Альплагерь Алтын-Арашан и наша стоянка в нём

Июля

Итак, как было сказано выше, половина наших ребят уехала 12 июля с Казанского вокзала навстречу загадочному Востоку. К сожалению, один из участников, Пустовалов Миша, не добрался до места – менял паспорт, взял справку, не прошел контроль на границе и был отправлен домой. Жалко. Обидно. Но, порой, даже такие досадные неудачи потом помогают справляться с другими жизненными невзгодами. Так что единственное, что я могу сделать, так это пожелать Мише удачи в дальнейшем.

Однако я отвлеклась. Впрочем, в начале рассказывать особо не о чем. Паспортный контроль в Москве прошли все. Мы благополучно сели в самолет Москва-Алматы, а потом также благополучно сошли на твердую землю. Возможно, читатель уже заметил, что приземлились мы немного мимо цели, коей являлся Бишкек. Объясняется это, правда, крайне просто. Билет до Казахстана стоил намного дешевле такого же билетика в столицу Кыргызстана. И даже расходы на автотранспорт между Бишкеком и Алматами не компенсировали бы стоимость оного. К тому же, в Алматах нас ждал сюрприз. А именно человек с табличкой «Маша Доценко», которого не ожидала встретить и сама Маша. Оказалось, что ее родители уточняли насчет трансферта, но ничего в итоге не заказали. Однако господа-казахи (хотя, возможно, и киргизы) решили иначе. Впрочем, нам тогда это оказалось на руку, что уж там. Это сильно экономило наше время, хотя и стоило всё же дороже, чем хотелось бы. Но мы решились. К тому же, на улице нас ждал комфортабельный микроавтобус, что тоже было приятно.

Дорогу мне не особо хочется описывать. Да и нечего, если честно. Разве что миленький ресторанчик, куда нас завез водитель, чтобы мы могли восстановить свои силы посредством приема пищи. И очень вкусной пищи, кстати говоря. Да и недорогой (а ведь уровень цен в Алматах такой же, как в Москве).

Ехали мы довольно-таки долго, что понятно – расстояние нам предстояло преодолеть немалое. Я даже могу быть точной благодаря нашему хронометристу Кате, которая поделилась со мной своими записями. Спасибо ей за это огромное. Итак, путь наш занял в сумме 6 часов и 20 минут. Сама я бы разбила его на составные части, как: путешествие по Казахстану до ресторанчика, путешествие по Казахстану после ресторанчика, переход границы, поездка до железнодорожного вокзала. Я предлагаю остановиться на том месте, когда водитель привез нас прямиком к границе и заявил, что дальше он нас не повезет. Можете себе представить наш шок после этих слов? Конечно, Бишкек расположен крайне близко к границе, но не так, чтобы было возможным за короткий срок преодолеть расстояние пешком. Впрочем, шок длился всего лишь пару секунд. Оказывается там, на первом километре другой страны, нас ждал другой водитель с другим микроавтобусом. И снова объяснение оказалось крайне простым: проходить таможенный контроль автотранспорту гораздо сложнее, чем людям, вот и было решено нашими друзьями-казахами, что выгоднее и проще будет обеспечить две машины на две страны. Что ж, флаг им в руки, как говорится.

К тому времени как мы подъехали к границе, на землю спустилась ночь. Точнее, было довольно темно. Это делало обычную разгрузку более… зловещей что ли… более точного слова я не могу сейчас подобрать. Но, тем не менее, это нисколько нас не задержало. Мы вытащили рюкзаки, водрузили их на себя и смелым шагом двинулись к зданию, ознаменовавшему собой ту самую границу, которую нам предстояло перейти. И там меня, честно говоря, удивило то огромное количество народа, которое стояло в очередях. Почему удивило? Потому что на улице было пустынно. И я была уверена, что в здании тоже не будет столь многолюдно. Что тут сказать? Не очень хорошо я знаю подобные организации.

В общем, очередь двигалась быстро. Поэтому граница не отняла у нас много времени. И пройдя пару пунктов контроля, мы вышли на пустынную улицу, где нас ждал второй микроавтобус. Мы загрузили все свои вещи, уселись сами и поехали навстречу нашим ребятам, которые должны были приехать в два часа ночи на вокзал.

