Негативная информация в сми и ее влияние на молодежь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Негативная информация в сми и ее влияние на молодежь



Сегодня нас повсюду окружают СМИ, и представить свою жизнь без них уже достаточно сложно. Кто из нас хотя бы раз за день не включит телевизор, не просмотрит ленту новостей в интернете? А ведь есть еще и радио и газеты, которые тоже готовы «вывалить» на нас обилие информации. Мы находимся в огромном информационном поле, которое порой пугает своими масштабами и возможностями.

Одним из самых распространенных способов получения информации для населения, несмотря на сильную конкуренцию со стороны интернета, по-прежнему остается телевидение. По данным Фонда общественного мнения 89% россиян называют телевидение – основным источником, из которого они черпают новости и информацию [1]. Люди привыкли к телеэфиру и привыкли доверять полученной оттуда информации.

Какие же каналы предпочитают россияне? Статистика, составленная социологами согласно рейтингам телеканалов, выглядит следующим образом: список самых популярных телеканалов возглавил Первый (61%), Россия 1 (55%), НТВ (49%), ТНТ (24%), СТС (19%), РЕН ТВ (17%), Россия 2 Спорт (14%), Домашний (13%), Пятый канал (12%), Звезда (12%), Россия Культура (12%), ТВ Центр (10%) и т.д. [2].

Если проанализировать телепрограмму, то не трудно заметить тенденцию к демонстрации негатива на экране. Почти в каждом выпуске новостей присутствуют сцены жестокости и насилия. Создаются все новые программы, связанные с расследованиями, работой правоохранительных служб. В списке 100 наиболее рейтинговых программ с 14 по 20 октября 2013 года немалую долю занимают такие передачи, как «Битва экстрасенсов», «Человек и закон», «Карпов. Сезон второй», «Чрезвычайное происшествие. Обзор за неделю», «След», «Следствие вели… с Леонидом Каневским», «Прокурорская проверка», «Тайны следствия-7», «Детективы» [3]. Большинство из перечисленных программ содержат сцены насилия, убийств, рассказывают о жестокости, несправедливости жизни.

После просмотра подобного рода телеэфира неизбежно возникает чувство страха: страха за собственную жизнь, за жизнь близких, пропадает уверенность в завтрашнем дне. Согласно опросу, проведенному Российской газетой 17% респондентов не довольны обилием на экранах криминала, убийств, насилия и жестокости. Почему же подобного рода «запугивающих» программ так много на нашем телевидении?

На это есть несколько причин. Во-первых, существует мнение, что человеку подсознательно нравится видеть негатив на экране, что кому-то хуже, чем ему. Такое состояние еще часто называют «комплекс телезрителя» - смотреть на катастрофы и страдания, сидя в безопасности. Именно поэтому, утверждают психологи, у передач, изобилующих сценами жестокости, разрушений и катастроф такие высокие рейтинги, которые побуждают «телевизионщиков» в погоне за деньгами создавать все больше подобных программ.

    По некоторым данным, на частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, придерживаясь учения Фрейда, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей и читателей, так как удовлетворяет подсознательный «комплекс Танатоса» (Танатос — термин, используемый для обозначения влечения к смерти. В древней мифологии Танатос — это бог смерти) [5]. Зачастую новости российских СМИ отличаются явным перекосом в сторону излишнего натурализма и нагнетания трагедийности. Таковы, например, новости о гибели атомной подлодки «Курск», о захвате заложников в Москве и последствий штурма с гибелью многих людей. Они заставили содрогнуться, испытать психоэмоциональный стресс многие миллионы людей, показывая наиболее нагнетающие, эмоциональные и ужасающие кадры. Как указывают психиатры, многие дети, подростки и даже молодые люди болезненно реагируют на информацию о чрезвычайных ситуациях и катастрофах. Специалисты объясняют это их наивностью и доверчивостью, отсутствием значительного жизненного опыта и безоговорочным доверием СМИ.

Во-вторых, критиковать гораздо легче, чем хвалить. К тому же, негативная новость всегда вызывает массу эмоций, критики, сплетен и разговоров, в отличие от чего-то доброго и хорошего. В силу психологического механизма сопереживания, эмпатии, подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях [5].

В-третьих, негативная информация, а особенно ее обилие угнетает человека, возмущает, делает его агрессивным или, наоборот, подавленным, а людьми в таком состоянии гораздо легче управлять. Достаточно вспомнить «информационную бомбу» прошлого года — конец света. «Основной целью этих материалов было запугать население, любой ценой отвлечь от реальных, насущных проблем. Зачем бороться за свои социальные права, выходить на демонстрации, требовать отставки правительства? Перед общей гибелью это все отступает на второй план, становится ничтожным» [6].

