Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Читательская культура современной молодёжи и факторы её влияния на формирование языковой личности
Проблема читательской культуры молодёжи и факторов её влияния на формирование языковой личности чрезвычайно актуальна в условиях стремительно меняющегося мира. Анализ публикаций свидетельствует о том, что в последнее десятилетие в России проводилось множество исследований молодёжного чтения. Исследованиями занимаются и крупные российские исследовательские центры, и библиотеки разного уровня, и некоторые региональные вузы. К тому же увеличивается число он-лайн опросов в Интернете. Чем является для современных молодых людей чтение, какое место оно занимает в их жизни – исследовательские данные об этом достаточно противоречивы. С одной стороны данные опросов показывают, что чтение входит в число ценностей жителей России, в том числе молодежи. По данным Центра чтения РНБ, лишь 4% молодых людей решились признать, что не любят читать, а каждый третий ответил, что читает регулярно. Подавляющее большинство респондентов всероссийского исследования «Преемственность поколений: диалог или конфликт?» (2001 г.) не согласились, что в наше время читать книги не обязательно, так как все, что нужно можно найти в других источниках; наоборот, они считают, что без книг нельзя воспитать культурного человека. А 44% респондентов исследования «Проблемы социального здоровья молодых россиян» (2005 г.) в свободное время предпочитают читать книги – большее число предпочтений собрали лишь занятия спортом и просмотр телевизионных передач [1; 15]. В других работах приводятся другие цифры, характеризующие то, что принято сегодня называть кризисом чтения. Утверждая, что «чтение устарело», «чтение не модно», «чтение стало не интересно», молодые люди главную причину этого видят в стремительном вторжении новых информационных технологий во все сферы жизни. Встречаются и такие утверждения: «на дворе ХХI век, книги уже безнадёжно устарели», «компьютеры заполнят всё, идёт поколение компьютеров». Информация из Интернета воспринимается как ничья; она калейдоскопичная, рваная; ею легко управлять – выдёргивая, нарезая, склеивая. Книга с этих позиций воспринимается как слишком неповоротливая, объёмная, она требует неизмеримо больше времени и труда [4]. По результатам множества исследований, 70–80% молодых респондентов читают в связи с учебными целями; примерно каждый второй называет те или иные мотивы, связанные с познанием, самообразованием; каждый четвертый — связанные с эмоциональным и эстетическим удовольствием; 30-40% — мотивы, связанные с отдыхом, развлечением [3; 56]. С одной стороны, чтение — это получение нужной для учебы информации, с другой — это «легкое чтение», чтение как развлечение (чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими текстами, как правило, не высоких художественных достоинств).
Итак, что именно читает молодёжь? На первом месте художественная литература популярных, массовых жанров. Это фэнтези и фантастика; детектив, историческая беллетристика (чтение которой, возможно, связано с познавательными интересами), любовный роман, а также приключения, триллеры, юмористическая литература [4]. В этих жанрах работает большинство самых читаемых авторов (хотя и не все). Перечень их имён — с небольшими вариантами — выявляется при опросах школьников и студентов, пользователей и непользователей библиотек, жителей разных регионов. Во многом он повторяет те списки, что получаются в результате опросов и анализа продаж в книжных магазинах. В продвинутых группах (например, среди участников читательских сетевых форумов) эти книги и авторы тоже популярны, просто наряду с ними активно читается и другая литература: непрограммная классика, «интеллектуальная проза», книги, получившие премии и т.д. [2; 305]. Можно предположить также, что предпочтение фэнтези сегодня более характерно для продвинутых молодых читателей. Исследования выявляют и другую (кроме произведений популярных жанров и «раскрученных» авторов) «основу» массового молодёжного чтения: это тонкие журналы, большая часть которых — так называемые глянцевые журналы. Их читают во всех читательских группах. Судя по результатам ряда исследований, журналы даже более популярны, чем книги. В некоторых публикациях можно встретить информацию о чтении журнальных статей в связи с интересами, хобби (музыка, компьютер, спорт, автомобили, общение, интимные отношения и др.) То есть речь идёт не только о развлекательном, но также о познавательном и инструментальном чтении.
