Конспект лекций по курсу «Основы менеджмента» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект лекций по курсу «Основы менеджмента»



Конспект лекций по курсу «Основы менеджмента»

 

Тема 1.

Менеджмент и менеджер: сущность и содержание.

1. Сущность и признаки менеджмента как особого рода деятельности.

2. Функции менеджмента в бизнесе. Регулярный и интуитивный менеджмент.

3. Модели управления. Различия западного и российского менеджмента.

4. Менеджер и его функции

5. Иерархия управления

Основные управленческие роли и навыки.

Методы управления.

 

Менеджер и его функции.

Конец 19 в. – "революция управляющих":

· денежный капмитал отделяется от реального,(предпринимательского)

· собственность отделяется от управления,

· риск собственника снижается ценой потери контроля над предпринимательской деятельностью,

· увеличиваются возможности для предпринимательского риска

· экономическая власть сосредотачивается в руках менеджеров.

Прдприниматель-новатор, организатор производства. Т.к. он активно участвует в формировании целей предприятия, и управляет им в начале деятельности, он выступает как менеджер (удачно, неудачно). Но предприниматели, с одной стороны, с трудом признают и подчиняются власти, с другой, с развитием фирмы возникает необходимость в появлении профессиональных менеджеров.9многие предприниматели становятся успешными менеджерами – Мао Цзедун – китай – мированя держава. Основатель компании IBM Томас Уотсон – менеджмент /"эппл" – нет, несмотря на удачную идею. – индустриализация производства питания – "Макдональдс" В исследованиях – организация уходит с рынка не из-за плохих идей, а из-за плохого менеджмента.

Различия: склонность к риску – у предпринимателя - +; менеджера – обоснованнный, расчетливый, цель предпринимателя – прибыль, менеджера – концентрация усилий по достижению цели.

Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и имеющий полномочия в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующий в рыночных условиях. Поскольку рынку свойственны риск и неопределенность, менеджер должен обладать самостоятельностью и ответственностью за принимаемые решения. Это способствует поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений, новаых методов управления и т.д.

Термин "менеджер" применим:

· к организатору работы в рамках отдельных подразделений;

· к руководителю по отношению к подчиненным,

· к администратору любого уровня управления, организующего работу современными методами.

Качества необходимые менеджеру:

* наличие общих знаний в области управления предприятием;

* компетентность в вопросах технологии производства;

* владение навыками администрирования, предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынке, проявлять инициативу и выгодно распределять ресурсы предприятия;

* принятие обоснованных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками;

* практический опыт и знания в области анализа экономической ситуации;

* умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики;

* умение управлять людьми – основная функция.

Функции менеджера:

* организация конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений;

* руководство предприятием в целом или отдельными его подразделениями;

* управление людьми;

* административная деятельность в соответствии с современными методами управления.

Иерархия управления.

(Перед фирмой стоят задачи разного уровня – стратегические, тактические, оперативные – решать должны менеджеры разных уровней – мера ответственности, степень риска…)

Во всех организациях, кр. самых маленьких возникает потребность в более чем одном управляющем за деятельностью других работников.. т.е В любой компании существует иерархия управления, т.е. организационная структура, состоящая из в ысшего, с реднег о и низшего звеньев управления.

По месту в системе управления организацией выделяют руководителей трех уровней: низового, среднего и высшего звеньев.

Руководители низового звена - наиболее многочисленная группа руководителей в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий, за непосредственное использование выделенных ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, смен, руководители функциональных подразделений в цехах. Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частными переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых установок, постоянным общением с непосредственными производителями (работниками).

Руководители среднего звена - представители среднего уровня в иерархии управления – связующее звено между высшим и непосредственным управлением - координируют и контролируют работу менеджеров низового звена., доводят решения высшего руководства. К ним относятся, например: заведующий отделом, начальник цеха, директор филиала, управляющий по продукту (по проекту, по региону). Характер действий их определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. В основном это решение тактических задач; могут, однако решаться и элементы стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с руководителями среднего и низового звена.

