Организм человека как единая система саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организм человека как единая система саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система.



Билет 1

1 Понятие «здоровье», его содержание и критерии

Здоровье ч-ка следует рассматривать не только как хорошее самочувствие и отсутствие болезней, но и как стабильное психофизическое и духовное состояние, в котором ч-к может реализовывать все заложенные природой свойства и способности. Развитие идей здорового образа жизни, вычленение позитивных и негативных влияний внешних условий на здоровье, потребность осознанного выбора тех или иных средств и форм физ. активности настоятельно выдвигают задачу выявления сущности воздействия физ. упражнений на механизм здоровья.Элементами (показателями) здоровья можно назвать след. его признаки: уровень и гармоничности физ. развития; функциональное состояние организма (его резервные возможности, и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы); уровень иммунной защиты и неспецифической резисцентности; наличие какого-либо заболевания дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.Все вышеперечисленные показатели м/б выражены количественно, речь идёт как раз о количественной оценке различных конкретных показателей здоровья, а не количестве его.При таком подходе к сущности здоровья любому человеку, даже не специалистy, понятно, на какие из показателей могут влиять физ. нагрузки, закаливание, профилактические мероприятия.

Билет 2

1.Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов

Исследования современных ученых все больше подтверждают взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием и физическим здоровьем. На этом основывается метод психофизической тренировки -специальная система занятий, в основу которой положена определенная физическая нагрузка – несложные спортивные упражнения в сочетании с приемами психической регуляции. Понятие о релаксации и аутотренинге Релаксация (от слова Relax)- расслабление. Суть метода заключается в том, что человек принимает удобное положение (сидя или лежа), а затем ему дают почувствовать точную степень мышечного напряжения различных частей тела с разной степенью его - в «полсилы», в «четверть силы». Основная гипотеза основывалась на том, что между мышечной системой и эмоциональным состоянием человека существует прямая зависимость. Как только достигается сознательный контроль над периферийными скелетными мышцами, то одновременно появляется возможность контролировать свое внутреннее состояние - снижать степень напряжения. В то же время немецкий психиатр И. Шульц начал разрабатывать метод cтaвший известным под названием «аутогенная тренировки», которую можно использовать самостоятельно, изучив текст формул и внушений, Самое известное выражение - положение «кучера дрожек»: сидя на стуле, колени врозь, предплечья опираются на бедра, корпус слегка наклонен вперёд, голова свободно опушена. Эта поза одновременно и устойчива и расслаблена, в ней можно дремать. Другое положение, лежа на спине.Правильное пользование мышечным расслаблением необходимо в повседневной жизни для регулирования эмоционального фона, а также в связи с физической нагрузкой. Подробное изучение аутогенной тренировки должно проводиться на методико-практических занятиях. Оперативная тонизация Помимо релаксационной регуляции психоэмоционального состояния организма рекомендуется использовать и метод оперативной тонизации. Очень хороший способ периодической тонизации во время напряженных умственных занятий. Заключается он в следующем; голову опустить, подбородок прижать к груди, двумя раскрытыми ладонями обхватить свой затылок, развернув насколько возможно вверх и в стороны локти и плечи. Далее делается вдох средней глубины, задержка дыхания - и одно временное Встречное движение: шея разгибается, а ладони давят на затылок, не давал голове Подняться, локти при этом еще больше отходят в стороны, Кратковременное статическое напряжение (3*5 о) - выдох. Повторить 5-7 раз

2.

 