И ура, ура! Мы обогнали поезд аж на три часа. По-другому, вокзал встречал нас в 11 вечера всё еще 15 июля. Что делать с оставшимся временем мы особо не решали. На вокзале оказались достаточно удобные стулья, на которых вся наша компания и улеглась. Кто-то заснул, кто-то просто отдыхал, кто-то о чем-то думал, кто-то куда-то ходил… И так три часа к ряду. Пока поезд Москва-Бишкек не соизволил приехать на платформу…

Июля

Да, новый день для нас начался крайне рано. В два часа… Все организационные вопросы решились буквально за пять минут, что, как мне кажется, является неплохим результатом. На выходе с вокзала нас ждал очередной микроавтобус, который был заказан заранее, когда мы еще не уехали в Москву. Нашей, самолетной части группы, автобусное передвижение уже порядком надоело к тому времени. А вот для тех, кто прибыл поездом, это было первое четырехколесное средство передвижения, которым им пришлось воспользоваться с момента похода. Автобусы были довольно-таки удобными, это надо признать. Однако даже сей факт не предотвратил затекание ног. Почему-то именно в моменты, когда пытаешься выбрать позу, в которой спать было бы наиболее приятно (удобно), кажется, что все конечности абсолютно лишние.

По пути у нас было пару остановок. В основном, минут на десять. Но один раз в пять часов утра (ну или в четыре), когда рассвет уже маячил своими пестрыми красками где-то вдали, наш автобус остановился напротив какой-то странной кафешки, где не было ничего, кроме чая. То есть как. Наверное, там было что-то, кроме чая. Но чего-то просто перекусить – булочек, бутербродов, шоколадок, в конце концов – там особо не наблюдалось. Это немного огорчало. Еще бы! Мало того, что время подъезда к этой кафешке было ранним, мягко говоря, и все либо еще спали, либо только заснули (а были и такие). Так еще и ничего толкового в ней не оказалось. Впрочем, чай – напиток бодрящий. Так что садились мы в автобус с оптимистичными взглядами на жизнь.

К восьми утра наши микроавтобусы припарковались в альлареге Каракола. Там нас ждал грозного вида дядечка, который показал умывальник и даже готов был проводить до кафешки ту часть группы, которая останется на некоторое время в Караколе. Другая часть буквально через час-полтора взяла всю еду и укатила с ней в альплагерь Алтын Арашан, находящийся на высоте 2500 метров над уровнем моря. Так как меня записали в помощники завхоза (достаточно случайным образом, на самом деле), то я поехала в первой группе. На этот раз мысль о микроавтобусах отпала сама собой. Во-первых, по камушкам в пол человеческого роста не очень удобно передвигаться нормальным машинам. А, во-вторых, нас просто поставили перед фактом, а точнее перед боевого вида машиной, в которую мы радостно и уселись, помахав оставшимся на прощание ручкой. Настроение у всех было просто замечательное. Все предчувствовали веселое путешествие. Отчасти этому способствовало устройство сидений, а также обещания Саши, что будет сильно укачивать. Впрочем, сразу скажу, что никого укачало. Те, кто боялся последствий, успели вовремя предпринять необходимые меры.

Итак… Сначала путь был самым что ни на есть обычным. Дороги, дороги… И некоторые даже с асфальтовым покрытием. В общем, скукотища. Но! Не зря же нас повезли на такой мощной машинке и в горный (тут следовало бы подчеркнуть слово горный) лагерь. Скоро асфальт кончился, началась самая что ни на есть горная автомобильная дорога. Знаю, название странное и вряд ли такое вообще существует, но по-другому я не могу назвать эту дорогу. Колея-то была неплохая. Даром, что по камням проходит. Ну и серпантин был. Как же без него-то? Мы даже спорили, упадем-не упадем. В шутку, конечно, но все-таки. Поездка была определенно веселой. И вылезать из машины категорически не хотелось. Требуем продолжения банкета, так сказать! Но конечная остановка наступила вне зависимости от нашего желания. Так что в альплагерь мы приехали по расписанию.

