Проектирование спортивно-педагогических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование спортивно-педагогических систем



Многообразие средств физической культуры- физические упражнения. виды спорта и спортивные дисциплины, гигиенические средства и факторы естественных сил природы — ставят спортивного педагога пере а необходимостью их целесообразного подбора и конструирования в интересах повышения качества педагогического процесса. Эта научная и практическая задача относится к числу фундаментальных проблем педагогики спор­та.

Проектирование (от лат progectus — выступающий, выдаю­щийся вперед) понимается как информационная подготовка дей­ствия, направленная на изменение реальности. Первым и основным этапом проектирования является разработка частной методики, осуществляемая по определен­ным правилам языковыми средствами.

Частная методика преподавания учебной дисциплины -«Физи­ческая культура» в вузе призвана дать развернутый ответ на три вопроса: чему учить? Как учить? Как учиться? Диалектика педа­гогического процесса, взаимосвязанность и взаимообусловлен­ность его основных функций определяют круг задач, решаемых частной методикой профессионально-прикладной физической подготовки. Частная методика обсуждается на заседании кафедры, подпи­сывается заведующим кафедрой, членами авторского коллекти­ва и утверждается ректором учебного заведения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в каждом конкретном учебном заведении имеет свою историю и положительный опыт, анализ и обобщение которых позволяют про­следить пути совершенствования частной методики и прогнози­ровать направления ее дальнейшего развития. Поэтому автор­скому коллективу частной методики целесообразно начать с краткого обзора особенностей преподавания физической куль­туры в данном вузе, выделить передовые педагогические идеи и научно-методические направления в области физического вос­питания и спорта. На основе этих сведений устанавливаются связи с другими дисциплинами, включенными в учебный план, осуществляется преемственность методик смежных дисциплин, способствующая формированию специалиста; выявляются сущ­ность и методология учебной дисциплины, ее научно теоретиче­ская основа, являющиеся тем стержнем, вокруг которою будут располагаться все элементы частной методики.

 

Комплекс методических, дидактических и психологических проблем физическою воспитания на уровне проектирования ча­стных методик спортивно-педагогического процесса потребует от специалистов более высокого качества научных исследова­ний. Научно-технический прогресс в области компьютерного проектирования позволяет предположить возможность разра­ботки новых эффективных систем физической культуры припо мощи современных программ и ЭВМ. Такие частные методики позволят в более полной мере решать задачи специальной на­правленности физического воспитания.

Информационные технологии спортивного обучения Осмысление обществом феномена педагогического воздействия спорта, связанного со здоровьем нации и социализацией от­дельной личности, открывает широкие горизонты развития соб­ственных метатеоретических концепций. В связи с этим в теории педагогики спорта открываются широкие  возможности проектирования частных ме­тодик спортивно-педагогического процесса на основе новых ин­формационных технологий. С их помощью множество накопленных  спортив­ной наукой знаний можно сконцентрировать в  нужную систему, позволяющую целенаправленно использовать её в целях совершенствования как учебного процесса, так  и профессионального мастерства.Перспективы внедрения информационных технологий спортивного обучения связаны с развитием двух направлений: первое — в высшем образовании по физической культуре, второе (более сложное) — в практике подготовки спортсменов.

В настоящее время понятия «технология» и «методика» в педа­гогике спорта приобрели следующий смысл. В педагогике возникли два класса принципиально различных дидактических систем: а) тра­диционные методики, основанные на наглядном, словесном и практическом способах обучения, б) новые технологии обучения на основе электронных носителей информации. Педагогическая технология (от греч. techmke — искусная, techne — искусство, мастерство и logos — понятие, учение, наука), говоря современ­ным языком, это система взаимоотношений педагога и контин­гента обучаемых, которая построена на основе кибернетических принципов и приемов работы. Это понятие включает в себя все (и традиционное, и инновационное), что непосредственно связа­но с воплощением творческого замысла педагога. Педагогиче­ская техника в таком случае определяется частной методикой как привилегированной совокупностью закономерностей, прин­ципов, способов, средств и организационных форм творческого процесса обучения. Индивидуальные особенности мастерства спортивного педагога называютсяманерой, или стилем. Когда в процессе обучения задействованы сложная электронно вычис­лительная техника, современное программное обеспечение, сле­дует говорить о применении новых информационных техноло­гий (НИТ) в учебно-воспитательном процессе.

Содержание высшего физкультурного образования находит свое отражение в учебных программах, тематических планах, в многообразной учебно-методической литературе по различным предметам. Взаимодействие преподавания и учения, осуществ­ляемое на основе этого содержания, реализуется путем исполь­зования устоявшихся в общей педагогике традиционных мето­дов, средств и организационных форм обучения Частная дидак­тика физической культуры, опирающаяся на теорию физического воспитания и спортивной тренировки, позволяет корректировать и обогащать содержание высшего физкультурного образования. Однако тенденция экспоненциального нарастания научной, тех­нической, культурной и специальной информации, проявившаяся в XX в.. актуализирует проблему социальной адаптации специалистов с высшим образованием. Противоречие между темпами прироста знаний и ограниченными возможностями их приобретения человеком вызвало потребность в новых информацион­ных технологиях обучения (НИТО)

Несмотря на отсутствие единой классификации НИТО, можно выделить три их отличительные особенности: 1) различие теоре­тических принципов построения обучающих программ; 2) разли­чие обучающих функций, заложенных в обучающую систему НИТ; 3) различие способов реализации обучающих функции Появление в дидактике пассивных и активных информационных обучающих систем, которые отражают более высокий уровень развития новых обучающих технологий, ставит в качестве науч­но-педагогической проблемы будущего возможную ревизию традиционных функций и задач высших учебных заведений.

