Задачи и организации физического воспитания в высшем учебном заведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и организации физического воспитания в высшем учебном заведении



Целью физ воспитания в вузе является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения по предмету физо воспитания решаются следующие задачи:-воспитание у студентов высоких моральных, духовных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду и защите Отечества;

-сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

-всесторонняя физическая подготовка студентов в объеме требований зачетных и контрольных нормативов;

-профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;

-приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к проведению самостоятельных занятий;

-совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов;

-воспитание у студентов убежденности и потребности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей производственной деятельности.

Основы обучения движениям.

В процессе обучения двигательным умениям и навыкам выделяют 3 основных этапаНа 1 этапе происходит начальное разучивание двигательного действия, чему соответствует стадия образования умения воспроизводить технику действия в общей, грубой форме. 2 этап хар-ся углубленным, детализированным разучиванием. В итоге происходит уточнение двигательного умения, частично переходящего в навык, а ряд фаз движений, выполняемых правильно, постепенно автоматизируются. В основе методики заложены методы целостного упражнения с избирательной отработкой деталей техники. При этом отработка техники приобретает индивидуализированный хар-р. Применяется соревновательный метод на лучшее исполнение техники используются методы слова, идеомоторной тренировки, методы демонстрации (пособия, кинограммы и т д.), метод сенсорного ориентирования, лидирования и сопровождения дв-я. Оценка и самоконтроль за дв-ями должны возрастать (хотя возможны некоторые спады), установка на уверенность и настойчивость и должную работу необходимы. 3 этап - достижение двигательного мастерства, формир-е двигательного навыка. Цель - обеспечить совершенное владение двигательным действием в условиях его практического применения. На этом этапе предстоит упрочить сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, увеличить его подвижность к различным изменениям внешних условий. Это закрепляется методами стандартно-повторного упражнения и повтор - переменного упражнения. На 3 этапе обеспечивается закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего формируется прочный навык, кач-ва которого позволяют испол-ть его в различ. условиях двигательной деят-ти.

Основы обучения движениям. Физ. качества, это те функциональные св-ва организма, которые предопределяют степень двигательной одаренности ч-ка. По принятой классификации выделяют 5 физ. качеств: силу, быстроту, гибкость, ловкость и выносливость.Развитие и совершенствование физ. качеств в процессе физ. (спортивной) тренировки способствуют укреплению здоровья, развитию форм и функций органов тела, расширяют двигательные навыки занимающихся.

Различают общую и специальную физ. подготовку. Общая физ. подготовка заключ. в гармоничном развитии всех физ. кач-в: силы быстроты движений (скорости), координации движений (ловкости), гибкости, выносливости. Спец. физ. подготовка направлена на максимальное развитие двигательных кач-в, отвечающих специфике избранного вида спорта, т. к. pазличные виды спорта требуют избирательного воздействия на те или иные двигательные кач-ва спортсмена. Основными средствами спец. физ. подготовки явл. соревновательные упражнения.

3 Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов

В теории физ. воспитания принято выделять след.факторы, определяющие общую направленность ППФП.

1.Изменение места и функциональной роли ч-ка в производственном процессе. В современном производстве ч-ку, не имеющему спец. физ. подготовки, все труднее управлять сложными, гибко меняющимися технологическими процессами. Поэтому физ. состояние, работоспособность точность исполнения своих функций во многом определяются эффектностью ППФП. 2.Действие з-на перемены и разделения труда предполагает развитие у специалистов важных для деят-ти психических, физ. и двигательных возможностей с целью быстрой смены специализаций внутри профессий либо к безболезненному переходу от одного вида трудовой деят-ти к другой. Кроме этого, узкая специализация во многих профессиях ведёт к монотонности труда, вредно действующей на человека, что требует учёта таких проявлений при организации ППФП. 3.Необходимость обеспечения высокого уровня интенсивности длительности и производ-ти труда во многом определяется индивидуальными физ. возможностями трудящегося. С помощью направленных воздействий физ. культуры и спорта возможно повышение уровня функциональных резервов организма; физ. и эмоциональной устойчивости; снижение заболеваемости; ускорение процесса вырабатываемости в привычных и новых видах труда, длительное сохранение высокого темпа труда без существенных ошибок. К факторам, непосредственно обусловливающим содержание ППФП студ-в, принято относить формы труда специалистов данного профиля, условия и хар-р их труда, режим труда и отдыха, особенности изменений работоспособности в процессе труда. Формы труда. Нужно отметить существенное взаимопроникновение умственного труда в профессии людей физ. труда при постоянном повышении доли последнего. Условия труда - это продолжительность рабочего дня, напряженность труда, комфортность или вредность условий работы.Эти факторы определяют необходимость возможного устранения недостатков условий труда (шума, загазованности, плохого освещения, неправильного расположения рабочего места и т.д.), а также - защиту работника от этих факторов, в том числе - рационализацию режима труда и отдыха, улучшение ППФП, в зависимости от условий труда. Характер труда - определяющий необходимость наличия знаний о величине физ. и эмоциональных напряжений в будущей профессии. Следует знать, что «внутри» любой профессии инженера имеются различные физ. и психические нагрузки, необходимы разные по уровню требований знания, умения и навыки. Это может зависеть от определенной должности, специализации и пр. В связи с этим требуются направленные применения средств физ. культуры и спорта в режиме труда и отдыха и специальные знания по применению физ.упражнений с целью профилактики профессиональных заболеваний.

Правильный режим труда и отдыха - это создание предпосылок к повышению производительности труда при сохранении работоспособности и здоровья работающих. Это понятие включает:рациональное время начала и окончания труда;правильную организацию внутрисменного труда, использование пассивного и активного отдыха, производственной гимнастики;график сменности работы;правильный график очередных отпусков;применение средств физической культуры в свободное время.