Какие же приемы использую журналисты, чтобы усилить воздействие на аудиторию? Конечно же, в первую очередь, это зрительные образы, но, не меньшее значение играют и лексические средства.

В подобных программах часто используется эмоционально-экспрессивная лексика с отрицательной коннотацией. Например: «звери, а не люди», «зверское убийство», «роковой день», «резонансное дело» («Человек и закон», 1 канал). Жаргонизмы. Часто встречаются такие выражения, как «улики», «следственные действия», «братки», «главарь», «упыри» и т.д. («Человек и закон», 1 канал). Просторечия. Например: «Че, офанарел, что ли?», «следак», «наезжать» и т.д. («Прокурорская проверка», НТВ), «беспредел» («Человек и закон», 1 канал). А зачастую и обсценная лексика.

Конечно же, подобные передачи не могут не оказывать воздействия на аудиторию. Уже сейчас мы можем увидеть результат «криминализации» телевидения, преобладания грубости, пошлости, насилия, нецензурной речи в ТВ-программах:

— общий страх населения (перед природными катаклизмами, криминалом, страх за собственное будущее и т.д.), как следствие рост паника и суицидальные настроения в обществе, рост смертности;

— рост преступности (особенно среди подростков и молодежи, бессознательно копирующих поведение телевизионных героев);

— безразличие и недоверие к окружающим (все чаще даже агрессия);

— понижение общего культурного уровня, т.к. телевидение ориентируется на низшие потребности человека;

— решение большинства проблем исключительно грубой силой, как это пропагандирует современное ТВ;

— ложные идеалы и ценности, почерпнутые из «ящика».

Этот список можно продолжить. Все вышеперечисленное не может не вызывать опасений за наше будущее, но есть ли возможность изменить данную ситуацию, уменьшить количество негатива на экранах телевизоров? В идеале, это возможно. Но вот в реальности… вряд ли какой-либо телеканал откажется от прибыльного шоу или передачи в пользу образовательной или культурной программы, не приносящей дохода. Негатив дает рейтинги, а следственно, и прибыль. Для аудитории остается лишь один выход — научиться ориентироваться в обилии информации, перепроверять ее, рассматривать с других точек зрения и внимательно анализировать все, увиденное и услышанное по телевизору.

Литература

1. Фонд Общественное мнение. [Электронный ресурс] http://fom.ru/.

2. [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2013/02/20/televidenie-site.html.

3. [Электронный ресурс]. http://www.advertology.ru/article118101.htm.

4. Танатос. [Электронный ресурс] http://www.psyoffice.ru/6-881-tanatos.htm.

5. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье // Независимый Психиатрический журнал. № 1, 2003. http://www.npar.ru/journal/2003/1/influence.htm.

6. [Электронный ресурс]. http://gazeta-ng.ru/2012/12/pochemu-nas-kazhdyj-god-pugayut-koncom-sveta-i-komu-eto-vygodno.

 

К. Э. Симановская

студентка СПбГУКиТ

(научный руководитель — доц. Т. В. Жаркова)

 

Влияние глянцевых журналов

 

Глянцевые журналы появились на прилавках относительно недавно, но уже стали важной частью нашей повседневной жизни. Основной составляющей аудитории глянцевых журналов является молодежь в возрасте от 14 до 25 лет. Именно в этом возрасте происходит становления человека, как личности, когда молодые люди стараются выйти из-под опеки родителей и очень зависят от мнения окружающих, а, следовательно, становятся более восприимчивы к влиянию извне. «Суть глянцевой установки — принципиальное отсутствие проблем, которые нельзя решить. Главное — позитивный и технологичный подход плюс целеустремленность. При этом внимание уделяется не процессу внутренних изменений, а внешним жизненным обстоятельствам, которые и диктуют подключение и применение той или иной внутренней установки» [1]. Очень часто молодежь обращается за советом к глянцевому журналу, потому что именно на его страницах можно скрыться от проблем и окунуться в мир прекрасного. Журнал стал своеобразным стандартом успешной жизни. Вдохновлённый им, молодой человек стремится во всём на них походить.

Отсюда берет свое начало одна из самых массовых болезней нашего общества — постоянное желание потреблять. Потребительство — «совокупность идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений» [2]. Замечали ли вы, что 50% от всех страниц того же журнала «Vogue Russia» отводятся под рекламу, тем самым оказывая самое настоящее влияние и давление на читателя? Помимо этого, остальные 50%, так же предназначены для формирования «правильных», а самое главное, выгодных, рекламисту вкусов, направленных на потребление тех или иных продуктов. Благодаря рекламируемому благополучному и роскошному образу жизни, создается иллюзия того, что если вы приобретете тот или иной товар, то непременно привлечете успех и роскошь в свою собственную жизнь, изменяя привычный порядок вещей.