Ре­шение новой задачи вузовского образования, заключающейся в обеспечении взаимосвязи компьютера — учебного заведения — социализации личности, становится прогнозируемым. Если пас­сивную интеллектуальную систему обучает человек по принципу «учение без обучения», то активная интеллектуальная система функционирует в соответствии с заложенными правилами.

В теории обучения начинает складываться многоуровневая система представления учебного материала на различных носи­телях. Эта система включает технические, программные, пред­метные и методологические особенности собственной среды, что требует учета в ходе целостного педагогического процесса. Можно с уверенностью констатировать, что применение НПТ в обучении расширяет возможности человека, способствует завое­ванию им большего информационного пространства, формирует механизмы адаптации, обеспечивает эффект самореализации личности в динамически развивающемся социуме.

Решение обличающими системами более сложных педагогиче­ских задач ограничено проблемой интеграции разрозненных на­учных дисциплин, каждая из которых разрабатывает присущую ей сторону этого явления. Так, теория вероятностей связана с проблемами извлечения информации, теория алгоритмов — с проблемами ее переработки, теория формальных языков — с проблемами записи информации.

Проблема эффективного применения НИТ в обучении — но­вая и совсем молодая отрасль педагогики, получившая название «медиа-обучение». Наряду с безусловными достижениями ь об­ласти информационных технологий, их применение в педагоги­ческих целях встретилось с рядом существенных затруднений. Разработка средств ИТО в высшем образовании осложняется необходимо­стью быть не только конструктором и программистом, но и знать содержание предметной области, а также уметь учитывать при­сущую ей специфику обучения, что на практике без целенаправ­ленного и соответствующего финансирования вряд ли возмож­но.

Развитие компьютерной индустрии, производство электронно- вычислительной техники (ЭВТ) и программного обеспечения (ПО) более высокого качества позволяет говорить о повышении приоритетности мультимедийного образования в высших учеб­ных заведениях по физическом культуре. Необходимо выйти на такой уровень обучения, чтобы специалист относился к персо­нальной ЭВМ как к естественному инструменту профессиональ­ной работы и научного исследования. Для этого нужно осуществить следующие пошаговые действия.

Первым шагом является оборудование мест проведения заня­тий по новой учебной дисциплине «Технология обучения».

Второй и последующие шаги связаны с разработкой и внедре­нием в процесс высшего образования по физической культуре «электронных учителей». К ним принято от носить электронныеэнииклопедии, учебники, словари, справочники и обучающие игры.

Энциклопедия (от греч. enkykhospaideia — круговое образова­ние) — свод сжатого постатейного изложения совокупности че­ловеческих знаний или отдельных их отраслей. Педагогическая энциклопедия аккумулирует психолого-педагогическую инфор­мацию и дает общее представление о сподвижниках и парадиг­мах в области воспитания, обучения, развития и образования. В электронных энциклопедиях учебный материал находится в тематической и логической связи. Активность взаимодействия пользователя с ЭЭ повышается благодаря наглядности и возможности выведения необходимой информации на печать

Электронный учебник (ЭУ) представляет собой мультимедий­ную обучающую программу по определенному предмету. Опро­бованная «вживую» и скорректированная, она превращается в электронный курс обучения, который обладает неоспоримыми преимуществами перед традиционным самоучителем.

Электронные обучающие игры в силу своей межпредметной сущности и группового взаимодействия являются фаворитами информационных технологий. От студента — будущего педагога при проведении игр такого рода требуется знание различных дисциплин. Таким образом, элек­тронные педагогические игры приобретают роль нового факто­ра изменения формы и содержания процесса образования — преподаватель выступает не как передатчик информации, а в ка­честве организатора и партнера.

Перечисленные шаги способствуют автоматизации управления обучением, обеспечивая качественно новый уровень обучения   спортивно-педагогической подготовки студентов. Одновременно с этим осуществляется процесс разработки учебно-методическиго када­стра, то есть со­ставление свода сведений о наличии и состоянии учебно-методических материалов на спортивных кафедрах, их соответствии требованиям сегодняшнего дня.

Локальная сеть спортивной кафедры предполагает ее даль­нейшее развитие на уровнях академии (подразделения) и других вузов (объединения).

Внедрения информацион­ных технологий в процесс обучения и образования, сближение педагогики спорта и кибернетики происходит не так быстро, как того хотелось бы. Поэтому компьютеризация спортивно-педагогического процесса в обозримом будущем не сможет обеспечить видимую замену спортивного педагога как творца, носителя зна­ний и чувств искусственным интеллектом обучающих машин.

Вопросы для самопроверки

Перечислить ряд составляющих, которые  определяют область спортивно педагогической технологии.

 Назвать  чем проявляется гуманистическая позиция тренера, работаю­щего со спортсменами высокого класса.

Назвать какой наиболее важный практический совет можно дать тренеру, которому  необходимо следовать в общении со спортсменами.

Использованная литература.

Архангельский С. И Лекции по теории обучения в высшей шко­ле М, 1974.

Никандров Н Д Программированное обучение и идеи киберне­тики М. 1970

Проблемы современной системы подготовки высококвалифици­рованных спортсменов //Труды ВНИИФК М, J975.

Педагогика / Под ред. Ю. К Бабанского М, 1972 Платонов К. К. Проблемы способностей М.,

Тема № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.67.177 (0.013 с.)