Референтные спортивные группы и коллективы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Референтные спортивные группы и коллективы



Для педагоги­ки, как области общего уровня знаний о человеке важно учиты­вать положительные и отрицательные эффекты группового влияния на процессы развития, обучения и воспитания людей.

Внутренняя структура организации человеческой группы проявляется в её функционировании как социально психологи­ческого объекта, включающего в себя органическое единство элементов, связей и отношений, целостность внешней формы и внутреннего содержания. Атрибутом организованной группы людей является деятельность. Вид человеческой деятельности, которым занимается конкретная группа, отражается в своеобра­зии духовного и материального общения людей. В данном слу­чае можно говорить о групповом сознании, являющемся слеп­ком общественного бытия.Групповое сознание проявляется спе­цифическим образом во временных отрезках в каждой конкрет­ной группе. Структура группового сознания включает в себя идеологический и психологический компоненты. Первый объеди­няет политические, правовые, моральные, эстетические, религиоз­ные воззрения; второй — ценности, традиции, установки, цели, интересы, мотивы, симпатии и антипатии. Групповое сознание, пересекаясь с сознанием представителей общества, класса, про­слойки, нации, определенной профессии и религии, подвергает­ся сложным и противоречивым изменениям.

Термином «коммуникация» в теории человеческих групп обозначается любой вид передачи информации.  По отношению к нему более узким является понятие контактности.  Контактные группы существуют реально на основе психических форм взаимоотражения между встречающи­мися людьми. Бо­лее частые и продолжительные по времени встречи людей на основе деловых или дружеских связей, когда у сторон возникает желание поддерживать взаимные сношения, называются обще­нием Организованное общение, осуществляемое в интересах обучения, развития и воспитания людей, является основным средством педагогики. Объединение людей на основе общения получило название «референтная группа»

Коммуникации, контакты и общение осуществляются на ос­нове индивидуального психического взаимоотражения в его раз­личных формах ориентировочной, вер­бальной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мнемической (память). К разновидностям форм общения относятся командование, руководство и лидерство.

Командование — это действия одного лица, отдающего распо­ряжения и приказывающего другим что-то сделать. Командный метод наиболее распространен, оправдан и применим в армии, где главенствует принцип единоначалия. Он закрепляет уровень ответственности как за неисполнительность подчиненных, так и за необоснованно отданный приказ.

Лидерств о — оп­ределенная социально психологическая позиция или положение формального (неформальною) лица, вынуждающая его своими действиями и поступками удерживать главенствующее положе­ние. С явл
е­нием лидерства связаны важные спортивно-педагогические по­нятия консолидации и консолидирации. Процесс консолидации предполагает способность спортивного педагога упрочить опре­деленное сообщество спортсменов, укрепить их веру в правиль­ность избранной стратегии спортивной тренировки. Консоли­дирование — это умение тренера сохранять и поддерживать

неформальный спортивно-педагогический авторитет на протя­жении длительного времени.

Руководство — это тоже управление. Однако в отличие от него это понятие принято употреблять для обозначения процессов социального управления, организаторской деятельности управ­ленцев и лидеров в обществе и в отдельных группах людей. Ру­ководство спортивным клубом, командой, секцией — сфера профессионально-педагогической деятельности специалистов с высшим образованием по физической культуре. Их деятельность отличает ряд специфических особенностей, связанных с необхо­димостью решения следующих задач.

• организация отлаженного механизма систематического учебно- тренировочного процесса по виду спорта, удовлетворяющего современному уровню его развития;

• созидание спортивного коллектива, имеющего традиции, про­дуктивные внутригрупповые связи (взаимодействия) и благоприятный социально-психологический климат;

• постоянное совершенствование частной методики трениро­вочного процесса, воспитывающих условий жизни и деятель­ности спортивного коллектива.

Руководство в спорте, основываясь на общих социально-педа­гогических закономерностях и принципах, вместе с тем зависит от определенных особенностей:

• вида спорта (спортивная дисциплина);

• целей и задач занятий спортом, его подсистем (массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, юношеский спорт, женский спорт, спорт инвалидов и т. п.),

• социалььо-психологических особенностей ведущего вида де­ятельности (учеба, преподавание, административное руко­водство, спортивные соревнования и т. п.);

• особых условий тренировок и соревнований (на воздухе, в по­мещениях, переезды, длительность и количество соревнова­ний и т. п);

• социально-психологических особенностей, традиций и пра­вил общения спортивною коллектива, основанных на специ­фике развития конкретного вида спорта.

Таким образом, можно прийти к выводу, что руководство спортивным коллективом поднимается до уровня искусства обще­ние тренера со спортсменами, предъявляя высокие требования к интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной сферам и общекультурному уровню специалиста. Общественная сущность человека отражается в результатах совместной деятельности. Качество совместной деятельности определяется межличност­ными отношениями людей конкретной группы. Межличностные отношения являются производным индивидуальной и группо­вой форм сознания людей. Они отражают общественные настро­ения и создают в конкретной группе через индивидуально пре­ломленное сознание определенный социально-психологический климат.

В конечном счете эффективность спортивного труда зависит от настроения группы, которое может понижаться за счет пло­хих материально-технических условий, а также склок снизу, вызванных нечутким поведением и гру­быми воздействиями тренера, проявлением спортсменамиожи­дания, тревоги или даже паники, усиливающихся в результате взаимного подражания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.005 с.)