Наиболее важные принципы менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее важные принципы менеджмента



    

#G01. Научность в сочетании с элементами искусства.
2. Целенаправленность.
3. Функциональная специализация.
4. Универсальность.
5. Последовательность.
6. Непрерывность.
7. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.
8. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников.
9. Закономерности межличностных отношений и группового поведения.
10. Обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене процесса управления.
11. Состязательность участников управления.
12. Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

 

Рассмотрим приведенные принципы.

 

Главным в менеджменте считается принцип научности в сочетании с элементами искусства. Менеджмент использует сведения многих наук, что вызвано сложностью и разнообразием решения проблем современной хозяйственной практики. Вместе с тем ситуации во внешнем окружении и внутренней среде организации меняются и могут меняться так стремительно, что на поиск научно обоснованного решения проблемы нет времени. Тогда успех зависит от искусства, мастерства руководителя. Мастерство определяется знаниями, опытом и талантом.

 

Принцип целенаправленности означает, что менеджмент как процесс должен быть ориентирован на решение конкретных проблем организации.

 

Суть принципов функциональной специализации и универсальности заключается в том, что к любому объекту менеджмента требуется индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования. В то же время действия менеджмента направлены на руководство людьми. Поэтому в менеджменте должно быть нечто универсальное, общее для руководства людьми.

 

Менеджмент основывается на принципе последовательности. Действия руководителя должны следовать одно за другим и быть логически обоснованными. Например, для менеджмента неприемлемо сначала принимать решение, а затем оценивать и осмысливать ситуацию. Последовательность в менеджменте может иметь циклический характер, когда действия в определенной последовательности повторяются через определенное время.

 

Принцип непрерывности менеджмента означает непрерывность управления хозяйственной деятельностью. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.

 

В свою очередь, стабильное развитие и функционирование организации требуют реализации принципа оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

 

Менеджмент невозможен без соблюдения принципа учета индивидуальных особенностей и психологии персонала, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Такой подход обеспечивает нормальный морально-психологический климат в коллективе организации. Решения в этом случае оказываются взвешенными и хорошо принимаются работниками к исполнению.

 

Принцип обеспечения единства прав и ответственности в каждом звене менеджмента необходим для нормального протекания процесса управления. Избыток прав в менеджменте, по сравнению с ответственностью, приводит к единовластию руководителей, их своеволию, произволу. Недостаток прав парализует деловую активность и инициативу менеджеров.

 

Состязательность участников управления является важным принципом менеджмента. Она осуществляется на основе личной заинтересованности, которая поддерживается с помощью материальных и моральных вознаграждений, возможностью получения новых знаний и практических навыков.

 

Современный менеджмент не может быть наиболее результативным без соблюдения принципа максимально широкого вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на всех стадиях. Принятые таким образом решения, в выработку которых вложен труд и идеи исполнителей, реализуются с большей заинтересованностью и активностью, чем команды начальников.

 

Очевидно, что указанные общие методологические принципы менеджмента значимы в деле руководства.

 

 

21.5. Методы менеджмента как совокупность средств воздействия на объект управления

 

Функции менеджмента реализуются с помощью средств воздействия на объект управления, совокупностью которых выступают методы менеджмента. Среди них выделяют: организационные, административные, экономические и социально-психологические (рис. 21.6).

 

Рис. 21.6. Методы менеджмента

 

Организационные методы логически предшествуют административным, экономическим и социально-психологическим. Их использование позволяет создать необходимые условия для функционирования и развития организации: они обеспечивают проектирование, учреждение, формирование управленческих и производственных структур, разработку стандартов, норм, правил, инструкций.

 

Под функционированием понимается деятельность организации, связанная с сохранением ее как целого. Целостность организации обеспечивается постоянным поддержанием сложившихся отношений и связей, обменом видами деятельности и способностями, ресурсами и информацией с внешней средой и внутри организации.

 

Развитие организации обеспечивается ее преобразованием, изменением ее элементов в соответствии с изменениями во внутренней и внешней средах. К методам развития организации относятся: структуризация, композиция, регламентация, ориентация. Эти методы тесно взаимосвязаны и обычно осуществляются параллельно. При структуризации определяется состав подразделений, их внутренняя структура, задачи, стоящие перед ними. Метод композиции представляет собой разработку общей структурной схемы организации, учитывающей экономические, производственные и информационные взаимосвязи. Под методом регламентации понимается способ разработки правил и процедур, которыми должны руководствоваться сотрудники организации. Организационное развитие обеспечивается методами организационного проектирования и организационной рационализации. Первый из них обеспечивает построение организационных структур, схем управления, разработку стандартов с учетом взаимосвязей тех структурных подразделений, которые будут сотрудничать в рамках организации. При методе рационализации происходит постоянное совершенствование элементов действующих организаций, особенно в процессе их реорганизации.

