Биологические ритмы и работоспособность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологические ритмы и работоспособность



Режим жизнедеят-ти вкл. в себя учебу, тренировочные занятия, отдых, питание. Для понимания важности хорошо продуманного и строго выполняемого режима следует знать некоторые биологические явления в организме, связанные с его различной деятельностью. Вся живая природа функционирует по 24-часовому ритму. Суточному ритму подчинен и организм ч-ка (независимо, спортсмен он или нет). Для функций отдельных органов и систем характерны определенные режимы.Основным признаком ритмических процессов в организме, играющих огромную роль в его жизнедеят-ти и способствующих экономному расходованию энергии, является их повторяемость. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний носит название периода или цикла. Каждый цикл состоит из 2-х фаз. В одной из них процессы достигают своего максимума, в другой - минимума.Биологические ритмические процессы могут протекать как на уровне клеток, так и на уровне организма в целом.Суточный (циркадный) ритм выявлен более чем у 40 функций организма ч-ка (содержание гормонов, гликогена в печени, кровообращения и т.д.). Дважды в сутки снижается работоспособность сердечной мышцы: около 13 ч и 21 ч. Наибольших величин частота сердечных сокращений достигает в 18 ч. Установлена суточная периодика температуры тела: максимальная величина в 18 ч, а минимальная - в 1-4ч. В течение суток изменяются сила мышц и многие другие качества. На физические нагрузки организм ч-ка реагирует по разному в течение суток.

Наиболее сильным по функциональным возможностям ч-к бывает с 8 до 12 ч и с 14 до 17 ч, однако при необходимости у него могут в любое время суток благодаря волевому усилию повыситься функциональные возможности (как следствие этого - спортивные результаты),

2 Формы и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями.           

Исторически в нашей стране сложились две главные формы организации физ. активности людей: группа регламентированных форм, обеспечивающихся государственными программами и осуществляющихся за счет средств национального бюджета, и самостоятельные или самодеятельные формы организации физ. активности.

Самостоятельные физкультурные занятия в свою очередь подразделяются на индивидуальные, малогрупповые и коллективные.Самостоятельно занимающиеся должны знать правила проведения занятий, основные механизмы получения тренировочного эффекта. Важны и знания, и владения навыками самоконтроля. Немаловажное значение имею, подбор формы занятий, места их проведения, правильной экипировки, спортивного инвентаря или его самодельных аналогов.

Наиболее доступными и эффективными средствами физ. воспитания в домашних условиях являются утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), атлетическая гимнастика, комплексы упражнений по круговой тренировке, ходьба, бег и т.д.Гигиенической гимнастикой можно заниматься в любое удобное время дня, спустя 1,5 - 2 ч после приема пищи и за 1 -2 ч перед сном. Для самостоятельных занятий можно использовать различные комплексы, рекомендуемые литературой. Упражнения УГГ способствуют более быстрому приспособлению организма человека к ритму трудового дня. Это достигается благодаря тому, что в кору головного мозга поступает поток нервных импульсов от множества рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах, которые благодаря временным связям обеспечивают более совершенное приспособление организма, сокращая период врабатывания. Лучше всего выполнять упражнения УГГ на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении и заканчивать водными процедурами, или холодным душем, который способcтвyeт повышению сопротивляемости организма простудным факторам.При составлении комплексов УГГ необходимо определить объем и интенсивность, расположить содержание в определенном порядке. Всего в комплексе м/б от 8 до 15 упражнений.Приступая к занятиям атлетической гимнастикой, надо подобрать по своим силам массу гантелей, гирь, штанги и упругость амортизаторов. При правильном подборе отягощений можно повторять каждое упражнение 8-10 раз в одном подходе 3атем составляют комплексы и план занятий. В комплекс можно включать 12-15 упражнений с гантелями; 8-10 с амортизаторами; 6-8 с гирями, 5-7 со штангой или грифом штанги Повторение каждого упражнения зависит от массы спортивного снаряда Обычно чем больше масса снаряда, тем меньше подходов. Для более интенсивного развития мышц, максимального увеличения их объема и массы тела рекомендуется тренироваться с большей массой спортивного снаряда, уменьшая число повторений. Если нужно увеличить выносливость мышц, следует упражняться с небольшой массой, увеличивая количество повторений до 16 раз в подходе и больше Дозировка меняется в зависимости от целей тренировки.