Классическая (в основном отечественная) литература тоже достаточно значимо присутствует в массовом «текущем» чтении. Но это почти всегда авторы и произведения, входящие в учебные программы. Удивительное исключение составляет роман «Мастер и Маргарита». Хотя он тоже входит в школьную программу, но данные самых различных исследований свидетельствуют, что он присутствует в круге именно свободного чтения фактически всех групп молодёжи, находится наверху рейтингов самых популярных, лучших, любимых книг [4]. По результатам множества исследований роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» является самой популярной книгой среди молодёжи, на втором и третьем местах — британские книги «Гарри Поттер» и «Властелин колец». Необходимо отметить, что «Гарри Поттер» наиболее популярен среди подростков, а роман «Мастер и Маргарита» занял первое место благодаря ответам девушек в возрасте от 15 до 29 лет. Также задавался вопрос о том, как респондент предпочитает проводить свободное время. Здесь с огромным отрывом лидирует «общение с друзьями» — 68,2%. А вот телевидение и чтение набрали почти одинаковое количество голосов — 40 и 38% соответственно (по этому вопросу можно было выбирать до трех вариантов ответов). Затем с большим отставанием идут: спорт, компьютерные игры, поход в кино [4]. Таким образом, можно говорить, что проблема чрезмерного увлечения телевидением преувеличивается, и молодежь любит читать не меньше, чем смотреть ТВ. Но все же следует отметить, что у респондентов мужского пола чтение уступает компьютерным играм. В связи с увеличением развития различных технологий современная молодежь чаще всего обращается к интернет-источникам, где можно в свободном доступе найти информацию, нежели к книгам. Информация находится в открытом доступе семь дней в неделю. Для того чтобы что-либо найти половине населения 3емли не нужно даже из дома выходить. Перед человеком стоит задача тщательной фильтрации, а также анализа огромного количества информации. Со всех сторон нас окружает информация: билборды, реклама в транспорте (даже в лифте), интернет, журналы, но так как психика молодых людей неустойчива — ответной реакцией организма на перегруженность информационным мусором становится замкнутость, изоляция, отчуждение. С одной стороны, современной молодежи стал доступен огромный пласт прекрасных книг, которых было лишено молодое поколение еще десять лет назад, а с другой — многие социальные институты, формирующие облик молодого читателя оказались ослабленными и дезорганизованными, важные каналы распространения культуры превратились в трансляторы манипуляторских и низкопробных образцов массовой культуры, рассчитанных на утверждение примитивных инстинктов, социального равнодушия молодого поколения. Согласно отчету Российской книжной палаты, выпускаемые тиражи бумажных книг из года в год продолжают падать, более того — этот процесс с ускорением. Падение тиражей в 2012 году по отношению к 2011 году составило 12 %, тогда как годом ранее этот показатель равнялся 6 % [4]. Но судя по всему, меньше россияне читать не стали. Просто они переходят с бумажных носителей на электронные: домашние компьютеры, ноутбуки, электронные книги (ридеры), смартфоны, телефоны.
Еще одной гранью является функция чтения как самопрезентации. В настоящее время это очень развито. Молодежь презентует себя окружающим, за счет прочитанного как в реальности, так и с помощью приписывания себе каких-либо достоинств в виде прочитанных томов Толстого и Гоголя. Однако Интернет-индустрия развита настолько, что все можно проверить. Поэтому чтение входит в моду, как способ «показать свои достоинства». Безусловно, существуют негативные моменты: 6% не читающих совсем — это достаточно много для российского общества, которое является наследником высокообразованного советского. Чтение за эти годы стало, прежде всего, развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение. Резюмируя обзор исследований чтения молодёжи, можно сделать вывод о том, что оно остается одной из наиболее активных читательских групп. Несмотря на часто высказываемую точку зрения, относительно падения читательской активности молодёжи (как, впрочем, и всего общества), в подавляющем большинстве исследований, как отечественных, так и зарубежных констатируется достаточно стабильный интерес к чтению 60–80% молодежи, при этом в системе факторов, обуславливающих уровень читательской активности, доминируют социально-экономические: в более образованных и развитых обществах интерес к чтению существенно выше. Очевидно, что в чтении молодёжи сегодня происходят очень серьезные перемены. Читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Они читают, и в тоже время идет процесс коренного изменения их читательских привычек. Меняются: статус чтения, его длительность, репертуар, мотив и стимулы чтения. Чтение становится другим — более прагматичным, информационным и поверхностным. Соответственно, меняется и способность молодых людей воспринимать тексты и воспроизводить их, поскольку эти процессы являются основными характеристиками языковой личности. Меняется наша речь (устная и письменная), становится более краткой, отрывочной, более сжатой, с точки зрения информационной наполненности коротких высказываний. Молодёжь в большинстве своём с трудом воспринимает длинные описания, например, в художественной литературе, многие респонденты признаются, что проскакивают длинные куски текстов с описаниями природы, не читая их, в целях экономии времени, или просто потому, что им становится скучно. Всё это результаты ускорения темпа жизни вообще и изменения способности к восприятию информации, которая начинает формироваться с ранних лет жизни. Меняется качество языковой личности молодых людей, меняется в сторону упрощения используемых языковых конструкций, меняется в сторону предпочтения информационной насыщенности слова, нежели его образности.
Современная социокультурная реальность диктует свои условия, нам необходимо подстраиваться под них, чтобы успешно существовать в мире информационных технологий и бесконечного ускорения жизненного темпа, но не стоит и забывать при этом экспериментально доказанный факт: чтение развивает речь и мышление, обогащает эмоции и высшие чувства, совершенствует ориентировку в нравственных ценностях, способствует рефлексии, развивает независимость и самостоятельность, умение отстаивать свое мнение и, в тоже время, способность сотрудничать и слышать другого; развивает художественное воображение и креативность. Литература 1. Акимова А.Г. Читательская культура молодежи: мифы и реальность // Информационный бюллетень РБА. — 2005, № 35. С. 15–17. 2. Самохина М.М. Молодые читатели в Интернете // Новое литературное обозрение. — 2010, № 102. С. 300–307. 3. Самохина M.М. Зеркало социальных перемен // Читающая Россия: мифы и реальность: сб. статей. — М.: Либерея. 1997, С. 54–62. 4. Самохина М.М. Чтение молодёжи: XXI век (По результатам исследований 2001–2011 гг.) [Электронный ресурс] http://www.library.ru/1/sociolog/text/article. Л. В. Казачкова студентка ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.011 с.) |