Я была немного удивлена увиденным. Хотя не могу сказать точно, что именно я ожидала увидеть на месте альплагеря, но определенно не парочку домиков, расположенных в произвольном порядке. Пожалуй, что горному лагерю в моем понимании соответствовали только безумно красивые горы и бурная речка внизу. Хотя как оказалось, альплагеря все такие. Будем-с знать. Так вот. Там, в этом самом лагере, нас ждали горячие источники. Для многих это было впервой. И это было круто! Правда, перед этими источниками, мы натянули тент и выгрузили туда всю еду, которая приехала с нами. Так как Саша остался в Караколе, то обо всем договаривался Вова. Оказалось, что всего там два помещения, где можно помыться и идти туда нужно не всем скопом, а максимум по три человека. Так и разделились. Три мальчика, три девочки. Ну и так далее, пока не закончились все ребята. Вообще говоря, наша тройка (я, Аня и Катя) немного сжульничала, как оказалось. Правда, мы об этом даже не подозревали. Зайдя в помещение довольно-таки отталкивающего вида (но что уж тут поделать?) мы первым делом достали мыло и нормально помылись. Ну и просто покупались в источниках. А вот потом, когда мы вышли на свежий воздух и белый свет, оказалось, что мылом пользоваться было категорически запрещено. Но так как мы не знали сего факта, а мыло всё ушло куда-то в трубы, то наш секрет так и остался вместе с нами. И надо сказать, что я как-то не особо сокрушалась по этому поводу.

В общем, все ополоснулись и с приподнятым настроением приступили к расфасовке еды. Я, нося гордое звание Помощника завхоза (да-да, именно с большой буквы, но это немного другая история), пыталась в первые минуты активно помогать, но потом рвение поубавилось, так как девушки прекрасно справлялись, а я лишь лезла под руку и откровенно мешала. Так что вся моя помощь ограничилась в редком «дай то, притяни поближе это». А еще мы всей нашей группой слопали много разных орешков из личных запасов.

Расфасовывая все продукты, мы решили ориентироваться на вес продуктов. То бишь, взвесили, скажем, кашу, записали полученные граммы и пошли дальше. А потом по принципу, что мальчикам больше, девочкам меньше, раскладывали в кучи. Вова был этим не очень доволен, так как мы сломали всю его систему расфасовки «на глазок», по которой как примерно выбрали, так и несем.

Впрочем, сам процесс был не особо муторным. И за час-полтора всё было разложено аккуратными кучками. И так как вторая половина еще не приехала, то большинство улеглось под тентом. Хотя, скажем, Маша и Ася пошли рассматривать баранов, пасущихся где-то сверху на горе. Но бараны почувствовали опасность и смылись почти сразу, как завидели надвигающуюся на них угрозу.

Так до 15.40 мы и провалялись брюхом кверху. В это время подъехала вторая половина, возглавляемая Сашей. Впрочем, приезд ребят нас не особо расшевелил, так как они тоже первом делом захотели пойти на горячие источники. Я, наверное, надолго запомню, как Александр, выйдя на улицу, пошел и окунулся в ледяную бурную речку, текущую чуточку внизу. Кроме него на этот рискованный шаг никто не решился.

Наш первый лагерь

А еще в этот день мы отмечали прошедший день рождения замечательного человека с отличным чувством юмора и чувством ритма, с великолепным голосом и золотыми руками. Иными словами, мы чествовали нашего единственного женатика – Виктора. И пару капель алкоголя в чай или просто в кружку были принесены в жертву по такому радостному событию.

А поскольку  я и так до невозможности разболталась, то предлагаю тем и закончить описание 16 июля.

Июля

Это был день первого нашего раннего подъема. Честно говоря, я не следила особо, во сколько мы вставали каждый день, но происходило это от 5.30 до 6.00. По-любому, лично я в нормальной жизни никогда так не просыпалась. Разве что на самолет…

Встали мы, в общем, и как черепашки собрали свои вещи, пытаясь следовать принципу «сначала общественное, потом – личное». Частично это получилось. И после завтрака, умывания в красивейшей горной речке и сбора всего остального, мы двинулись в путь. Первое, что нужно было – это перейти ту самую прекрасную речку. Хорошо, что ниже по течению находилось крепкое бревно, иначе… Впрочем было и было. Бревно крепкое, широкое, не скользкое, что тоже немаловажно. Наша группа вышла первой, спустя какое-то время вышла и Вовина. Пока мы переходили по бревну, Леша нас фотографировал с исходного берега.

Наш переход по бревну- мосту через реку Кельдыке

И вот сразу как мы перешли, стало заметно отсутствие участника. Никита остался в лагере, так как не успел сжечь мусор. Потом Саша сказал, что если эколог не успевает сжечь мусор, он обязан таскать его с собой. Так после Никита и поступал. А сегодня повезло, что от лагеря отошли буквально на 5 минут чистого ходового времени. Так что пропажа нашлась быстро. После чего мы двинулись дальше.

