И стиль поведения тренера при формировании личности спортсмена в коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И стиль поведения тренера при формировании личности спортсмена в коллективе



12.1.Воспитание в коллективе и через коллектив — один из важ­ных принципов воспитания, отражающий объективную законо­мерность человеческого общения. Воспитание в коллективе, с одной стороны, обеспечивает развитие индивидуальности, с другой — развивает общественное сознание его членов. Кол­лектив представляет особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Всякую группу людей нельзя считать коллективом. Коллек­тив обладает рядом признаков, которые отличают его от  случай­но организованных групп людей Коллектив представляет собой часть общества, в которой находят отражение нормы обществен­ной жизни.  Поэтому успех ею деятельности возможен лишь при совпадении целей коллектива и общества.  Одним из ведущих признаков коллектива является целеустремленность и идейная направленность внутригрупповой жизни. Коллективность пред­полагает единство общих и личных целей, соответствие интере­сов и действий ею членов Коллектив обладает органами само­управления. Он может являться частью более крупного коллек­тива, с которым ею связывают единство целей и особенности организации. Важнейшим признаком коллектива является сов­местная деятельность его членов в достижении цели, отвечаю­щей потребностям общества Социально-позитивная направлен­ность деятельности коллектива — его определяющий признак. Важными для коллектива являются способ и правила его органи­зации, которые задают систему отношений между его членами.

В результате педагогически целесообразного способа и пра­вил организации деятельности между членами коллектива скла­дываются деловые или идейные взаимоотношения. Совместная деятельность, пробуждая чувство ответственности за общее де­ло, сближает людей, способствует появлению чувства конкретной принадлежности, усиливает потребность в коллективном об­щении. Между членами коллектива возникают эмоциональные избирательные отношения: симпатии, аттракции и эмпатии. Лич­ностные отношения изменяются в зависимости от содержания деятельности, от характера и уровня деловых отношений — эти отношения складываются стихийно, но и они доступны для педа­гогического управления.

В коллективе необходимо различать официальную и неофи­циальную структуры. Каждый член коллектива занимает в рас­сматриваемой правилу: индивид в коллективе получает возможность всесто­роннею развития задатков рас­сматриваемой системе отношений определенное место. Положе­ние в коллективе существенно влияет на процесс формирования личности Одним из показателей развитости коллектива считают внутреннюю согласованность его официальных и неофициаль­ных структур. Официальная и неофициальная структуры не про­тиворечат друг другу, когда они скоординированы, когда офици­альные лидеры занимают то же место и в системе неофициальных отношений, когда неформальные микрогруппы коллектива явля­ются носителями его ценностей Такая согласованность не воз­никает сама по себе, а лишь при использовании определённых приёмов.

Коллектив воздействует на личность многогранно, всесторон­не и многообразно.

Общественная мораль представляет собой совокупность зна­ний и осознанного поведения людей в соответствии с официаль­ной идеологией и существующей законодательной базой.

Педагогическая установка является отображением общест­венной морали и социального заказа общества. Формируемые в соответствии с ней индивидуальные убеждения побуждают че­ловека к определенному стилю поведения и поступкам каждого отдельного члена коллектива. Складываясь, поступки и поведение превращаются в коллективную психологию, которая опреде­ляет общественное мнение коллектива.

Мнение коллектива, основанное на выработанных оценоч­ных стереотипах, является регулятором поведения его членов.  В своем воздействии они превра­щаются в источник размышлений, в основание по выработке ре­шений и в побудителя изменения стиля поведения людей.

Взаимоотношения, основанные на постоянных межличност­ных контактах, обладают силой воспитывающего влияния. Фор­мирующий эффект актуализируется через невольное подража­ние или сознательное усвоение образцов поведения.

Степень воздействия коллектива находится в за­висимости от соответствия убеждений отдельной личности и групповых установок, а также от отсутствия или наличия проти­воречий между индивидуальным опытом личности и жизненной перспективой, проектируемой коллективом.

Педагогические требования едины для всех членов коллектива. Они создают наиболее целесообразную последовательность жизнедеятельности. Система педагогических требований организуется таким образом, чтобы избежать прямо­линейности воспитывающего влияния обстоятельств.

Педагогические оценивание и контроль осуществляются в ин­тересах воспитания личности. Индивидуальность подхода за­ключается в том, что оценивается соизмеримость выполненного поручения и возможности конкретного члена коллектива. Пору­чения подбираются с возрастающей сложностью заданий и труд­ностью их выполнения. Поручения должны быть выполнены обязательно. При этом важно, чтобы трудности преодолевались, а педагог постоянно наблюдал за действиями каждого члена кол­лектива, контролировал процесс выполнения заданий, оценочно побуждал, порицал и поддерживал в интересах достижения цели.