 

Методы организационного проектирования и организационной рационализации во многом схожи. Они имеют общий объект - организацию. Вместе с тем организация может находиться на разных стадиях жизненного цикла: в начале пути или на последующих стадиях.

 

При проектировании организация рассматривается с идеальной точки зрения, в общих чертах ориентированной на реальные условия. Работники здесь присутствуют абстрактно, в качестве среднестатистических субъектов, которым предстоит заполнить свободные места.

 

Рационализации касаются реальные структуры с определенными взаимосвязями. Работники в структурных подразделениях реальные, со своими интересами. Отсюда большая избирательность, индивидуализированность способов воздействия.

 

Административные методы менеджмента иначе называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение работников к действиям в интересах организации или на создание условий к таким действиям.

 

Административные методы менеджмента направлены на однозначные способы действий по решению стоящих перед организацией задач. Инициатива персонала здесь сведена к минимуму. Вся ответственность за результаты деятельности возлагается на руководителей.

 

Административные методы реализуются путем выдачи заданий исполнителям, исключающих альтернативы при выполнении работ. Это касается, например, действий при выполнении конкретного технологического процесса. В этом случае административные методы имеют позитивный характер. За исключением команд на выполнение подобных работ, административные методы отличаются субъективностью подходов менеджеров.

 

Административные методы менеджмента ориентируются на достижение результата однозначно установленными действиями. Поощряется исполнительность. Инициатива наказуема.

 

Административные методы при управлении были характерны командно-административному стилю руководства. Использование этих методов в рыночных условиях целесообразно лишь для выполнения жестко регламентированных работ.

 

Экономические методы менеджмента, в отличие от административных, предполагают не прямое, а косвенное воздействие на работников (объект управления). Исполнителям работ устанавливаются цели, задачи, ресурсные ограничения и общая линия поведения. Способы достижения целей и методы решения задач выбираются исполнителями самостоятельно. Вознаграждения устанавливаются за своевременность и качество выполненных работ. Материальные вознаграждения выплачиваются за счет экономии ресурсов или дополнительной прибыли, полученной вследствие проявленной инициативы. Так как размер поощрительных выплат зависит от достигнутого результата, то работники экономически заинтересованы в его улучшении.

 

Для отдельных категорий людей, особенно интеллектуальных профессий, материальное стимулирование важно, но оно не главное в их жизни, не основной стимул в их работе. Поэтому экономические методы менеджмента имеют свои ограничения.

 

Социально-психологические методы менеджмента основываются на воздействиях на поведение работников и повышение их трудовой активности. Они направлены на формирование социально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, раскрытие личностных способностей работников. В конечном счете способы воздействия ведут к максимальной самореализации сотрудников, к повышению эффективности их деятельности.

 

Приведенные методы менеджмента используются в комплексе, представляя совокупность средств воздействия на работников организаций.

 

 

21.6. Области профессиональной деятельности менеджера

 

Менеджер, руководитель - субъект управления, действующий в организации; профессиональный управляющий, осознающий, что он представитель особой профессии; работник, прошедший специальную подготовку. Для того чтобы стать менеджером, необходимо занять управленческую должность, стать руководителем, осознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, усвоить знания, относящиеся к менеджменту, придерживаться стандартов, внешних атрибутов поведения, которые присущи менеджерам, уметь хорошо управлять, достигать поставленных целей.

 

Г. Минцберг определяет роль менеджера как руководителя «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкурентной должности». Им выделяется до 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различных ситуациях. Роли классифицируются по трем категориям: межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено); информационные роли (приемник информации, распределитель информации, представитель); роли по принятию решений (предприниматель, устраняющий нарушения, распорядитель ресурсов, ведущий переговоры). Г. Минцберг отмечает, что роли не могут быть независимы одна от другой. Они взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Межличностные роли делают руководителя сосредоточением информации; он действует в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель играет и роли, связанные с принятием решений: занимается распределением ресурсов, улаживает конфликты, ищет возможности для организации, ведет переговоры от имени организации. Перечисленные роли, вместе взятые, определяют объем и содержание работы менеджера независимо от особенностей деятельности организации.

