на молодежную культуру



«В целях привлечения внимания общества к вопросам развития

культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире 2014 год в России по указу

президента объявлен годом культуры» [1]

На рубеже XX и XXI веков термин глобализации все чаще стал упоминаться с культурной точки зрения и оказывать влияние, прежде всего, на молодежную среду. В своей работе мы хотели бы рассмотреть влияние глобализации на культуру российской молодежи и выяснить, какие у неё специфические особенности и черты.

Одной из основных причин для культурной глобализации послужило распространение и увеличение территорий охвата планеты сетью Интернета. Возможность быстрой, легкой и удобной коммуникации между людьми разных наций, этносов и рас приводит к слиянию культур, заимствованию чужих обычаев и даже частичной ассимиляции.

Поскольку нынешнее молодое поколение — это самые активные пользователи Интернет-пространства, телевидения и молодежных СМИ, то именно они больше всего подвергаются незримому влиянию западных культур. По данным ВЦИОМ за 2013 г., среди тех, кто ежедневно выходят в Сеть, 76% составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, а максимальную Интернет-активность демонстрируют пользователи в возрасте от 14 до 23 лет (более 90%) [2]. Это наиболее «опасный» возраст, когда психика не до конца устойчива и сформирована. Как только подросток или молодой человек заходит в Интернет, на него обрушивается огромный поток различной информации, которую он воспринимает через компьютерные игры, фильмы, музыку и общение в социальных сетях, и это не может не оказывать своего воздействия.

В силу того, что американский и европейский образы жизни на порядок более «раскручены», чем российская культура, неудивительно, что иностранные праздники, фильмы, книги и музыка более популярны в нашей стране. Для того чтобы поднять собственные рейтинги успеха, отечественные печатные издания, радио и телевидение перенимают формат и тематику зарубежных коллег.

Сейчас проводится большое количество социологических исследований на тему влияния глобализации на российскую молодежь. Все они отмечают роль отечественных СМИ, которая заключается в том, что они формируют общественное мнение, создают возможности для сравнения собственной жизни с жизнью людей других стран, производя тем самым «демонстрационный эффект». Молодежные медиа перестали изображать Запад в качестве идеологического врага, наоборот, в некоторые материалы больше напоминают пропаганду иного стиля жизни.

Например, в письме редактора в журнале для девушек «Yes!» (выпуск №10, октябрь 2013 г.) автор рассказывает о своих впечатления от США и жителей Нью-Йорка: «А еще меня поразил их внешний вид. Какие они красивые, подумала я тогда. Особенно разительный контраст я заметила, когда вернулась в Москву и как-то заехала на Манежную площадь. Наши симпатичные девушки выглядели на редкость уныло». Далее следует примечание, что это отнюдь не агитация и пропаганда, однако общий посыл говорит сам за себя. При сравнении русской и американской моды отечественная занимает не лучшую позицию. Для девушек это явный сигнал к действию — если хочешь выглядеть привлекательно, необходимо соответствовать определенному образу.  

В России нет никаких запретов на пропаганду западной культуры и её продуктов. У нас не запрещено смотреть иностранные мультфильмы, носить одежду с иностранным брендом, слушать музыку на других языках. Но вопрос заключается в другом. Насколько разрекламированная иная культура может превосходить нашу? В современной России тоже есть свои течения, качественная музыка, интересное кино и т.д. Вспомнить хотя бы фильм «Легенда №17» режиссера Николая Лебедева, который посвящен великому советскому хоккеисту Валерию Харламову и повествует о триумфе хоккея в СССР. Критики практически единогласно сошлись во мнении, что это яркий и достойный русский фильм, имеющий свою самобытную сущность, снятый без подражания и поклонения Западу, и таких примеров еще немало.

Однако даже выдающиеся музыканты и режиссеры зачастую не умеют грамотно презентовать свои творения. Они не умеют заинтересовать своего зрителя. Поскольку сейчас все СМИ, рекламные и пиар агентства стремятся получить как можно больше прибыли, им проще это сделать с помощью уже готового, раскрученного продукта, взятого извне, чем рисковать инвестициями и стараться поддержать отечественного производителя. Именно отсюда и возникает массовое подражание Западу и своеобразное разочарование в российской культуре.

Литература

1. Указ Президента РФ от 22.04.2013 № 375.

2. Бродовская Е.В., Шумилова О.Е. Российские пользователи и непользователи: соотношение и основные особенности // Мониторинг общественного мнения. № 3 (115) май-июнь 2013 г.

3. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Логика глобализма // Наш современник. 2001, № 11.

4. Мосяков Д.В., Королев А.А. Процессы глобализации: есть ли плюсы для России? // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1.

5. Хорин И.С. Глобализация общественной жизни: история и современность // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2.

6. Хорина Г.П. Глобализация как идеология // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1.

7. Федотова В.Г. Меняющийся мир и глобализация // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1.

8. Шендрик А.И. Глобализация в системе культурологических координат (начало) // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1.

 

А. С. Крайнова

к.п.н., доцент СПбГЭУ

 

К вопросу о вежливости и речевом этикете как основных принципах толерантного коммуникативного поведения

В современном обществе проблемы агрессии, насилия, конфликтных отношений, стрессового состояния у населения, к сожалению, являются актуальными. Зачастую складывается впечатление, что ни одну проблему невозможно решить не силовым путем. В речевом общении, как следствие, может возникать речевая агрессия, которая может вести к появлению речевых конфликтов и, в конечном итоге, к деструкции общения.

