Место и роль индийской культуры в молодежной среде Санкт-Петербурга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль индийской культуры в молодежной среде Санкт-Петербурга



 

Индия всегда занимала особое место в русской культуре. К философии, религиям, литературе и искусству Индии большой интерес проявляли такие известные писатели, поэты и художники как В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, Н. Рерих и многие другие. Именно в Санкт-Петербурге в XIX в. И. П. Минаевым была основана одна из первых школ отечественной индологии, и уже с 1897 г. в нашем городе начинает издаваться всемирно известная «Библиотека буддика» [2].

Интерес к индийской культуре в Санкт-Петербурге не угасает и сейчас. Этот интерес нашел свое отражение, прежде всего, в музыкальных пристрастиях петербургской молодежи (например, культуре гоа-транса и фестивалях трансовой музыки Solar Systo, проводимых в Ленинградской области), в популярности занятий йогой, медитациями, индийскими классическими танцами и танцами в стиле «Болливуд», а также в участие в проводимых городом индийских праздниках и фестивалях.

Например, в Санкт-Петербурге отмечаются такие праздники как «Дивали», «Ганеша-чатуртхи», «Холи», «Джанмаштами». Особый интерес у молодежи вызывают празднование двух наиболее значимых для индийской культуры событий «Дивали» и «Холи».

«Дивали» приходится на конец октября — начало ноября и отмечается как «Фестиваль Огней». Этот праздник символизирует победу добра над злом, а также победу знания, ассоциирующегося в индийской культуре со светом, над незнанием, т. е. тьмой. Именно поэтому в знак этой победы индийцы зажигают свечи и фонари [1]. В Санкт-Петербурге этот праздник традиционно отмечается в концертном зале отеля «Санкт-Петербург» и в клубе «Выборгская сторона» и сопровождается красочным шоу индийских классических и эстрадных кино-танцев.

«Холи» — индийский праздник весны, цветов и освобождения от проблем, который петербуржцы предпочитают отмечать дважды. Первый раз, как и в Индии, — в начале марта, а второй раз — в июне или июле, когда становится теплее. В Индии праздник длится два дня. В первый день фестиваля, ближе к ночи, разводится костер, символизирующий сожжение Холики. На второй день, известный как Дхалунди, участники праздника совершают своего рода крестный ход до наступления сумерек, осыпая друг друга яркими красками и порошком из лечебных трав [1]. В Санкт-Петербурге из-за погоды яркое шествие с осыпанием друг друга красками традиционно переносит на летние месяцы. В разные годы в нашем городе фестиваль «Холи» проводился на стадионе «Метрострой», «Арсенал», «Кировец» и др.

Кроме того, особое значение в культуре Санкт-Петербурга последние время приобретают ярмарки.Второй год подряд в нашем городе с успехом проходят выставки-продажи товаров индийского производства, под названием «Любимая Индия». Это еще один способ для петербуржцев приобщится к индийской культуре, познакомиться с ее вековыми традициями, а также приобрести настоящий индийский чай, специи, бижутерию, одежду, благовония, природную косметику и многое другое, проникнутое восточным духом.

Обинтересе петербуржцев к индийской культуре также говорит количество индийских ресторанов. Необходимо отметить, что индийская еда — разнообразна, как и сама Индия. Индийские кухни используют большое количество ингредиентов, развертывают широкий ассортимент приготовленной пищи, кулинарной техники и подношения. От салатов к соусам, от вегетарианских блюд к мясным, от острых специй к мягким пряностям, от хлебов к десертам, индийская кухня неизменно сложна.

Индийская кухня в Санкт-Петербурге представлена достаточно широко и разнообразно. В городе насчитывается около 20 ресторанов индийского меню и с каждым годом их число растет. Среди наиболее популярных мест — рестораны «Тандур» («Tandoor»), «О! Мумбай» («Oh! Mumbai»), «Кашмир» и «Джей Хинд».