Другой проблемой глянцевых журналов является навязанный идеал красоты. Иллюстрация в глянцевом журнале играет особую роль, это визуальный код, выстраивающий систему символических ценностей: эстетических, моральных, социальных, гендерных и других. Специалисты из Университета Эразма (Нидерланды), Кёльнского университета (Германия) и Университета штата Аризона (США) провели международное исследование и выяснили, как женщины с разным индексом массы тела реагируют на фотографии манекенщиц [3]. Фотографии моделей в глянцевых журналах имеют очень сильное воздействие на самооценку всех женщин, как с лишним весом, так и с нормальной массой тела. Первая половина женской аудитории испытывает неудовлетворенность своей внешностью, во втором же случае, самооценка и вовсе понижается из-за того, что их фигура далека от «идеала». А вот представительницы с явным дефицитом веса, наоборот испытывают полное удовлетворение.

Но глянцевые журналы развивают комплекс неполноценности не только у представительниц прекрасного пола. Как выяснилось, мужская психика попадает под не меньшее воздействие. Исследователи из университета британского города Винчестер, опросив 160 мужчин в возрасте от 18 до 36 лет, установили, что все, кто регулярно читает или просматривает глянцевые журналы, в той или иной степени озабочены несовершенством собственного тела, а многие чересчур активно борются с этим несовершенством — начинают не только проводить по несколько часов в день в тренажерном зале, но и принимать анаболические стероиды. По аналогии с anorexia nervosa (анорексия), ученые назвали такое увлечение athletica nervosa [4].

Глянцевые журналы, пропагандирующие культ стройности и атлетического идеала, оказывают серьезное негативное влияние и несут настоящую угрозу для здоровья.

Однако, не стоит строго абсолютизировать воздействие глянцевых журналов. В наибольшей степени восприятие определенной информации зависит от личностных особенностей каждого отдельного читателя. Ведь есть и обратная сторона медали.

В глянцевых журналах, как и в любой другой литературе, содержится определённого рода информация и, зачастую, вполне актуальная. Журнал «Women's Health» помогает читательницам следить за своим здоровьем: как справиться различными заболеваниями, к каким специалистам нужно обращаться в том, или ином случае и др. Ни одна девушка не садится на диету просто так, от нечего делать. Скорее всего, ее что-то в себе не устраивает. Из этого можно сделать вывод, что девушки и женщины худеют не потому, что видят стройных моделей в глянцевых журналах, а потому что сами устанавливают себе определенный образец, к которому стремятся. Нельзя не заметить, что ни один из журналов не обходится без примеров спортивных упражнений и рекомендаций диетологов о продуктах, которые помогают содержать в полном порядке волосы, ногти, глаза и кожу. Наряду с этим, ни один журнал не обходится без публикации кулинарных рецептов, например журнал «Лиза» (на это следует обратить внимание, что современная женщина не "морит" себя диетами, а любит и умеет вкусно готовить).

«Glamour» акцентирует внимание на специфике своей аудитории, показывая типичный портрет современной девушки. Журнал постоянно рассказывает о новинках кино, книг, музыки, театральных постановок; в текстах материалов нередко можно встретить литературные, исторические аналогии. Издания постоянно посвящают свои страницы интерьеру, различным «креативным» идеям как разнообразить свой образ.

Традиционно, считается, что в жизни героини глянцевых журналов нет проблем, и она состоит только лишь из походов по магазинам, карьерных успехов и счастья в любви. Но на самом деле, глянцевые журналы формируют образ современной женщины с сильной волей, готовой противостоять проблемам и трудностям. Журнал «СамаЯ» делает все для того, чтобы его читательницы считали себя самыми интересными, самыми привлекательными, самыми разбирающимися во всем… Она не прячется от сложных обстоятельств, от жизни. Всегда старается быть искренней, постоянно предлагает помощь тем, кто в этом нуждается. Журналы учат выходить из таких непростых ситуаций как безработица, финансовые проблемы, учат справляться с одиночеством, никогда не терять оптимизма и веры в жизнь.

