Читательская культура современной молодёжи и факторы её влияния на формирование языковой личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Читательская культура современной молодёжи и факторы её влияния на формирование языковой личности



Проблема читательской культуры молодёжи и факторов её влияния на формирование языковой личности чрезвычайно актуальна в условиях стремительно меняющегося мира. Анализ публикаций свидетельствует о том, что в последнее десятилетие в России проводилось множество исследований молодёжного чтения. Исследованиями занимаются и крупные российские исследовательские центры, и библиотеки разного уровня, и некоторые региональные вузы. К тому же увеличивается число он-лайн опросов в Интернете.

Чем является для современных молодых людей чтение, какое место оно занимает в их жизни – исследовательские данные об этом достаточно противоречивы. С одной стороны данные опросов показывают, что чтение входит в число ценностей жителей России, в том числе молодежи. По данным Центра чтения РНБ, лишь 4% молодых людей решились признать, что не любят читать, а каждый третий ответил, что читает регулярно. Подавляющее большинство респондентов всероссийского исследования «Преемственность поколений: диалог или конфликт?» (2001 г.) не согласились, что в наше время читать книги не обязательно, так как все, что нужно можно найти в других источниках; наоборот, они считают, что без книг нельзя воспитать культурного человека. А 44% респондентов исследования «Проблемы социального здоровья молодых россиян» (2005 г.) в свободное время предпочитают читать книги – большее число предпочтений собрали лишь занятия спортом и просмотр телевизионных передач [1; 15].

В других работах приводятся другие цифры, характеризующие то, что принято сегодня называть кризисом чтения. Утверждая, что «чтение устарело», «чтение не модно», «чтение стало не интересно», молодые люди главную причину этого видят в стремительном вторжении новых информационных технологий во все сферы жизни. Встречаются и такие утверждения: «на дворе ХХI век, книги уже безнадёжно устарели», «компьютеры заполнят всё, идёт поколение компьютеров». Информация из Интернета воспринимается как ничья; она калейдоскопичная, рваная; ею легко управлять – выдёргивая, нарезая, склеивая. Книга с этих позиций воспринимается как слишком неповоротливая, объёмная, она требует неизмеримо больше времени и труда [4].

По результатам множества исследований, 70–80% молодых респондентов читают в связи с учебными целями; примерно каждый второй называет те или иные мотивы, связанные с познанием, самообразованием; каждый четвертый — связанные с эмоциональным и эстетическим удовольствием; 30-40% — мотивы, связанные с отдыхом, развлечением [3; 56]. С одной стороны, чтение — это получение нужной для учебы информации, с другой — это «легкое чтение», чтение как развлечение (чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими текстами, как правило, не высоких художественных достоинств).

Итак, что именно читает молодёжь? На первом месте художественная литература популярных, массовых жанров. Это фэнтези и фантастика; детектив, историческая беллетристика (чтение которой, возможно, связано с познавательными интересами), любовный роман, а также приключения, триллеры, юмористическая литература [4]. В этих жанрах работает большинство самых читаемых авторов (хотя и не все). Перечень их имён — с небольшими вариантами — выявляется при опросах школьников и студентов, пользователей и непользователей библиотек, жителей разных регионов. Во многом он повторяет те списки, что получаются в результате опросов и анализа продаж в книжных магазинах. В продвинутых группах (например, среди участников читательских сетевых форумов) эти книги и авторы тоже популярны, просто наряду с ними активно читается и другая литература: непрограммная классика, «интеллектуальная проза», книги, получившие премии и т.д. [2; 305]. Можно предположить также, что предпочтение фэнтези сегодня более характерно для продвинутых молодых читателей.

Исследования выявляют и другую (кроме произведений популярных жанров и «раскрученных» авторов) «основу» массового молодёжного чтения: это тонкие журналы, большая часть которых — так называемые глянцевые журналы. Их читают во всех читательских группах. Судя по результатам ряда исследований, журналы даже более популярны, чем книги. В некоторых публикациях можно встретить информацию о чтении журнальных статей в связи с интересами, хобби (музыка, компьютер, спорт, автомобили, общение, интимные отношения и др.) То есть речь идёт не только о развлекательном, но также о познавательном и инструментальном чтении.

Классическая (в основном отечественная) литература тоже достаточно значимо присутствует в массовом «текущем» чтении. Но это почти всегда авторы и произведения, входящие в учебные программы. Удивительное исключение составляет роман «Мастер и Маргарита». Хотя он тоже входит в школьную программу, но данные самых различных исследований свидетельствуют, что он присутствует в круге именно свободного чтения фактически всех групп молодёжи, находится наверху рейтингов самых популярных, лучших, любимых книг [4].

По результатам множества исследований роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» является самой популярной книгой среди молодёжи, на втором и третьем местах — британские книги «Гарри Поттер» и «Властелин колец». Необходимо отметить, что «Гарри Поттер» наиболее популярен среди подростков, а роман «Мастер и Маргарита» занял первое место благодаря ответам девушек в возрасте от 15 до 29 лет.

Также задавался вопрос о том, как респондент предпочитает проводить свободное время. Здесь с огромным отрывом лидирует «общение с друзьями» — 68,2%. А вот телевидение и чтение набрали почти одинаковое количество голосов — 40 и 38% соответственно (по этому вопросу можно было выбирать до трех вариантов ответов). Затем с большим отставанием идут: спорт, компьютерные игры, поход в кино [4]. Таким образом, можно говорить, что проблема чрезмерного увлечения телевидением преувеличивается, и молодежь любит читать не меньше, чем смотреть ТВ. Но все же следует отметить, что у респондентов мужского пола чтение уступает компьютерным играм.

