Организация, формы и средства ППФП в вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация, формы и средства ППФП в вузе



Методическую основу подготовки составляют различия в соотношении разносторонней физ.подготовки и специализированной ППФП к конкретным специальностям. Необходимы учет требований единства физ. и психической деят-ти в условиях внешней среды, уровень предварительной подготовленности занимающихся. При этом считается, что резкого разграничения между разносторонней физ. подготовкой и ППФП не д/б, т. к. это и есть составные части гармоничной подготовки будущих специалистов. ППФП может проводиться как последовательно, так и параллельно с общей физ. подготовкой. При этом можно лишь акцентировать внимание на формировании у студентов прикладных знаний и навыков применения ППФП в режиме труда и отдыха. Необходимо также овладение прикладными умениями и навыками, входящими в отдельные виды спорта - с целью развития физ. и специальных качеств для конкретной профессии, с учетом положительного «переноса» их в профессиональную деятельность.

Формирование прикладных знаний ведется в плане информации студентов о возможностях использования физ. культуры и спорта при борьбе с производственным утомлением и негативным влиянием производственной среды, ознакомлением с навыками организации оздоровительной, спортивно-массовой работы.

Формами ППФП в высших учебных заведениях являются специально организованные учебные занятия; самостоятельные и самодеятельные занятия; массовые оздоровительные; физкультурные и спортивные мероприятия, избирательно применяемые в различных вузах или на факультетах.

На учебных занятиях дают теоретическую подготовку и практические навыки, позволяющие студентам методически грамотно готовить себя к профессиональной деятельности, а также выработать качества будущего руководителя, организатора спортивной и производственной деятельности целых коллективов с учетом требований специальности,

Самостоятельные и самодеятельные занятия включают выполнение заданий преподавателя по ППФП. В качестве контроля эти задания вводится и зачетные требования (составление комплексов утренней и производственной гимнастик, материалы по организации соревнований). Для совершенствования ППФП используются занятия в студенческих общежитиях и спортивных лагерях, в режиме рабочего дня и в период каникул. Важной составной частью организации ППФП является методика подготовки судей, общественных инструкторов по спорту. Массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия имеют положительное значение, если они насыщаются прикладными видами спорта или их элементами. В этом плане полезны соревнования по спортивному ориентированию, марш-броски, - эстафеты и подвижные игры с элементами ППФП. Необходима также связь с профилирующими кафедрами вуза. Это позволит разработать мероприятия с включением элементов будущей специальности студентов в виде комбинированных эстафет и т.д.

Билет 18

1, Общая физ. подготовка заключ. в гармоничном развитии всех физ. кач-в: силы быстроты движений (скорости), координации движений (ловкости), гибкости, выносливости Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

приобрести общую выносливость;

повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спор-тивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Основной целевой задачей физической подготовки основного кон-тингента студентов является общая физическая подготовка.

Именно с ориентацией на достижения минимально необходимого уровня основных двигательных качеств при общей физической подготовке в учебную программу для вузов по дисциплине «Физическая культура» были введены научно разработанные тесты и их оценка в очках.

Эти тесты должны проводиться в начале каждого учебного года как кон-трольные и в конце – как зачетные.С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Но даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессио-нального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других – силы и т.д..

Национальные виды спорта

Большинство национальных видов спорта появилось очень давно. В них отразились трудовые процессы народов, общественные взаимоотношения людей, особенности быта. Игры, состязания всегда были отдыхом, развлечением людей всех возрастов. Они обычно проводились в большие народные праздники. Например, в Армении ежегодно в конце лета проходят навасардские игры. В их программе – состязания по бегу, поднятию тяжестей. Игры, посвященные празднику урожая, проводились и проводятся почти во всех районах страны. Многие народы нашей страны празднуют приход весны. В Башкирии этот праздник весны и плуга называют сабантуй. На нем можно увидеть борьбу на полотенцах, самобытные виды бега, стрельбу из лука, скачки, перетягивание канатов, лазанье по столбу.