Заниматься следует ежедневно в течение 20-40 мин (желательно в одно и то же время) через 1-1,5 ч после еда или до еды, включая 2-3 комплекса. Первый комплекс начинают с выполнения нескольких упражнений без отягощения, чтобы организм постепенно включился в работу. Во второй комплекс входят упражнения с отягощением для мелких мышц плечевого пояса и верхних конечностей. Затем переходят к упражнениям третьего комплекса - для мышц спины, брюшного пресса и нижних конечностей.После каждого комплекса упражнений следует делать интервалы отдыха в течение 1-2 мин. Отдых д/б активным. Доступной формой домашних занятий явл. комплексы упражнений круговой тренировки, позволяющие эффективно воздействовать на организм занимающихся постепенным увеличением числа повторений упражнений в круге, выбором комплекса упражнений разной трудности, а также регуляцией дозировки режимов работы и отдыха (составление комплексов проводится на методико-практических занятиях).Бег обеспечивает возможность регулярной тренировки в любое время и в любую погоду, тем более что число поклонников его не убывает. Оздоровительным считается бег в темпе от 170 до 200 шагов в минуту, продолжительностью не менее 20 и не более 40 мин, 3-4 раза в неделю.Не следует бегать, низко опуская голову, а также запрокидывая, т. к. это затрудняет дыхание. Локти д/б согнуты под прямым углом без скованности. Бежать следует за счет активных движений бедер, а голень переносить маятникообразно. Постановка стопы на грунт осуществляется сверху вниз, как при ходьбе по лестнице. В момент соприкосновения стопы с опорой она должна быть напряжена Ногу рекомендуется ставить на землю всей ступней, длина шага примерно 40-50-80 см. На первых занятиях осуществляются выбор маршрута, темпа ходьбы. В последующих чередуют ходьбу с бегомОздоровительные прогулки желательно включать в обязательную часть ежедневного двигательного режима. Для повышения тренировочного эффекта на отдельных отрезках или на всей дистанции темп ходьбы можно увеличивать. Ходьба со скоростью 6-7 км/ч умеренно активизирует деятельность органов кровообращения, дыхательной и других систем организма. В зависимости от уровня физ. подготовки, возраста, пола длина маршрута колеблется от 2 до 10 км.Ритмическая гимнастика повышает общую работоспособность, улучшает здоровье, создает не только «мышечную», но и эмоциональную радость. Это - отличное средство тренировки выносливости. Аэробика общедоступна и эффективна. Заниматься ею могут женщины и мужчины всех возрастов и способностей. Это - своеобразный бег «трусцой» только под музыку и с добавлением гимнастических упражнений в ритме диско. Разные акценты отразились в названиях: аэробика, дискоаэробика, тонизирующая гимнастика, джазгимнастика, шейпинг.Оптимальная частота занятия -2-3 раза в неделю 45-50 мин. Помимо перечисленных форм самостоятельных занятий можно заниматься лыжами, велопрогулками и плаванием.Самостоятельные тренировочные занятия проводятся индивидуально или в группе из 3-5 человек.Каждое самостоятельное занятие как и любая форма физ. культуры независимо от продолжительности занятий (10 мин или 1,5 ч) состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.