Особое значение в молодежной среде Санкт-Петербурга занимает творчество: танцы, вокал и игра на музыкальных инструментах. Так, в Петербурге уже 5 лет существует центр индийской культуры — творческий союз танцоров, хореографов, музыкантов, певцов, актеров и мастеров декоративно-прикладных искусств, чьи художественные поиски и вдохновение связаны с искусством Индии. Центр объединяетлюдей разных возрастов и профессий, обучающихся индийскими танцами, как классическими (катхак, бхаратанатьям, кучиуди, одисси), так и современными (стиля «Болливуд» и «Колливуд»), росписи хной (мехенди), вокалу, актерскому мастерству и игре на национальных музыкальных инструментах.

В заключение хотелось бы отметить, что индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. На мой взгляд, она привлекает молодых людей целым рядом причин. Наиболее значимые из них следующие:

— неповторимое своеобразие удивительной музыкальности и «танцевальности» индийской культуры;

— особое почитание индийцами любви — чувственной и физической, которую они не считают греховной;

— индийская культура пронизана ощущением тепла и солнца, которого так не хватает петербуржцам;

— обращенность культуры внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души;

— способность индийцев наслаждаться каждым моментом жизни, умиротворение и спокойствие, гостеприимство, открытость, яркие краски.

Литература.

1. Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности / науч. ред.: И.Ю. Котин, С.А. Маретина. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2005.

2. Куликова А.М. Российское востоковедение XIX века в лицах. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.

К. В. Жилкина, И.В. Новиков

студенты СПбГУКиТ

(научный руководитель — доц. Т. В. Жаркова)

 

Манипуляции в печатных СМИ

Исследования последних лет в области поведения людей и восприятия ими информации выявили в человеческом мышлении большое количество принципов и закономерностей, на основе которых и функционирует такое распространённое изощрённое явление как манипуляция. Манипуляция — особая форма управления другим человека с целью принятия им определённых решений и совершения каких-либо действий, необходимых тому, кто этим человеком управляет. Происхождением слово «манипуляция» обязано латинскому языку, «manus» буквально означает — рука. В старых словарях слово манипуляция обозначает умелое, «сноровистое» обращение с какими-либо объектами с помощью ловкости рук. Поскольку сегодня в качестве таких объектов выступают живые люди, то слово приобрело переносный смысл.

Каждый человек вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания ежедневно подвергается информационному воздействию. Средства массовой информации в современном мире — основной поставщик сведений о происходящих в нём событиях. В силу своей специфики СМИ сегодня — основной инструмент воздействия на массовое сознание.

Самое забавное, что, по сути, манипуляция общественным сознанием (в том числе и посредством СМИ) — это особый вид власти, который принуждает людей менять свои жизненные приоритеты, принципы, нормы морали, предпочтения и т.д. на изначально чуждые или безразличные им [1; 10]. В результате умелых манипуляций поведение большой массы людей становится предсказуемым в направлении, выгодном для манипуляторов. Волевое, направляющее воздействие происходит в скрытой форме, без объяснения аудитории как механизмов воздействия на неё, так и ожидаемого от неё характера поведения.

В основе любой сознательной, заказной манипуляции в СМИ лежит искажение, подтасовка фактов, создание мифов, их избирательная подача [2; 20]. Манипулятивность уже изначально заложена в необходимости комментирования ситуаций, дачи оценок. Часто журналисты делают это неосознанно, за счёт субъективного и предвзятого восприятия происходящего.

Поговорка «кто владеет информацией, тот владеет миром» верна как никогда. Лишь стала известна восприимчивость психики человека к внешнему воздействию (внушению), пропаганда и агитация стали основным рычагом воздействия на людей, заменив собой грубую физическую силу. Попытки управлять населением предпринимались везде и всегда, но с широким распространением печатных изданий, радио, телевидения, а теперь и Интернета это стало делать намного проще. К тому же, способы воздействия постоянно совершенствуются, что, к примеру, подтверждается высокой эффективностью рекламы.

Но чтобы донести информацию до аудитории, необходимо средство коммуникации, а именно: язык, слово, образ [3; 51]. Как известно, язык, как средство вербальной коммуникации, строго нормирован, как в межличностном, так и в институциональном общении. Современные масс-медиа, с размахом воспользовавшись свободой слова и ее интерпретациями, коренным образом изменили общественную культуру языка.