По многим из национальных видов спорта разработаны правила, проводятся соревнования, присваиваются спортивные разряды. На праздник народов Севера собираются сильнейшие представители классических зимних видов спорта и национальных. Проводятся гонки на оленьих упряжках, на собаках, различные народные игры. Наиболее распространенными средствами физического воспитания у различных национальностей всегда были бег, прыжки, метания, борьба, конные скачки и подвижные игры.

В Грузии, например, бег и прыжки проводились и для мужчин, и для женщин (прыгали и с шестом в длину). В Казахстане, наряду с различными скачками и джигитовкой, любят охоту с ловчими птицами; в Туркмении и Узбекистане – канатоходство. По канату ходили с завязанными глазами, держа в руках шест. Особенно популярна борьба. Национальная борьба имеет многовековую историю развития, получила отражение в художественной литературе, сказках, сказаниях. Различны правила и обычаи борцовских состязаний; по-разному называется этот вид спорта: у армян – кох, у киргизов – куреш, у молдаван – трынта, но суть одна: два борца сходятся в единоборстве. Самые сильные и умелые становятся гордостью земляков, знаменитостью селения. Очень любят борьбу на Кавказе. Недаром среди борцов – представителей классического, вольного стиля, самбо, дзю-до – так много уроженцев республик Закавказья и Средней Азии.

Ни один народный праздник не обходится без состязаний конников. В Грузии, например, распространена игра кабахи, в которой всадники стараются на скаку попасть стрелой, выпущенной из лука, в кубок, установленный на возвышении. В Киргизии любят игру содарыш – своеобразную борьбу на лошадях, когда соперника надо свалить на землю.

С глубокой древности бытовали у русского, украинского и белорусского народов разнообразные подвижные игры. Наиболее известные – лапта, прятки, игра в бабки. Из этих игр, а также игр других национальностей и родились все те многочисленные подвижные игры, которые широко используются системой физического воспитания.

У многих народов состязания в национальных видах спорта сопровождаются музыкой, танцами. Национальные виды спорта – это часть культуры народа, уходящая своими корнями в его историю. Сохранение и развитие этих видов спорта в наше время означает еще больший рассвет самобытной национальной культуры. 

3, Сердечно-сосудистая система — система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови по организму человека и животных.

Движение жидкости по сердечно-сосудистой системе дополняет лимфатическая система.

В состав сердечно-сосудистой системы входит сердце — орган, который заставляет кровь двигаться и кровеносные сосуды — полые трубки, по которым она движется.

Кровеносные сосуды — это полые трубки, по которым движется кровь. Сосуды, несущие кровь от сердца к органам называются артериями, а от органов к сердцу — венами. В артериях и венах не осуществляется газообмен и диффузия питательных веществ, это просто путь доставки.

Обмен веществами между кровью и интерстициальной жидкостью происходит через проницаемую стенку капилляров — мелких сосудов, соединяющих артериальную и венозную системы. За одну минуту через стенки всех капилляров человека просачивается около 60 литров жидкости.

Хотя кровь с кислородом называется артериальной, а кровь с углекислым газом — венозной, совсем не обязательно артериальная кровь течет по артериям, а венозная — по венам. Это зависит от кругов кровообращения.

Сосудистая система может быть замкнутой — когда кровь внутри сосудов движется по кругу, и незамкнутой — когда просвет сосудов свободно открывается в межклеточное пространство и кровь изливается туда, смешиваясь с межклеточной жидкостью.

Кровеносные сосуды изучает наука Ангиология.

Сердце (лат. Cor) — полый мышечный орган, который последовательностью сокращений и расслаблений перекачивает кровь по сосудам. В зависимости от биологического вида внутри может разделяться перегородками на две, три или четыре камеры. Анатомия сердца во многом определяет степень основного обмена, разделяя животных на теплокровных и холоднокровных. Сердце чаще всего находится в грудном сегменте тела.

Круги кровообращения человека

Там, где сосудистая система замкнута, она образует круг кровообращения. У человека и всех позвоночных животных есть несколько кругов кровообращения, обменивающихся кровью между собой только в сердце.

Сердечно-сосудистая система человека образует два круга кровообращения: большой и малый.