Управление деятельностью сказывается на формировании личности в коллективе. Четкая постановка задач, ясный план, педагогический контроль, анализ результатов и другие управ­ленческие функции педагога всегда имеют индивидуальную направленное ть. Это позволяет своевременно выявлять трудности, с которыми сталкиваются члены коллектива, реагировать на них и оказывать педагогическую помощь в их преодолении.

Взаимопонимание в коллективе достигается пониманием смысла и значения деятельности, ее коллективного характера и индивидуальной роли в совместной работе. Предпосылками для взаимопонимания являются педагогические установки и нравст­венные принципы членов коллектива. Педагог, культивируя поло­жительную социально-психологическую атмосферу взаимной поддержки и доверия, нейтрализует взаимную настороженность и недомолвки.

Агитация и пропаганда. Ее смысловой фон, который созда­ется средствами массовых коммуникаций, влияет на мировоззре­ние людей, их культурный уровень и запросы.  Воздействие коллектива на личность может носить неосознаваемый и осознаваемый характер. В том случае, когда индивид не осознает изменений в своем поведении, которые произошли под влиянием коллектива, это явление можно опре­делить как свершившийся, но неосознанный факт.

Реальность и результативность воспитательных воздействий можно оценивать, если путем наблюдения личностные измене­ния определять качественными параметрами.

Педагогические способности тренера наиболее ярко проявля­ются в этике его общения со спортсменами и стиле поведения. Целесообразно организованное общение — тренера и спортсме­нов — является основным средством и профессиональным инст­рументом педагогической деятельности. Качественные харак­теристики педагогического общения существенно влияют на ре­зультаты профессиональной деятельности, изменяя, дополняя и корректируя ее. Педагогически направленное общение достига­ет своих целей при соблюдении основного принципа педагогики сотрудничества: поведение спортивного педагога,его этикет и такт влияют на результативность спортивно-педагогического процесса.

 Основа педагогического этикета — установка на гуманизм, до­брожелательность и отзывчивость. В восприятии педагога о­ окру­жающие его люди располагаются в центре системы ценностей, а не на периферии его внимания. Педа­гог, постоянно заботящийся о создании положительного нравст­венного климата, реализует установку на доверие и сопережива­ние, на ликвидацию конфликтов с педагогической пользой, на тактичную взаимокритику, а также волю перестраивать свое по­ведение.

 Своим умением находить продуктивный стиль обще­ния педагог дозирует применение педагогических воздействий. В качестве нормы целесообразных педагогических воздействий выступает такт, то есть чувство меры, соблюдение правил приличия. В педагогическом общении «должна царствовать серьезность, до­пускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, лас­ковость без приторности, справедливость без придирчивости доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, разум­ная постоянная деятельность».

12.2.Педагогическое мастерство спортивного педагога. Высшей степенью педагогической культуры, ее проявлением в реальной жизни является педагогическое мастерство, которое представляет собой «синтез развитого психолого-педагогическо­го мышления, профессионально-педагогических знаний, навы­ков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позво­ляют ему успешно решать многообразные учебно-воспитатель­ные задачи». Специфика педагогического процесса, его структура и содер­жание выступают в качестве побудительной причины появления мастера, реализующего на практике функции развития, обуче­ния и воспитания людей. Педагогическое мастерство, являясь стержневым компонентом педагогической культуры, в свою оче­редь представляет сложную структуру слагаемых, содержащую как минимум следующие четыре подсистемы

1. Знание учебного предмета.

2. Педагогическое творчество.

3. Педагогический стиль.

4. Педагогическая технология.

Знание учебного предмета, его истории, теории, методики и современной практики составляет фундамент педагогическою мастерства. Знание предмета изнутри, основанное на высоком спортивном звании и личном опыте (например, мастер спорта), является базой для творчества преподавателя как в области спортивной дисциплины, так и в методике преподавания.

Педагогическое мастерство. Педагогическая технология техника и экспрессия речи,  ясность и убедительность рассуждений, выразительность мимики и жеста, умение импровизировать, владение образцовым показом,  пользование компьютером

 

 

Педагогическое творчество. Творческое воображение,  нестандартность мышления в потребности в поиске новой информации, способноеть проектировать педагогические системы

Педагогический стиль педагогическая направленность и убежденность адекватность в восприятии учеников, педагогически направленное общение и поведение педагогический такт и этика повседневный " итерес к внутреннему миру учении слушать и слышать

Знание предмета профессиональная компетентность практическая подготовленность научная квалификация

Педагогическое творчество — важное и заметное слагаемое педагогическогомасгерсгва. Его сущность проявляется в высоких результатах обучения и воспитания как следствие взаимо­действия системы «преподаватель — обучаемые».  Подлин­ное творчество основано на полноте информации, научном прогнозе, умении педагога каждый раз по новому и эффективно применять в учебно-воспитательном процессе различные комби­нации средств, форм и методов педагогического воздействия.