А вот тут ждала засада. Надо было найти тропинку, ведущую наверх по склону. А ее видно категорически не было. В итоге решили пойти по прямой наверх: туда, где, по идее, мы могли наткнуться на след исчезнувшей тропинки. Ох, как же это было весело! Мало того, что мы умудрились пойти по самому отвесному месту, которое только смогли откопать, так еще и ходили то направо, то налево, следуя за дорожками-призраками. Кончилось всё тем, что мы-таки нашли нужную тропку, одновременно нагнав группу Вовы, которая вышла то ли на полчаса позже, то ли на час. И было у них не три привала, а один – тот, где мы их и повстречали. Но зато у нас уже случилось приключение, и вся команда пребывала в приподнятом настроении духа. Еще бы! Искать «то, не знаю что» было забавно.

Потом дела пошли как по маслу. Дорога, на которую мы-таки вышли, была хорошо протоптанной и широкой. Спустя десять минут вышли на висячую долину, откуда открывался прекрасный вид. Единственное, речка далековато. Но идти зато просто. То был подъем-подъем, а тут фактически по ровной поверхности прошагали метров двести, а то и поболе (признаюсь, у меня плохо с глазомером, так что ориентироваться на мои «приблизительные» расстояния не стоит). А потом вновь тропка стала уводить нас всё выше и выше. И старательно пыталась потеряться. Но тут уж наш руководитель не позволил ей ускользнуть, так что наше продвижение наверх было уверенным. Достаточно скоро, кстати, мы и с речкой поравнялись. А спустя еще один короткий промежуток мы перешли на другую ее сторону, и Леша гордо констатировал тот факт, что отметка в 3000 метров над уровнем моря преодолена. Ура, ура! Из запланированных 700 метров, 500 уже было. А ведь еще раннее утро. Так что дальше мы двинулись с таким же хорошим настроением, как и раньше. Было немного тяжело дышать, но это были последствия так называемой горняжки. Хотя, что уж там, переболела по-настоящему ею только Наташа. А лично мы с Лизой были слегка разочарованы. Хотелось же узнать, что это за зверь такой – горная болезнь – и почему нас ей пугали добрых полгода!

Но в общем шли мы, шли… И пришли где-то к двенадцати часам дня (а на самом деле, раньше) к запланированному месту ночевки. Растянули тент, удобно расположились и стали дожидаться второй группы. Обед, понятное дело, по расписанию. Вова с ребятами подошли где-то через час-полтора. К этому времени мы с Димой и Никитой сходили на разведку, посмотреть, нет ли мест для ночевки поближе к перевалу. Места были. Но и погода испортилась. Так что мы подождали, пока короткометражный киргизский ливень пройдет, а дальше с воодушевлением сумасшедшей коровы (прекрасное сравнение, не правда ли?) двинулись дальше набирать высоту.

Лагерь в долине Кельдыке

Июля

Мой день рождения. Это, конечно, не так важно для летописи, но все же. Я крайней рада, что озеро Алакель мы увидели во всей своей красе именно в этот день. Да и погода была просто загляденье.

Утро началось в 5.30 (все «перевальные» дни у нас начинались с первыми петухами). Собравшись, умывшись и почти не позавтракав (акклиматизацию никто не отменял) мы двинулись вверх по камням. Как я уже писала выше, путь до перевального взлета занял у нас ровно одну ходку, то бишь 20 минут. А там нас ожидал небольшой сюрприз. Саша нам сказал, что на склоне слишком много снега. Точнее, не то, чтоб он уж прям совсем зашкаливал, как, скажем, случилось в походе нашей дружественной группы в прошлом году. Нет. Но тот снег, по которому изначально планировалось идти, оказался слишком глубоким – до пояса, если быть точной. Вот и пошли мы поэтому сначала по камушкам, да глине.

Перевал Алакель Северный

Склон был не самый приятный для подъема. Нормальные ступеньки сделать не получалось (ну или юноши не слишком себя утруждали данным занятием), а камни, пусть и мелкие, на головы периодически прилетали. Но тут делать было нечего. Группа не маленькая, двигались зигзагом. Саша, конечно, старался изо всех сил нас кучковать на поворотах, но улететь вниз по склону никому не хотелось, вот и стала главным критерием не опасность мелких камней, а возможность как можно устойчивее встать на этом склоне. Но на половине пути такой подъем реально достал. И нашего руководителя в том числе. Так что, плюнув на глубину, мы-таки почесали по снегу. И не пожалели, надо сказать. Снежок всех освежил и даже тем, кому пришлось идти в начале и делать ступеньки, не было это особенно в тягость. Мы не засекали время прохождения на этих двух участках, но так по ощущениям по снегу пошли явно быстрее. И…

Парам-пам-пам! Наш первый перевал был покорен! И какой же открылся красивый вид! Озеро Алакель явно встретило нас радостно и с распростертыми объятиями. Что ж, надеюсь, мы были теми гостями, которых хочется приглашать в гости еще и еще.