Однако существуют алгоритмы поведения в конфликтной ситуации, следуя которым можно добиться наилучших последствий, как для себя, так и для партнеров по коммуникации. Для успешного общения, эффективности переговоров (в бытовой, деловой и др. сферах общения) общающимся необходимо учитывать интересы друг друга, терпимо относиться к мнениям, идеям друг друга, строить общение на основе равенства, паритета, согласия, т.е. стремиться к толерантному общению, нацеленному на достижение согласия, компромиссов, преодоление конфликтов, возникающих в коммуникативном поведении партнеров Разрешение конфликтов предполагает со стороны толерантного человека использование различных толерантных форм общения, речевых стратегий и рече-поведенческих тактик, представляющих совокупность речевых ходов (высказываний), таких, например, как тактики уступчивости, компромисса, сотрудничества, комплимента, согласия.

Сущность коммуникативного поведения сводится к элементарным житейским требованиям: нужно уважать другого, быть тактичным и вежливым, великодушно одобрять другого, проявлять скромность в самооценках, выражать больше согласия с партнёром и симпатии к нему, то есть уменьшать разногласия и антипатию [3]. Говорящему необходимо проявлять сдержанность в своих эмоциях, быть тактичным, поддерживать партнёра, создавая благоприятную атмосферу для общения. Слушающему необходимо проявлять умение слушать, не перебивать, выказывать своё согласие/несогласие, используя принятые в данной лингвокультурной общности средства невербальной коммуникации (жесты, мимику). При этом важно чувствовать, в какой момент можно перехватывать инициативу разговора, перенося центр внимания на себя, не ущемляя при этом чувства собеседника. Этим реализуется один из важнейших принципов коммуникативного поведения — вежливость и правила речевого коммуникативного поведения, представляющие собой речевой этикет.

Под термином речевой этикет понимается «социально заданные и национально специфичные ритуализированные регулирующие правила речевого поведения в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта коммуникантов в соответствии с их статусом и ролями, ролевыми и личностными отношениями, в официальной и неофициальной обстановке общения» [3; 354].  

Речевой этикет используется в ситуациях общения при выполнении определённых этикетных действий, речевых актов. Для представителей различных сфер деятельности будет актуальным выполнение разных этикетных действий. Так, например, для работника сферы сервиса интерес будут представлять речевые акты побуждения (просьбы), реагирования и социального контактирования.

Обращение к речевому этикету представляет особый интерес с точки зрения использования его в сфере делового общения, при ведении деловых переговоров, как в форме непосредственного устного контакта, так и по телефону и в форме переписки. От того, насколько грамотно построено это общение, зависит немало: результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнёрами, клиентами и сотрудниками, удовлетворённость работников фирмы своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими организациями и с государственными органами и т.д. «Искусство делового общения основывается на использовании психологических факторов и умелой организации самого процесса общения» [4; 141].  

Вежливость как коммуникативно-прагматическая категория, непосредственно связанная с социально-культурным контекстом, социальной организацией общества, ценности и традиции которого она отражает, не является однородной и не может определяться однозначно [2].

Но в концепции коммуникативного поведения вежливость является тем коммуникативным понятием, которое наиболее близко по содержанию к понятию «толерантность» [1]. Взгляд на толерантность со стороны вежливости как проявления речевого этикета полезен тем, что позволяет учесть ещё одну сложность в определении коммуникативной толерантности: как вежливость, так и толерантность могут быть формальными и содержательными. Формальная сторона вежливости представлена специальными этикетными формулами типа Здравствуйте, До свидания, Спасибо и т.д.; многочисленными способами варьирования не собственно этикетной речи (выбор ты/вы - общения, прямых или косвенных речевых актов, опора на стилистические оппозиции и т.п.), благодаря чему адресат чувствует, что его уважают.

Сущность содержательной стороны вежливости заключается не в форме речи, а в основаниях выбора партнёрами по общению тех или иных речевых действий, поступков и в соответствии этих действий, поступков ожиданиям адресатов. «Вежливы и толерантны те речевые действия, речевые поступки, которые оправдывают ожидания адресата в том, что в процессе общения к нему будут относиться доброжелательно, что с ним будут сотрудничать, станут с готовностью помогать ему, оберегать от возможных неудач и т.д.» [1; 528-529].        

Говоря о вежливости, необходимо отметить, что её значение может меняться в зависимости от сфер и ситуаций общения, статусных и ролевых позиций. В бытовой сфере вежливое поведение может быть искренним, в деловой – неискренним, но необходимым в соответствии с этикетом (например, принять делового партнёра, несмотря на отсутствие времени, внимательно выслушать его доводы и т.п.).

Вежливость и речевой этикет являются неотъемлемыми компонентами успешного толерантного общения (толерантной коммуникации), они же предопределяют языковое содержание толерантных форм речевого общения.

Литература

1. Гольдин В.Е. Толерантность как принцип культуры речи // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. — Екатеринбург: Изд-во Екат.ун-та, 2003. С.525–537.

2. Ларина Т.В. Типы и уровни вежливости // Слово есть Дело: Юбилейный сборник научных трудов в честь проф. И.П. Лысаковой. Т.1. — СПб.: «Сударыня», 2010. С.72–77.

3. Формановская Н.И. Ритуалы вежливости и толерантность // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. – Екатеринбург: Изд-во Екат.ун-та, 2003. С. 345–362.

4. Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. — М.: ЗАО «Книга сервис», 2002.

А. Н.  Кошиль

студентка ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

(научный руководитель д.фл.н., проф. О.Б. Кафанова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.012 с.)