Вклад четырех школ в развитие управленческой мысли (по М.Х. Мескону) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад четырех школ в развитие управленческой мысли (по М.Х. Мескону)



 

#G0Школа научного управления
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требующимися для эффективного выполнения их задач.
4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Классическая школа управления
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для Повышения степени удовлетворенности и производительности.
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Школа науки управления
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

 

2. Подход к менеджменту как к процессу предложен приверженцами школы административного управления, которые описывали функции менеджмента, прежде всего А. Файолем. Однако они рассматривали функции менеджмента как независимые друг от друга. Этот же подход рассматривает функции управления взаимосвязанными.

 

Управление представляется процессом. Работа по достижению целей с помощью других - это не единственное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Действия, каждое из которых само по себе является очень важным для успеха организации процессом, называют управленческими функциями. Управленческая функция в отдельности представляет собой процесс потому, что состоит из взаимосвязанных действий. Процесс управления является суммой всех управленческих функций.

 

А. Файоль, которому приписывается первоначальная разработка этой концепции, утверждал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

 

В современной литературе выделяют следующие управленческие функции: планирование, организация, распорядительство или командование, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

 

М.Х. Мескон полагает, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации, контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается самостоятельной деятельностью.

 

3. Системный подход к менеджменту сформировался в середине ХХ столетия. Согласно системному подходу все организации являются системами. Поскольку работники выступают здесь компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которая используется для выполнения работы, системы называются социотехническими.

 

Элементы организаций, составляющие содержание управленческой деятельности, не функционально вытекают один из другого, что является основой процессного подхода к менеджменту, а все связаны между собой, взаимозависимы и оказывают непосредственное и опосредованное воздействие. Изменения в одном из элементов организаций обусловливает изменения в других и в организации в целом.

 

Все организации являются открытыми системами, так как выживание любой из них зависит от внешней среды, окружающего мира.

 

Впервые рассмотрел организацию социальной системы американский исследователь Честер Бернард. Он сформулировал следующие основные функции менеджмента: определение целей организации, поддержание связи между ее элементами и обеспечение эффективного функционирования элементов. Ч. Бернард предложил концепцию социальной ответственности корпорации, согласно которой деятельность отдельных организационных систем и принимаемые в них решения имеют далеко идущие социальные последствия внутри организации и в окружающей среде. Менеджмент должен учитывать их в перспективной деятельности организации.

 

Представителем системного подхода является Питер Друкер - выдающийся современный теоретик в области менеджмента. Он продолжил линию А. Файоля по созданию целостной концепции управления и определению роли профессионального менеджера в организации. Крупнейшим теоретическим положением П. Друкера является концепция, в соответствии с которой во главу менеджмента ставятся цели организации. По мнению П. Друкера, только после выработки целей организации можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. Со времен А. Файоля определяющими были лишь функции и процесс.

 

В рамках системного подхода наиболее значимой стала концепция «7- S», разработанная Э. Атосом, Р. Паскалем, Т. Питерсом, Р. Уотерменом. «7- S» - это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы S, в том числе стратегия, структура, система управления, персонал, квалификация сотрудников, организационные ценности. Поэтому, как считают авторы, поддержание баланса и гармонии между перечисленными переменными составляет главную задачу современного менеджмента.

 

Подходы, развиваемые ранними школами, не рассматривали внешнюю, окружающую среду организации в качестве важнейшей переменной в менеджменте.

 

4. Ситуационный подход к менеджменту (с конца 60-х годов ХХ в. по настоящее время). В современных условиях внутренняя и внешняя среда организации подвержена резким изменениям. Возникает набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Набор возникших обстоятельств называют ситуацией. Центром внимания ситуационного подхода является ситуация.

 

Рассмотрение ситуаций не является новым в теории менеджмента. Еще в 20-е годы ХХ в. Мери Паркер Фоллетт выдвинула «закон ситуации». Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний. В 1948 г. Ральф Стогдилл пришел к выводу, что именно ситуация во многом определяет, какие черты и навыки нужны руководителю.

 

Одним из основоположников ситуационного подхода является крупный американский специалист в области менеджмента И. Ансофф.

 

Ситуационный подход не утверждает, что концепции имеющихся подходов не верны. Он увязывает конкретные приемы и концепции с возникающими конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход определяет, каковы значимые переменные ситуации во внешнем окружении и внутри организации и как они влияют на эффективность ее деятельности.

