Организация как объект управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация как объект управления.



1. Организация, ее признаки.

2. Типы организаций.

3. Организационная структура. Основные типы организационных структур. Критерии выбора.

4. Формальная и неформальная организация.

 

Организация, ее признаки.

а) Понятие организации.

Понятие организации с течением времени – изменения. На нач. этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда мен-т как наука – отдельная область знаний, "организация" – сознательно определенная, заданная структура ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии. т.е. под организацией понимается предприятие, фирма, учреждение, ведомство…

Из многообразия определения понятий "организация можно выделить след-ие:

1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3. Организация как группа людей с общими целями.

Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим основным требованиям:

1) наличие не менее 2 людей, которые считают себя частью этой группы;

2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Т. о. организацияэто группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Цели организации – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться ее коллектив. –(м.б. несколько – стратегические, индивидуальные, оперативные, тактические.. процедура совместного определения целей является главным мотивом и координирующей силой организации,, - все знают, к чему стремятся.) Исходя из целей выстраивается структура организацииэто логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

 

б) Общие характеристики организации.

 

Все организаци отличаются др. от др. различными аспектами (функци, методы, принципы управления, сложности операций и т.д.)

 Вместе с тем имеются общие для всех организаций характеристики:

1. ресурсы – людские, основные и оборотные средства, технологии, информация.

2. Разделение труда – горизонтальное, вертикальное

3. Зависимость от внешней и внутренней среды – ни одна организация не существует изолированно – внешние ориентиры – воздействуют на организацию.

Внешняя среда - политика, технология, общество, нормы общественной жизни, рынок

рабочей силы, конъюнктура: (поставщики, банки, профсоюзы, клиенты, рабочие, конкуренты, владельцы, жители района, профессиональные группы, органы власти)

Воздействие факторов неодинаково, → на каждый из них – эффективные способы воздействия на него.

Внутренняя среда организации. Под внутренней средой организации понимают

 ситуационные факторы внутри организации – являются результатом управленческих

решений.. – это хозяйственный механизм организации, ее структура. Относятся:

· цели организации, организационная структура

· задачи

· технология

· люди (трудовые ресурсы).

4. Подразделения.

5.  Необходимость управления.

 

Типы организаций.

Любая организация – процесс взаимодействия между людьми и работами, которые ими будут выполняться. То, как организована система, зависит способность к адаптации, к развитию. Организация – сложная технико-экономическая и социальная система. Уровни взаимодействия: "организация- внешняя среда", "индивид- организация", "подразделение- подразделение".

А) виды организации по отношению с внешней средой

2 типа:

Механистическая и органическая.

Механистическая организация - (жесткая, бюрократическая) – характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. –эффективна при рутинной технологии, несложном и неподвижном внешнем окружении. Преимущества: - универсальность, предсказуемость, производительность, экономия на издержках.

 (конвейер) – стандартизация. –бюрократичская оргнаизация (М.Вебер). Бюрократия – как организация:

1. наличие общих правил и процедур для контроля поведения работников

2. следование правилам и процедурам, а не личным предпочтениям

3. подчинение должности, а не личности

4. определение обязанностей, прав, власти

5. иерархический принцип построения организации – подчинение нижест.

6. Подбор кадров по профессиональным качествам. На должность назначают, а не выбирают

7. Продвижение- по принципу старшинства или достижений

8. Подчинения руководителя общим правилам..

Органическая организация – широкая специализация в работе, слабое или умеренное использование формальных правил и процедур, децентрализация и участие работников в принятии решений, ответственность в работе, гибкая структура власти, небольшое количество уровней управления, субъективная система вознаграждения, субъективные критерии отбора кадров, неформальный характер отношений – эффективна, когда используется современная технология, нерутинное, нестандартизованное производство, имеется сложное и динамичное внешнее окружение, неопределеность целей и задач, задачи сложные. (напр, разработка компъютерных программ) – быстрая адаптация к изменениям внешней среды – прямая противоположность "идеальной бюрократии".

б) Виды организаций по взаимодействию с человеком

 2 типа: корпоративные и индивидуалистические.

 Корпоративная организация – (не юридическое лицо,) корпорация как социальный тип организации – замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе узкокорпоративных интересов (в Индии – касты, в Европе – гильдии, министерства, ведомства, партии). Объединение в корпорацию происходит по социальным, профессиональным, кастовым.. критериям.. важным условием и способом формирования корпоративной организации является поддержание дефицита ресурсов – монополия. Субъектом интереса в корпорации является сама группа, коллектив, или вся организация. →

Характеристики:

· преимущество общей цели над индивидуальной,

·  отождествление себя с организацией, 

· ответственность организации за своих членов – суверинитет организации

·  принятие решений по принципу большинства или старшинства,

·  превалирование интересов производства над интересами работника

·  двойная мораль – корпоративная и индивидуальная

·  лояльность организации

Индивидуалистская организация – свободное, открытое и добровольное объединение людей, осуществляющее совместную деятельность

Характеристики:

· объединение ресурсов вокруг человека.

· принцип увязки интересов всех участников организации

· сочетание конкуренции и кооперации

·  личность как субъект интереса – суверинитет личности

·  принятие решения по принципу меньшинства (не принимается, если против него выступает меньшая часть членов организации)

· преобладание интересов работника над интересами производства.

в)Типы организаций по взаимодействию подразделений.

 Управленческие возможности в области координации при проведении специализации отдельных работ ограничены – это ограничивает размеры организации. решить это возможно, если группировать схожие работы и исполнителей вместе, т. е. осуществлять их организационное обособление. Этот процесс называется департаментализацией – отличается по природе, целям, принципам. Существует много подходов в группировании специализированных работ в организациях- различаются тем, что ориентированы они по преимуществу на группирование работ вокруг ресурсов или вокруг результата

 

При узкой

Специали

зации

 

· По функциям · По прцессу · По технологии · матричная · инновационная · бесструктурная  
· по численности · по времени · по территории · по продукту · по потребителю · по рынку

При широкой

Специализации

 работ

              при широкой специализации работ

 

группирование вокруг результата- при узкой

                                                                  специализации

                                                   работ

 

3.Организационная структура.

а) определение организационной структуры.

Организационная структура -форма управления, представляющая собой механизм и способ разделения и кооперации труда с распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации, т.е. структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Цели создания:

1) разделение труда и распределение официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп;

2) определение сферы контроля управляющих и соподчиненности в организации;

3) координация всех функций - единое целое.

Стадии разработки организационных структур:

1) формирование вертикальной структуры (создание рабочих мест под конкретные функции)

2) подразделение на отделы

3) формирование горизонтальной структуры (координация всех функций – организация как единое целое.)

Критерии выбора организационной структуры.

· размеры деятельности (мелкая, средняя, крупная);

· производственный профиль фирмы (выпуск одного вида продукции или широкой номенклатуры);

· характер выпускаемой продукции и технология её производства

· сфера деятельности (ориентация на местный, национальный или внешний рынок);

б) Классификация организационных структур

В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие типы (формы) организационных структур управления производством:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.015 с.)