Руководители высшего звена - самая малочисленная категория – обладает наибольшей властью и ответственностью в организации. Сюда относятся директора (президенты) организаций, их заместители (вице-президенты). Они определяют направление функционирования и развития организации в целом или её крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации. (полномочия для приобретения другой компании, запуск новой производственной линии, наем дополнительных рабочих и т.п. От них зависят цели фирмы и способы их достижения). Деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием принимаемых решений и напряженным темпом работы.

 

Методы управления.

Управленческие отношения - это отношения начальников и подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия

Существует 3 вида методов управления. 1)командный; 2)экономический; 3)социально-психологический.

1) командный метод. Используемые механизмы:

* Административные: приказ, распоряжение, указание.

*  Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.

2 )Метод экономический. Механизмы: процент отчисляемой прибыли, цена продукта, зарплата, материальное вознаграждение, либо санкции, предусмотренные договором.

3) Социально-психологический метод. Механизмы: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми. выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой, благодарность в приказе.

Достоинства и недостатки методов:

При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения. Основные достоинств а метода: 1)обеспечивается единство воли руководства в достижении цели; 2)не требует крупных материальных затрат; 3)в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды. Недостатки метода следующие: 1)подавляется инициатива, творческая работа; 2)отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы; 3)в крупных организациях: а)менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците; б)обюрокрачивается аппарат управления; в)требуется громоздкая система контроля.

Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные. Характеризуются: 1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе; 2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.

3. Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его. Достоинства метода: 1)включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей; 2)практически не требуются материальные затраты. Недостатки: 1)не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей; 2)трудно прогнозировать результаты.

Тема 3

Организация, ее признаки.

а) Понятие организации.

Понятие организации с течением времени – изменения. На нач. этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда мен-т как наука – отдельная область знаний, "организация" – сознательно определенная, заданная структура ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии. т.е. под организацией понимается предприятие, фирма, учреждение, ведомство…

Из многообразия определения понятий "организация можно выделить след-ие:

1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3. Организация как группа людей с общими целями.

Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим основным требованиям:

1) наличие не менее 2 людей, которые считают себя частью этой группы;

2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Т. о. организацияэто группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Цели организации – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться ее коллектив. –(м.б. несколько – стратегические, индивидуальные, оперативные, тактические.. процедура совместного определения целей является главным мотивом и координирующей силой организации,, - все знают, к чему стремятся.) Исходя из целей выстраивается структура организацииэто логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

 

б) Общие характеристики организации.

 

Все организаци отличаются др. от др. различными аспектами (функци, методы, принципы управления, сложности операций и т.д.)

 Вместе с тем имеются общие для всех организаций характеристики:

1. ресурсы – людские, основные и оборотные средства, технологии, информация.

2. Разделение труда – горизонтальное, вертикальное

3. Зависимость от внешней и внутренней среды – ни одна организация не существует изолированно – внешние ориентиры – воздействуют на организацию.

Внешняя среда - политика, технология, общество, нормы общественной жизни, рынок

рабочей силы, конъюнктура: (поставщики, банки, профсоюзы, клиенты, рабочие, конкуренты, владельцы, жители района, профессиональные группы, органы власти)

Воздействие факторов неодинаково, → на каждый из них – эффективные способы воздействия на него.

Внутренняя среда организации. Под внутренней средой организации понимают

 ситуационные факторы внутри организации – являются результатом управленческих

решений.. – это хозяйственный механизм организации, ее структура. Относятся:

· цели организации, организационная структура

· задачи

· технология

· люди (трудовые ресурсы).

4. Подразделения.

5.  Необходимость управления.

 

Типы организаций.

Любая организация – процесс взаимодействия между людьми и работами, которые ими будут выполняться. То, как организована система, зависит способность к адаптации, к развитию. Организация – сложная технико-экономическая и социальная система. Уровни взаимодействия: "организация- внешняя среда", "индивид- организация", "подразделение- подразделение".

А) виды организации по отношению с внешней средой

2 типа:

Механистическая и органическая.

Механистическая организация - (жесткая, бюрократическая) – характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. –эффективна при рутинной технологии, несложном и неподвижном внешнем окружении. Преимущества: - универсальность, предсказуемость, производительность, экономия на издержках.