 

Метод ситуаций положен в основу методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса - самой престижной в США.

 

Развитие менеджмента в России также имеет свою историю. В.Н. Родионова выделила школу «научной организации производства» (1900-1930), «новую школу» (1930-1965) и школу системных исследований (1965 г. - по настоящее время). Однако начало школы «научной организации производства» по времени следует перенести в XIX в. В 1860-1870 гг. ученые Московского высшего технического училища разработали методику рационализации трудовых движений, получившую медаль на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г.

 

С 1908 г. в России начали издаваться сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента - «Административно-техническая библиотека». В ряде высших учебных заведений начали преподавать организационно-управленческие дисциплины, например в 1911-1912 гг. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым читался курс «Организация заводского хозяйства».

 

Наиболее плодотворным развитие отечественного менеджмента было в 20-е годы ХХ в., в период новой экономической политики. Современными исследователями установлено, что в это время выделились две основные группы концепций менеджмента: организационно-технические и социальные. По мнению В.Р. Веснина, к социально-техническим можно отнести концепции «организационного управления» А.А. Богданова; «физиологического оптимума» О.А. Ерманского; «узкой базы» А.К. Гастева; «производственную трактовку» Е.Ф. Розмирович. Социальные представлены концепциями «организационной деятельности» П.М. Керженцева; «социально-трудовой концепцией управления производством» Н.А. Витке; «теорией административной емкости» Ф.Р. Дунаевского.

 

А.А. Богданов установил, что формирование организованностей в природе, технике и обществе имеет общие черты. Это позволило ему предложить всеобщую организационную науку (тектологию).

 

О.А. Ерманский сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления. Одним из основных законов этой науки он назвал «закон организационной суммы», которая больше, чем «арифметическая составляющая ее сил». На основании закона им был предложен главный принцип: принцип физиологического оптимума.

 

А.К. Гастев совместно с сотрудниками Центрального института труда, который он возглавлял, разработали концепцию трудовых установок. Элементы этой концепции - теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения.

 

Основной идеей производственной трактовки управленческих процессов Е.Ф. Розмирович были общие черты, имеющиеся в процессе производства и управления, организации физического и умственного труда. Она понимала управление как процесс чисто технический; его можно рационализировать, механизировать, автоматизировать теми же методами, что и производственные процессы; аппарат управления рассматривался сложной машиной или системой машин.

 

Представитель социального направления П.М. Керженцев сформировал теорию организационной деятельности. Выделив в научной организации труда три объекта - труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным.

 

Н.А. Витке, сторонник социальной концепции в управлении, в выдвинутой им социально-трудовой концепции управления производством разграничил управление вещами (орудиями труда) и людьми, остановив свое внимание на последних. Главная задача управления видится ему целесообразной организацией людей как участников единой трудовой кооперации. По мнению Н.А. Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, элементы которого соединяются с помощью административной функции. Н.А. Витке сформулировал такие требования к руководителям: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники».

 

Ф.Р. Дунаевский выдвинул теорию административной емкости, под которой понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств. Он полагал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, что ведет к бюрократизации.

 

Следует отметить, что за период с 1919 по 1930 г., по данным В.Н. Родионовой, в нашей стране было опубликовано около 800 научных работ по рационализации труда, организации производства и управления.

 

Отсутствие в России рыночных отношений с 1930 по 1990 г. не давало необходимых предпосылок для теории и практики менеджмента. Ученые направляли свои разработки на управление в условиях командно-административной общеплановой экономики и внесли определенный вклад в достижения мировой управленческой мысли.

 

 

21.4. Общие методологические принципы менеджмента

 

Методы менеджмента реализуются в соответствии с определенными принципами. Принципы являются основными, исходными положениями. В свою очередь, положения, в которых отражены постоянные соотношения каких-нибудь явлений, называются правилами. Принципы - это первоначала, основные правила поведения.

 

Наиболее важными в менеджменте считаются принципы научности в сочетании с элементами искусства; целенаправленности; функциональной специализации; универсальности; последовательности; непрерывности; оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления; учета индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения; обеспечения единства прав и ответственности в каждом звене процесса управления; состязательности участников управления; максимально широкого вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений (табл. 21.2).

 

Таблица 21.2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.024 с.)