3.Исследование нервной системы При врачебном обследовании спортсменов большое внимание уделяют исследованию функционального состояния нервной системы, которая в значительной степени определяет индивидуальные способности овладения двигательными навыками, нарастания тренированности, быстроту движения и длительность поддержания спортивной формы. Координированная целенаправленная работа мышц, участвующих в физ. упражнениях, осуществляется только при согласованной работе различных отделов центральной нервной системы при ведущей роли коры больших полушарий головного мозга. Процесс обучения физическим упражнениям, благодаря которым образуются новые двигательные навыки, представляет собой сложные нервно-мышечные акты. При этом происходит создание новых временных связей в коре головного мозга, что приводит к улучшению всей двигательной координации. При этом в совершенствовании координации движения большое участив принимают органы чувств, в особенности зрение, осязание, а также мышечно- суставное чувство. Неблагоприятные изменения в состоянии нервной системы являются одним из признаков перетренированности и перенапряжения, ибо в основе этих состояний лежит временное нарушение оптимума уравновешивания основных нервных процессов - возбуждения и торможения.Исследования нервной системы включают клинические и электрофизиологические методы, Клиническое исследование проводится невропатологом.Электрофизиологические методы применяются для определения основных показателей функци-онального состояния анализаторов и нервно-мышечной системы, таких как возбудимость и лабильность, т.е. подвижность нервных процессов.Тренер и преподаватель могут самостоятельно исследовать и оценить некоторые существенные стороны деятельности нервной I нервно-мышечной систем доступными им методами. Исследование координационной функции нервной системы производится с помощью модифицированной пробы Ромберга. Эта проба основана на определении способности сохранять равновесие и заключается в следующем: обследуемый (без обуви) стоит на одной ноге, другой ногой опирается подошвенной стороной стопы на коленную чашечку опорной ноги Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. При оценке пробы принимают во внимание степень устойчивости (неподвижен человек или покачивается), дрожание век и пальцев и длительность сохранения равновесия. Продолжительность устойчивости оценивается по времени - «хорошо» - 15 с; менее 15 с - «неудовлетворительно». Исследование лабильности (подвижности) состояния нервно-мышечной системы проводят путем измерения максимальной частоты движения кисти с помощью темпинг-теста по секундомеру за 10 сек. Необходимо поставить максимальное количество точек на бумаге, не отрывая запястья от листа. Затем подсчитывается количество точек. Хорошим показателем следует считать 75 точек за 10 с.Быстрота реакции оценивается по расстоянию, которое успеет пролететь падающая из рук инструктора линейка и пойманная исследуемым. Объективные и субъективные показатели самоконтроля Существуют субъективные и объективные методы самоконтроля. К субъективным методам относится: самонаблюдение, по которому дается оценка общего самочувствия, аппетита, сна, физ. и умственной работоспособности, настроения адекватности реакций на бытовые и производственные ситуации. Благоприятной реакцией на физ. нагрузки считаются бодрое самочувствие, хорошее настроение, ясная погода, высокая работоспособность - как умственная так и физ., легкость во всем теле, упругость походки, хороший сон и аппетит, ровное отношение к окружающим.

Наиболее доступными объективными методами самоконтроля являются наблюдения за частотой сердечных сокращений (ЧСС) и величиной артериального давления, О функционировании сердечно-сосудистой системы можно судить по индексу Кердо (И.К.), который рассчитывается по формуле: И. К. =Д / П, где Д - диастолическое давление, П - пульс в 1 мин. В норме этот показатель равен единице, а при нарушениях нервной регуляции сердечно-сосудистой системы его значения оказываются больше или меньше единицы. Можно также использовать коэффициент, экономивший кровообращения (КЭК), который указывает на выброс сердцем крови за 1 минуту и подсчитывается по формуле: КЭК - (С - Д) • П, где С - систолическое давление, Д - диастолическое, П - пульс в 1 мин. В норме показатель КЭК равен 2600, увеличение КЭК свидетельствует о напряженности в работе сердечно-сосудистой системы.Помимо объективных методов определения физ. работоспособности, существуют педагогические методы исследования физ. подготовленности.

Билет 3

1.Особенности рационального использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов

Дня предупреждения производственного утомления необходимы регламенте перерывы в форме микро- и макропауз. Микропаузы - очень короткие перерывы длительностью в несколько секунд между трудовыми операциями. Они возникают потому, что прекращение одного действия и переход к последующему требует некоторого времени. Микропаузы должны занимать около 9% длительности смены Их отсутствие ведет к быстрому развитию утомления и снижению работоспособности в 2-2,5раза.Макропаузы нужно делать несколько раз в течение смены. Они могут быть введены за счет ликвидации внутрисменных потерь рабочею времени Перерывы. как правило, устраиваются перед каждым моментом снижения работоспособности и продолжаются 5-10 мин. Там, где по условиям работы предъявляются высокие требования к вниманию и тонкой координации движений, предпочтительны пятиминутные перерывы.Недельные режимы труда для отдыха определяются особенностями недельной динамики работоспособности. В первые дни неделя она постепенно увеличивается достигая наивысшего уровня на третий день, а затем начинает снижаться. Минимум работоспособности приходится на конец недели. Высокая работоспособность во вторник, среду, четверг позволяет рекомендовать эти дни для максимального использования в интересах производства, так как они могут обеспечить высокую производительность труда при наименьшем утомлении.На ч-ка, постоянно проживающего в городе, влияют такие факторы урбанизации, как загрязнение воздуха, воды, почвы, удаление от природы, ускоренный ритм жизни, усложнение психоэмоциональных взаимоотношений. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов.

Для восстановления здоровья студентов немаловажную роль играет спортивно-оздоровительный лагерь. Эта форма организации «активного отдыха» имеет, давние традиции. Работа построена таким образом, чтобы значительное количество отдыхающих за период пребывания в лагере смогли сочетать занятия с физическими упражнениями по интересам с мероприятиями культурного досуга. Студенты-спортсмены продолжают тренировки по избранному виду спорта или проводится «переключение» спортивной деятельности согласно индивидуального плана на летний переходный период

2.Методические принципы физического воспитания Особенностям обучения двигательным Действиям в наибольшей степени отвечают следующие принципы, формируемые теорией и методикой физ воспитания: сознательность и активность, наглядность, систематичность, доступность и индивидуализация

1)Принцип сознательности и активности. Занимающиеся должны понимать общую цель и задали занятий физ упражнениями. Принцип сознательности реализуется эффективнее, если занимающимся срочно сообщить о результатах выполняемых действий. Смысл физ образования не только в том, чтобы содействовать развитию физ сил человека, но и научить каждого пользоваться ими - дать умение «с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физ работу». Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:

· формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий;

· стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений;

· воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.
Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития интереса решаются в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей их организацией

2) Принцип наглядности. Наглядность играет особенно важную рольпоскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер. Чтобы правильно выполнить двигательное движение, необходимы существующие двигательные представления. Наглядность - неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к Занятиям облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков

Билет 4

Билет 5

1,Работоспособность и общие закономерности изменения ее у студентов

Ч-к трудятся благодаря наличию дееспособности и работоспособности. Дееспособность означает умение формировать целесообразную деятельность, создавать ее качественную сторону. Но никакое дело не может быть доведено до конца, если человек, занимаясь им, одновременно не «включает» способность выполнять определенный вид работы в течение заданного времени и поддерживать его высокие качественные и количественные показатели.Работоспособность бывает потенциальная и фактическая. Потенциальная характеризуется максимумом целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма. Истощение этих резервов приводит к тяжелым, часто необратимым нарушениям здоровья. Фактическая работоспособность осуществляется -и это главное - при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма в соответствий с суточной периодикой, ритмом труда и отдыха. Другими словами, где бы человек не работал, он должен расходовать только часть своих функциональных ресурсов и в такой мере, чтобы это не воспрепятствовало их последующему быстрому и полному восстановлению. Производительность труда отражает степень реализации работоспособности Различия между производительностью труда и показателем фактической работоспособности - это ее естественные резервы.Работоспособность неодинакова у разных людей; а у одного и того же ч-ка она изменяется в пределах определенного времени (например, рано утром она одна, а днем - другая) и зависит от многих внутренних и внешних причин: возраста состояния здоровья, профессионального опыта, физ. силы, выносливости тренированности, чувства долга, сознательности, условий и режима труда и отдыха, характера выполняемой работы и т. п.Индивидуальные факторы работоспособности - это физиологические, психологические и физ. возможности, которые могут быть врожденными и приобретенными: телосложение, физ. данные, мастерство, практический опыт, уровень образования и т. п. Подготовленность к труду зависит от комплексного сочетания всех вышеперечисленных параметров ее физиологического строгого следования биологически заданному ритму в течение 24-часового цикла, психологического - профессиональной и трудовой мотивации и физического уровня развития психофизических качеств, состояния здоровья. 1-я группа объединяет профессии преимущественно умственного труда (творческого, управленческого, операторского), при выполнении которого наибольшая нагрузка приходится на центральную систему при небольших затратах физической энергии. При этом процесс труда осуществляется в рабочей позе, сидя, с незначительными двигательными действиями мышц кисти и пальцев рук. Успешной деятельности людей этих.профессий способствует развитие общей выносливости, что помогает поддерживать высокий уровень работоспособности, а также хорошая эмоциональная устойчивость