 (конвейер) – стандартизация. –бюрократичская оргнаизация (М.Вебер). Бюрократия – как организация:

1. наличие общих правил и процедур для контроля поведения работников

2. следование правилам и процедурам, а не личным предпочтениям

3. подчинение должности, а не личности

4. определение обязанностей, прав, власти

5. иерархический принцип построения организации – подчинение нижест.

6. Подбор кадров по профессиональным качествам. На должность назначают, а не выбирают

7. Продвижение- по принципу старшинства или достижений

8. Подчинения руководителя общим правилам..

Органическая организация – широкая специализация в работе, слабое или умеренное использование формальных правил и процедур, децентрализация и участие работников в принятии решений, ответственность в работе, гибкая структура власти, небольшое количество уровней управления, субъективная система вознаграждения, субъективные критерии отбора кадров, неформальный характер отношений – эффективна, когда используется современная технология, нерутинное, нестандартизованное производство, имеется сложное и динамичное внешнее окружение, неопределеность целей и задач, задачи сложные. (напр, разработка компъютерных программ) – быстрая адаптация к изменениям внешней среды – прямая противоположность "идеальной бюрократии".

б) Виды организаций по взаимодействию с человеком

 2 типа: корпоративные и индивидуалистические.

 Корпоративная организация – (не юридическое лицо,) корпорация как социальный тип организации – замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе узкокорпоративных интересов (в Индии – касты, в Европе – гильдии, министерства, ведомства, партии). Объединение в корпорацию происходит по социальным, профессиональным, кастовым.. критериям.. важным условием и способом формирования корпоративной организации является поддержание дефицита ресурсов – монополия. Субъектом интереса в корпорации является сама группа, коллектив, или вся организация. →

Характеристики:

· преимущество общей цели над индивидуальной,

·  отождествление себя с организацией, 

· ответственность организации за своих членов – суверинитет организации

·  принятие решений по принципу большинства или старшинства,

·  превалирование интересов производства над интересами работника

·  двойная мораль – корпоративная и индивидуальная

·  лояльность организации

Индивидуалистская организация – свободное, открытое и добровольное объединение людей, осуществляющее совместную деятельность

Характеристики:

· объединение ресурсов вокруг человека.

· принцип увязки интересов всех участников организации

· сочетание конкуренции и кооперации

·  личность как субъект интереса – суверинитет личности

·  принятие решения по принципу меньшинства (не принимается, если против него выступает меньшая часть членов организации)

· преобладание интересов работника над интересами производства.

в)Типы организаций по взаимодействию подразделений.

 Управленческие возможности в области координации при проведении специализации отдельных работ ограничены – это ограничивает размеры организации. решить это возможно, если группировать схожие работы и исполнителей вместе, т. е. осуществлять их организационное обособление. Этот процесс называется департаментализацией – отличается по природе, целям, принципам. Существует много подходов в группировании специализированных работ в организациях- различаются тем, что ориентированы они по преимуществу на группирование работ вокруг ресурсов или вокруг результата

 

При узкой

Специали

зации

 

· По функциям · По прцессу · По технологии · матричная · инновационная · бесструктурная  
· по численности · по времени · по территории · по продукту · по потребителю · по рынку

При широкой

Специализации

 работ

              при широкой специализации работ

 

группирование вокруг результата- при узкой

                                                                  специализации

                                                   работ

 

3.Организационная структура.

а) определение организационной структуры.

Организационная структура -форма управления, представляющая собой механизм и способ разделения и кооперации труда с распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации, т.е. структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Цели создания:

1) разделение труда и распределение официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп;

2) определение сферы контроля управляющих и соподчиненности в организации;

3) координация всех функций - единое целое.

Стадии разработки организационных структур:

1) формирование вертикальной структуры (создание рабочих мест под конкретные функции)

2) подразделение на отделы

3) формирование горизонтальной структуры (координация всех функций – организация как единое целое.)

Критерии выбора организационной структуры.

