Общая фотография на вершине 30 лет влксм (4100 м)

Я уже написала, что особого лазанья вниз у нас не было, но вначале по скользким камням спускаться все же пришлось. И вот тут я все-таки пожалуюсь на нашего руководителя, который побежал с Колей наперегонки, не подумав, что стоит посмотреть на спуск остальной части группы. Хорошо, что с нами остались другие. Точнее, так. Лиза спускалась не хуже Саши, Никита не особо отставал. Артем пошел вместе с Аней. Леша вместе с Катей, а я вместе с Димой, который после моей фразы где-то в самом начале: «Я отсюда не спущусь», - пошел вместе со мной, страхуя и помогая выбрать нужный камень. И хочу подчеркнуть, что именно он, если бы тоже участвовал в гонке Саши и Коли, с большей долей вероятности пришел бы победителем. Вот такими парами мы и спустились до осыпного участка. Ну а там уже и до седловины перевала рукой подать.

Спуск с перевала Панорамный. Видна зигзагообразная тропинка, которая образовалась после нас

На перевале все быстро сняли свои обвязки и залезли под тент к Наташе. Дождь-то идти не переставал. Все мечтали поскорее уйти. Вскоре подошла и группа Вовы, и мы все вместе, быстренько собрав тент и остальные вещи, пошли вниз под руководством Саши и с замыкающим Витей. Несмотря на относительную сложность спуска, он был довольно веселым. Хотя не для всех, конечно. Спускались в касках и с ледорубами. Было скользко, камни катились из-под ног. Кто-то периодически падал. По дороге пересекли пару раз камнеопасные кулуары. Но именно это и развеселило часть группы. Точнее, дело было так. Очередной кулуар. Саша решил пересечь его наискосок, чтобы дальше иметь возможность идти по более устойчивым камням. При этом Вове сверху показалось, что Александр плюнул на все эти камни и решил избрать путь вниз по самому кулуару. Вова стал бить тревогу. Впереди его особо никто не расслышал, зато Леша, идущий как раз где-то посередке, имел возможность и видеть действия нашего руководителя, и слышать опасения Вовы. После этого последовало шутливое объяснение происходящего для Владимира и всех, кто шел за ним. Опять же впереди это объяснение слышно не было, кроме одной фразы. А вот теперь представьте картину. Тишина, туман, уже почти добрались до земли, как вдруг раздается громогласное: «Вова, не психуй». Всё! После этого напряжение как рукой сняло. А с приподнятым настроением спускаться гораздо проще и веселее. В итоге, до земли мы добрались благополучно.

Стоянка в долине

Там растянули тент и крайне пожалели, что на этот день у нас не было запланировано никакого супа. Его в такую погоду как раз и не хватало. Но что поделать? Обходились чаем и сухим пайком. А так как дорога вниз проходила не по камням, а траве, которая в ливень превращала склон в каток, то и ночевать было решено остаться на том месте, где мы были. Тем более, что как оказалось, вначале так и было запланировано. На том и порешили. Где-то гулять, что-то рассматривать или просто сидеть и петь песни под гитару ни у кого в такую погоду не было настроения, так что мы разбрелись по палаткам греться. Через некоторое время дождь, правда, прекратился. Но кроме радуги, возникшей почти над нами, ничего особенно не изменилось. Ну а там и ужин последовал спустя пару часов, а после и отбой.

Июля

На этот день главной задачей было успеть забрать заброску и подобраться как можно ближе к следующему перевалу. Трава после вчерашнего дождя, на удивление, почти высохла. Так что спускаться как на катке нам не грозило. Хотя пару раз некоторые из нас попытались совершить весьма отчаянные па.

Надо сказать, что до этого мы не встречались с травяным спуском. За день до этого Никита, уже имевший опыт походов, ворчал, что такой спуск является одним из самых противных хотя бы потому, что от него болят коленки. Что ж, отдачу в коленки мы действительно почувствовали, но то ли склон был недостаточно крутой, то ли мы хорошо адаптированные, но именно проблем с коленными суставами после этого длинного спуска ни у кого не было.

Пару раз перейдя с одного берега на другой, мы-таки спустились к кошу, стоявшему на месте впадения ручья в Кельтор. Сразу было видно, что он и вправду не заброшенный и животные его посещают крайне часто. И это не смотря на то, что людей мы там не встретили. Зато коричнево-черное поле, которое возможно было обойти только по самому краю, и лошадь неподалеку помогли составить правильную картину. Идти по такой тропе было крайне неудобно. А главная сложность заключалась в том, что пройти напрямую было нельзя, так как при малейшем отклонении от относительно протоптанной дорожки наблюдался эффект зыбучих песков. Оба наши завхоза имели возможность в этом убедиться. Но девушки наши оптимистки, а потому посмеялись над собой и пошли дальше. Вот он, пример, которому можно и нужно следовать по жизни.