Наша подгруппа на леднике. Слева направо: леша, артем, дима, коля, катя, даша, саша, никита, лиза, аня

Когда мы немного поднялись, нас ждал сюрприз в виде замерзшей бабочки. Как она туда вообще долетела, осталось для нас загадкой. На леднике между Сашей и Вовой возник спор по поводу места ночевки. Но, так как часть ледника, на которой мы находились на тот момент, была слишком крутой, чтоб установить палатки, а мест на курумнике не было (хотя в описании было прямым тестом написано, что оно там где-то есть), решено было подняться еще выше, подойдя тем самым вплотную к перевалу. Наверное, ближе стать на ночевку даже при очень большом желании просто не получилось бы. Поэтому, пока мы штурмовали очередной подъем, даже поступило предложение от Кати напомнить Саше, что перевал у нас запланирован на завтра.

Стоянка на леднике. Фото сделано утром следующего дня

Место, где мы в итоге остановились, поражало своей красотой и суровостью одновременно. А еще именно здесь мы увидели настоящую лавину, сходящую относительно недалеко от нас. Как оказалось, мы и сами были в лавиноопасном месте, но нас природа пожалела. Могу предположить, что наша компания ей пришлась по вкусу.

Июля

Несмотря на все опасения, ночевка на леднике оказалась чуть ли не самой теплой за весь поход. Видимо отсутствие ветра и максимальное утепление дали о себе знать. Казалось бы мелочь, а приятно.

Утро, как и во все перевальные дни, началось в 5.30 с подъема и быстрорастворимой кашки. А еще Дима, Коля и Артем порадовали всех весьма необычным спортом – забегом тарелок на скорость. Дальше стандартные сборы и нестандартное облачение в обвязки – сегодня мы шли строго в связках по три человека. Интересный опыт. Почти сразу после нашего места ночевки начинался глубокий снег, в который мы периодически проваливались чуть ли не по пояс. Заодно стало понятно, как тяжело выбраться из такой ловушки. Группа Вовы шла по нашим следам. И во время очередного десятиминутного отдыха мы могли наблюдать их растянувшуюся цепочку, больше напоминающую огромного удава. Что-то мне подсказывает, что наша группа образовывала абсолютно идентичную змею.

Подгруппа Вовы

Вот так, топча снег, убивая тем самым девственную красоту закрытого ледника, мы добрались до перевала Онтор. Замечу, что седловина была каменистая, а рядышком с ней заманивала нерадивых туристов лже-седловина, которая на самом деле напоминала перевал намного больше. Но кто предупрежден, тот вооружен, так что нас Онтор обмануть не смог. Впрочем, Саша решил устроить снежные занятия, так что и лже-седловина в итоге тоже была покорена.

Как и в случае водных занятий, в нашей группе участие было обязательным, в группе Вовы – по желанию. И в этот раз, по желанию согласилось поучаствовать только половина ребят. И зря! Утопать в снегу по пояс, зарубаться, делать ледорубный крест и пытаться дюльферять (тут это было просто крайне проблематичным – даже при очень хорошем разбеге, снег затормаживал где-то после трех-четырех метров) – это того стоило! А наверху открывался чудесный вид, где несколько наших участников устроили фотоссесию. А Коля и Дима решили запечатлеть себя в прыжке. В итоге, Коля потратил пару минут на то, чтобы вытащить застрявшую в глубоком снегу ногу. Но это того стоило.

Снежные занятия

Судя по записям нашего хронометриста, снежные занятия продлились час сорок, и в полпервого дня вся наша группа была готова к спуску с перевала. Честно говоря, до этого спуска меня мучил вопрос, чем же этот перевал так сильно отличается от остальных, что ему присвоили следующую категорию сложности. Разве что глубоким снегом… Но на спуске всё стало на свои места.

На седловине перевала Онтор. Слева направо: Лиза, Артем, Саша, Дима, Коля, Никита, Даша, Аня, Катя

Тропинка, которая отчетливо просматривалась сверху, потерялась после трех метров спуска, а дальше началась самая что ни на есть натуральная жесть. Склон был крайне живой. И мимо нас то и дело проносились булыжники с характерным запахом гари. Да ладно, если б они только мимо нас проносились! Они же еще и под нами пытались устроить забег. Так что половину спуска мы прошли под крики Саши: «Держаться! Держаться!», - пытаясь использовать ледорубы и соседей в качестве опоры. Следующую половину мы уже спускались поодиночке. Камни тоже летели, но, в основном, мелкие, так что это не вызвало особых трудностей. Почему-то Вова потом утверждал, что единственные крики, которые он слышал – это мат. Но честно говоря, я не помню, чтобы кто-то из нас матерился. Всех больше интересовала собственная безопасность.

Спуск с перевала Онтор

Я была крайне обрадована, когда почувствовала под собой относительно надежную опору, а не скатывающиеся вниз камни. Но ледник еще не закончился. Дальше нас ждала открытая его часть с внушительными трещинами по ходу движения.

Связками мы двинулись в путь. Александр, как настоящий руководитель, показал на собственном опыте, как именно человек проваливается в трещину и для чего нужны связки. Что ж, до шеи он провалился. Я, к сожалению, не наблюдала эту картину – наша связка шла последней, так что действия первой нам были не особо видны. Но по рассказам очевидцев, это было впечатляюще. Коля, кстати, тоже решил испытать это острое ощущение полета в пропасть. И опять я ничегошеньки не видела и довольствовалась рассказами. Жаль. Интересно было бы посмотреть. Хотя меня трещины, собственно так же, как и камни, не особо впечатляли. И их я предпочитала перепрыгивать, а не перешагивать, чем заслужила втык от Кати. Оказывается, при прыжке веревка дергалась, в результате это не самым лучшим образом сказывалось на следовавших в нашей связке Кате и Леше. Потом я приняла это во внимание и стала предупреждать о прыжках.

Одна из трещин на леднике

Таким вот образом мы спускались чуть меньше часа. А потом к общему удовольствию началась морена. Мы сняли обвязки и уже продолжили спуск более привычным образом. Надо сказать, что лично мне было нехорошо после спуска с Онтора и трещин. А тут еще и камни. По крайней мере, они были устойчивые и никуда из-под ног не уплывали. Но лично я уже никуда не торопилась. В итоге, группа Вовы нас довольно быстро нагнала. И дальше в течение пары ходок мы просто шли по камням, зная, что где-то относительно недалеко есть зеленые склоны.

И вот мы добрались до нужного места! Зеленая трава, наличие чистой воды, место для ночевки и явно отсутствие оного дальше по ходу движения сделали свое дело. Лагерь было решено ставить здесь. А огромный камень, возвышающийся над нами, приглашал забраться на него и подумать о вечном…