· размеры деятельности (мелкая, средняя, крупная);

· производственный профиль фирмы (выпуск одного вида продукции или широкой номенклатуры);

· характер выпускаемой продукции и технология её производства

· сфера деятельности (ориентация на местный, национальный или внешний рынок);

б) Классификация организационных структур

В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие типы (формы) организационных структур управления производством:

ТЕМА 4

SWOT - анализ

 

Благополучие организации зависит в значительной степени от тенденций и событий, имеющих место во внешней среде. Она представляет собой совокупность «не поддающихся контролю» сил, которые организация должна учитывать при разработке стратегий адаптации к внешнему окружению.

Деловая среда фирмы – совокупность факторов, действующих внутри и за пределами фирмы.

 Различают факторы внешней и внутренней среды организации

Внутренняя среда организации - часть общей среды, которая находится в рамках организации.

Элементы:

1. - Социальная составляющая - персонал

2. Производственно- техническая – ресурсы, технология

3. - организационная составляющая – организационная структура (механистическая – органическая организация)

4. Информационная составляющая

5. Экономическая – движение капитала, затраты – доход - финансы

6. Маркетинговая составляющая - Продукт, ценообразование, продвижение

 

7. Организационная культура

8. Внутренняя среда – элементы прямого управления в маркетинге. Управляемым фактором является комплекс маркетинга – продукт, место, продвижение, цены.. В последнее время – внутренний ПР, имидж компании. Лояльность. Маркетинговые коммуникации. Задача управления внутренней средой – соответствие организации ее внешней среде.

 

Внешняя среда – совокупность условий, в которых организация осуществляет свою деятельность.

Фирма должна внимательно следить за всеми изменениями среды, используя имеющиеся в её распоряжении возможности сбора внешней текущей маркетинговой информации.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщикам, посредникам, клиентам, конкурентам и контактными аудиториями.

Макросреда представлена силами более широкого социального плана, демографического, экономического, природного, технического политического и культурного характера.

Необходимо принимать в расчет все факторы микросреды.

Поставщики – это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и её конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Фирмы, обеспечивающие материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров или услуг. Необходимо нанимать работников, оплачивать электроэнергию и прочие необходимое для продолжения функционирования. *Необходимо внимательно следить за изменением цен, условиям поставок и т.д.

Маркетинговые посредники – фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении её товаров среди клиентуры. Торговые посредники и кредитно-финансовые учреждения. Торговые посредники могут обеспечить удобство времени, места и процедуры приобретения товара.

Удобство места создается путем накопления запасов в местах нахождения клиентов. Удобство времени создается за счет экспонирования и обеспечения наличия товара в периоды, когда потребители хотят покупать их. Удобство процедуры приобретения продажа товара с передачей права владения им.

Клиентура – необходимо тщательно изучать своих клиентов.

1. Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.

2. Рынок производителей – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.

3. Рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи с прибылью для себя.

4. Рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.

5. Международный рынок – покупатели за рубежами страны, включая всех. 

Конкуренты.  

*Желания – конкуренты, т.е. желания которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить.

*Это товарно-родовые конкуренты, т.е. другие основные способы удовлетворения конкретного желания.

*Товарно-видовые конкуренты - прочие разновидности того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя.

*Марки-конкуренты. Понимание того, как именно потребители принимают решение, может облегчить выявление конкурентов.

Контактная аудитория - любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на её способность достигать поставленных целей.

Благотворная аудитория - группа, чей интерес к фирме носит очень благотворный характер.

Искомая аудитория – та, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит. (СМИ)

Нежелательная аудитория – группа интереса которой фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется. (например, в случае бойкота) Если фирма хочет добиться от контактной аудитории ответной реакции для этого фирме необходимо спроектировать товар, привлекательный для данной контактной аудитории.

Типы контактных аудиторий.

1. Финансовые круги. Оказывают влияние на способность фирмы обеспечивать себя капиталом. Можно добиться благорасположения этих аудиторий, публикуя годовые отчеты, давая ответы на вопросы, касающиеся всей финансовой деятельности, предоставляя доказательства финансовой устойчивости.

2. Контактные аудитории средств информации. Организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии. Больше и лучше освещали деятельность организации.

3. Контактные аудитории государственных учреждений. Откликаться на проблемы безопасности товаров, истины в рекламе, на все что происходит в государственной сфере.

4. Гражданские группы действий. Поддержание постоянного контакта со всеми потребительскими группами. Стать лидером по безопасным товарам и т.д.