Большой круг кровообращения обеспечивает кровью все органы и ткани, он начинается в левом желудочке, откуда выходит аорта, а заканчивается в правом предсердии, куда впадают полые вены.

Малый круг кровообращения ограничен циркуляцией крови в лёгких, здесь происходит обогащение крови кислородом и выведение углекислого газа; он начинается правым желудочком, из которого выходит лёгочный ствол, а заканчивается левым предсердием, в которое впадают лёгочные вены.

Билет 19

1, Специальная физическая подготовка направлена на повышение функциональных возможностей, развитие специальных физических качеств, необходимых для игры в баскетбол, лучшее и более быстрое овладение техническими приемами.

Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения баскетбола, а также специальные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения. С помощью таких упражнений совершенствуют технические приемы и воспитывают специальные физические качества.

Специальная сила баскетболистов напрямую связана с таким понятием, как «взрывная» сила. «Взрывная» сила отражает способность к достижению значительных усилий в минимально короткое время, регламентируемое условиями спортивного упражнения или игрового действия. Эта сила конкретно реализуется баскетболистами в прыжках, быстрых прорывах, мощных передачах мяча на дальние расстояния.

Для преимущественного развития «взрывной» силы используются упражнения, включающие в себя различные прыжки «в глубину» без отягощения и с небольшими отягощениями, с приземлением на одну и обе ноги. Величина уступающих мышечных напряжений может регулироваться весом отягощения, «глубиной» прыжка и углом приземления.

Для развития «взрывной» силы все шире внедряются в практику тренировки следующие упражнения в динамических скоростных режимах:

- толкания, броски ногами тяжелых набивных мечей на дальность;

- перетягивание, вытеснение или выталкивание партнеров из обозначенного на площадке пространства;

- вырывание мячей из рук соперников; элементы вольной борьбы и самбо.

Правильное выполнение ряда технических приемов баскетбола во многом зависит от уровня развития силы мышечных групп, окружающих суставную сумку плечевого сустава, и групп мышц, осуществляющих движение кистей и пальцев рук.

Для преимущественного развития этих групп мышц используются локальные упражнения:

1) маховые движения руками с гантелями в различных исходных положениях;

2) вращение, сгибание и разгибание кистей рук с гантелями в обычном хвате посредине или за один шар;

3) подбрасывание набивных мячей одними кистями;

4) выпускание из рук легкоатлетического ядра и последующая ловля его той же рукой с захватом пальцами сверху;

5) отталкивание из упора и возвращение в упор на расставленные пальцы;

6) сжимание кистью различных упругих тел (теннисного мяча, пружины, резинового кольца и т.п.);

7) накручивание на планку шнура с подвешенным грузом;

8) толкание легкоатлетического ядра при помощи захлестывающего движения кисти и пальцев рук.

Для развития специальной силы используются методы «до отказа» и «с максимальным усилием».

Метод «до отказа» заключается в длительном выполнении упражнений с небольшими паузами до тех пор, пока из-за утомления не начнет нарушаться структура движений. Величина отягощения при этом должна быть средней (50-60% от максимальной).

Существуют три варианта применения метода «до отказа»:

- выполнение упражнения с постоянной величиной отягощения или сопротивления в среднем темпе до появления заметного утомления, когда необходимо проявление значительного волевого усилия;

- выполнение упражнения в быстром темпе с увеличивающимися паузами между попытками, когда за короткое время (0,5-1,5 мин) осуществляется возможно большее количество движений;

- выполнение упражнения с постепенным увеличением веса или сопротивления от подхода к подходу с сокращением пауз и снижением темпа.

Метод «с максимальным усилием» применяется при развитии у игроков большой мышечной силы без значительной мышечной массы. Он заключается в повторных преодолениях сопротивлений, близких к предельным весам (85-95% от максимальных), с малым количеством повторений и небольшими паузами (например, 2-3 подъема штанги в одном подходе; всего 5-7 подходов с паузой 3-4 мин между ними).

Использование интервального и соревновательного методов при выполнении упражнений для развития прыгучести, стартовых ускорений и метательных движений дает возможность добиться наибольшего эффекта. Эти методы стимулируют борьбу за наивысший результат в каждой попытке и дают возможность объективно и конкретно оценивать каждое усилие игрока.