 

Объективной причиной существования менеджеров является основополагающее положение о том, что организация не может существовать без менеджеров в условиях рыночных отношений. Г. Минцберг видит ее в следующем. Менеджеры вырабатывают стратегии организации, разрабатывают и устанавливают взаимодействия между процессами, протекающими в ней. Они направляют деятельность организации на пользу тем лицам и учреждениям, которые имеют контроль над нею. Менеджеры служат основным информационным каналом связи организаций с окружающей средой, несут ответственность за конечные результаты деятельности организаций. Они представляют организацию на официальных мероприятиях, направляют организацию на осуществление ее миссии.

 

Существует применяемый к любой организации процесс управления. Он заключается в реализации функций, которые должен выполнять любой руководитель.

 

Несмотря но то, что менеджеры играют определенные роли и выполняют определенные функции, работы они выполняют различные. При большом объеме управленческой работы она тоже должна быть разделена.

 

Одна из форм разделения труда менеджеров носит горизонтальный характер (горизонтальное разделение труда). Менеджеры стоят во главе функциональных областей и подразделений. Например, главный инженер, заместители руководителя предприятия по производству, финансам, коммерческой деятельности, персоналу, маркетингу, менеджеры.

 

Для выполнения производственных работ горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована. Отдельным менеджерам приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей. Последние, в свою очередь, тоже могут координировать работу руководителей вплоть до уровня менеджеров, которые координируют работу неуправленческого персонала. Неуправленческий персонал организации, например промышленного предприятия, включает работников, которые физически изготавливают продукцию, выполняют проектные работы, оказывают производственные услуги (рабочие, рядовые производственные инженеры, экономисты, кладовщики, водители транспортных средств).

 

Вертикальное разделение труда образует уровни управления.

 

Независимо от существования в организации уровней управления, руководителей делят на три категории. Талкотт Парсонс предлагает рассматривать категории менеджеров с точки зрения функций, выполняемых руководителем в организации. Это уровни: технический, управленческий и институционный - уровень социальных структур, так называемых институтов, выполняющих определенные общественные функции.

 

Согласно Т. Парсонсу, менеджеры на техническом уровне в основном занимаются ежедневными управленческими процессами и действиями, необходимыми для эффективной производственной деятельности организации. Роль руководителей на управленческом уровне - управление и координация работы внутри организации. Руководители на институционном уровне заняты разработкой стратегии, долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к изменениям внешней среды, управлением отношениями между организацией и окружающей средой.

 

Общеупотребителен также способ описания уровней менеджеров по иерархии в организации. Выделяют менеджеров (руководителей) низового звена, менеджеров (руководителей) среднего звена и менеджеров (руководителей) высшего звена (топ-менеджеров - главных управляющих).

 

Менеджеры низового звена - это младшие начальники (в машиностроении - мастера). Они выполняют управленческие действия на организационном уровне, находящемся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). В обязанности младших управленцев входит выдача производственных заданий и осуществление контроля за их выполнением, предоставление информации о правильности выполнения этих заданий. Они могут отвечать за непосредственное использование выделенных ресурсов (сырья, оборудования).

 

Руководители низового звена составляют большую часть руководителей в организации. Большинство менеджеров начинают свою управленческую карьеру с этого уровня.

 

Работа руководителя низового звена характеризуется напряженностью и наполненностью разнообразными действиями, переходами от решения одной задачи к другой. Задачи, в основном краткие, порой исчисляются минутами. Временной период для реализации решений короткий (до двух недель). Около половины своего рабочего времени младшие руководители проводят в общении, в основном с подчиненными.

 

Работа младших менеджеров координируется и контролируется руководителями среднего звена.

 

В зависимости от организационной необходимости средний уровень управления может быть подразделен на верхний средний (начальник цеха), низший средний (старший мастер).

 

Характер работы руководителя среднего звена изменяется внутри организации и от одной организации к другой. Некоторые фирмы предоставляют руководителям среднего звена больше полномочий. Их работа становится похожей на работу руководителей высшего уровня управления.

 

Менеджеры среднего звена обычно возглавляют крупное подразделение в организации - отдел, цех. Особенность их работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.

 

Руководители среднего звена готовят информацию для принятия решений высшими управляющими и передают принятые решения в виде конкретных заданий низовым руководителям.

