Семиотическое пространство студенческой субкультуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семиотическое пространство студенческой субкультуры



Молодежные феномены обладают семиотическим пространством и отличаются от других культурных образований знаниями, целями, ценностями, суждениями, оценками, что определяет специфику их разнообразия.

Термин «субкультура» был введен в научный оборот в 30-е годы XX века американским социологом Т. Роззаком, хотя в настоящее время отсутствует единая устоявшаяся система взглядов на рассматриваемое явление. Каждая наука интерпретирует и описывает это понятие через призму своего предмета и своей методологии.

Семиотический подход к исследованию современных молодежных субкультур становится важнейшим в современной науке. Исследование знаково-символического поля современной культуры, воплотившегося особым образом в молодежной среде, помогает осмыслить суть преемственности и развития социокультурных процессов, проследить воплощение и трансформацию универсальных кодов. Каждый знак при этом несет информацию, как о положительных, так и отрицательных тенденциях развития, которые важно объяснить и выявить. В этом плане представляют интерес процессы кодирования и символизации в студенческой субкультуре, их роли, значения, проявляющиеся в жизни рассматриваемого сообщества. Культурный код является структурой ненаследственной поведенческой информации, которую накапливают, хранят и передают новым поколениям. В студенческой субкультуре происходит дифференциация знаково-символических стратегий поведения человека, соответствующих его жизнедеятельности.

Радугин А.А., Радугин К.А. понимают под субкультурой «совокупность символов, ценностей и обрядов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу» [3; 70]. Каждая молодежная группа имеет свои индивидуальные знаки, выполняющие роль самоидентификации, самовыражения и манифестации. Н. Смелзер рассматривает субкультуру как «систему символов, норм, ценностей, которая выделяет группу из большого сообщества» [5; 131].

Соответственно, особая форма кодирования символических и языковых систем в сознании студентов получает свою реализацию в форме картины мира и стиля жизни, системы ценностей, установок, способов поведения и составляет семиотическое пространство [2]. Поэтому актуальным является обеспечение сходства в интерпретации используемых знаков разными индивидами, принадлежащими определённой системе культуры и вступающих в целенаправленное и достаточно длительное взаимодействие между собой.

Анализируя студенческую субкультуру, следует отметить элементы, составляющие семиотическое пространство: семиотический статус вещей (бренды, символы, присущие субкультурной практике); невербальный код (жесты, мода, традиции); вербальный код (сленг, фольклор).

Социальное взаимодействие в повседневной культуре невозможно без устойчивых символических форм, которые выступают как средством воспитания, так и средством объединения студентов.

Следует также отметить значимые признаки семиотического пространства студенческой субкультуры:

Картина мира ― вся совокупность знаний и представлений студентов об окружающей действительности, отталкиваясь от которых они выстраивает целостный образ социального мира и его места в нем;

Ценности ― любой материальный объект, являющийся фокусом стремлений групп или отдельных лиц;

Стиль ― социально психологическая категория, выражающая определённый тип поведения студентов;

Образ жизни ― совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, студенческой группы, общества в целом, принимаемого в совокупности с условиями жизни, которые её определяют;

Социальные институты ― это системы норм, которые характеризуются с точки зрения как внешней, формальной структуры, так и внутренней, с позиции содержательного анализа их деятельности;

Процедурное знание ― это навыки, умения, потребности и склонности студенческой субкультуры.

В рамках демографического подхода существует несколько классификаций современных сообществ.

А.Н. Шилова отмечает три типа субкультур: делинквентную, молодежную, профессиональную [6].

Н.Г. Багдасарьян выделяет традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры [1]. К первым относятся профессиональные группы, возникающие как позитивная реакция на потребности общества. Появление инновационно-авангардных субкультур связано с отрицанием «базовой» культуры общества.

В. Соколов и Ю.Осокин типологизируют субкультуры в соответствии с типами общностей их носителей: половозрастные, социально-профессиональные, досуговые, религиозные [7].

Таким образом, все социальные группы можно условно разделить на позитивные и негативные. В основе первых субкультур заложены ведущие ценности, нормы и образцы поведения, обеспечивающие регулирование отношений и связей в социальных институтах. В дискурсе негативных социальных групп характерны мотивы противостояния власти. Соответственно, символика, нормы и тексты таких субкультур в значительной мере определяются логикой исключенности [8].