2, Аэробика представляет собой синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей бега, скачков и подскоков, выполняемых под музыкальное сопровождение 120–160 ударов в минуту поточным или серийно-поточным методом. Упражнения выполняются на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону. Основная физиологическая направленность аэробики – развитие выносливости, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.

3,Антропометрические исследования Метод антропометрических исследований широко используют для определения физ. развития лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Он основан на учете количественных внешних морфологических показателей.

В целом показатели физ. развития отражают функциональное состояние организма и явл. важными оценки состояния здоровья и работоспособности.                  В антропометрические измерения входят след.параметры: определение веса (на обычных медицинских (десятичных) весах, выверенных и отрегулированных); роет, стоя и сидя (по ростомеру); ширина плеч; окружность шеи; груди (на вдохе; выдохе и во время паузы); а также окружности талии, плеча, бедра и голени, сила мышц кисти, сила мышц спины. Оценивать величину любого показателя физ. развития можно, только учитывая возраст, пол, спортивную специализацию и квалификацию.

Метод стандартов Метод стандартов наиболее точный и эффективный. Антропометрические стандарты - это средние величины признаков физ. развития, полученные путем статистической обработки большого количества измерений лиц одного пола, возраста, профессии, проживающих в одной местности. Определяется средняя величина - «меридиан» (М) и среднее квадратическое отклонение - сигма (±сигма). Полученные стандартные величины сводят в таблицы оценки физического развития. Полученные при измерениях данные сравнивают с соответствующими показателями антропометрических стандартов. Если измеренная величина совпадает с указанной в таблице стандартов или разница от нее в ту или другую сторону не больше, чем на величину показанного здесь же «среднего отклонения» (±0,5сигма), то оценка может быть признана удовлетворительной. Если полученная величина отличается от средней, указанной в таблице, больше чем на одно среднее квадратическое отклонение, то соответствующий индивидуальный признак следует признать большим или малым, в зависимости оттого, в какую сторону от средней величины он отклонен

Метод корреляции Выявление связи между исследуемыми признаками физического развития проводится методом корреляции, определяя при статистической обработке коэффициент корреляции r. Его значения могут колебаться от 0 до ± 1. Чем ближе коэффициент корреляции к единице, тем теснее связь между признаками.

Метод номограмм Для оценки веса с учетом роста в номограмме необходимо найти фактические вес и рост обследуемого, например 70* кг и 170 см, восстановить из найденных точек перпендикуляры до их пересечения. Из точки пересечения провести мысленно вправо  вверх линию параллельно линии М. Эта мысленная линия на правой стороне номограммы выходит на середину между точками М и +сигма. Следовательно, оценка веса по росту будет +0,5сигма» т.е. в пределах средних данных.

Метод индексов Метод индексов (показателей) представляет собой набор особых формул, при помощи которых можно проводить оценку отдельных антропометрических показателей и их соотношений.

Весоростовой индекс Кетле определяет, сколько граммов веса должно приходиться на сантиметр роста. Для определения этого индекса нужно вес обследуемого в граммах разделить на рост в сантиметрах. У мужчин на каждый сантиметр роста должно приходиться примерно 350 - 400 г веса, у женщин 325 * 375 г. Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г -,на понижение питания.

Жизненный индекс характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата. Он определяется путем деления жизненной емкости легких (в мл) на вес тела (в кг), т.е. рассчитывается, какой объем легких приходится на 1 кг веса тела Нормой считается величина не менее 65-70 мл/кг у мужчин и не менее 55-60 мл/кг.