 

Работа менеджеров среднего уровня управления подвержена сильному влиянию различных изменений экономического и технологического характера, например из-за дробления или слияния фирм, компьютеризации процессов сбора информации и т. п.

 

Руководители высшего звена, высшего уровня управления в организации гораздо малочисленнее других. Типичные представители должностей высших руководителей, например, для открытого акционерного общества - председатель совета директоров, президент или генеральный директор, вице-президенты.

 

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших для организации в целом решений.

 

Работа высшего руководителя характеризуется напряженностью и большим объемом и не имеет четкого завершения, поскольку организация продолжает действовать.

 

Пределы, которые ограничивают деятельность менеджеров в организации, определяются функциональными группами процессов: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельности.

 

Области профессиональной деятельности менеджеров по управлению производством: подготовка производства (выполнение научных исследований, опытно-конструкторских работ, разработка технологических процессов, изготовление оснастки); производственные процессы (основные: заготовительные, обрабатывающие, сборочные; вспомогательные; обеспечивающие); материально-техническое снабжение; обеспечение качества продукции.

 

Профессиональная деятельность менеджеров в организации в области маркетинга заключается в исследовании рынка, организации рекламы и пропаганды, ценообразовании, реализации продукции.

 

Деятельность финансового менеджера охватывает вопросы организации финансовой работы предприятия, фирмы, разработки прогнозов, проектов и планов вложения капитала, разработки перспективных и текущих финансовых планов, участие в разработке бизнес-плана организации, финансовых нормативов, организация коммерческого расчета, проведение кредитной политики, анализ финансового состояния компании.

 

Профессиональная деятельность менеджера в области управления персоналом связана с набором и отбором кадров, профессиональной подготовкой и повышением квалификации, профориентацией и адаптацией, оценкой трудовой деятельности персонала, управлением продвижения сотрудников по службе.

 

Менеджер в области эккаутинга занимается учетом и анализом хозяйственной деятельности организации, сравнением ее фактической деятельности с возможностями и деятельностью организаций-конкурентов.

 

На высшем уровне управления, уровне машиностроительного предприятия в профессиональную деятельность менеджера входят: работа по непрерывному совершенствованию организации производства; утверждение организационных проектов, планов реорганизации производства и контроль за их выполнением; привлечение научных учреждений и консультантов для решения организационных задач, руководство работой по подготовке и переподготовке кадров, выработка и осуществление политики в области качества.

 

Область профессиональной деятельности менеджера на среднем уровне управления предприятием, уровне производственной единицы - цеха: решение задач постоянного совершенствования организации производства, обеспечение деятельности по эффективному использованию всех видов ресурсов, создание условий для активизации творческой активности персонала. На уровне производственного участка и бригады - низовом уровне управления - профессиональная деятельность менеджера должна быть направлена на внедрение передовых методов труда рабочих, создание условий для выпуска продукции высокого качества и стимулирование такой работы, повседневное выполнение производственных заданий, полное использование рабочего времени, оборудования, соблюдение производственной дисциплины. Мастера, бригадиры должны привлекать рабочих к решению задач организации производства и поощрять творческую активность в процессе труда.

 

Организация производства на предприятиях относится к сфере деятельности линейных менеджеров: генерального директора, директора, начальника производства, начальника цеха и участка, мастера, бригадира. Линейный менеджер несет всю полноту ответственности за состояние и высокий уровень организации производства.

 

 

21.7. Современные требования к менеджеру

 

Отличительные черты современного менеджера - компетентность, достоинство и высокая ответственность, чувство нового, умение рисковать, чувствительность к изменениям, подвижность, высокая работоспособность (табл. 21.3).

 

Таблица 21.3

 

Современные требования к менеджеру

 

#G01. Компетентность 19. Настойчивость
2. Достоинство и высокая ответственность 20. Самообладание
3. Чувство нового 21. Ответственность
4. Умение рисковать 22. Организаторское чутье
5. Чувствительность к изменениям 23. Руководство эмпатией
6. Подвижность 24. Избирательное стимулирование персонала
7. Высокая работоспособность 25. Постоянная требовательность к подчиненным
8. Приятность и обходительность с подчиненными 26. Умение открыть в сотрудниках способности
9. Доброжелательность 27. Скромность
10. Доверие 28. Искренность
11. Обязательность 29. Сострадание
12. Взаимовыручка 30. Совестливость
13. Открытость 31. Смелость
14. Умение идти на компромиссы 32. Терпение
15. Практичность ума, его глубина 33. Способность сомневаться
16. Ясность, проницательность 34. Осторожность
17. Активность 35. Скептицизм
18. Инициативность 36. Пристальное внимание контролю

 

  В современных условиях ценится тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо организовывать и управлять, добиваться поставленных целей с наименьшими затратами, который имеет высокие образовательный уровень и профессиональную квалификацию. Полноценному менеджеру необходимо хорошо знать свой родной и в совершенстве владеть английским языком, уметь оценивать обстановку в деловом мире, знать компьютер и уметь пользоваться глобальными информационными системами.