Сейчас уже невозможно проследить все пути возникновения и развития современного языка межличностного общения, но можно предположить, что рождался он в самой гуще жизни, как продолжение насущных мыслей, как голос здравого смысла. Подобный язык понятен каждому человеку, ведь возникал естественным путём. В противовес ему язык манипуляционный отличен от языка здравого смысла, чужд ему, но умелая маскировка позволяет безличной риторике почти беспрепятственно проникать в сознание и подсознание людей, менять их поведение.

Всё чаще видные деятели, политики, журналисты используют приёмы психологического воздействия на аудиторию, всё чаще язык становится не только средством передачи информации, но и средством воздействия, самым настоящим бескровным оружием [4; 24]. Манипулятивная семантика меняет смысл слов и понятий, конструирование новой реальности из обрывков описаний реально существующей и дискретного видеоряда рождает искусственный мир, который не имеет ничего общего с настоящим.

Однако каким бы многообразием не обладали технические средства манипуляции, для печатных СМИ в виду непосредственно своей формы передачи информации наиболее значимым средством манипуляции является язык статей и всевозможные его преобразования. Ведь в данном случае слово журналиста — его единственная возможность взаимодействия с читателем, а значит для воздействия на него, для манипулирования его сознанием журналисту необходимо использовать это самое слово, которое можно изменять, заменять, урезать, обрывать и даже выдавать под другим значением. В этом отношении русский язык всегда предлагает редактору самый широкий спектр возможностей по использованию тех или иных языковых конструкций.

С точки зрения задач, поставленных адресантом, на страницах газет осуществляется композиционная и содержательная манипуляция [2; 56].

Цель композиционной манипуляции — привлечь и удержать читательское внимание, то есть любыми средствами заставить целевую аудиторию полностью ознакомиться с текстом материала, содержанием полосы, номера. К средствам реализации композиционной манипуляции относится: создание сенсационных заголовков, подзаголовков и лидер-абзацев (эффект усиленного и обманутого читательского ожидания); эксперименты с композицией текста (шрифтовые выделения, выноски и т. п.); особенности дизайна и верстки полосы (примеры).

Цель содержательной манипуляции — сделать читателя своим единомышленником, заставить реципиента принять точку зрения корреспондента (редакционного коллектива, заказчика материала). Содержательная манипуляция реализуется за счет искажения объема информации (неверная расстановка акцентов, утаивание какой-либо части сведений, частичная фальсификация фактов) и использования языковых средств. Так как мы говорим про печатные СМИ, языковые средства содержательной манипуляции нас будут интересовать в первую очередь. Давайте рассмотрим их основные виды и попробуем сформулировать их значение.

1. Эмоциональная заряженность — подаётся достоверная информация, но преднамеренно в эмоциональной форме с тем, чтобы вскрыть и обойти защитные механизмы человека. Известно, что когда человеком овладевают сильные эмоции, его разум спит.

Первый пример: «Джамахири́я — форма общественного устройства, отличная от монархии и республики, обоснованная в Третьей всемирной теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги». Этот заголовок предваряет статью о режиме Каддафи, следовательно, и попытка журналистом обыграть название придуманного им же общественного выглядит очень оригинальной. Тем более что за окказионализмом джамахирительный просматривается другое ярко выраженное прилагательное [2; 60].

Следующий пример — материал о панк-группе «Pussy Riot» [5; 1].

«… Дело было во вторник. На Масленицу. Пять солисток-феминисток скандальной панк-группы "Pussy Riot" под видом прихожанок пришли в главный православный храм России и затеяли концерт возле алтаря. Неблагочинные песнопения продлились недолго. Набежала охрана. Оттащила певиц от царских врат и выдворила на улицу под градом ругательств и причитаний верующих. Ни одну феминистку не задержали. По Москве тут же пошли слухи о провокации непотребных девиц, призывавших Богородицу стать феминисткой...»

Слова в заголовке («сажать, на костре сжигать или в мягкое место пощипать»), прилагательные скандальной, неблагочинные, непотребных помогают добиться необходимого эффекта, учитывая, что этот материал появился в первые дни после описываемого события, важно было подчеркнуть отрицательную оценку самого его факта. В данном случае журналист не указывает известные подробности, а фокусирует своё внимание на использование слов с ярко выраженной окраской, которые помогают сформировать заявленное выше крайне негативное отношение.