3 производственная физическая культура (ПФК). понятие «производственная физическая культура»; её цели и задачи Производственная физ. культура явл. важной составной частью общей культуры об-ва, способствующей сохранению здоровья трудящихся, адаптации к условиям труда и наилучшему освоению трудовых специальностей. Важное значение производственной физ. культуры требует от будущих специалистов тщательного изучения методических основ ПФК.В физ. воспитании производственная физ. культура понимается как вид человеческой деят-ти, содержащий рационально избранную и методически верно осуществляемую систему физ.упражнений, профессионально прикладных, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на достижение, повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности наилучшим образом действовать в условиях определенной профессиональной трудовой деят-ти и конкретного рабочего места.. Система ПФК строится с учетом особенностей производственной деят-ти. Ее целью является укрепление здоровья, достижение и устойчивое обеспечение готовности ч-ка к выполнению им производственно-трудовой деятельности.К средствам, используемым при организации ПФК, следует отнести теоретические и программно-методичёские разработки; правовые основы и административные акты; организационную структуру; кадры специалистов и общественный актив; систему пропаганды; материально-техническое и медицинское обеспечение.ПФК имеет свои конкретные задачи, в соответствии с которыми строится ее система, в том числе развитие, совершенствование и поддержание на необходимом уровне трудоспособности работающих; длительное сохранение работоспособности в условиях производства, не всегда благоприятных; разработка и применение на практике рациональных условий и режимов труда и отдыха в рамках рабочего дня; создание благоприятного фона для начала работы и ее окончания с целью предупреждения и снижения факторов утомления; создание условий для после рабочего восстановления организма; Профилактика профессиональных заболеваний.

Билет34

1, Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями

Роль физ тренировок в профилактике различных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых, бесспорна, и важность физ упражнений в наше время хорошо известна каждому,но интерес к физзанятиям, отмечается не у 100% всего населения. Уровень и темпы решения проблем организация физ активности зависят, прежде всего, от людей, их физ культуры, определяющей и понимание, и мотивы, и установку на действие Определение цели и учета индивидуальных особенностей В разл периоды жизни ч-ка хар-р физ активности определен особен-ми его жизнедеятельности.Для людей молодого возраста формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физ упражнениями возможно лишь при условия ориентирования их на новые цели и новые режимы физ активности по сравнению с уже достигнутыми как спортивной, так и оздоровительной направленности, Развитие силы и выносливости, овладение умениями и навыками оперативного мышления в сложных ситуациях - основные направления спортивной подготовки Iфизкультурных занятий в этот период.В последующие годы (от 35 до 60 лет) основным мотивом для постоянной и достаточной физ активности является сохранение здоровья, достигнутого уровня работоспособности, профилактики различных неспецифических заболеваний. Управление процессом самостоятельных занятий Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу развитие, противоречащее его природе, а макс-но учитывать природу процесса, рац-но согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.При управлении процессом физической тренировки любой направленности (либо спортивной, либо оздоровительной) необходимо использовать все психофизиологические программы переориентации и формирования осознанного восприятия и поведения Для того чтобы управлять этим проц-сом, необходимо создать организационно-методическую программу действий по реализации поставленной цели и задач физ тренировок при самостоятельных занятиях.

2, Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Кровь в организме находится в постоянном движении, которое осуществляется по кровеносной системе.

Кровь в организме человека выполняет следующие основные функции: 1) транспортную – в процессе обмена веществ переносит к тканям тела питательные вещества и кислород, а из тканей к органам выделения транспортирует продукты распада, образующиеся в результате жизнедеятельности клеток тканей; 2) регуляторную – осуществляет гуморальную (гумор – жидкость) регуляцию функций организма с помощью гормонов и других химических веществ и рефлекторную - вследствие гидростатического давления на нервные окончания (барорецепторы), расположенные в стенках кровеносных сосудов; 3)    защитную – защищает организм от вредных веществ и инородных тел, кроме этого, при повреждении тканей тела останавливает кровотечение; 4)        теплообмен – участвует в поддержании постоянной температуры тела.