В настоящее время наиболее изучены молодежные феномены, главным образом, протестные, занимающие подчиненное положение в системе социальных институтов. Особое место занимает студенческая субкультура, из-за принципиально иной позиции. Рассматривая семиотическое кодирование повседневности, следует определить рассматриваемую социальную группу, как семиотический синтез молодежных субкультур, которая в рамках корпоративной культуры, определяемой образом и традициями вуза, объединяет многие современные феномены.

 Характеристики символического пространства студентов дают возможность изучения однородной общности, имеющей сходные позиции, настроения, как специфическую социокультурную автономию, которая формирует внутренний мир личности, определяет самореализацию молодежи и ее отношение к культуре общества.

Семиотический статус вещей определяет зону студенческих брендов, которые символически отличают данную субкультуру от других. Среди них следует назвать зачетку, студенческий билет.

 Язык является основной знаковой системой. Он типизирует переживания и опыт, позволяя распределить их по более широким категориям и терминам, в которых приобретает значение для всех людей. Естественные языки проявляют себя в различных стилях ― жаргон, арго, сленг. Исследуя особенности повседневной разговорной речи, К.Ф. Седов отмечает следующие источники: анекдоты; средства массовой информации; языковая игра ― высказывания, трансформируемые в сатирические, политизрованные репризы [4].

Студенческий сленг ― явление совершенно естественное и даже социально-продуктивное, это основа внутригруппового конформизма и сплоченности. При этом, рассматриваемой разновидности неофициальной речи свойственно заимствовать единицы жаргонов, метафорически переосмысляя и расширяя их значения.

Этимология некоторых сленговых слов имеет исторический и общекультурный интерес. Например, слово «кайф» восходит к арабскому языку и означает «отдых, приятное безделье». В русском же языке такое выражение впервые официально зарегистрировано в 1812 году О. Сенковским в рассказах о путешествии по Египту. А в 1838 году в одном из писем употребляет слово Ф.Достоевский. Использование молодежью сленга в повседневной речи играет важную социальную роль и является каналом социализации и способом самоидентификации.

В ряду символических элементов, составляющих семиотическое пространство студенческой субкультуры, особое место занимает музыка, в которой присутствуют такие аспекты языка, как значения и выражения. Музыкальная среда имеет особую глубинную основу эмоционального мира человека, его мироощущения и настроения. Музыка выступает средством самосознания и самореализации студенческой субкультуры, как символ настроений молодых людей, как цитадель альтернативных моделей бытия.

Основным средством выражения телесного кода студенческого пространства является кинесика. Жесты, мимика, телодвижения ― важнейшая часть молодежного общения. Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что, по мнению американского антрополога Р. Бирдвистела, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы. Однако интерпретация жестов и других компонентов невербального общения не всегда бывает однозначной. В процессе общения следует учитывать общую атмосферу беседы и её содержание.

Мода является индивидуальным элементом проявлением в рамках семиотического пространства. Модные идеи излагаются образным языком, который сообщают кино, телевидение, реклама, спорт, популярные личности из сфер общественной жизни. Стандарты стиля относительно легко циркулируют в молодежной субкультуре, испытывая при этом незначительные трансформации, однако избежать диктата моды студентам удается редко.

Неотъемлемой частью семиотического пространства стали праздники. В последние годы значительно возросло значение «Татьяниного дня». Большой популярностью, среди студентов пользуются праздники «Экватор»; «День Святого Валентина»; «Международный день студентов»; «День Молодёжи»; «Посвящение в студенты»; «День знаний».

Таким образом, студенческая субкультура является самой динамичной, её состав изменяется, но при этом не меняются ценностные установки, что позволяет говорить о ней как о молодежной субкультуре. Это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, психологией и поведением, для которой получение профессионального образования является главным занятием. Система языков повседневного взаимодействия динамичной социокультурной общности представляет собой слияние различных компонентов: естественной лексики, актуализацию музыкальных течений, социальные проявления костюма и моды, что позволяет говорить о дифференциации семиотического пространства студенческой субкультуры.

Литература

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология. — М.: Высшая школа, 2001.

2. Ерохина Н.Н. Молодежные субкультуры: семиотический аспект //

3. Социологические исследования. 2006.  №11, С. 95–102.

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. — М.: Центр, 2003.

5. Седов К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. — М.: Лабиринт, 2007, С. 7–38.

6. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1998.

7. Шилова А.Н. Социология отклоняющегося поведения // социологические исследования. 1994. № 11, С. 68–72.

8. Щепанская Т.Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. — М.: РГГУ, 2003. С. 34–85.

9. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. — СПб.:

Наука, 1993.

Т.В. Жаркова

к.фл.н., доцент СПГУКиТ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.009 с.)