Физическая культура и спорт как специфическая среда формирования личности человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура и спорт как специфическая среда формирования личности человека.



Как известно, что среда формирует сознание. Поэтому перед российским обществом стоит актуальный вопрос о создании среды способствующей сохранению и преумножению состоянии здоровья детей и учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни должны стать надежной защитной средой, способной помочь молодым людям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности и противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Особенность их феномена в отличие от других сфер состоит, в том, что они самым естественным образом соединяют в человеке в единое целое социальное и биологическое, обеспечивают направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Физкультура и спорт представляет собой не только специфическую среду жизнедеятельности, но и среду формирования разносторонней личности. В который присутствует основополагающий воспитательный принцип, соединяющий в единство мировоззренческое, интеллектуальное и духовное. У истоков этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры.

 Установлено, что если жизнь молодого человека на длительный промежуток времени будет связана с занятиями спортом, то он начнёт откладывать на неё свой заметный отпечаток, который будет отражающийся в специфических чертах его характера. Это будет происходить в связи с тем, что спортивной деятельности присущи свои особенности, главными из которых являются:

1). Соревновательный характер спортивной борьбы, направленный на завоевание рекорда.

2). Максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы.

3). Систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия.

Молодых людей прошедших длительную спортивную подготовку характеризуют:

Всестороннее физическое развитие, полученное в процессе спортивной деятельности, на базе совершенствования жизненно важных физиологических функций организма.

Высшая степень общей работоспособности организма.

 Прекрасная способность владения своим телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей – силы, выносливости, быстроты и координации движений.

Высокое развитие мышечно-двигательных и зрительных процессов, а также процессов восприятия. Высокая способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде, собственных движениях и действиях

Способность выделять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой точности и эффективности

тания.

2. Педагогическая культура — это сложное смысловое образо­вание широкая и специфическая по своему содержанию катего­рия. Уточнение ее структуры, с одной стороны, представляет научно педагогический интерес, так как способствует совершенст­вованию теоретических взглядов, с другой — может служить прочной основой процесса формирования спортивно-педагоги­ческого профессионализма. С логико-этимологической точки зрения словосочетание «педагогическая культура » является фун­даментальным и более широким по смыслу в сравнении со сло­восочетаниями « педагогический профессионализм» и « педагогиче­ское мастерство» На базе педагогической культуры путем по- знания, традиций, опыта и новаторства формируется педагоги­ческий профессионализм, более высокий уровень которого трансформируется в педагогическое мастерство.

Изучение данного вопроса, позволило выделить в структуре педагоги­ческой культуры следующие четыре основных блока:

I. Специальные способности и свойства педагогической лич­ности

1. Деловые качества (добросовестность, ответственность, тру­долюбие, дисциплинированность, энергичность, точность).

2. Рефлексивные качества (аккуратность, подтянутость, само­критичное^, широкий кругозор, эрудиция).

3. Коммуникативные качества (внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность).

4. Эмпатийные качества (гуманность, взаимопонимание, доб­рота, тактичность, обязательность, способность к сопережива­нию и атгракции)

II Идейно-нравственные качества педагога ( убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, порядочность, интеллигентность).

III. Прпфессионально-этическое поведение педагога (особый образ жизни, характеризующийся направленностью и стремле­нием к постоянному совершенствованию отношений, взглядов и убеждений в области обучения и воспитания людей).

IV Педагогическое мастерство.

1. Знание предмета.

2. Педагогическая технология.

3. Педагогическое творчество (творческое воображение, не­стандартное мышление, потребность в поиске новой информа­ции, стремление к эксперименту)

1. Педагогический стиль (педагогическая убежденность, уме­ние адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую дея­тельность, педагогически направленное общение и повеление, педагогический такт и этика, умение слушать и слышать, инте­рес к познанию внутреннего мира людей).