Вся группа в сборе

Однако вернемся к нашему походу. Когда Вова с ребятами поднялись, мы все запечатлели этот прекрасный момент. А потом пошли на спуск. Мелкая осыпь оказалась крайне приятной для спуска. Правда, я, Аня, Артем и Леша, как замыкающий, отстали от наших горных козликов, поэтому навык хождения по этой новой породе вначале пришлось осваивать самим. Впрочем, до прусского шага мы додумались. А там произошел фэйл. Красивыми и скачкообразными движениями от Ани внезапно убежала ее накидка на рюкзак. Правда, не очень далеко.  Но выглядело это забавно. Как сверху, с высоты второй группы, так и снизу, с ракурса Александра. Артем и Леша забрали у Ани рюкзак и какое-то время тащили его вниз, как тяжелого пострадавшего. Аня, как козочка, спускалась с помощью палок за своей потерей, а я осваивала технику передвижения с четырьмя палками вместо двух (решила хоть как-то помочь, забрав пару у Артема). Это нас окончательно отбило от группы. И вот я как-то потеряла нашу группу из виду. Хорошо хоть тропа была очевидная. Саша появился неожиданно из-под большого камня, скрывавшего его до поры до времени. Нам показали, как быстро двигаться, катясь по осыпи. Что ж, не спорю, способ крайне удобный, но есть опасность свалиться кубарем благодаря какому-нибудь мелкому камню, попавшему в самое неудачное место под ботинком, не позволяя тем самым поставить ногу прямо. Лично меня это напрягало. Хотя есть очень и очень большое НО: как оказалось, на любых камнях я полный тормоз. Так что мои ощущения вряд ли можно считать эталонными даже с огромнейшей натяжкой. Но раз я летописец, то и ощущения будут мои. Смиритесь!

Июля

Опять мы встали ни свет, ни заря. Еще бы! На этот день было запланировано восхождение на пик 30 лет ВЛКСМ.

Как назло, погода была чуть ли не самая плохая за весь поход. Уже с утра небо пугало огромными тучами. А, надо сказать, обычно именно утром небо было чистое как лазурь. Но не в этот день, не в этот день… Как-то нас к этому времени уже успели напугать грозами в горах, поэтому идти куда-то в такую погоду было немного неуютно. Но страхи страхами, а выход по расписанию. Тем более, что в связи с этими самыми тучами хотелось как можно быстрее подняться на перевал Панорамный, а дальше и на вершину – вдруг успеем до дождя?

Честно говоря, еще день назад я понятия не имела, куда же именно мы пойдем, просто потому что не видела нигде продолжения тропы. Но, оказалось, что достаточно перепрыгнуть речку, вытекающую из озера, чтобы оказаться на нужной стороне. Кстати, с нашего ракурса та другая сторона выглядела как остров. Но, как говорится, не всегда можно верить глазам.

Подъем на 30 лет ВЛКСМ

И вот, пройдя по снежному гребню с нашей супер страховкой, не от чего особо не страхующей, мы оказались на вершине. Жаль, что видно ничего не было. Облако окончательно нас поглотило, а потому даже примерно не просматривалось, откуда мы упадем и куда приземлимся, если что. Потом ВЛКСМ нас не раз дразнила. Как ни посмотрим, на ней хорошая погода. Но 19 июля стало исключением из правил, к сожалению.

Там, на вершине, мы попытались откопать записку, но это не представлялось возможным из-за льда, куда вмерзло наше послание. Мы минут десять пытались его выковырять, а потом плюнули на это дело. Еще на пике отлично ловил телефон. Саша воспользовался этим, чтобы сообщить в турклуб о том, что у нас всё в порядке, и никто не пострадал, хотя периодически очень старался. А кто-то просто позвонил родным и успокоил их примерно тем же.

Вовина группа нагнала нас довольно быстро, так что мы особо не скучали на вершине в одиночестве. Всех членов второй группы тоже заставили пройти со страховкой по нашей веревке, потом стандартное общее фото, а затем спуск. Надо сказать, что никому не хотелось мерзнуть там, наверху. Вида никакого, погода ужасная, на месте стоять жутко холодно. Все просто рвались в бой. Точнее, все рвались поскорее покинуть недоброжелательную вершину. И почти сразу после фото наша группа двинулась в путь.  А Вовина провожала нас песнями. Правда, понять, что это было именно пение, а не ор, было довольно затруднительно.

