II. Игровые практики познания мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Игровые практики познания мира



 (ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ)

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации.

Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Поэтому, необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Исследовать, открыть, изучить – это предполагает выполнить шаг в то, что неизведанно. В свое время Иван Михайлович Сеченов писал о прирожденной и «крайне драгоценной» характеристике нервно-психической организации детей – безотчетном стремлении к пониманию окружающей жизни.

Организуя игры-экспериментирования, необходимо предусмотреть включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Одним словом, детям предоставляется возможность приобретать знания самостоятельно.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности: наблюдением, развитием речи, изобразительной деятельностью, трудовой деятельностью, чтением художественной литературы, физической культурой, музыкой, формированием элементарных математических представлений.

О важности в жизни детей игр экспериментов вы можете познакомиться на слайде.

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища, готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера. Главное, создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

Структура игры-экспериментирования:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проведение наблюдения;

- обсуждение увиденных результатов;

- формулировка выводов.

Цели игры-экспериментирования:

- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию;

- развитие словаря;

- ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;

- углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи образовательные:

-познакомить детей со свойствами предмета исследования;

-формировать умение делать открытия и выводы;

-обучать плавному направленному выходу на предмет.

Задачи развивающие:

-развивать экспериментальную деятельность;

-развивать речь детей;

-развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

-развивать внимание, мышление, память.

Задачи воспитательные:

-воспитывать самостоятельность и активность;

-воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость;

-воспитывать аккуратность в работе.

Игры - экспериментирования классифицируются:

-по характеру объектов;

-по месту проведения опытов;

-по количеству детей;

-по причине их проведения;

-по характеру включения в педагогический процесс;

-по продолжительности;

-по количеству наблюдений за одним и тем же объектом;

-по месту в цикле;

-по характеру мыслительных операций;

-по характеру познавательной деятельности детей;

-по способу применения.

Объекты детского экспериментирования: неживая природа, живая природа, другие материалы.

Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития, в свободном доступе должен быть центр экспериментирования который включают в себя:

- разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

- бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);

- разные виды бумаги, пластилин;

- медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);

- прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито);

- детские фартуки;

- полотенца, салфетки, щетка, совок.

В центре экспериментирования должны быть выделены:

- место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы);

- место для приборов;

- место для хранения материалов (природного, "бросового");

- место для проведения опытов;

- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

В соответствии с возрастом детей проводится отбор игр-экспериментов и оформляется картотека. Используются карточки – схемы проведения игр – экспериментов, что в свою очередь помогает заинтересовать детей процессом экспериментирования.

Игры-эксперименты разработаны (и должны использоваться воспитателем) с учётом следующих факторов:

- возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

- доступность содержания игр;

- сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;

- обеспечение «культурной практики» детей в игре;

- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

- соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

- постепенное усложнение игр;

 - цикличность организации игр.

Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры – эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности. Так, например, в младшем возрасте игры – эксперименты должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребёнка до трёх лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование всё больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребёнка. В игре 4 – 5 – летнему дошкольнику даётся определённый сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит ему экспериментировать в заданных условиях.

 Для детей старшего дошкольного возраста игры – эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики». Такая практика позволяет самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно-следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребёнок делает их самостоятельно, при косвенном участии взрослого.

В заключение хочется процитировать слова Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

Список используемой литературы:

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

4. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.

5. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.01 с.)