Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие направления психопедагогики в изучении спортсмена.
Основными фундаментальными направлениями в изучении человека являются понятия: организм, психика, сознание, личность, и деятельность- они отражают относительно самостоятельные блоки управления его поведением. Рассмотрим каждый из них по отдельности. Организм спортсмена- это материальная, биологическая основа психики, сознания и личности, которые является основным объектом изучения деятельности тренера. В нём можно выделить три основных уровня управления- это макромолекулярный, гуморальный и вегетативный, которые теснейшим образом связаны в единую систему его регуляции. Психика-это особое свойство материи, в основе которой находится нервная система и прежде всего высший отдел головного мозга, а точнее кора его больших полушарий. У человека в отличии от животного психические проявления подчиняются более высоким уровням, таким, как сознание, личность и деятельность. Управление ими может происходить на бессознательно и подсознательном уровнях. Бессознательный уровень есть реализация врождённых, генетически обусловленных программ. Среди них: относительно безусловные рефлексы, таких как: сосание, моргание, глотание, чихание и пр., так и сложные поведенческие акты- инстинкты. Инстинкты определяют основные виды влечений человека их четыре группы: В первую группу входят влечения по сохранению вида, они обусловлены двумя инстинктами- половым и родительским. Недостаточно высокий контроль со стороны тренера над половым инстинктом спортсмена относительно принятых норм поведения и требованиями спортивного режима может существенно влиять на результат его спортивной деятельности. Проявления родительского рефлекса будет определяется по отношению к потомству. Тренеру не достаточно относиться с любовью к собственным детям, он должен любить своих воспитанников, искать общение с ними и иметь желание их учить. Без этого тренерская профессия теряет социальный смысл и перестаёт доставлять взаимную радость. Вторую группу инстинктов в бессознательной сфере составляют влечения по сохранению вида, они базируются на пищевом и оборонительном безусловных рефлексах. Контроль тренера над пищевым рефлексом спортсмена состоит главным образом в умении оказывать ему моральную поддержку и давать ему правильные рекомендации по управлению весом собственного тела: при сгонке лишних килограммов, сохранении нужного количества в предсоревновательном и соревновательном периоде и правильном наборе в период суперкомпенсации.
Оборонительный рефлекс может проявляться в виде защитных или агрессивных действиях в ситуациях риска и опасности. С ним, также могут быть связаны такие состояния, как: мнительность, нерешительность, беспокойство, робость, тревожность, страх. Тренер, помогая спортсмену преодолеть оборонительный рефлекс, сопутствует ему в развитие такого волевого качества, как смелость, необходимого в достижении победы. В третью группу влечений входят стремления к деятельности, с ними связанны рефлексы цели и свободы. О спортсмене с ярко выраженным рефлексом цели говорят: целеустремлён, знает чего хочет, стремится к новым победам. О спортсмене с ярко выраженным рефлексом свободы говорят: пока не достигнет не успокоится, или добьётся своего во чтобы - то не стало. Эти два рефлекса имеют тесную взаимосвязь. Первый позволяет спортсмену увидеть цель и направить к ней свои усилия. Обозначив для себя цель, спортсмен не будет чувствовать себя свободным пока к ней не придёт, но достигнутая цель прерывает действие рефлекса свободы и на новом более высоком витке происходит формирование нового рубежа. Есть люди, которые не ставят далеко идущих целей и избегают препятствий. Они свободно и легко живут, но мало чего достигают, из них не вырастают великие спортсмены. Другие при ярко выраженном рефлексе цели имеют не достаточно выраженный рефлекс свободы - это разбросанные люди, поскольку великого достичь трудно, они мечущиеся от одной цели к другой. Они могут получить разряды в нескольких видах спорта, но так и останутся не реализованными до конца. Это должен учитывать тренер в своей работе. Четвёртая группа влечений составляет безусловно- рефлекторную основу общительности человека и включает два рефлекса подражательный и групповой. Подражательный - обеспечивает человеку усвоение навыков общения. Чрезмерное проявление этого рефлекса приводит к повышенной внушаемости и конформности. Если это присутствует в спортсмене, то тренер должен следить за его окружением, так как он может попасть под отрицательное влияние и нарушать спортивный режим. Если рефлекс не достаточно проявлен в спортсмене, то он будет подвержен слабой обучаемости.
Групповой рефлекс обуславливает стремление человека к совместной деятельности, с одной стороны найти опору в группе, с другой содействовать достижению коллективных целей. Знание сильных и слабых особенностей спортивного коллектива становится мощным воспитательным орудием в работе тренера, работающего с группой спортсменов. Особенно его сила будет сказываться на рост спортивных результатов учеников, когда тренер создаст им благоприятную психологическую среду для общения и тренировок. Вопросы на семинарских занятиях. 1. Что лежит в основе психопедагогике спорта. 2.Общие направления психопедагогики в изучении спортсмена. 3. Охарактеризовать управление психическими проявлениями на бессознательном и сознательном уровенях. Литература к лекции. Психопедагогика спорта: Учебное пособие / Г. Д. Горбунов. – 4е издание, испр. И доп.- М: Советский спорт, 2012.-312с: ил. Основы психофизиологии экстремальной деятельности / Курс лекций. Под редакцией д.п.н. профессора Блеера А.Н. М.2006, 380 Лекция № 15.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.005 с.) |