Кровь состоит из жидкой части (плазмы) (55 %) и взвешенных в ней фор-менных элементов (эритроцитов, лейкоцитов и др.) (45 %). Кровь имеет слабую щелочную реакцию. Эритроциты – красные кровяные тельца, носители, дыхательного пигмента - гемоглобина. Эритроциты переносят кислород из легких к тканям и частично углекислый газ из тканей к легким. Лейкоциты – белые кровяные клетки, их имеется несколько видов. Они способны проникать через стенки кровеносных сосудов в ткани тела и уничтожать болезнетворные микробы и инородные тела, попавшие в организм. Это явление называется «фагоцитозом». Тромбоциты – кровяные пластинки. Они защищают организм от потери крови. При повреждении тела и кровеносных сосудов тромбоциты способствуют свертыванию крови..При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом: увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови;

повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекцион-ным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов;

ускоряются процессы восстановления после значительной потери кро-ви.

Чтобы избежать наступления гравитационного шока, необходимо соблю-дать следующее правило: после интенсивного бега или других циклических упражнений на соревнованиях или тренировочных занятиях переходить в состояние покоя, т.е. останавливаться, следует постепенно. Сначала необходимо, снижая скорость бега, пробежать 50–100 м, а затем в течение 3–5 мин передвигаться шагом, постепенно замедляя ходьбу.

3, Система контроля ППФП студентов

Содержание системы контроля и оценки ППФП направлено на определение уровня готовности ст-тов к успешному выполнению проф-х функций по избранной спец-ти. Анализ рез-ов такой проверки обеспечивает определение кач-ва изменений ППФП, влияния на нее определенных средств физической культуры и спорта, производит необходимый отбор таких средств, оптимизирует весь процесс ППФП.

Методы проверки и опенки ППФП. Знания оцениваются путем ответов наспец вопросы по тематике ППФП. Определение уровня развития спец-ых для каждой проф-и кач-в можно изучать с пом педаг-их наблюдений в период занятий, а также самонаблюдений занимающихся.Имеются методы определения такой подгот-ти как в условиях моделируемой деятельности (контрольные соревнования), специальные тесты (например, измерение силы), а также с помощью, специально разработанной аппаратуры, например приборов- рефлектометров, определяющих время реакции и др. Специальной оценке может подвергаться также изучение эмоциональной устойчивости занимающихся, по проявлениям такой устойчивости в условиях сложной соревновательной деятельности, тренировок, сдачи зачетов и экзаменов по смежным дисциплинам

В этих целях применим метод обобщения независимых характеристикПри подведений результатов часто используются балловые оценки, унифицированная норма достижений, составляются оценочные шкалы подготовленности (например, перцентильные)

Билет35

1, Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на организм, здоровье и работоспособность.

Общепризнано, что оптимальный уровень двигательной активности - определяющий фактор профилактики заболеваемости и поддержания высокой психофизиологической формы. Причем достижения современной физиологии убедительно свидетельствуют о том, что оптимум любой функции, в том числе и двигательной активности, имеет отчетливые индивидуальные особенности.             

Недельный двигательный режим для людей разного возраста: дошкольникам - от 21 до 28 ч; школьникам - от 14 до 21 ч; студентам - от 10 до 14 ч; служащие - от 6 до 10 ч. Итак, количество часов двигательной активности с возрастом уменьшается в связи с занятостью учебой, в дальнейшем с трудовой деятельностью.

Существенную роль среди факторов профилактики гипокинезии у студентов играют занятия по физ. воспитанию. Многочисленными исследованиями показано, что они способствуют укреплению здоровья, улучшению умственной и физической работоспособности и успеваемости.

Тем не менее, недельное кол-во часов, потраченных на физ. упражнения, в том числе и обязательные занятия по физвоспитанию, составило в среднем 4 ч, что значительно ниже рекомендуемых.

Снижение двигательной активности людей, занятых умственным трудом. Это свидетельствует о большей подверженности студентов социальным факторам, приводящим к гипокинезии и факторам риска различных заболеваний, и в первую очередь, заболеваниям сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Следует отметить и так называемую «студенческую» патологию - заболевания желудочно-кишечного тракта, значительно снижающие как умственную, так и физическую работоспособность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.02 с.)