2. Использование терминологии — эффективность этого вида языкового средства манипулирование легче всего показать на следующем примере.

Огромная работа по созданию специального языка для сообщений прессы была проведена в США во время войны во Вьетнаме. Были составлены целые словари для обозначения тех или иных явлений и действий, которые производили на читателя нужное впечатление. Ряд исследователей считают, что был искусственно разработан «субъязык», который получил название вьетлийского. Так, с 1965 г. военные действия во Вьетнаме назывались в прессе «программой умиротворения». Это слово настолько вошло в обиход, что в газетах можно было прочесть такое известное вам сообщение: «Одна деревня так упорно сопротивлялась умиротворению, что, в конце концов, ее пришлось разрушить» [2; 80].

Создание искусственного языка идет по двум направлениям. Ищется приемлемое по денотации слово. То есть, выбираются слова, в денотации (диапазоне смыслов) которого имеется и такая, что может быть притянута к обозначению данного явления. Пусть даже это один из многих смыслов слова третьестепенный и малоупотребительный. Но он существует, и не является прямой ложью его использование. Умиротворение и война где-то чуть-чуть перекрываются, так что вместо слова война берется умиротворение.

Второе воздействие слова — коннотация, то есть те ассоциации, которые пробуждает произнесение или прочтение слова. Так, важное место в пропаганде занимало слово «сдержанность». Коннотация его полезна для пропаганды. Так, в 1972 г. в обращении к нации президент Никсон заявил: «В течение всей войны США проявляли беспрецедентную в военных анналах степень сдержанности». Слова «война», «нападение», «агрессия» вызывают у читателя однозначно негативный ассоциативный ряд. Поэтому журналистам было выгодно использовать слова «сдержанность» и «умиротворение», которые настолько вошли в обиход, что впоследствии даже президент Никсон вынужден был использовать формулировки с употреблением этих слов.

3. Использование повторений — один из тех «психологических трюков», которые притупляют рассудок и воздействуют на бессознательные механизмы. Будучи навязчивой идеей, повторение становится барьером против отличающихся или противоположных мнений. Таким образом, оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова... С помощью повторения мысль отделяется от своего автора. Она превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности. Она не является более выражением человека, который говорит, но становится выражением предмета, о котором он говорит.

Очень показателен следующий пример [6; 1]: «…Это болезнь временщиков. Ослеплённые своей безнаказанностью, защищённые подконтрольным правосудием, они (как показали масштабы воровства в системе Министерства обороны) теряют совесть и чувство меры. Им мало украсть миллионы — надо украсть сотни миллионов, миллиарды. Украсть нагло, почти не таясь. Украсть как можно быстрее. Иначе придут другие временщики... А то, что при этом всё вокруг них будет рушиться, протекать, приходить в негодность, их мало волнует. Они же временщики! Кончится их время, а наворованное останется. И это — чтобы наворованное осталось — сегодня особый предмет их забот. В том числе и законодательных».

Журналист рассказывает о «новых варварах» — именно так он называет чиновников-временщиков, которые озабочены только одной единственной целью – нажить как можно больше. Повторение слов «украсть» и производных от корня «вор» сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс. Утверждается стереотип —«чиновники воруют», «воры».

4. Окказионализмы — их востребованность обусловливается их нестандартностью и привязанностью к конкретному тексту, что работает на повышение экспрессивности материала, расстановку акцентов, наклеивание ярлыков.

Наблюдаются две тенденции, характерные для образования окказионализмов на страницах газет: 1) фонетическое обыгрывание узуальных слов, создание потенциальных слов (Постцхинвалье, Византийщина, проблематизация, терорризация, вождизм); 2) нестандартное использование словообразовательных моделей (гастбезарбайтер, главначпуп$, варфолопутинский). В текстах некоторых изданий окказионализмы, как правило, являются языковыми маркерами тактик «бездоказательное умаление авторитета» (взяткодатель, путчелюб, демозавр, горбачевизм, быдлизация, олигархатура), «оскорбление» (гитлереныш, покидады, баблофилы, совокупленцы, дорогоносцы, либерасты, ГУМалишенные), «превращение нейтральных контекстов в дискредитирующие» (Новосибирцев выхухоли; Кто наспартачил?) [1; 90].