12.3.Педагогический стиль — это совокупность своеобразных мыслей и действий педагогов (одной школы, эпохи), отличаю­щая их от других педагогов (другой школы, эпохи). Стиль спортивно-педагогической работы тренера неповторимо-индивидуален, Он ха­рактеризуется убежденностью в мировоззренческой позиции, стремлением к постоянному самосовершенствованию, разнонаправленностью положительных отношений к делу, к самому себе, к воспитуемым. Вступая в психолого-педагогическое взаимодей­ствие с людьми, спортивный педагог ярко проявляетсвойства ат­тракции, эмпатии и рефлексии. Аттракция способность педагога обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обаятельным, от­крытым. Эмпатия — это умение педагога тонко чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду. Рефлексия — это способность педагога осознавать себя, свои психические состояния, видеть себя со стороны и чувствовать, как тебя оценивают другие люди.

 В психологии разработаны довольно чёткие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей.

 Авторитарный стиль – ориентирующийся на себя. Он единолично определяет направления деятельности группы, указывает, кто с кем вместе должен работать, пресекая всякую инициативу, считая её самоволием. Он замыкает информацию на себе; подчинённые живут в мире догадок и слухов. Задания даёт поэтапно, не разъясняя назначения данной операции и её связи с последующими. Основные формы связи с членами группы – приказ, указание, инструкция, выговор, благодарность. Обнаружив ошибку, высмеивает виновного, чаще всего не объясняя, как её можно исправить. В его отсутствие работа замедляется, а часто прекращается. Черты поведения: лаконичность в обращении с подчинёнными, преобладание начальственного тона, нетерпение к возражениям, редко улыбается, хмурится.

Демократический стиль – прислушивающийся к мнению коллектива. Руководитель старается довести цели деятельности до сознания группы, подключает её к активному участию в обсуждении хода работы. Руководитель видит свою цель не только в контроле и координации, но и в воспитании членов группы, поэтому задачи мотивируются, усилия каждого участника поощряются. В результате у участников формируется уверенность в себе, развивается самоуправление. Демократический руководитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности участников. Поощряет активность, лидерство других, развивает их инициативу, делегирует свои полномочия другим членам. Основные способы общения с членами группы у такого руководителя: просьба, совет, информация.

Либеральный стиль – старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняясь стороннему влиянию. Фактически он самоустраняется от ответственности за происходящее.

 Каждый из этих стилей своеобразно отражается на характере взаимоотношений в коллективе, поведении школьников, формировании их нравственных установок, результатах организуемой деятельности.

Демократический – лучший стиль руководства. Хотя количественные итоги работы здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном стиле, но желание работать сильнее. Работа идёт и в отсутствии руководителя, повышается творчество, развивается гордость за свой коллектив.

Авторитарный стиль руководства в ряде случаев обеспечивает наивысшую эффективность групповой деятельности, но создаёт неблагоприятный психологический климат. Авторитарный подход порождает неадекватную самооценку учащихся, задерживает становление коллективистских тенденций, прививает культ силы, формирует невротиков. Авторитаризм обуславливается низким уровнем культуры педагога. «Волевой» руководитель развивает во взаимоотношениях с детьми культ силы, лицемерия, приспособленчества, подавляя детскую активность.

Вопросы для самопроверки

В чем сущность воспитания, если рассматривать это явление в ши­роком и узком значениях?

Как можно понимать  взаимоотношение целей и задач воспитания?

Охарактеризовать  закономерности воспитания, и назвать принципах в которых они отражены.

Перечислите этапы формирования коллектива и расскажите об их содержательной основе.

Охарактеризовать каким образом происходит воспитание личности в коллективе.

Охарактеризовать факторы проявления педагогического мастерства спортивного педагога.

Охарактеризовать спортивно- педагогические стили воспитания.

Используемая литература

Гальперин П Я Актуальные проблемы возрастной психологии. М„ 1978.

Гессен С. И Основы педагогики: Введение в прикладную фило­софию М., Ю95.

Гуревич К МПрофессиональнач пригодность и основные свой­ства нервной системы М., 1970.

Зараковский Г М Психофизиологический анализ трудовой де­ятельности М., 196б

Макаренко А. С. Соч. Т. 5 С. 316.

Решетенъ И И, Фролова М И Особенности и воспитательные возможности спортивного коллектива М, 1980

Ушинскии К. Д. Родное слово,/Собр соч.: В 11т. М., 1°49. Т. 6. С 259.

Лекция №13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.166.76 (0.038 с.)