5. Местные контактные аудитории. Окрестные жители, общинные организации. Специальный представитель может поддерживать контакт, вносить вклад в решение насущных вопросов.

6. Широкая публика. Отношение широкой публики к своим действиям. Создание образа фирмы.

7. Внутренние контактные аудитории. Собственные рабочие и служащие. Добровольные помощники, управляющие. Информирование и мотивирование. Когда работники компании хорошо настроены по отношению к собственной фирме, их позитивное отношение распространяется на другие контактные аудитории.

SWOT - анализ

SWOT-анализ

Strenghts – силы

 

Внутренние силы предприятия – это факторы, которые составляют сильные стороны вашего предприятия. Внутренние силы действующего и работающего или начинающего деятельность предприятия составляют нанятые им работники или приобретенная техника, либо наличие достаточных финансов, используя которые, вы сможете реализовать свой бизнес-план. Внутренними силами являются, например:

- длительное сохранение лидирующих позиций на рынке

- современная технология и обученный персонал

- очень хорошее финансовое положение

- сильное решение в сфере логистики

- близость сырья, и в связи с этим низкие заготовительные затраты

- низкие постоянные расходы

- опытное и компетентное руководство

- и т.д.

 

Weaknesses – слабости

 

Внутренние слабости фирмы – это факторы, которыми вы на своем предприятии недовольны или которые могут тормозить развитие. Внутренние слабости – это узкие места, наличие которых на предприятии вы осознаете, и которые, при необходимости, смогли бы сами устранить. Внутренними слабостями являются, например:

- неудовлетворительное управление качеством

- большие общие расходы

- низкая квалификация рабочей силы

- отсутствие навыков в сфере сбыта, производства, развития продукции

- продукт морально устарел

- плохая репутация продукции или товарного знака среди покупателей

- низкая кредитоспособность

- и т. д.

 

Opportunities – возможности

 

Внешние возможности – это внешние факторы, которые могут способствовать быстрому развитию вашего предприятия. Внешние возможности – это факторы, возникновению которых вы сами способствовать не можете, но зато можете использовать с пользой для своего бизнеса. Внешними возможностями являются, например:

- исчезновение двойного таможенного обложения на внешнем рынке

- возникновение новых и дешевых транспортных возможностей (железнодорожный маршрут или линия морских перевозок)

- поддержка отрасли государством

- возникновение новой группы покупателей

- уход с рынка конкурентов

- возрастающий спрос на внешних рынках в связи с подъемом в мировой экономике

- и т.д.

 

Threats – угрозы

Внешние угрозы – внешние факторы, которые могут препятствовать развитию вашего предприятия. Внешние угрозы – это такие факторы, для предупреждения которых вы сами непосредственно ничего не можете сделать, но от которых вы можете тем или иным способом застраховаться (страхование, рассеивание экспортных рисков и т.д.). Внешними угрозами являются, например:

- приостановление роста рынка

- сокращение народонаселения в регионе и в связи с этим дефицит клиентов или рабочей силы

- агрессивное вторжение на рынок опытных конкурентов

- рост затрат в связи с изменениями в законодательстве

- изменение предпочтений покупателей

- изменения в технологии

- и т.д.

 

Составленный таким образом анализ создает адекватное представление о предприятии. Можно быстро оценить состояние предприятия: способно ли оно за счет внутренней деятельности противостоять внешним угрозам, а также препятствуют ли внутренние слабости использованию внешних возможностей.

 

Итог SWOT - анализа – построение матрицы.

Комбинации "сила и возможности" (поле СИВ); слабость и возможности" (СЛВ); "сила и угрозы" (СИУ); "слабость и угрозы" (СЛУ).

Описать вкратце, каким образом, например, с помощью сильных сторон вашей организации можно нейтрализовать негативное влияние внешних факторов.

 

  Возможности: 1. 2. 3. 4. Угрозы: 1. 2. 3. 4.
Сильные стороны: 1. 2. 3. 4.     "СИВ"     "СИУ"
Слабые стороны: 1. 2. 3. 4.     "СЛВ"     "СЛУ"

 

 

Тема 7

А)Критерии

– стандарты принятия решений.