Пример: «…На Нижегородчине, где губернатор Валерий Шанцев так любит хвалиться инвестиционно-направленным бюджетом и строящимися спорткомплексами, 25-летняя Юлия Волкова отсуживает у государства простое право на жизнь!...

А Поспеловы, имеющие несчастье жить в Нижегородской области, вынуждены искать помощи благотворителей, в том числе фонда «АиФ. Доброе сердце». Наши читатели, в отличие от шанцевских чиновников, спешат им на помощь» [7; 1].

Автор статьи делает из фамилии Валерия Шанцева слово с нарицательным значением, которое теперь однозначно характеризует индифферентность его чиновничьего аппарата по отношению к тяжелобольным и выстраивает довольно легко воспринимаемый ряд образов в сознании читателя.

5. Использование местоимений — корреспонденты эффективно актуализируют в тексте различные значения местоимений мы, вы, они. В частности, замена личного местоимения я на местоимение мы позволяет журналисту создать иллюзию объективного освещения информации, а также повысить статус, представив свою позицию как мнение большинства.

Пример: «...Вряд ли вы очень жалеете об утечке. Ведь народ увидел и услышал то, что очень для вас полезно...

Но простите, г-н президент, когда вы заметили ничтожное качество их работы? Вчера? Или когда месяц назад увидели восьмикратно подорожавшие трамплины? Или в прошлом году, когда увидели безобразную подготовку саммита АТЭС? Нам плохая работа руководства страны видна уже много лет. Сколько себя помним — столько и видна. Воровство растёт, производство сокращается, ничего нового тут нет. И мы вам писали, да и сами вы всё это знали-понимали, согласны?...

... Нам тоже кажется, что это неумно» [8; 1].

Цель манипуляции — создать иллюзию объективного освещения информации, спрятать свою оценку за мнением большинства.

Результат манипуляции с помощью местоимений «мы» и «нам», а также слов «народ» журналист добивается поставленной цели, оценка — его, но мнение — общества.

6. Усложненный синтаксис — позволяет создать в тексте семантическую расплывчатость, дезориентировать читателя, снизить порог критичности в восприятии информации. Для нагнетания негативных эмоций и создания неопределенности журналисты намеренно концентрируют в тексте структурно-сложные конструкции.

Пример: «... Читатель, посмотри, с чего я начал свои размышления по поводу развития! С того, что Д. Медведев сказал о необходимости для России долговременной передышки, а я обратил внимание на то, что еще до того, как он об этом заговорил (да и Путин, конечно, уже успел сказать что-то о необходимых нам десятилетиях развития в спокойных условиях), стало обсуждаться — из какого именно окна и пулей какого именно калибра с кем именно из этих «развивантов» будут разбираться… обрушена и четвертая, последняя схема власти Запада, он НЕ избранник Бога, НЕ справедливый судья, НЕ создатель проекта Модерн и даже НЕ господин по признаку бесстрашия.

И НЕУЖЕЛИ НЕПОНЯТНО, ЧТО МАЛО-МАЛЬСКИ ПОЗИТИВНЫЙ ВЫХОД ИЗ КОЛЛИЗИИ, ЗАДАВАЕМОЙ ЭТИМИ ЧЕТЫРЬМЯ “НЕ”, СВЯЗАН С РАЗВИТИЕМ? РАЗ-ВИ-ТИ-ЕМ! СТРАНА, КОТОРАЯ, ПЕРЕСТАВ КОПИРОВАТЬ ИСЧЕРПАННОЕ, СКАЖЕТ НЕЧТО НОВОЕ О РАЗВИТИИ, — ТЕМ САМЫМ СОЗДАСТ ПРОЕКТ…» [9; 1].

