С п р а в о ч н ы й м а т е р и а л д л я у ч и т е л я 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С п р а в о ч н ы й м а т е р и а л д л я у ч и т е л я



В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись: косая сажень (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки; маховая сажень (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук; локоть (45 cм) – расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки.

Локоть Маховая сажень Косая сажень

Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» – фут (31 см), «большой палец» – дюйм (25 мм) и даже ярд (91 см) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.

Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу «пьприще»,замененную позже верстой (вразных местностях версту считали по-разному – от 500 до 750 сбжен).

От восточных купцов пошла единица «аршин» (тоже означает «локоть») – существовали турецкий аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка «мерить на свой аршин».

После знакомства с указанными мерами длины учащимся предлагается провести измерение длины полоски с помощью ширины большого пальца, делая отметки после каждого откладывания мерки.

– Измерьте длину полоски с помощью большого пальца руки. (5 больших пальцев).

– Как вы думаете, одинаковые ли результаты измерений получились? (Нет, так как длина большого пальца у всех различна.)

– Удобнее будет сравнивать длины, если использовать одинаковую мерку.

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учащиеся выполняют упражнение.

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты – ромашка, я – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.


V. Работа в печатной тетради № 2 (с. 17).

Учащиеся выполняют задания № 4–5.

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VI. Самостоятельная работа.

– Начертите три отрезка, чтобы первый был короче второго, а третий равен второму. Запишите их длину, используя мерку – одну клеточку.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите старинные русские меры длины.

У р о к 71
ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ОТРЕЗКА. САНТИМЕТР

Цели: учить измерять длину отрезков в сантиметрах; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять знание нумерации чисел первого десятка; развивать умение пользоваться чертежными инструментами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Заполните таблицы.

а) Увеличьте на 4:

6 0 4 2 1 5 3 10
               

б) Уменьшите на 4:

14 5 10 6 9 8 7 4
               

2. Установите закономерность и продолжите ряд:

а) 19, 18, 17, 16, 15,...,...,...

б) 2, 4, 6, 8, 10,...,...,...

в) 0, 3, 6,...,...,...,...,...

3. Какова длина каждой дорожки? По какой дорожке Красная Шапочка быстрее доберется до домика бабушки?

III. Сообщение темы урока.

Рассмотрите чертежи.

а)         б)         в)

– Какая фигура «лишняя»? Объясните почему.

– Как называются первая и вторая фигуры? (Это ломаные линии.)

– Длина какой ломаной больше?

– Как проверить ваше предположение?

– Сегодня на уроке будем учиться измерять длину отрезка и других предметов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.205.123 (0.008 с.)