Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности формирования положительного социально-психологического климата в спортивных секциях и командах
Коллектив — это группа людей, которую объединяют общие цели, имеющие общественно-ценностный смысл, и совместная деятельность для их достижения. Формирование коллектива относится к одной из целей педагогической деятельности и представляет собой мощное средство воспитания. Процесс этот длительный и сложный. Он подчиняется определенным закономерностям. Выделено четыре основные стадии развития коллектива, в основу их определения были положены различия педагогических требований к воспитанникам: 1) первоначальные установочные требования педагога, предъявляемые к группе; 2) требования актива ко всем членам; 3) требования коллектива к каждому члену; 4) треЬования, предъявляемые на основе самодисциплины каждым членом к самому себе. Первая стадия — начальный уровень отсчета формирования коллектива, вэтот период времени педагог имеет дело с определенной организационной единицей: класс, учебная группа студентов, спортивная секция и т. п. Члены индифферентны к положению дел в группе и не предъявляют требований друг к другу. Основной целью педагогического руководства является элементарная организация ее членов путём высокой требовательности, твердости, последовательности, бескомпромиссности педагога и единства исполнения правил всеми членами группы. Необходимо учитывать кратковременность «диктаторского» этапа В противном случае за видимостью дисциплины и организованности группы могут исчезнуть условия развития активности ее членов. Важнейшим шагом педагога в организации коллективной жизни является создание актива. Это те члены группы, которые действуют в соответствии с интересами коллектива и поддерживают начинания педагога. В последующем они образуют ядро коллектива и будут застрельщиками его сплочения. Вторая стадия характеризуется тем, что актив, поддерживая требования педагога, предъявляет их к остальным членам коллектива. Вопросы, возникающие в коллективе, уже не решаются единоначально. Для выработки коллегиального решения привлекается актив. Постепенно формируются условия перехода к самоуправлению. Особенностью этой стадии развития коллектива является усложнение практической деятельности воспитанников. Творческий характер деятельности коллектива проявляется, а самостоятельном планировании, подготовке, проведении и совместном обсуждении коллективных дел.
Третья стадия развития коллектива отличается появлением общественного мнения как мощного инструмента коллективного воздействия. Различные события оцениваются коллективом с позиций общественной морали и нравственности. На этом этапе организуются и проводятся коллективные обсуждения планов и итогов совместных дел, отдельных поступков, используются наглядные средства. Коллективные критика или одобрение способствуют формированию сходных мнений в оценках поступков. Способность к согласию можно рассматривать как показатель нравственной зрелости коллектива Этот вид отношений выражает дружелюбие, заинтересованное внимание, готовность прийти на помощь друг к другу. Четвертая стадия характеризуется способностью членов коллектива предъявлять требования к самим себе, исходя из общих задач. Процесс воспитания в коллективе перерастает в самовоспитание личностей. Способность коллектива справляться с различными требованиями — один из показателей уровня его развития Другим признаком являются изменения, происходящие внутри коллектива. Они отражаются в делах, в ответственности, в сотрудничестве, в мотивах и нравственных поступках его членов. Перспектива — это взгляды членов коллектива, их виды на ожидаемое или возможное будущее. Если она возникает перед коллективом, способная увлечь всех, облегчается задача педагога по выбору способов и форм его организации. Перспектива должна быть значимой и носильной. Она должна совпадать с внутренними потребностями членов коллектива и опираться на их инициативу, самостоятельность и творчество Традиция — это устоявшийся обычай, который поддерживается членами коллектива. Установление традиции относится к одному из важных педагогических условий, способствующих развитию и сплочению коллектива. Они воспитывают патриотизм, чувство долга и достоинства, содействуют стабильности коллектива, уверенности его членов в своих силах. Стиль и тон коллектива являются отображением объективных черт его жизни и деятельности. Стиль — это совокупность способов и приемов коллективного общения, а тон — его тембр и эмоциональная окраска. Здоровый стиль коллектива характеризуется деловым тоном, бодрым настроением, творческой инициативой, созна тельной дисциплиной и постоянной готовностью к практическим действиям.
Воспитание актива — непременное педагогическое условие успешности в управлении развитием коллектива. Актив — это опорное ядро в работе каждого педагога по формированию коллектива. Надо уметь заметить инициативных и деятельных воспитанников, у которых в большей степени развиты организаторские навыки и склонности к руководству. При этом следует учитывать их неформальный авторитет Самоуправление — это широкое участие всех членов в управлении жизнью коллектива. Оно является одним из основных принципов реализации воспитательной функции коллектива. Самоуправление формирует моральный облик членов коллектива. Оно является школой демократического воспитания. Добровольность вступления в секцию и прекращение занятий выбранным видом спорта является особенностью спортивного коллектива. В спортивные секции приходят по собственному желанию, руководствуясь индивидуальными интересами, склонностями и способностями к спортивным занятиям. Это создает благоприятные предпосылки для успешной спортивно-педагогической работы по сплочению коллектива. Принцип добровольности налагает на тренера дополнительную ответственность — если занимающиеся не удовлетворены.они могут прекратить посещение занятий.
Вопросы для самопроверки. Что является атрибутом организованной группы людей? Охарактеризовать структуру группового сознания. Что такое референтная группа? Охарактеризовать особенности руководства в спорте. Охарактеризовать стадии развития коллектива. Использованная литература. Бодалев АА. Личность и общение Избранные труды М, 1983. Спорт и личность: Сборник статей М, 1975 Рамулъ К А О педагогическом эксперименте: Введение в методы экспериментальной психологии. Тарту, 1963. Лекция № 11.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.96.26 (0.006 с.) |