Силовые индексы определяют развитие силы отдельных групп мышц относительно веса тела. Они рассчитываются путем деления показателей силы на вес и выражаются в процентах. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70-75% веса (у спортсменов 75-81%), у женщин 50-60%'(у спортсменок 60-70%). Для становой силы средние значения у мужчин равны 200-220% (у спортсменов 260-300%), у женщин 135-150% (у спортсменок 150-200%).

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью груди. К наиболее распространенным показателям такого рода относится грудной показатель. Для его вычисления окружность груди в сантиметрах умножают на 100 и делят на рост в сантиметрах. В норме этот индекс равен 50-55. Индекс меньше 50 указывает на узкую, более 50 - на широкую грудь. Пропорциональность развития определяют также по индексу Эрисмана, вычитая из показателя окружности греной клетки в спокойном состоянии (в паузе) половину роста; в норме окружность грудной клетки должна равняться полуросту. Если окружность грудной клетки преобладает над половиной роста, этот показатель обозначают знаком «+» (плюс), если же окружность грудной клетки отстает от половины роста, знаком «-«(минус). Средние величины этого показателя для физически хорошо развитого взрослого человека равняются +5,8 см для мужчин, +3,8 см для женщин.

Индекс общего развития или показатель Пинье. Его вычисляют путем вычитания из показателя роста L в сантиметрах суммы величины окружности грудной клетки Т в сантиметрах и веса тела Р в килограммах, т.е. L - (Т + Р); чем меньше остаток, тем лучше телосложение. 10-15 - телосложение крепкое; 16-20 - хорошее; 21-25-среднее, 26-30-слабое; 31 и более очень слабое.

Билет 6

Билет 7

1,Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов

Критическим и сложным фактором адаптации студентов является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве не случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элементами неопределенности: сдаст студент экзамен или нет, какую оценку получит и т п. Степень напряженности в Период экзаменов зависит от подготовленности студента и его личностных особенностей.Необходимо отметить, что в период экзаменов помимо перегрузки центральной нервной системы происходят значительные сбои в кардиореспираторной т.е. сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Исследования крови выявили повышенное содержание сахара в ней. При этом следует отметить, что эмоциональная реакция, как правило, бывает комбинированной, то есть нельзя сказать, что в организме происходят изменения «в чистом виде» например только со стороны сердечно-сосудистой или другой систем.В то же время нельзя однозначно сказать, что выявленные отклонения свидетельствуют о каком-либо заболевании, так как даже значительныеколичественные.Изменения биохимических показателей и различных психофизиологических функций в сторону повышения или снижения в одном случае могут свидетельствовать о положительном, необходимом для организма влиянии, а в другом случае - о неблагоприятном,даже вредном.Известно, что эмоциональный стресс представляет собой в одно и то же время и отрицательное явление, вредное для организма, и положительное, необходимое для его жизнедеятельности и совершенствования.Учебными стресс-факторами отрицательного действия являются плохие отметки.конфликтные ситуации с преподавателями, недостаточная подготовка, дефицит  времени, темп и скорость экзаменационного периода, необходимость при подготовке к экзамену усвоения большого объема учебного материала, ночные работы, состояние неопределенности и т. д.Их антиподы - комфорт и удовлетворение от проведенной работы (досрочная сдача экзаменов и зачетов, положительные отметки и т. п.).Как было уже отмечено, однократные функциональные сдвиги в организме под влиянием стресса не представляют опасности и рассматриваются как биологи чески целесообразные реакции организма для преодолений затруднительных ситуаций. Однако экзаменационные стресс-факторы действуют многократно и вызванные ими функциональные сдвиги после окончания экзаменов не восстанавливаются длительное время. Ведь адаптационные запасы (резервы) организма не безграничны, и даже при быстром восстановлении какой-то след от стресса остается.Вот почему всегда надо помнить, что резервы нашего организма следует использовать постепенно, особенно в студенческом возрасте, когда и резервов в избытке и стрессов достаточно. Огромную неоценимую помощь в повышении работоспособности (как умственной, так и физ.) для снижения эмоциональных перегрузок оказывают занятия физ. культурой.

