Физическая культура и спорт специалиста в свободное от работы время. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура и спорт специалиста в свободное от работы время.



Физ. культура и спорт в свободное от работы время должны занимать существенное место, т. к. в условиях производства в рабочее время невозможно в достаточной мере решить задачи по укреплению здоровья, подготовке к профессиональной деят-ти, а в условиях вредного для здоровья труда это вообще не представляется возможным. В настоящее время приняты следующие формы физ.культуры в свободное время: утренняя гигиеническая гимнастика; утренние специально направленные занятия физ. упражнениями; краткие занятия в обеденный перерыв; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей

Билет29

1, Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообраз ное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, – массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно. Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых. Цель подготовки в сфере спорта высших достижений – добиться макси-мально высоких результатов в соревновательной деятельности. Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спорт-смена, а также с условиями внешней среды.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, эле-менты отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность – это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики, ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта. Активность тактических действий во время соревнований является важным показателем спортивного мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику свою волю во время соревнования.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустрем-ленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), на-стойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных сорев-нований.

Основой методики волевой подготовки служат следующие требования:

1. Регулярно и обязательно выполнять требования тренировочной про-граммы и соревновательных установок. 2. Системно вводить дополнительные трудности. 3. Использовать соревнования и соревновательный метод.

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки: устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревно-вательной деятельности; кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и ок-ружающей среды; способность к психическим регуляциям движений, обеспечение эффек-тивной мышечной координации; способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени; способность к формированию в структурах головного мозга опе-режающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

2, Психорегуляция представляет собой систему мероприятий, направленных на изменение психических и физиологических состояний организма. В практике используются два вида психорегуляции: саморегу-ляция и гетерорегуляция (воздействие со стороны другого человека). Саморегуляция осуществляется через самоубеждение (воздействие на се-бя с помощью логических доводов) и сомовнушение (беспрекословная вера в силу применяемых средств и методов).

 Эффективность гетерорегуляции определяется опытом и авторитетом пе-дагога или тренера и личностными качествами студентов. Наиболее успешно осуществляется тогда, когда студент максимально устраняет критику воспри-нимаемой информации, выполняет все внешние предписания не задумываясь и при этом активно формирует необходимые представления и их эмоционально-чувственные переживания.

Методы психорегуляции подразделяются: по природе (саморегуляция и гетерорегуляция; по содержанию (словесные и бессловесные); по техническому оснащению (аппаратурные и безаппаратурные); по способу использования (контактные и безконтактные).

Наиболее используемыми методами саморегуляции психоэмоциональных и физических состояний являются: психорегулирующая и идеомоторная (мысленное выполнение упражнений, действий, поведенческих актов) тренировка; аппаратурные невербальные методы (музыка, специальные шумы); методы построенные на принципах биологической обратной связи (контроль за вегетативными реакциями – частотой сердечных сокращений, электрокожным сопротивлением и др.).

При чрезмерном нервно-эмоциональном напряжении эффективно использовать рациональную психорегуляцию (логический анализ ситуации, выбор тактики изменения эмоционального состояния), создание нового очага возбуждения, играющего роль отвлекающего фактора, физические упражнения плавного, замедленного характера, успокаивающий массаж и др. Психофизиологическими механизмами психорегуляции являются: закрепление в центральной нервной системе условно-рефлекторных связей высокопродуктивных психоэмоциональных и физических состояний; снижение силы негативных явлений и ненужных эмоциональных переживаний; оптимизация актуальных психических и физических состояний и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.226 (0.007 с.)