Содержание структуру понятия «педагогическая культура» может быть достигнуто путем феноме­нологическою рассмотрения основного свойства, которым явля­ется интеллигентность, через понятия «ценностная ориентация» и «социальная направленность личности». Интеллигенция — это социальная группа, состоящая из людей, обладающих обра­зованием и специальными знаниями в области науки, техники, культуры и профессионально занимающихся умственным трудом. По мнению многих великих мыслителей, люди, принадлежащие к этому общественному слою, имеют одно общее качество: их образ мыслей, поведение, то, что можно назвать интеллигентно­стью, не зависят от власти, профессии, а являются образом жиз­ни, способом гуманистического восприятия окружающего мира.

Педагогическая культура — специальная и широ­кая по своему содержанию категория. Её носителем является определенная личность с присущей ей системой потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступаю­щих в качестве мотивов индивидуального поведения. Направ­ленность личности на педагогическую пpoцессию определяется единством формирования в человеке ценностной ориентации и социальной установки в процессе становления его нравственно­го сознания В ценностной ориентации аккумулируется пред­шествующий жизненный опыт человека Решение такого важно­го жизненного вопроса, как выбор профессии, зарождается в не­драх ценностных ориентаций. Человек созревает как личность при наличии устоявшейся социальной установки. В структуре личности она исполняет функцию координирующего центра, определяющего направленность поведения индивида и мировоз­зренческую позицию ею отношений к социальной среде.

 Педагоги, имеющие большой опыт практической работы, не отождествляют педагогическую культуру ни с этикой, ни с эстетикой, ни с педагогическим мас­терством Они рассматривают это понятие в виде комплекса раз­личных качеств педагога. К числу важных слагаемых относят любовь к людям, отзывчивость, умение воздействовать на учени­ков (зажечь мысль, взволновать душу, возбудить чувство, наста­вить в нужном направлении).

В основе педагогической культуры лежат глубокие психолого- педагогические познания, разносторонняя образованное! l, по­стоянная возбужденность педагогической мысли, внутренняя удовлетворенность по отношению к работе, а не к себе; самокри­тичность, стремление к профессиональному систематическому росту (обучению, воспитанию, развитию), полная отдача учебно- воспитательной работе не по принуждению, а из внутренней по­требности, добровольно; духовное богатство, нравственная чис­тота, педагогическая этика, постоянный творческий поиск, нова­торство.

Таким образом, в формально-содержательном плане педаго­гическая культура — это синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально -педагоги­ческих качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отно­шения преподавателя к своему делу и самому себе. Ее важными гранями являются: мировоззренческая, нравственная, професси­ональная, интеллектуальная.эмоционально волевая, эстетическая и физическая стороны

Содержание спортивно педагогической культуры (с нравст­венной точки зрения) обладает иным планом: передавать спор­тивные знания, учить, наставлять, тренировать — это основная, но не самая важная работа спортивного педагога. Педагог — не профессия, а образ жизни человека, выбравшего его. В главах других людей он представляет одухотворенный образец соци­ального совершенства. Ему подражают ученики, воспринимая его мировоззрение, стиль поведения, образ жизни, подход к каж­дому явлению. Это происходит не явным, но существенным об­разом. Талантливый педагог повторяет себя в учениках.

Вопросы для самопроверки.

Назвать три составляющие основополагающего воспитательного принципа физической культуры и спорта.

Какие главные особенности присущи спортивной деятельности отражающийся в специфических чертах его характера спортсменов.

Что понимается под словосочетанием педагогическая культура?

Что понимается под словосочетанием педагогическое мастерство?

Что понимается под словосочетанием педагогический стиль

Использованная литература.

Нестеров А А., Миронов В В, Сидоров А. А. Кафедра физиче­ской подготовки и спорта военно-учебного заведения М., 1987

Пономарев Н И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека СПб., 1996

Сидоров А. А, Прохорова М. В, Синюхин Б. Д. Пелагогика: У чеб- ник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дис­циплине «Физическая культура». СПб., 1996.

Лекция № 12.

Педагогические способности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.72 (0.017 с.)