Метод сопряженных воздействий заключается в использовании малых отягощений в форме специальных манжет, поясов, жилетов, а также утяжеленных мячей непосредственно в упражнениях на технику.

Да техника очень важна для игроков. Но так же важно хорошее состояние перед игрой. Хороший сон. Для это каждому игроку нужна квартира посуточно сумы. Потому что многие устают от гостинец. А вот квартиры самое то, так что ишем квартирки поудобнее и наслождаитесь отныхом.

 

2, Внешняя среда - природные и социально-экологические факторы (их влияние на организм и жизнедеятельность). На орг-м ч-ка могут оказ-ть влияние разл фак-ры внеш среды – механ-ие, физ-ие, хим-ие, биол-ие и псих-ие. Мех эн-я оказ-ет на орг-м повреждающее и болезнетворное действие в зав-ти от вел-ны прилагаемой энергии и хар-ра физиологических, физико-химических и мех-ких св-в тканей и органов, подвергающихся действию мех энергии. (растяжения и разрывы мышц и сухожилий).Удар- действие на орг-м предмета, движ-ся с полож ускорением, или ударной воздушной волны. Мех-зм повреждающего действия - разрывы мягких тканей и сосудов, переломы костей и пр.Ударные воздушные волны (при разрыве авиабомб, снарядов, мин) могут вызвать разрыв барабанной перепонки и другие нарушения вестибулярного аппарата. Тепловая эн-я. К физ-м болезнетворным факторам относятся действие высокой и низкой температур, лучистой энергии, электрического тока, звука, а также изменений барометрического давления. Повышение тем-ры окр среды как болезнетворный фактор оказывает общее (перегревание, тепловой удар) и местное (ожоги) действие..Перегревание возможно и при норм тем-ре воздуха, если ограничена теплоотдача и усилена теплопродукция (непроницаемая для влаги одежда) Повышение тем-ры тела до 39-39,5° сопровождается обратимыми нарушениями функционального хар-ра(потеря сознания, судороги, расстройство дыхания и кровообращения). Критич тем-ра- 42°(нарушается обмен вещ-в в мозговой ткани. Наблюдается сгущение крови.Ожоги. Местное действие выс тем-ры (около 50° и выше) на живые ткани вызывает термические ожоги. Действие низкой температуры. Под действием холода возникают общие и местные реакции.Общие-общее охлаждение организма и простуда. Местные -отморожений различной интенсивности. Лучистая энергия. Болезнетворный эффект ионизирующей радиации -лучевая болезнь. Облучение повышает число злокач опухолей и ускоряет их возникновение, кот-ые могут возникать как при общем, так и местном облучении.. Электрическая энергия. Человек подвергается действию либо природной (молния), либо технического (в промышленности, быту, на транспорте, в военных условиях) электричества.Общая реакция орг-ма на поражение эл током слагается в рез-те суммарного влияния напряжения тока и продолжительности прохождения его через тело. Акустические колебания (звук) имеют широкий диапазон физиологического и патологического действий в зависимости от длины волны, частоты колебаний интенсивности звука. Барометрическое давление. Человек подвергается действию пониженное барометрического давления при подъёме на высоту в летательных (негерметичных аппаратах, при восхождении в горы, в барокамерах. Химические факторы. Повреждающее действие на организм химических веществ весьма многосторонне и является предметом изучения специальной науки - токсикологии Отравляющее действие химических веществ зависит от их дозы, путей попадания и выведения из организма, а также от реактивности и сопротивляемости организма. Биологические факторы. Болезнетворное влияние животных на человека выражается в нанесении механической травмы в форме укусов, ушибов, уколов и воздействия ядовитыми выделениями. Социальные патогенные факторы. К соц болезнетворным факторам относятся общественный строй, войны, эпидемии, голод ит д.Макросоциальными болезнетворными факторами называют отрицательные влияния человеческих отношений в отдельных коллективах (семьях, школах, на производстве).