2, Термин аэробика был впервые введен американским ученым купером.Происхождение его идет от слово "аэробный", т.е. идущий с участием кислорода, что имеет по собой физиологическую опору.Купером была предложена очковая, строго дозированная система физический упражнений, имеющий аэробный характер энергообеспечения(бег, плаванье, лыжи).Идея Купера была подхвачена его соотечественником Соренсен и внедрена в область танцевальной гимнастики. в конце 80х под руководством Лисицкой была создана Федерация спортивной аэробики СССр и первая команда которая успешно выступала на первых чемпионатах мира и Европы. В 1991 под рук. Сидневой создается Федерация аэробики в России.в настоящее время она имееет представительства в 50 регионах Росссии.Деятельность ФАР направлена на развитие и популяризацию оздоровительных видов аэробики, содействие развитию международного соотрудничества интегрированию в систему мирового Фитнес-бизнеса.

3,Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив Большей части будущих специалистов предстоит стать руководителями производственных коллективов. Развитие ПФК, здоровье, успехи коллектива во многом будут зависеть от понимания руководителем значимости физ. культуры, умений вовлечь в занятия абсолютно каждого» от степени его компетентности в этих вопросах, умения точно оценить возможности развития ПФК и ее экономический эффект К этому необходимо добавить, что личный пример руководителя, его глубокая убежденность, основанная на багаже специальных знаний - залог успеха развития производственной физ. культуры Нужно смело браться за это нелегкое, но очень полезное дело. Для этого необязательно, чтобы руководитель был спортсменом высокого класса даже при скромной спортивной подготовке, сам факт настойчивости руководящего состава в развитии ПФК в коллективе и личный положительный пример будут иметь решающее значение.