Стоянка в долине

Там растянули тент и крайне пожалели, что на этот день у нас не было запланировано никакого супа. Его в такую погоду как раз и не хватало. Но что поделать? Обходились чаем и сухим пайком. А так как дорога вниз проходила не по камням, а траве, которая в ливень превращала склон в каток, то и ночевать было решено остаться на том месте, где мы были. Тем более, что как оказалось, вначале так и было запланировано. На том и порешили. Где-то гулять, что-то рассматривать или просто сидеть и петь песни под гитару ни у кого в такую погоду не было настроения, так что мы разбрелись по палаткам греться. Через некоторое время дождь, правда, прекратился. Но кроме радуги, возникшей почти над нами, ничего особенно не изменилось. Ну а там и ужин последовал спустя пару часов, а после и отбой.

Июля

На этот день главной задачей было успеть забрать заброску и подобраться как можно ближе к следующему перевалу. Трава после вчерашнего дождя, на удивление, почти высохла. Так что спускаться как на катке нам не грозило. Хотя пару раз некоторые из нас попытались совершить весьма отчаянные па.

Надо сказать, что до этого мы не встречались с травяным спуском. За день до этого Никита, уже имевший опыт походов, ворчал, что такой спуск является одним из самых противных хотя бы потому, что от него болят коленки. Что ж, отдачу в коленки мы действительно почувствовали, но то ли склон был недостаточно крутой, то ли мы хорошо адаптированные, но именно проблем с коленными суставами после этого длинного спуска ни у кого не было.

Пару раз перейдя с одного берега на другой, мы-таки спустились к кошу, стоявшему на месте впадения ручья в Кельтор. Сразу было видно, что он и вправду не заброшенный и животные его посещают крайне часто. И это не смотря на то, что людей мы там не встретили. Зато коричнево-черное поле, которое возможно было обойти только по самому краю, и лошадь неподалеку помогли составить правильную картину. Идти по такой тропе было крайне неудобно. А главная сложность заключалась в том, что пройти напрямую было нельзя, так как при малейшем отклонении от относительно протоптанной дорожки наблюдался эффект зыбучих песков. Оба наши завхоза имели возможность в этом убедиться. Но девушки наши оптимистки, а потому посмеялись над собой и пошли дальше. Вот он, пример, которому можно и нужно следовать по жизни.

Слияние рек Онтор и Кельтор

Вообще говоря, на часах был еще ранний день, когда мы закончили всю расфасовку и двинулись в путь. Так что, можно сказать, что у нас получилась весьма необычная полудневка, разбившая день на три части. От большого камня мы двинулись вверх по реке. И первые две ходки совпали с теми, которые мы уже прошли до обеда. Зато потом ручей, вдоль которого мы спускались утром, остался слева и позади. Мы же продвигались вдоль Кельтора. Вода в этой реке была совершенно непригодной для питья. Хотя мы просто не рискнули попробовать, если честно. Но почему-то я не жалею об этом ни капельки.

В довольно размеренном темпе мы поднимались всё выше и выше. Ручейки, лошади, мелкие полочки и остальные прелести Терскея сопровождали нас на протяжении этого движения. Но потом мы наткнулись на довольно необычную преграду в виде зарослей арчи. И в этот день эта преграда стала для нас непреодолимым препятствием.

Заходили мы в эти заросли по дорожке, но потом коровы, протоптавшие свои тропы, увели нас слишком влево вверх. Кстати, именно там у меня впервые возник вопрос, который преследовал потом до самого окончания похода, а именно: как коровы умудряются проходить там, где людям пройти просто нереально? А возник он, когда мы, еле протиснувшись через очередной куст, оказались фактически в тупике. Спереди был слишком крутой склон, по которому не представлялось возможным пройти. Вниз отсюда спуститься тоже было нереально, разве что кубарем. Верх тоже был закрыт. Саша, сходивший быстренько на разведку, обнаружил там еще более худшую ситуацию, чем та, в которую мы попали сейчас. Выход один: вернуться назад.