 

Менеджер должен браться за решение задач на пределе или выше своих возможностей. «Второе дыхание» позволит достичь цели.

 

Современными требованиями к менеджеру являются приятность и обходительность с подчиненными, доброжелательность, доверие, обязательность и выручка, открытость. Менеджер должен уметь идти на компромиссы, дающие наименьшие отрицательные последствия.

 

Эффективно работающему руководителю необходимо понимать и принимать тот факт, что выбранное им решение может иметь недостатки. Однако оно должно быть наиболее привлекательным с точки зрения конечного эффекта и не парализовать волю подчиненных в достижении успеха. В принятии решений необходимо руководствоваться интуицией, знаниями, накопленным опытом, рациональностью. Современная деятельность менеджера предполагает высокую самоорганизацию его действий, он должен быть образцом исполнительской дисциплины и требовательности.

 

Современный менеджер должен обладать следующими качествами: практичность ума, глубина, ясность, проницательность мысли, активность, инициативность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, самостоятельность, ответственность.

 

Современный менеджер должен обладать организаторским чутьем. Под этим понимается способность быстро и глубоко вникать в психологию других людей. Организаторское чутье позволяет менеджеру определять способности работников, улавливать изменения взаимоотношений в коллективе, группировать людей в зависимости от симпатии и антипатии.

 

Менеджер обязан в своей деятельности руководствоваться эмпатией, развивая способность к сопереживанию, должен уметь поставить себя на место подчиненного.

 

Весьма важное значение в деятельности менеджера имеет избирательное стимулирование персонала и постоянная требовательность к подчиненным, умение найти в сотрудниках способности, отыскать то, что каждый может делать лучше других.

 

Необходимые качества современного менеджера также: смелость, терпение, добрая зависть, способность к сомнению, осторожность, скромность, искренность, сострадание, совестливость. Смелость противостоит боязни неудач и страху движения к успеху. Терпение менеджеру необходимо для того, чтобы добиться успеха, так как мгновенно его добиться невозможно. Только упорство и осознанное преодоление трудностей ведет к цели. Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого, должно быть доброжелательным и освобождающим от злости. Скептицизм, сомнения, осторожность сопутствуют принятию ответственных решений. Скромный менеджер видит себя составной частью окружающего. Искренность является основой уверенности в себе. Очень большой вред приносит работник, верящий своей лжи. Жалость, сочувствие к другим увеличивают энергию человека. «Совесть с неправдою не уживаются».

 

Кодекс чести современного менеджера должен быть таким. Уважительное отношение к власти и старшим по возрасту. Уважение к работникам всех уровней управления. Умение держать данное слово. Понятная и корректная речь. Умение отдыхать и размышлять о своей жизни. Уважение культуры и традиций своей страны и других государств, человеческой жизни. Использование собственности фирмы и принадлежащей ей информации для личной выгоды недопустимо. Честность и правдивость. Уважение права частной собственности. Уважение, престиж менеджера, его благополучие должны быть результатами, но не целью. Крепкая и благополучная семья менеджера является залогом процветания фирмы.

 

В кодекс чести менеджера должно быть включено положение, что нельзя выполнять работы, связанные с нарушением закона или этических норм. Менеджер не соглашается на работы, не входящие в его компетентность.

 

Для современного менеджера недопустимы отказ от личной ответственности и сдерживание роста квалификации сотрудников. Быть начальником, а не товарищем. Нельзя быть чрезмерно принципиальным в оценке действий сотрудников и руководить всеми ими одинаково, акцентируя внимание на проблемах, а не на целях. Не следует забывать о значимости прибыли для организации. Отрицательные черты менеджера - пользование привилегиями, пресечение критики, наказание за инициативу, не выполнение обещаний.

 

Менеджера ждут неудачи при чрезмерном стремлении к росту заработной платы, символам положения, чрезмерной заботе о себе, самоизоляции и сокрытии мыслей и чувств.