Билет 8

1,Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности. Основы здоровья закладываются в детском и подростковом возрасте и среди многих факторов, имеющих исключ-ное значение, на одно из первых мест следует поставить двигательную активность.Амер. ученый У.Бориц. показал, что нарушения деят-ти организма, развивающиеся вследствие недостаточной физ. активности, и нарушения, которые сопровождают процессы старения, очень похожи. У пожилых людей и лиц, с резко ограниченной подвижностью замедляются биохимические (окислительно-восстановительные) процессы, откладывается избыточное количество жировой ткани, ослабляется мышечно-костная система.  Физ. упражнения, в том числе и физ. труд, могут существенно приостановить эти, мягко говоря, нежелательные явления и, более того, «омолодить» ч-ка даже на несколько десятков лет.За свою историю человечество пережило немало увлечений и разочарований, возлагая надежды на тот или иной «эликсир» молодости, здоровья, предлагаемый для борьбы со старостью и болезнями.По мере того, как отвергались эти средства, росло значение физ. культуры, которую еще со времен древней медицины - греческой, китайской, индийской - считали важнейшим средством оздоровления и продлением долголетия Особенности организации самостоятельных занятий для женщин При планировании тренировочного процесса следует учитывать основные анатомофизиологические особенности женского организма. Мышечная ткань у них составляет 32-35% веса тела, а у мужчин - 40% и более, зато жировой ткани у женщин на 10 % больше, чем у мужчин.Биологические особенности женского организма тесно связаны с овариально-менструальным циклом Гигиена самостоятельных занятий: уход за кожей, питьевой режим, питание Внешность ч-ка во многом определяется состоянием его кожи. Если о глазах говорят, что они зеркало души, то с не меньшим основанием можно утверждать: кожа - это зеркало здоровья. Первое требование по уходу за кожей - безупречная чистота. Все зависит от свойств кожи. Если она нормальной жирности, то умываться с мылом следует ежедневно на ночь; если жирная - вечером и утром; если сухая - обязательно раз в день, но без мыла.,Очищать сухую кожу можно также ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде пополам с молокомГигиеническое назначение одежды и обуви -защищать ч-ка от неблагоприятного влияния окружающей среды, регулировать теплообмен. Поэтому одежда д/б легкой, не слишком теплой, удобного покроя (не должна стеснять движений, мешать дыханию и кровообращению, раздражать кожу). Спортивную одежду подбирают по гигиеническим свойствам ткани, исходя из специфики занятий различными видами спорта. Недопустима лишняя одежда во время тренировок, вызывающих усиленную теплопроводность в организме. Если соревнования, занятия по физ. воспитанию или тренировки проводятся, на улице, то поверх хлопчатобумажного белья, шерстяного костюма необходимо надеть рубашку и брюки из плотного ветрозащитного материала. Следует также принять меры к защите от холода ног, рук, головы, ушей. Обувь должна полностью соответствовать особенностям строения стопы и быть удобной в движении, воздухопроницаемой и водонепроницаемой, свободной, легкой и красивой. Основные условия рационального питания - сбалансированность питания и правильный режим приема пищи. Сбалансированность питания - это определенный набор продуктов, количество основных пищевых веществ и правильное соотношение между ними. По формуле сбалансированного питания благоприятным для организма человека является следующее соотношение в пище белков, жиров и углеводов - 1:1:4. Суточная потребность белков - 120,0 г (соотношение растительного и животного белков 1:1); углеводов 400-500 г, из них сахара 20-25%; жиров 80-100,0 г, из них 25% - жиры растительного происхождения. Для спортсменов соотношение белков, жиров, углеводов может меняться в различные периоды тренировочного процесса. В период интенсивно мышечной деят-ти на непродолжительное время соотношение меняется в сторону увеличения углеводов Обязательным в рационе питания д/б наличие витаминов. Витамины активизируют мышечную деятельность и повышают сопротивляемость организма вредным влияниям внешней среды. Наиболее ценными являются, витамин А (содержится в сливочном масле, моркови, щавеле, печени животных), витамин Е (содержат фрукты и ягоды, овощи). Много витаминов В1, В2, РР, В6 находится в пивных дрожжах, которые можно включать в рацион в виде таблеток. В условиях соревнований, интенсивных тренировочных занятий помимо естественных витаминов необходимо давать спортсменам витаминные препараты, но это делают врачи В конце зимы и весной необходимо особенно заботиться о содержании витаминов в пищевом рационе, включая квашеную капусту, овощные и фруктовые соки; отвар шиповника и различные витаминные препараты (назначают врачи). Можно применять поливитаминные концентраты «Ундевит» и «Декамевит». Но тогда следует ежедневно принимать дополнительно 100 мг витамина С, так как его содержание в этих препаратах недостаточно. В рационе должны обязательно присутствовать продукты, богатые солями кальция (сыр, творог, молоко, икра, рыбные консервы, фасоль и др.). В питании спортсмена наряду с обычными пищевыми веществами м/б использованы различные питательные смеси и продукты повышенной биологической ценности. Спортивный напиток состоит из 200 г глюкозы, 100 г сахара, 0,5 г аскорбиновой кислоты, 3 г фосфорнокислого натрия, 1,5 г хлористого натрия, 15-20 г черносмородинового или клюквенного экстракта. Углеводно-минеральный напиток рекомендуется спортсменам в качестве питания на дистанции и в восстановительном периоде после многодневных напряженных тренировок. Основу напитка составляют углеводы различной сложности; сдли кальция, калия, магния, натрия, фосфора; глютаминовая и аскорбиновая кислоты; аминокислоты, витамин С и черносмородиновый или лимонный экстракт

2, Построение и структура учебно-тренировочного занятия

При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки — активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).

Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3000—5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

Основная трудность при проведении сложной основной части занятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координационной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.

В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др.

Билет 9

Билет 10

1,Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям.

Обеспечить необходимый диапазон приспособления к внешним условиям, создать его механизм может только высокоразвитая физ. культура. Её практические результаты, во-первых, должны удовлетворять тем биологическим потребностям ч-ка, которые сформировались в процессе его длительной эволюции, во-вторых, адаптировать ч-ка к существующим внешним условиям, в-третьих, поспевать за тенден-циями изменения этих условий, которые могут реализоваться быстрее, чем ч-к окажется к этому готов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.036 с.)