Общественные «недовольства» глянцевыми журналами чаще всего вызваны тем, что многое воспринимается слишком буквально, в то время как язык публикаций в большинстве случаев весьма ироничен. То, что пишут в журналах можно взять на заметку, но не более. Единственный способ избежать негативного влияния глянцевых журналов — это понять, что любой журнал — это, прежде всего, сборник рекламы и всяческой пропаганды, выгодных для компании продуктов, в какой обложке бы он ни был и что бы под ним не писалось.

    Литература

1. Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма / Критическая Масса. 2004, № 1 [Электронный ресурс]. http://magazines.russ.ru/km/2004/1/rog14.html.

2. Потребительство. [Электронный ресурс]. http://www.onlinedics.ru.

3. [Электронный ресурс]. http://www.ami-tass.ru.

4. Глянцевые журналы вредны для женской психики // Наш Мир.  2009. [Электронный ресурс]. http://www.meta.kz/335282-gljancevye-zhurnaly-vredny-dlja-zhenskojj-psikhiki.html.

 

М. Л. Чебыкина

студентка СПбГУКиТ

(научный руководитель — доц. Т. В. Жаркова)

Методы воздействия «глянца»

Высокие каблуки, дорогие духи, красивая одежда – и ты счастливая женщина. Нас приучают к мысли, что не нужно ничего бояться, мы – смелые, самостоятельные, самодостаточные! Нас влекут красивые картинки, красиво оформленные тексты, «сочные» красочные заголовки. Держа «Cosmopolitan» в руках, ты попадаешь в сказку. Читая «Cosmo» ты словно надеваешь розовые очки «Ray Ban», «Prada», «Fendi» … логотипы мелькают. Ты закрываешь журнал и становишься прежней. «Cosmopolitan» – словно наркотик. Ты толком не отдаёшь себе отчёт, когда твоя рука тянется к прилавку с глянцевым изданием. Но ты не в силах её отдёрнуть. Твоё сознание увещевает: «Ты этого достойна», «Cosmo — это успех», ты ведь хочешь быть успешной, и слышишь шёпот: «Тебе нужен этот журнал». «Номер-мечта, прочти — и всё сбудется!» Как тут можно устоять?! Это скрытая реклама, но насколько грамотная и действенная!

Открываем рубрику «Путешествие» — мечты, мечты, красивая жизнь, Италия, Швейцария… Вам ведь хочется в отпуск? И любимый журнал даёт гениальный совет в конце статьи! Он называется «НЕ ЗАБУДЬ положить в чемодан!»: платье от Киры Пластининой, пальто TOP SHOP, сапоги Ballin, шикарную сумочку от, конечно, MAX&CO! Так то! Так ненавязчиво, но мозг начинает усиленно работать и понимать, насколько все эти вещи необходимы!

«Cosmopolitan» — это готовый продукт, наполненный НУЖНЫМИ мыслями и образами для поднятия настроения и боевого духа. Но ведь он действительно вселяет надежду, зарождает мечты и дарит новые идеи о том, как начать новую жизнь! А кто сказал, что мне старая не нравится? «Cosmopolitan»! У журнала есть чёткая позиция на все случаи жизни — оптимизм. Его как-то слишком много, приторно, словно перед тобой мешок с конфетами, которые ты готова съесть (или не готова, но тебе это кажется оптимальным вариантом для поднятия настроения?).

Как только видишь Cosmo, в твоей голове появляется мысль: «Здесь есть ответы на все мои вопросы». И правда, журнал охватывает все основные сферы женского бытия: от одежды до личных отношений. Но кто сказал, что эта информация полезна и важна? Это стереотип. Но могу всё же добавить: порой встречаются хорошие нужные статьи.

Журнал внушает нам, что жизнь должна быть только красивой, ты должна быть только успешной, всегда хорошо выглядеть, одеть шпильки и побежать на встречу. «Cosmopolitan» такой аккуратный, нежный, тёплый, домашний… Конечно, спасибо ярким картинкам и качественному оформлению. Мне интересно, действительно можно сказать о том, положа руку на сердце, что «Cosmopolitan» помогает справиться с трудными жизненными ситуациями, помогает лучше выглядеть, лучше относиться к себе и окружающим, меняет твою жизнь, наполняя её радостью, улыбками, красивыми вещами, интересными людьми?..

Ведь миллионы девушек покупают его каждый месяц!

На каждой странице реклама, и так хочется всё купить, оформить кредитную карточку cosmogirl и быть счастливой! Так хочется стать той самой девушкой-cosmo, девушкой-мечтой всех мужчин, самой красивой, доброй, то такой, то другой. Всегда находить выход из всех ситуаций, быть по-женски мудрой. Этому учит «Cosmopolitan»? Или это просто основные приёмы воздействия на женскую половину населения?

 

Секция 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.025 с.)