Через тот куст, о котором я писала, прошли четверо – Саша, Коля, Дима и я - остальным просто не хватило места на той мелкой полочке, где мы стояли. Обратно Саша протиснулся первым. Дальше уже мы. И тут ждал довольно неприятный сюрприз, так как выбравшись из того злополучного куста, наша троица не обнаружила ни одного человека из группы. И даже пройдя по той дорожке, по которой поднимались, мы все равно никого не встретили. Вроде и покричали, и головами покрутили, а результат все равно был нулевым. Правда довольно быстро мы заметили внизу группу Вовы и двинулись к ним. Спустившись тем же путем, что и поднимались, мы вышли на тропу, которую до этого благополучно потеряли. Было сомнение, куда пошел Саша с группой: дальше по тропе или назад к группе Вовы? В итоге решили, что синица в руке в данном случае намного надежнее журавля в небе. По-другому, единогласным образом было принято решение идти к Вове. По крайней мере, мы знали, где он находится. И правильно поступили. Саша пересекся с нами где-то на середине. Оказалось, что они нас тоже искали, и тоже кричали, но по каким-то причинам, мы друг друга не услышали и не увидели. Но главное, что всё хорошо закончилось.

К тому времени, как мы выбрались из зарослей арчи, на часах было около семи вечера. Так что идти куда-то дальше было просто нецелесообразно, особенно учитывая то, что за арчой был курумник. А там, где мы находились, было место для ночевки. На том и порешили.

Водные занятия

После тренировки мы все же оказались на нужном нам берегу. Тент, обед, в общем, тут всё прошло как обычно. Хотя нет, неприятный эпизод все же был. Дело в том, что у Леши болела нога, и он совершенно не хотел ее мочить. По этой причине он не участвовал в наших «переправах», а также именно из-за этого решил перейти речку по камням. Я уже писала, что там, где можно было переправиться по камням, было чрезвычайно бурное течение. Так вот. Это течение, а также скользкие камни не дали перебраться Леше через реку. Слава Богу, всё закончилось благополучно! Наш чуть ли не самый спортивный участник отделался промоканием всей одежды, небольшим ушибом (вывихом?) плеча, а также потерей одной из палок.

Что касается дальнейшего времяпрепровождения, то пару часиков наш отряд валялся на солнышке. Ни куда-то идти, ни что-то делать категорически не хотелось. Тем не менее, времени до конца дня оставалось еще очень много, а потому Саша повел нас ночевать на ледник. Опять захотелось написать, что это был коварный план. Что ж, пусть так оно и будет. И на правах летописца, я, пожалуй, окрещу 21 июля днем коварных планов Александра, и да не обидится наш доблестный руководитель.

Медленно и неохотно собрав вещи, мы двинулись вперед, навстречу леднику. Надо сказать, с этой стороны никаких опасностей нам, неопытным участникам, видно не было. Но не зря же это закрытый ледник. Поэтому, хоть мы и шли без связок ввиду отсутствия желания и необходимости, нам было строго-настрого запрещено ступать куда-то кроме следов Саши. Что ж, спорить никто не стал.

Июля

Несмотря на все опасения, ночевка на леднике оказалась чуть ли не самой теплой за весь поход. Видимо отсутствие ветра и максимальное утепление дали о себе знать. Казалось бы мелочь, а приятно.

Утро, как и во все перевальные дни, началось в 5.30 с подъема и быстрорастворимой кашки. А еще Дима, Коля и Артем порадовали всех весьма необычным спортом – забегом тарелок на скорость. Дальше стандартные сборы и нестандартное облачение в обвязки – сегодня мы шли строго в связках по три человека. Интересный опыт. Почти сразу после нашего места ночевки начинался глубокий снег, в который мы периодически проваливались чуть ли не по пояс. Заодно стало понятно, как тяжело выбраться из такой ловушки. Группа Вовы шла по нашим следам. И во время очередного десятиминутного отдыха мы могли наблюдать их растянувшуюся цепочку, больше напоминающую огромного удава. Что-то мне подсказывает, что наша группа образовывала абсолютно идентичную змею.

Подгруппа Вовы

Вот так, топча снег, убивая тем самым девственную красоту закрытого ледника, мы добрались до перевала Онтор. Замечу, что седловина была каменистая, а рядышком с ней заманивала нерадивых туристов лже-седловина, которая на самом деле напоминала перевал намного больше. Но кто предупрежден, тот вооружен, так что нас Онтор обмануть не смог. Впрочем, Саша решил устроить снежные занятия, так что и лже-седловина в итоге тоже была покорена.