Автор текста преследует двойную цель: создать иллюзию своей осведомленности и авторитетности представленного мнения; сделать читателя более внушаемым за счет построения нарочито неясной речи. Усложнение синтаксической организации текста происходит за счет введения обращения (читатель), вводного слова со значением стереотипности (конечно), обособленных определений (задаваемой этими четырьмя «не», лишь проектом и порождаемую), обособленных обстоятельств (перестав копировать исчерпанное, создав проект), однородных сказуемых(не избранник, не судья, не создатель и не господин). Корреспондент также дезориентирует читателя в пространстве материала за счет шрифтового выделения целого текстового блока.

7. Использование нетипичной коннотации — за ключевыми в тексте словами могут быть закреплены не характерные ранее для них коннотации, желаемое впечатление может быть достигнуто с помощью стилистических фигур.

Пример: «…Михаил Прохоров заявляет, что сделает все, чтобы отправить в отставку Владислава Суркова. Он объявил ему вендетту...

...Он сказал, что пока в стране действует этот кукловод, который приватизировал всю политическую систему, политики в стране не будет...» [10; 1].

Ирония автора производит импонирующее читателю впечатление, создает определенную связь между автором и читателем, а аллюзии только помогают первому достичь желаемого эффекта, провоцируя в восприятии второго яркие и нетипичные образы.

8. Использование цитат и прямой речи — в новостных материалах из-за специфических требований, предъявляемых к информационному тексту, стилистические фигуры как форма влияния на сознания слушателя часто преподносятся в цитатах медиа-персон. Прямая речь позволяет использовать в информационных жанрах изначально несвойственные им экспрессивную лексику и риторические фигуры.

Пример: «...В “Единой России” считают "верхом политического цинизма" высказывание экс-министра финансов РФ Алексея Кудрина о том, что рост военных расходов в стране угрожает увеличению финансирования программ в области здравоохранения и образования.

Первый заместитель секретаря президиума генсовета “ЕР” Андрей Исаев заявил, что доводы бывшего вице-премьера “малоубедительны”. Он напомнил, что на посту главы Минфина А.Кудрин был “одним из главных тормозов по поводу наращивания расходов на образование и здравоохранение”…» [11; 1].

Цель манипуляции — придать тексту бóльшую убедительность за счёт использование вставных конструкций в виде цитат.

Результат манипуляции в итоге, журналист вырывает из цельного комментария Андрея Исаева наиболее яркие выражения и словосочетания, располагая их в своём тексте в нужном порядке. Выходит, что господин Кудрин получает отрицательную оценку вроде бы не от журналиста, а непосредственно от Исаева, что добавляет материалу достоверности.

9. «Наклеивание ярлыков» — используется для создания негативного отношения читателя к объекту критики без предъявления аргументированной доказательной базы. Дискредитация деятельности и личности оппонента реализуется за счет обозначения его самого или события, в котором он участвовал, словом или выражением, изначально содержащим в себе негативный оттенок. Для реализации данного приема корреспонденты концентрируют в тексте эмоционально-оценочные слова и устойчивые сочетания с негативной коннотацией (сообщник, взяточник, обман, бюрократия, коррупция, предательство, некомпетентность, неприличное поведение и др.). [1; 105].

Языковое манипулирование уже стало неотъемлемой частью речевой практики средств массовой информации. Оно представляет собой мощнейший коммуникативный ресурс, и, как следствие этого, речь может идти о навязывании определенных стереотипов, суждений и моделей поведения исключительно в одностороннем порядке. Проблема интерпретации медиа события представляется чрезвычайно важной, поскольку именно под воздействием СМИ в сознании аудитории могут совершаться «медиаморфозы, внушающие ложные представления о жизненных явлениях и процессах». Приведенные примеры свидетельствуют о том, что ими не исчерпываются механизмы речевого манипулирования сознанием, более того, их исследование необходимо и самим СМИ, чтобы не оказаться в «ловушке», ими самими и созданной. Как наиболее распространенный и эффективный вид скрытого воздействия на социум языковое манипулирование требует тщательного и разностороннего исследования.

Литература

1. Катенева И.П. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ. — Новосибирск, 2008.

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляции сознанием. Москва, 2005.

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — Москва, 2003.

4. Соловьёв В.Р. Манипуляции: Атакуй и защищайся! — Москва, 2007.