 

Современный менеджер должен уделять пристальное внимание контролю. Отсутствие контроля делает руководство несостоятельным. Контроль со стороны менеджера не должен ограничиваться разовыми мероприятиями, а быть повседневной задачей. В то же время следует помнить, что тотальный контроль порождает небрежность, делает работников несамостоятельными. Скрытый контроль вызывает у подчиненных лишь досаду.

 

 

Глава 22

Организация управления предприятием

    

22.1. Предприятие как объект и субъект управления

 

Согласно В.И. Далю, термин «предприятие» происходит от слова «предпринимать» - затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного. Предприятие - то, что предпринимается, само дело. Согласно современному толкованию, предприятие - производственное учреждение: завод, фабрика, мастерская. Учреждение - организация, ведающая какой-нибудь отраслью работы, деятельности.

 

В Гражданском кодексе Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 

В Гражданском кодексе Российской Федерации предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Отсюда следует, что слова «организация» и «предприятие» равнозначны по своему значению, синонимы.

 

С позиции системного подхода предприятие является экономической системой, отличающейся сложностью, вариабельностью и динамизмом. Экономическая система относится к классу кибернетических систем, т. е. систем с управлением.

 

В то же время предприятие образует социально-экономическую систему. Главной особенностью социально-экономической системы является то, что в основе системы лежат интересы людей, поскольку главный ее элемент - человек. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов также влияет на состояние системы.

 

Предприятие как система состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы - подсистемы, являющейся объектом управления, и управляющей подсистемы - подсистемы, осуществляющей управление в системе (рис. 22.1).

 

Рис. 22.1. Схема управления предприятием

 

Управляемая и управляющая подсистемы взаимосвязаны каналами передачи информации, которые рассматриваются абстрактно, независимо от их физической природы.

 

Объектом управления предприятия (объектом менеджмента предприятия) является его коллектив в процессе производственно-хозяйственной деятельности, заключающейся в выполнении работ, изготовлении продукции, оказании услуг.

 

Субъектом управления предприятия (субъектом менеджмента предприятия) выступает административно-управленческий персонал, который посредством взаимосвязанных методов управления обеспечивает эффективную деятельность предприятия. Объект управления представляет собой систему, состоящую из элементов. Под элементом системы понимается такая подсистема, которая в данных условиях представляется неделимой, не подлежит дальнейшему расчленению на составляющие. Элемент всегда является структурной частью системы и выполняет только ему присущую функцию, которая не повторяется другими элементами данной системы. Элемент обладает способностью взаимодействовать с другими элементами и интегрировать с ними, что является признаком целостности системы. Элемент тесно связан с другими элементами своей системы.

 

Воздействие субъекта на объект управления, т. е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.

 

Основные принципы управляющей системы предприятия:

 

- лояльность ко всем работающим на предприятии;

 

- ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;

 

- повышенное качество коммуникаций;

 

- раскрываемость способностей работающих;

 

- адекватность и быстрота реакции на изменения внешней среды;

 

- совершенство методов работы с людьми;

 

- согласованность совместного труда;

 

- этичность предпринимательства;

 

- честность, справедливость и доверие;

 

- постоянство контроля за качеством работы.

 

 

22.2. Функции, уровни и общие принципы организации управления предприятием

 

Управление предприятием - это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и доступные границы осуществления его деятельности; целесообразное построение системы управления предприятием во времени и пространстве в соответствии с деятельностью в социально-экономической системе и задачами повышения эффективности работы предприятия.

 

На управление предприятием возлагаются следующие функции: образование системы управления, обеспечение функционирования предприятия в соответствии с поставленными целями, совершенствование организационной структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с меняющимися внешней и внутренней средами предприятия. Раскрываются функции следующим образом. Объектом управления является социально-экономическая система. Она создается из совокупности функциональных элементов: людей, предметов и средств труда, финансовых и информационных ресурсов. До начала процесса управления отмеченные элементы существуют в качестве необходимых факторов управления, как начальные условия функционирования системы. Для того чтобы наладить процесс управления, необходимо выполнить комплекс взаимосвязанных работ: организовать общность людей, наметить цели, сформировать организационную структуру, обеспечить необходимыми условиями и предметами труда, финансовыми и информационными ресурсами. Перечисленные работы всегда выполняются при формировании процесса управления, что позволяет характеризовать организацию управления предприятием как действие, посредством которого создается социально-экономическая система (предприятие).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.136 с.)