Привал после выхода на тропу

Пожалуй, подъем по этой тропке был сложнее, чем после сам перевал. Впрочем, не мне судить, потому что подъемы в горах, на мой взгляд, ничем не хуже спусков, а в чем-то еще и лучше. Как минимум, на них есть больше времени поглазеть по сторонам и в очередной раз удивиться, насколько же красива бывает наша планета, если не строить многоэтажки на каждом квадратном сантиметре суши.

Сначала мы шли через лес, потом нас с распростертыми объятиями встретили шипастые кусты, а спустя еще некоторое время мы вышли на альпийские луга с видом на перевал, который нам предстояло пройти на следующий день. Как и обещали туристы из Швеции, вода была чистая, а подход к ней элементарный, да и места подходили для стоянки – ровные и без кочек. Около восьми лагерь был разбит, а чуть позже к нам пришла вторая подгруппа с рассказом о том, как они искали начало тропы, как внизу оказалось много козьих троп, неотличимых от настоящих, как ребята пошли по разным тропкам и в итоге ушли в разных направлениях, как они друг друга искали, и как в итоге нашли. В этот момент я поняла, что решение идти как бараны через бурелом вдоль речки, не разбредаясь – было самым оптимальным из всех возможных.

Потом мы накрыли праздничный стол со столь редким для горных массивов угощением в виде глинтвейна. Поздравили именинниц еще раз и легли спать.

Июля

Встали рано, в пять тридцать. Собрались быстро. В семь вышли. Возможно, такому довольно резвому началу способствовала вчерашняя полудневка. А возможно, мы наконец научились собираться относительно быстро. Как-никак, большая часть похода прошла, пора бы!

Идти было легко – фактически по пологой плоскости. После вчерашнего восхождения это было особенно заметно. Полчаса прошли тихо-мирно и без драки. Хотя ладно, без драки прошел весь поход, а не только эти полчаса. Так вот. Спустя полчаса мы немного разделились. Помниться я уже как-то заикалась о ноге Леши, которую он категорически не хотел мочить. А именно в 7.35 мы перешли на другой берег речки Телеты. Леша пошел искать обходной путь. И как-то мы друг друга из виду потеряли. Да вот терять участников не хотелось. По записям Кати мы «тупили и ждали», впрочем, в моих воспоминаниях дело происходило несколько иначе, а именно: мы пошли дальше вдоль реки, периодически вертя головами в поисках участника. Спустя две ходки (или около того) Саша не на шутку заволновался. Тут мы остановились и минут десять шарили по округе. Впрочем, наши поисковые способности явно были не на самом высоком уровне, ибо «пропавший» участник сам к нам вышел, заодно найдя тропинку, которую мы благополучно потеряли некоторое время назад. А нам, кстати, пришлось переходить речку снова.

Погода была просто великолепная, идти, как я повторюсь, было легко, хотелось приключений. Поэтому когда мы проходили мимо развилки, где «налево пойдешь – к перевалу Озерный 1Б выйдешь, направо пойдешь – перевал Телеты 1А встретишь», многие, в том и числе и летописец, высказали желание плюнуть на план и пойти перевал Озерный. Ну а что? Один перевал 1Б уже был у нас за плечами, так что почему бы и … Нет. В Москве нас бы за такую вольность по головке не погладили, да и шутки шутками, а перевал Телеты уже ждал нас с распростертыми объятиями.

Перевал Телеты

Около половины десятого вышли к перевальному взлету, ну или почти. Честно говоря, я вообще не заметила, когда кончился подход к перевалу и начался подъем. Слишком уж этот перевал был… плавным. Да, пожалуй, плавный – самое подходящее для него слово. Плавный, нудный, неинтересный. Единственное развлечение ждало парочку первых ребят. Просто мы ошиблись с выбором правильной тропы, в итоге вышли к бараньим лбам. Впрочем, с них был вполне себе приличный спуск, ведущий прямиком к нужной тропке. Поднимались мы на этот перевал от силы полчаса. Хотя повторюсь, я не поняла, когда конкретно начался подъем. Зато вид неплохой, как, впрочем, и на любых перевалах.