1. учет ограничений – внешних, внутренних (неадекватность средств, недостаток компетенции не устраивают цены, острая конкуренция, этические соображения, полномочия в принятии решения)

· среда принятия решения (риск, неопределенность, определенность)

· информационные ограничения;

· поведенческие ограничения. – руководители разных уровней по-разному оценивают проблему -боязнь раздражения высшего начальства, угроза увольнения, бегство от ответственности

· негативные последствия (конвейер – с одной стороны – снижает издержки, с другой – ведет к росту утомляемости – субъективные суждения по этому поводу).

· взаимозависимые решения – (смена офиса – покупка новой мебели, рост затрат..)

 

2. субъективные оценки руководителя. – субъективное ранжирование эффективности, важности блага или услуги. – основано на субъективной системе ценностей, типе руководителя (америк.компании – система ценностей – перекос в сторону экономики, политики, науки. Максимизация прибыли – не построит поликлинику для рабочих).

 

3. Эффективность принимаемых решений - социальная, экономическая, психологическая.

 

Б)Факторы эффективности решения:

1. соблюдение иерархии в принятии решений – (учет владения информацией и участия звена в реализации решения)

2. использование профессиональных (целевых) групп для подготовки решения

3. использование горизонтальных связей

4. централизация руководства при принятии решенийпроцесс в руках одного руководителя.

При выборе эффективного решения определяется, насколько каждый из предлагаемых вариантов обеспечивает достижение конечной цели организации.

Решение считается эффективным, если оно отвечает определенным требованиям:

Требования к решениям:

· Общие- всегда неизменны.

· Частные - целиком зависят от специфики решаемой задачи и условий реализации решения.

Общие требования к решениям:

1) рационально - наиболее полно обеспечивать достижение цели организации

2) экономичнообеспечивает достижение поставленной цели с наименьшими затратами

3) своевременно. Выбор моментов принятия и исполнения, обеспечивающих эффективность.

4) Обоснованно

5) Реально осуществимо.

6) Оптимально. Состоит в каждой конкретной ситуации наилучшего из всех вариантов по принятому критерию эффективности с учетом имеющихся ограничений.

7) Законно. Означает соответствие решения действительным законодательным и нормативным актам.

 

В) Страновые модели принятия решений.

Японская и американская модели разработки и реализации стратегических планов

Американская модель

1.Выбор оптимального плана

2.Определяющая роль высших руководителей при принятии решений

3.Последовательность мероприятий по реализации плана

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.Быстрота принятия решений

2.Сопротивленив реализации плана со стороны исполнителей

3.Большая длительность циклов реализации плана

4.Удлинение фактических сроков реализации решений по сравнению с плановыми

Японская модель

Японские предприятия имеют интегрированную систему управления, которая охватывает все стадии инновационного процесса, включая набор персонала, его обучение, выбор тем исследований, систем оплаты и оценки качества работы, а также стадии материально-технического снабжения, НИОКР, производства и т.д.

1.Разработка плана, приемлемого для исполнителей

2.Обеспечение практической реализуемости плана

3.Оптимизация действий исполнителей

по реализации плана

4.Параллельность мероприятий по реализации плана

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.Длительный срок принятия решений

2.Участие исполнителей в разработке плана (ринги)

3.Короткий цикл реализации плана

4.Активная поддержка исполнителями

реализации плана.

 

 

Тема 8.

Стратегическое планирование.

План:

1. Сущность и функции стратегического управления.

2. Цели организации. Иерархия целей.

3. Типы стратегий организации.

4. Анализ внешней и внутренней среды в организации. (SWOT – анализ).

 

Миссия, предназначение.

ОУ – цель организации - доход от реализации товаров и услуг

СУ – выживание организации в долгосрочной перспективе.

2. концентрация внимания менеджмента.

ОУ –поиск эффективных путей использования ресурсов организации.

СУ - поиск новых возможностей в конкурентной борьбе,адаптация к изменениям в окружении.

Учет фактора времени.

ОУ – ориентация на краткосрочную перспективу.

СУ – ориентация на долгосрочную перспективу.

4. основные факторы построения системы управления.

ОУ – функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология.

СУ – люди, системы информационного обеспечения, рынок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.201 с.)