3, Дыха́тельная систе́ма человека — совокупность органов, обеспечивающих внешнее дыхание (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и кровью). Газообмен выполняется лёгкими, и в норме направлен на поглощение из вдыхаемого воздуха кислорода и выделение во внешнюю среду образованного в организме углекислого газа. Установлено, что взрослый человек делает 15-17 вдохов-выдохов в минуту, а новорождённый ребёнок делает 1 вдох в секунду. Дыхание не перестаёт работать от рождения человека до его смерти, ведь без дыхания наш организм существовать не может. Доказано, что взрослый человек выдыхает 4 стакана воды в сутки (≈800 мл), а ребёнок — около двух (≈ 400 мл). Выделяют верхние и нижние дыхательные пути. Переход верхних дыхательных путей в нижние осуществляется в месте пересечения пищеварительной и дыхательной систем в верхней части гортани. Система верхних дыхательных путей состоит из полости носа (лат. cavum nasi), носоглотки (лат. pars nasalis pharyngis) и ротоглотки (лат. pars oralis pharyngis), а также частично ротовой полости, так как она тоже может быть использована для дыхания. Система нижних дыхательных путей состоит из гортани (лат. larynx, иногда её относят к верхним дыхательным путям), трахеи (др.-греч. τραχεῖα (ἀρτηρία)), бронхов (лат. bronchi).

Дыхательные органы Дыхательные пути обеспечивают связь окружающей среды с главными органами дыхательной системы — лёгкими. Лёгкие расположены в грудной полости в окружении костей и мышц грудной клетки. Обеспечивают поступление кислорода в организм и удаление из него газообразного продукта жизнедеятельности — углекислого газа.

Функции дыхательной системы Основные функции — дыхание, газообмен. Кроме того, дыхательная система участвует в таких важных функциях, как терморегуляция, голосообразование, обоняние, увлажнение вдыхаемого воздуха. Лёгочная ткань также играет важную роль в таких процессах как: синтез гормонов, водно-солевой и липидный обмен. В обильно развитой сосудистой системе лёгких происходит депонирование крови. Дыхательная система также обеспечивает механическую и иммунную защиту от факторов внешней среды.

 

Билет 20

1, Формирование психических качеств, черт, свойств личности       в процессе физического воспитания. Сам процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивной тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности человека.

Один из основоположников теории физического воспитания профессор А.Д. Новиков сформулировал важное методологическое положение о том, что любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности: «Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества».

В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли, страха) воспитывают волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в коллективе.

Естественно, что различные физические упражнения и виды спорта в разной степени воспитывают и формируют психические качества за-нимающихся.

2, Объективные и субъективные показатели самоконтроля Существуют субъективные и объективные методы самоконтроля. К субъективным методам относится: самонаблюдение, по которому дается оценка общего самочувствия, аппетита, сна, физ. и умственной работоспособности, настроения адекватности реакций на бытовые и производственные ситуации. Благоприятной реакцией на физ. нагрузки считаются бодрое самочувствие, хорошее настроение, ясная погода, высокая работоспособность - как умственная так и физ., легкость во всем теле, упругость походки, хороший сон и аппетит, ровное отношение к окружающим.

Наиболее доступными объективными методами самоконтроля являются наблюдения за частотой сердечных сокращений (ЧСС) и величиной артериального давления, О функционировании сердечно-сосудистой системы можно судить по индексу Кердо (И.К.), который рассчитывается по формуле: И. К. =Д / П, где Д - диастолическое давление, П - пульс в 1 мин. В норме этот показатель равен единице, а при нарушениях нервной регуляции сердечно-сосудистой системы его значения оказываются больше или меньше единицы. Можно также использовать коэффициент, экономивший кровообращения (КЭК), который указывает на выброс сердцем крови за 1 минуту и подсчитывается по формуле: КЭК - (С - Д) • П, где С - систолическое давление, Д - диастолическое, П - пульс в 1 мин. В норме показатель КЭК равен 2600, увеличение КЭК свидетельствует о напряженности в работе сердечно-сосудистой системы.Помимо объективных методов определения физ. работоспособности, существуют педагогические методы исследования физ. подготовленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.223 (0.055 с.)