Как обычно, дождались группу Вовы и пошли вниз. Вот спуск с этого перевала мне понравился. Впрочем, он тоже не был сложным, дело было в другом. Тропинка шла довольно замысловатым узором, к тому же довольно полого. Это давало возможность нашим сорвиголовам использовать спуск в качестве гоночной трассы. Что ж, наблюдать за ними было весело. Мы с Лизой тоже последовали примеру Саши, Коли и Димы и чуточку пробежали вниз. Освежает, да. Правда меня беспокоил тот факт, что мы явно находились намного выше реки Телеты (да, да, не стоит удивляться – реки с обеих сторон перевала названы Телеты – видимо, чтоб извилины не сильно напрягать), а спуска я не видела. Как оказалось он, спуск то бишь, ждал нас недалеко от радующего глаз водопадика, но был довольно безобидным. Однако до спуска у нас, как обычно по расписанию, наступил обед. Заодно и дождик переждали.

Спуск с перевала Телеты

Какой же красивый вид открывался сверху! У меня, правда, явно слабость к зеленым поверхностям гор. Спуск был ступенчатый, но крутой. Однако тропа была хорошо протоптанной, какой бы тавтологией это ни казалось, травы на ней практически не росло, а значит, поскользнуться на скользкой после дождя растительности нам не грозило. Это позволяло идти в довольно быстром темпе.  Во время спуска разочек перешли водопад, а уже под самый занавес – бревно. Всё. На этом спуск закончился, начались альпийские луга, где нам предстояло встать на ночлег. Было еще очень рано, поэтому выбирать место для стоянки можно было с черепашьей скоростью и английской педантичностью. Впрочем, долго наслаждаться этим Саша нам не дал, остановив поиски где-то на сороковой минуте. Вова связался с нашим руководителем по рации и сказал… Вот тут произошла некоторая неразбериха, потому что вся наша группа решила, что кто-то получил травму ноги, поэтому спуск замедлился. Всё оказалось гораздо прозаичнее, хотя как знать, как знать… Травмы ни у кого не было, разве что моральной. Пострадали исключительно кишечники большей части подгруппы Вовы, так как за обедом они съели сюрприз Ильдара – немытый чернослив. Мы же за время их героического спуска с периодическим посещением придорожных кустов успели напридумывать такое… В общем, Стивен Кинг был бы нам благодарен за сценарий.

Июля

На этот день был запланирован очередной подход к перевалу. Последний. К последнему намеченному перевалу.

Сначала следовало идти вдоль речки Телеты, потом перейти Джетыогуз, куда Телеты впадает, а затем идти вдоль неё. Идти вдоль первой речки было совсем незатруднительно. Единственное, мы обрадовались, что вчера вовремя перешли на нужный берег – на другом видная тропа вскоре переросла в козьи тропки на крутых бараньих лбах. У нас же маленькая тропка вышла на автомобильную дорогу. По крайней мере, грузовики и внедорожники по ней явно ездили. А вот дальше случилась некая загвоздка. Дело в том, что место, где Телеты впадают в Джетыогуз, не оборудовано ни каким мосточком, течение, мягко говоря, бурное, а дно глубоко. По описаниям мы знали, что в некотором отдалении от этого места вниз по реке есть хороший мост. Проблема заключалась в том, что нам надо было вверх. Хотя как, проблема. Шило в одном месте, более точно. А знаете почему? Мы минут десять решали, как поступить. То ли терять часа два на обход, то ли рискнуть и натянуть переправу тут. Здравый смысл шило в итоге сломал. Хотя все же жаль, что в походе мы ни разу не вешали переправы.

Пошли вниз по течению по проезжей дороге. Всех немного разморило. На какие-то недолгие минуты даже пропало ощущение горного похода, так все вокруг было спокойно, однообразно и цивильно. Лаяли собаки, кудахтали куры, непонимающим взором смотрели коровы… А потом мы-таки достигли моста. И на другом берегу все стало по-другому.