5. Материал из газеты «Комсомольская правда» за 23 февраля 2012 г.

6. Материал из газеты «Аргументы и Факты» за 19 декабря 2012 г.

7. Материал из газеты «Аргументы и Факты» за 17 декабря 2013 г.

8. Материал из газеты «Московский комсомолец» за 17 апреля 2013 г.

9. Материал из газеты «Завтра» за 2 сентября 2008 г.

10. Материал интернет-издания Svoboda.org, дата публикации — 15 сентября 2011 года.

11. Материал из газеты «РБК» за 11 октября 2011 г.

 

Е. П. Иванова

студентка СПбГУКиТ

(научный руководитель — доц. Т. В. Жаркова)

 

   Досуг в контексте молодежной культуры

    Социология досуга в настоящее время приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий, проведения свободного времени в рамках определённого сообщества, субкультуры, во-вторых, рассматривается в качестве специфического социокультурного феномена. В сфере досуга происходит развитие духовно-нравственных качеств личности, воспитание подрастающего поколения и развитие его творческой активности, социализация, а так же осуществляется ряд других социально важных функций [8; 300].

Тема досуга актуальна тем, что современная молодежь неправильно организовывает свой досуг и это является одной из первостепенных проблем, так как в данной области можно реализовать большинство потребностей молодых людей. В настоящее время, досуг является неотъемлемой частью молодежи, поскольку творчество влияет на развитие личности, помогает реализовать свою индивидуальность, кроме того досуг ослабляет институциональное давление на личность молодых людей, которое может способствовать неумению правильно организовать свое свободное время. Проблема досуга и творческой активности молодежи приобретает особую остроту и требует изучения.

Древнеславянское слов «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть», что буквально означает возможность что-то совершить. С античности досуг был неотъемлемой составной частью жизни человека; он связывался с потреблением благ, ощущением удовлетворённости, счастья, блаженства (Аристотель). Представление о досуге как высшем благе в дальнейшем развивалось многими известными мыслителями (Р. Декартом, А. Шопенгауэром, К. Марксом, и др.) [2; 149].

В настоящее время не существует единого понятия терминов «досуг» и «свободное время», так как многие учёные трактуют эти понятия по-разному. В советском энциклопедическом словаре под досугом подразумевается часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей [7; 656].

Следует отметить, что в начале XX века понятие «досуг» и «свободное время» синонимичными, что подтверждается известным российским социологом Б. А. Грушиным [4; 23].

М.А. Ариартский имеет свою точку зрения: свободное время он считает социально-экономической категорией, отдых — психофизиологической категорией, а досуг — категорией социально-педагогической [1].

Иерархичность — одно из важнейших свойств, времени. Таким образом, социальное время — это сумма рабочего и внерабочего время, которое включает свободное время. Суточное социальное время отвечает правилу трёх восьмёрок (из 24 часов в сутки: 8 часов тратится на сон,8 часов рабочее время и 8 часов внерабочее время). В будний день доля свободного времени у работающего или учащегося человека относительно небольшая(1–3 часа), а в некоторых случаях — несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности [5; 53].

Если же рассматривать свободное время в широком смысле, то это часть внерабочего времени, которая остаётся после выполнения обязанностей по дому и представляет собой как досуг, так и более возвышенную деятельность [6; 3].

С появлением интереса общества к понятиям «досуг» и «свободное времени», возросло внимание к изучению понятия «молодёжь». В социологии уделяют большое внимание этой возрастной категории в связи с тем, что она, является проводником новых идей, инициатив, выступает носителем новейших знаний и творчества.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции “подготовленные” обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 14 до 35 лет» [9; 55].

Важными атрибутами культурного досуга современной молодежи являются высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень творческого досугового процесса [3; 16].

Потребность в творчестве свойственна каждому человеку, тем более молодому. Оно удовлетворяет душевное состояние и одновременно является средством совершенствования и развития личности. Досуг, как элемент творчества, имеет возможность творить, но открывается не всем, так как некоторые молодые люди не хотят или не могут полностью раскрыть свои потенциалы или реализовать себя, тем не менее, на генетическом уровне, каждый человек способен к творчеству [3; 25].

