Модели управления. Различия западного и российского менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели управления. Различия западного и российского менеджмента.



Модели управления - это системы положений, которые содержат теоретические и инструктивные утверждения о структуре и функциях управления. Содержание моделей управления определяется поведением лиц, которые занимаются управлением набором инструментов.

Образцы поведения управляющего персонала обозначают как стиль управления (авторитарный, демократический).

В основе модели – характер производственной системы – жесткая, гибкая. (массовое производство, конвейер - система производственных мастерских.).

Различают страновы е модели управления - различие по следующим пунктам: основное - характер 1)внешняя среда (в силу различий исторического развития); 2) менталитет народа (взгляды, привычки, психология, нравственный уровень); 3) Различия в школах бизнеса, школы менеджмента (США – трехступечатая подготовка - ср\. шк +4 года – ун-т, колледж – степень бакалавра = 2 года по магистрским программам – не менее 2 лет практической работы. – профессиональная, а не ученая степень – стажировка, в т.ч. за границей. – охота за выпускниками – первая десятка – гарвардская школа бизнеса – нач. ЗП – 60 тыс. долл в год.; в Японии – 3 школы бизнеса в основном для тех, кто хочет работать за границй. Руководителей для яп. Фирм готовят сами организации на основе концепции "обучение посредством опыта) – лишь около 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность.. европ. Школы бизнеса. В наст время – сближение различных школ, стандартизация образования).

Модели различаются по следующим признакам:

1. Преобладающий метод управления. В США и Зап. Европе, Японии - экономический, дополнен командным и социально-психологическим. В России - командный, дополнен экономическим и немного социально-психологическим.

2. Преобладающий стиль руководства. В США и Зап. Европе - консультативно- демократический или благосклонно-авторитарный. В России - эксплуататорско-авторитарный или авторитарно-пассивный. Япония - основанный на участии или консультативно-демократический.

3 .Сосредоточенность менеджеров. В США и Зап. Европе - на деле или на людях, или на том и другом. В России - на себе или на деле или на том и другом. В Японии - на людях и на деле.

4. Преобладающий тип управленческих решений. В США и Зап. Европе - единолично-консультативный или компромисс. В России - сугубо единоличный или единолично-консультативный. В Японии - конценсус или компромисс.

5. Структура управленческих решений. США и Зап. Европа - короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения. В России - очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения. В случае провала оправдание: “хотели как лучше, получилось как всегда”. В Японии - длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения.

6. Преболадающий тип мотивации как процесса настройки на труд. В США и Зап. Европе - мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов. Россия - мотивация конкретных работников материальными стимулами на основе досужих домыслов руководителей, мотивация принуждением и отсутствие мотивации. Япония - мотивация работы на фирму. Формирование корпоративного сознания.

7. Планирование. США и Зап. Европа - упор на долгосрочное стратегическое планирование. Россия - работа на основе краткосрочных планов или бесплановая. Япония - тщательное стратегическое и тактическое планирование.

8. Демократизация производства. В США и Зап. Европе - умеренное привлечение работников к управлению. Россия - очень слабое привлечение к управлению. Япония - активное привлечение работников к управлению.

9. Автоматизация управленческих решений. США и Зап. Европа - высокая и очень высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - очень высокая и высокая.

10. Организационная культура. США и Зап. Европа - высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - высокая.

11.Назначение на высокую руководящую должность. США и Зап. Европа - требуется высокая профессиональная квалификация и опыт успешной работы. Россия - необходимы личные связи, иногда требуются формальные основания в виде диплома или некоторого опыта работы на какой-либо руководящей должности. В Японии - обязательно базовое высшее образование (предпочтительно университетское) плюс наличие степени как результата защиты новой научно-практической работы.

 

Менеджер и его функции.

Конец 19 в. – "революция управляющих":

· денежный капмитал отделяется от реального,(предпринимательского)

· собственность отделяется от управления,

· риск собственника снижается ценой потери контроля над предпринимательской деятельностью,

· увеличиваются возможности для предпринимательского риска

· экономическая власть сосредотачивается в руках менеджеров.

Прдприниматель-новатор, организатор производства. Т.к. он активно участвует в формировании целей предприятия, и управляет им в начале деятельности, он выступает как менеджер (удачно, неудачно). Но предприниматели, с одной стороны, с трудом признают и подчиняются власти, с другой, с развитием фирмы возникает необходимость в появлении профессиональных менеджеров.9многие предприниматели становятся успешными менеджерами – Мао Цзедун – китай – мированя держава. Основатель компании IBM Томас Уотсон – менеджмент /"эппл" – нет, несмотря на удачную идею. – индустриализация производства питания – "Макдональдс" В исследованиях – организация уходит с рынка не из-за плохих идей, а из-за плохого менеджмента.

Различия: склонность к риску – у предпринимателя - +; менеджера – обоснованнный, расчетливый, цель предпринимателя – прибыль, менеджера – концентрация усилий по достижению цели.

Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и имеющий полномочия в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующий в рыночных условиях. Поскольку рынку свойственны риск и неопределенность, менеджер должен обладать самостоятельностью и ответственностью за принимаемые решения. Это способствует поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений, новаых методов управления и т.д.

Термин "менеджер" применим:

· к организатору работы в рамках отдельных подразделений;

· к руководителю по отношению к подчиненным,

· к администратору любого уровня управления, организующего работу современными методами.

Качества необходимые менеджеру:

* наличие общих знаний в области управления предприятием;

* компетентность в вопросах технологии производства;

* владение навыками администрирования, предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынке, проявлять инициативу и выгодно распределять ресурсы предприятия;

* принятие обоснованных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками;

* практический опыт и знания в области анализа экономической ситуации;

* умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики;

* умение управлять людьми – основная функция.

Функции менеджера:

* организация конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений;

* руководство предприятием в целом или отдельными его подразделениями;

* управление людьми;

* административная деятельность в соответствии с современными методами управления.

Иерархия управления.

(Перед фирмой стоят задачи разного уровня – стратегические, тактические, оперативные – решать должны менеджеры разных уровней – мера ответственности, степень риска…)

Во всех организациях, кр. самых маленьких возникает потребность в более чем одном управляющем за деятельностью других работников.. т.е В любой компании существует иерархия управления, т.е. организационная структура, состоящая из в ысшего, с реднег о и низшего звеньев управления.

По месту в системе управления организацией выделяют руководителей трех уровней: низового, среднего и высшего звеньев.

Руководители низового звена - наиболее многочисленная группа руководителей в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий, за непосредственное использование выделенных ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, смен, руководители функциональных подразделений в цехах. Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частными переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых установок, постоянным общением с непосредственными производителями (работниками).

Руководители среднего звена - представители среднего уровня в иерархии управления – связующее звено между высшим и непосредственным управлением - координируют и контролируют работу менеджеров низового звена., доводят решения высшего руководства. К ним относятся, например: заведующий отделом, начальник цеха, директор филиала, управляющий по продукту (по проекту, по региону). Характер действий их определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. В основном это решение тактических задач; могут, однако решаться и элементы стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с руководителями среднего и низового звена.

Руководители высшего звена - самая малочисленная категория – обладает наибольшей властью и ответственностью в организации. Сюда относятся директора (президенты) организаций, их заместители (вице-президенты). Они определяют направление функционирования и развития организации в целом или её крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации. (полномочия для приобретения другой компании, запуск новой производственной линии, наем дополнительных рабочих и т.п. От них зависят цели фирмы и способы их достижения). Деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием принимаемых решений и напряженным темпом работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.009 с.)