В связи с увеличением развития различных технологий современная молодежь чаще всего обращается к интернет-источникам, где можно в свободном доступе найти информацию, нежели к книгам. Информация находится в открытом доступе семь дней в неделю. Для того чтобы что-либо найти половине населения 3емли не нужно даже из дома выходить. Перед человеком стоит задача тщательной фильтрации, а также анализа огромного количества информации. Со всех сторон нас окружает информация: билборды, реклама в транспорте (даже в лифте), интернет, журналы, но так как психика молодых людей неустойчива — ответной реакцией организма на перегруженность информационным мусором становится замкнутость, изоляция, отчуждение.

С одной стороны, современной молодежи стал доступен огромный пласт прекрасных книг, которых было лишено молодое поколение еще десять лет назад, а с другой — многие социальные институты, формирующие облик молодого читателя оказались ослабленными и дезорганизованными, важные каналы распространения культуры превратились в трансляторы манипуляторских и низкопробных образцов массовой культуры, рассчитанных на утверждение примитивных инстинктов, социального равнодушия молодого поколения.

Согласно отчету Российской книжной палаты, выпускаемые тиражи бумажных книг из года в год продолжают падать, более того — этот процесс с ускорением. Падение тиражей в 2012 году по отношению к 2011 году составило 12 %, тогда как годом ранее этот показатель равнялся 6 % [4]. Но судя по всему, меньше россияне читать не стали. Просто они переходят с бумажных носителей на электронные: домашние компьютеры, ноутбуки, электронные книги (ридеры), смартфоны, телефоны.

Еще одной гранью является функция чтения как самопрезентации. В настоящее время это очень развито. Молодежь презентует себя окружающим, за счет прочитанного как в реальности, так и с помощью приписывания себе каких-либо достоинств в виде прочитанных томов Толстого и Гоголя. Однако Интернет-индустрия развита настолько, что все можно проверить. Поэтому чтение входит в моду, как способ «показать свои достоинства».

Безусловно, существуют негативные моменты: 6% не читающих совсем — это достаточно много для российского общества, которое является наследником высокообразованного советского. Чтение за эти годы стало, прежде всего, развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

Резюмируя обзор исследований чтения молодёжи, можно сделать вывод о том, что оно остается одной из наиболее активных читательских групп. Несмотря на часто высказываемую точку зрения, относительно падения читательской активности молодёжи (как, впрочем, и всего общества), в подавляющем большинстве исследований, как отечественных, так и зарубежных констатируется достаточно стабильный интерес к чтению 60–80% молодежи, при этом в системе факторов, обуславливающих уровень читательской активности, доминируют социально-экономические: в более образованных и развитых обществах интерес к чтению существенно выше.

Очевидно, что в чтении молодёжи сегодня происходят очень серьезные перемены. Читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Они читают, и в тоже время идет процесс коренного изменения их читательских привычек. Меняются: статус чтения, его длительность, репертуар, мотив и стимулы чтения. Чтение становится другим — более прагматичным, информационным и поверхностным. Соответственно, меняется и способность молодых людей воспринимать тексты и воспроизводить их, поскольку эти процессы являются основными характеристиками языковой личности. Меняется наша речь (устная и письменная), становится более краткой, отрывочной, более сжатой, с точки зрения информационной наполненности коротких высказываний. Молодёжь в большинстве своём с трудом воспринимает длинные описания, например, в художественной литературе, многие респонденты признаются, что проскакивают длинные куски текстов с описаниями природы, не читая их, в целях экономии времени, или просто потому, что им становится скучно. Всё это результаты ускорения темпа жизни вообще и изменения способности к восприятию информации, которая начинает формироваться с ранних лет жизни. Меняется качество языковой личности молодых людей, меняется в сторону упрощения используемых языковых конструкций, меняется в сторону предпочтения информационной насыщенности слова, нежели его образности.

Современная социокультурная реальность диктует свои условия, нам необходимо подстраиваться под них, чтобы успешно существовать в мире информационных технологий и бесконечного ускорения жизненного темпа, но не стоит и забывать при этом экспериментально доказанный факт: чтение развивает речь и мышление, обогащает эмоции и высшие чувства, совершенствует ориентировку в нравственных ценностях, способствует рефлексии, развивает независимость и самостоятельность, умение отстаивать свое мнение и, в тоже время, способность сотрудничать и слышать другого; развивает художественное воображение и креативность.

Литература

1. Акимова А.Г. Читательская культура молодежи: мифы и реальность // Информационный бюллетень РБА. — 2005, № 35. С. 15–17.

2. Самохина М.М. Молодые читатели в Интернете // Новое литературное обозрение. — 2010, № 102. С. 300–307.

3. Самохина M.М. Зеркало социальных перемен // Читающая Россия: мифы и реальность: сб. статей. — М.: Либерея. 1997, С. 54–62.

4. Самохина М.М. Чтение молодёжи: XXI век (По результатам исследований 2001–2011 гг.) [Электронный ресурс] http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.

Л. В. Казачкова

студентка ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.011 с.)