Как и в случае водных занятий, в нашей группе участие было обязательным, в группе Вовы – по желанию. И в этот раз, по желанию согласилось поучаствовать только половина ребят. И зря! Утопать в снегу по пояс, зарубаться, делать ледорубный крест и пытаться дюльферять (тут это было просто крайне проблематичным – даже при очень хорошем разбеге, снег затормаживал где-то после трех-четырех метров) – это того стоило! А наверху открывался чудесный вид, где несколько наших участников устроили фотоссесию. А Коля и Дима решили запечатлеть себя в прыжке. В итоге, Коля потратил пару минут на то, чтобы вытащить застрявшую в глубоком снегу ногу. Но это того стоило.

Снежные занятия

Судя по записям нашего хронометриста, снежные занятия продлились час сорок, и в полпервого дня вся наша группа была готова к спуску с перевала. Честно говоря, до этого спуска меня мучил вопрос, чем же этот перевал так сильно отличается от остальных, что ему присвоили следующую категорию сложности. Разве что глубоким снегом… Но на спуске всё стало на свои места.

На седловине перевала Онтор. Слева направо: Лиза, Артем, Саша, Дима, Коля, Никита, Даша, Аня, Катя

Тропинка, которая отчетливо просматривалась сверху, потерялась после трех метров спуска, а дальше началась самая что ни на есть натуральная жесть. Склон был крайне живой. И мимо нас то и дело проносились булыжники с характерным запахом гари. Да ладно, если б они только мимо нас проносились! Они же еще и под нами пытались устроить забег. Так что половину спуска мы прошли под крики Саши: «Держаться! Держаться!», - пытаясь использовать ледорубы и соседей в качестве опоры. Следующую половину мы уже спускались поодиночке. Камни тоже летели, но, в основном, мелкие, так что это не вызвало особых трудностей. Почему-то Вова потом утверждал, что единственные крики, которые он слышал – это мат. Но честно говоря, я не помню, чтобы кто-то из нас матерился. Всех больше интересовала собственная безопасность.

Спуск с перевала Онтор

Я была крайне обрадована, когда почувствовала под собой относительно надежную опору, а не скатывающиеся вниз камни. Но ледник еще не закончился. Дальше нас ждала открытая его часть с внушительными трещинами по ходу движения.

Связками мы двинулись в путь. Александр, как настоящий руководитель, показал на собственном опыте, как именно человек проваливается в трещину и для чего нужны связки. Что ж, до шеи он провалился. Я, к сожалению, не наблюдала эту картину – наша связка шла последней, так что действия первой нам были не особо видны. Но по рассказам очевидцев, это было впечатляюще. Коля, кстати, тоже решил испытать это острое ощущение полета в пропасть. И опять я ничегошеньки не видела и довольствовалась рассказами. Жаль. Интересно было бы посмотреть. Хотя меня трещины, собственно так же, как и камни, не особо впечатляли. И их я предпочитала перепрыгивать, а не перешагивать, чем заслужила втык от Кати. Оказывается, при прыжке веревка дергалась, в результате это не самым лучшим образом сказывалось на следовавших в нашей связке Кате и Леше. Потом я приняла это во внимание и стала предупреждать о прыжках.

Одна из трещин на леднике

Таким вот образом мы спускались чуть меньше часа. А потом к общему удовольствию началась морена. Мы сняли обвязки и уже продолжили спуск более привычным образом. Надо сказать, что лично мне было нехорошо после спуска с Онтора и трещин. А тут еще и камни. По крайней мере, они были устойчивые и никуда из-под ног не уплывали. Но лично я уже никуда не торопилась. В итоге, группа Вовы нас довольно быстро нагнала. И дальше в течение пары ходок мы просто шли по камням, зная, что где-то относительно недалеко есть зеленые склоны.

И вот мы добрались до нужного места! Зеленая трава, наличие чистой воды, место для ночевки и явно отсутствие оного дальше по ходу движения сделали свое дело. Лагерь было решено ставить здесь. А огромный камень, возвышающийся над нами, приглашал забраться на него и подумать о вечном…

Июля

Сегодня нам предстояло окончательно спуститься с ледника. Задача, как оказалось, не из легких.

Лично я думала, что и ледник, и морена остались позади. Не зря же мы вчера убили несколько часов, чтобы спуститься до «зеленки». Но не тут-то было! С утра, позавтракав и собрав вещи, мы обошли наш огромный «задумчивый» камень, прошли еще немного по зеленому покрову, а дальше… Дальше нам преграждала вид центральная морена. Она возвышалась над ледником, как настоящий горный хребет и давала надежду на то, что после ее преодоления снова начнутся привычные долины. Ха-ха три раза, но об этом чуть позже. Сначала надо было забраться на саму эту морену.