Динамика работоспособности в процессе труда, определяется «кривой» работоспособности. Она может составляться на основе объективных данных изменения психофизиологических и технико-экономических показателей деятельности, в том числе, величины выработки; времени выполнения трудовых операций; частоты пульса; величины АД; мышечной силы; тремора; частоты дыхания; показателей внимания; скорости сенсомоторного реагирования и др. Здесь же необходимо учесть
суточные колебания работоспособности, недельные, условия труда (например, выполнение месячного плана и др.).

Планируя применение ППФП, следует учесть наличие 3-х фаз изменения работоспособности - вырабатывания, высокой и устойчивой работоспособности и, наконец, - снижения работоспособности.

В течение рабочего дня организм дважды проходит все фазу, прерываемые обеденным перерывом, с определенными особенностями во второй половине дня -вырабатывание идет быстрее, раньше наступает фаза устойчивой работоспособности, раньше и, утомление.

В течение рабочей недели работоспособность также имеет хар-р фазовой кривой. Следует учесть, что на работоспособность существенное влияние оказывают хар-р труда, периоды деят-ти конкретного предприятия, его экономич. положение и др. Фазовый хар-р имеет работоспособность тaкжe в течение месяца, года.

БИЛЕТ 15

Основные понятия системы физического воспитания

Физическое воспитание -педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения.

Физическое воспитание решает вопросы и задачи укрепления здоровья, всестороннего развития физических и духовных сил, повышения работоспособности, продления творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности. В процессе физического воспитания осуществляются морфологическое (по формам и строению тела) и функциональное совершенствование организма человека, развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и специальной системы знаний. Физическому воспитанию принадлежит большая роль в совершенствовании физических способностей людей. Место физической культуры в системе культурных ценностей человечества до сих пор не соответствует её значению как важнейшего фактора прогресса и повышения уровня культуры. Так, система вузовского образования предусматривает через кафедры физического воспитания и спортивный клуб воспитание у студентов глубокого чувства ответственности за свое здоровье и физическую подготовленность, потребности в нравственно-духовном и физическом совершенствовании, в развитии смелости и мужества, силы и выносливости, готовности к труду и обороне Отечества.

2 Воспитание силы Силой (или силовыми способностями), называют способность ч-ка преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила как физ. Кач-во характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц. Развитие силы сопровождается утолщением и образованием новых мышечных групп, можно изменить конфигурацию тела (телосложения).

Средствами воспитания силы явл. гимнастические упражнения с отягощением (как отягощение используется масса собственного тела или отдельных его частей) - сгибание и выпрямление рук в упоре, подтягивание на перекладине, наклоны и выпрямление туловища, приседания и т.п.; силовые упражнения с малыми отягощениями (гантелями, эспандерами резиновыми амортизаторами, облегченны ми гирями); спец. силовые упражнения с большими отягощениями (гирями штангой и др.).

Наиболее распространены 4 метода воспитания силы. Метод максимальных усилий хар-ся выполнением упражнений с применением предельных или около предельных отягощений (90% от рекордного отягощения для данного спортсмена Метод повторных усилий - (или метод «до отказа») предусматривает упражнения с отягощением (30-70% от рекордного. При этом методе происходит эффективное наращивание мышечной массы. Метод динамических усилийсвязан с применением малых и средних отягощений (до 30% от рекордного), чтобы не искажалась техника движений. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества. Изометрический (статический) метод предполагает статистическое максимальное напряжение различных мышечных групп. Этот метод развивает преимущественно силу, которая в наибольшей степени проявляется при статической работе.

3 Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП. Индивидуальные особенности будущих специалистов. Выпускникам полезно знать особенности организации ППФП с женским контингентом, а также с лицами, отнесенными к спец. медицинской группе. Необходимо также учитывать возраст и его психофизические реакции на труд. Считается, что, наиболее продуктивным возрастом длятрудовой деят-ти явл. возраст от 20 до 40 лет. В этот период * наименьшая утомляемость и быстрое восстановление после нагрузок, наблюдаемые по многим показателям (например, время реакции). Однако при соответствующей тренировке эти показатели могут сохраняться и даже улучшаться и в более позднем возрасте.

Географо-климатические особенности региона и условия будущей работы специалистов безусловно, вносят свои особенности в ППФП. Направленность ППФП в связи с условиями предстоящей работы должна обеспечивать спец. подготовленность к труду, неспецифическую адаптацию к сильнодействующим раздражителям, таким как жара, холод, горная гипоксия, устойчивость к влиянию радиации, инфекций. В этом направлении используются как конкретные виды спорта, так и отдельные упражнения, направленно формирующие необходимые знания, умения, навыки, спец. кач-ва. Большую пользу для правильной организации ППФП окажут изучение основных положений отделов НОТ (научной организации труда), составление профессиограмм и психограмм, с выявлением нужных для работы прикладных знаний, умений и навыков, физ. и спец. кач-в. Это позволит выбрать и верно применить необходимые средства физкультуры и спорта для данного вида труда.

Билет 16

1, Формы занятий физическими упражнениями На основе государственных стандартов высшего профессионального образования вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.Учебные занятия — основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех факультетах. Учебные занятия могут быть:? теоретические, практические, контрольные; элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;         индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);    самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях раз-личной направленности, а в спортивном учебном отделении – на учебно-тренировочных занятиях.

Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя как в учебное, так и во внеучебное время.

Внеучебные занятия организуются в форме: физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);            занятий в секциях, организованных профсоюзом, спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туриз-мом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных внутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно 1 обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в 1 неделю), необходимой для нормального функционирования организма молодого человека студенческого возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.019 с.)