В эмпирической части нашего исследования был проведён анкетный опрос. Он позволил определить, как организует свой досуг молодёжь г. Санкт-Петербург и каким образом он влияет на развитие её творческой активности.

Объектом исследования стали случайные люди в социальных сетях «В контакте» и «Facebook».

Основными задачами исследования были:

1. Организация досуга молодежи.

2. Узнать, с какими трудностями встречается молодежь при выборе досуга.
3. Определить, что необходимо для развития творческой активности молодёжи города Санкт-Петербурга.

Объём выборки составил 45 человек в возрасте 17—23 лет. Социально-демографическая характеристика выборочной совокупности представлена следующим образом: 60 % девушек, 40 % юношей.

По результатам анкетного опроса выявляем следующие характеристики досуга молодежи.

При ответе на вопрос «Чем вам больше всего нравится заниматься в свободное время?» мнение респондентов разделилось. Большинство опрошенных, предпочитают встречи с друзьями (68 %), а так же смотреть телевизор и сидеть за компьютером (47 %), слушать музыку (42%), ходить в кино (37 %). Занятие в кружках и секциях выбрали (22 %) респондентов. Посещение выставок и театров выбрали (20 %), чтение книг — (15 %). На последних позициях — помощь родителям, отдых и рукоделие.

Как констатируют социологи, за последние годы у молодёжи снизилась значимость чтения, это мы видим из результатов опроса. Возможно, это и привело к снижению грамотности молодёжи. Так же мало тех, кто заинтересован рукоделием и помощью родителям, что может привести к не умению трудиться и быть самостоятельным. Мы выявили, что большинство респондентов имеют возможность заниматься досугом от 1 до 4 часов в день. Это подтверждают изложенные выше теоретические положения. Также, мы пришли к выводу о том, что необходимо помочь молодёжи правильно организовать досуг, так как из результатов опроса видим, что не все молодые люди справляются с этим сами. По мнению респондентов, молодёжь тратит свободное время на пользование компьютером и интернетом (73 %),а на посещение ночных клубов (71 %) и общение с друзьями (67 %). Это считается пассивным видом досуга, и он не может способствовать развитию творческой активности. Далее мы проанализировали, посещает ли молодёжь культурно-развлекательные учреждения, и если посещает, то какие из них более предпочтительны. И вновь на первый план выходят ночные клубы(60 %). Второе место занимают кинотеатры (51 %) и лишь на третьем месте — театры (23 %), выставки (15 %), клубы по интересам (9 %), музеи (8 %). Это доказывает то, что молодёжь, в основном, предпочитает развлекательный досуг, нежели культурный. Стоит обратить внимание на то, что, 63 % молодежи предпочитают проводить досуг в кругу друзей, в одиночестве — (12 %), кружки и секции посещают — 9 %, обществе старших товарищей — (6%), а в кругу родных только 2 % респондентов.

Можно сделать вывод о том, что досуг является проводником межличностного общения молодёжи и является основой работы и отдыха в коллективе.

Чтобы убедиться о том, что группы сверстников влияют на молодых людей, мы задаем следующий вопрос «Зависит ли выбор Вашего досуга от друзей?»: 45 % подтвердили, что выбор досуга зависит от друзей. Недаром, существует народная пословица: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». 29 % указали, что друзья иногда влияют на выбор и 27 % опрошенных указали, что друзья не влияют на выбор их досуга.

В процессе исследования мы выявили, что молодёжь сталкивается с различными трудностями, которые, непосредственно, влияют на выбор досуга. Наиболее популярными являются: финансовые трудности (24 %), работа (8 %), нехватка времени (22 %), занятость друзей (5 %), обстоятельства (3 %), семейные обязанности (2 %), лень и отсутствие настроения (3 %). Тем не менее, респонденты указали, что при финансовых трудностях, пытаются найти выход из ситуации.

Нельзя оставить не замеченным тот факт, что 47 % молодёжи не занимаются спортом вообще, 37 % занимаются, но иногда, а 19 % молодежи занимаются спортом регулярно, следует вывод, что молодёжь не заинтересована спортом, что весьма, влияет на здоровый об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.067 с.)