Закономерности формирования положительного социально-психологического климата в спортивных секциях и командах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности формирования положительного социально-психологического климата в спортивных секциях и командах



Коллектив — это группа людей, которую объединяют общие цели, имеющие общественно-ценностный смысл, и совместная деятельность для их достижения. Формирование коллектива относится к одной из целей педагогической деятельности и представляет собой мощ­ное средство воспитания. Процесс этот длительный и сложный. Он подчиняется определенным закономерностям. Выделено  четыре основные стадии развития коллектива, в  основу их определения  были положены различия педа­гогических требований к воспитанникам: 1) первоначальные уста­новочные требования педагога, предъявляемые к группе; 2) тре­бования актива ко всем членам; 3) требования коллектива к каж­дому члену; 4) треЬования, предъявляемые на основе самодис­циплины каждым членом к самому себе.

Первая стадия — начальный уровень отсчета формирования коллектива, вэтот период времени педагог  имеет дело с определенной организационной едини­цей: класс, учебная группа студентов, спортивная секция и т. п.  Члены индиффе­рентны к положению дел в группе и не предъявляют требований друг к другу.

Основной целью педагогического руководства является элементарная орга­низация ее членов путём высокой требовательности, твердости, последовательности, бескомпромиссности педагога и единства исполнения правил всеми членами группы. Необходимо учиты­вать кратковременность «диктаторского» этапа В противном случае за видимостью дисциплины и организованности группы могут исчезнуть условия развития активности ее членов. Важ­нейшим шагом педагога в организации коллективной жизни явля­ется создание актива. Это те члены группы, которые действуют в соответствии с интересами коллектива и поддерживают начина­ния педагога. В последующем они образуют ядро коллектива и будут застрельщиками его сплочения.

Вторая стадия характеризуется тем, что актив, поддерживая требования педагога, предъявляет их к остальным членам кол­лектива. Вопросы, возникающие в коллективе, уже не решаются единоначально. Для выработки коллегиального решения привлекается актив.  Постепенно формируются условия перехода к самоуправлению. Особенностью этой стадии развития коллекти­ва является усложнение практической деятельности воспитанников.  Творческий характер деятельности коллек­тива проявляется,  а самостоятельном планировании, подготовке, проведении и совместном обсуждении коллективных дел.

Третья стадия развития коллектива отличается появлением обществен­ного мнения как мощного инструмента коллективного воздейст­вия. Различные события оцениваются коллективом с позиций общественной морали и нравственности. На этом этапе  организуются и проводятся коллек­тивные обсуждения планов и итогов совместных дел, отдельных поступков, используются наглядные средства. Коллективные критика или одоб­рение способствуют формированию сходных мнений в оценках поступков.  Способность к согласию можно рассматривать как показатель нравственной зрелости коллектива Этот вид отноше­ний выражает дружелюбие, заинтересованное внимание, готов­ность прийти на помощь друг к другу.

Четвертая стадия характеризуется способностью членов коллектива предъявлять требования к самим себе, исходя из об­щих задач. Процесс воспитания в коллективе перерастает в самовос­питание личностей.  Способность коллектива справляться с различными требованиями — один из показателей уровня его развития Другим признаком являются изменения, происходя­щие внутри коллектива. Они отражаются в делах, в ответствен­ности, в сотрудничестве, в мотивах и нравственных поступках его членов.

Перспектива — это взгляды членов коллектива, их виды на ожидаемое или возможное будущее.  Если  она возникает перед коллективом, способная увлечь всех, облегчается задача педагога по выбору способов и форм его организации.

Перспектива должна быть значимой и носильной. Она должна совпадать с внутренними потребностями членов коллектива и опираться на их инициативу, самостоятельность и творчество

Традиция — это устоявшийся обычай, который поддержива­ется членами коллектива. Установление традиции относится к одному из важных педагогических условий, способствующих развитию и сплочению коллектива. Они воспитывают патриотизм, чувство долга и достоинства, содействуют стабильности коллектива, увереннос­ти его членов в своих силах.

Стиль и тон коллектива являются отображением объектив­ных черт его жизни и деятельности. Стиль — это совокупность способов и приемов коллективного общения, а тон — его тембр и эмоциональная окраска. Здоровый стиль коллектива характеризуется деловым тоном, бодрым настро­ением, творческой инициативой, созна тельной дисциплиной и постоянной готовностью к практическим действиям.

Воспитание актива — непременное педагогическое условие успешности в управлении развитием коллектива. Актив — это опорное ядро в работе каждого педагога по формированию кол­лектива.  Надо уметь заметить ини­циативных и деятельных воспитанников, у которых в большей степени развиты организаторские навыки и склонности к руко­водству. При этом следует учитывать их неформальный авто­ритет

Самоуправление — это широкое участие всех членов в управ­лении жизнью коллектива. Оно является одним из основных принципов реализации воспитательной функции коллектива. Самоуправление формирует моральный облик членов коллекти­ва. Оно является школой демократического воспитания. Добровольность вступления в секцию и прекращение занятий выбранным видом спорта является особенностью спортивного коллектива. В спортивные секции приходят по собственному же­ланию, руководствуясь индивидуальными интересами, склонностями и способностями к спортивным занятиям. Это создает благоприятные предпосылки для успешной спортивно-педагоги­ческой работы по сплочению коллектива. Принцип добровольности налагает на тренера допол­нительную ответственность — если занимающиеся не удовлетво­рены.они могут прекратить посещение занятий.

 

Вопросы для самопроверки.

Что является атрибутом организованной группы людей?

Охарактеризовать структуру группового сознания.

 Что такое референтная группа?

Охарактеризовать особенности руководства в спорте.

Охарактеризовать стадии развития коллектива.

Использованная литература.

Бодалев АА. Личность и общение Избранные труды М, 1983.

Спорт и личность: Сборник статей М, 1975

Рамулъ К А О педагогическом эксперименте: Введение в мето­ды экспериментальной психологии. Тарту, 1963.

Лекция № 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.96.26 (0.006 с.)