Психические перенапряжения в тренировочном процессе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические перенапряжения в тренировочном процессе.



Высокие и продолжительные напряжения, особенно в условиях монотонности тренировочных занятий, могут оказать негативное влияние на организм спортсмена и привести к его психическому перенапряжению. Хотя сам по себе фактор психического спортивного напряжения может положительным образом отражать активизацию всех функций и систем организма спортсмена, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих их высокую продуктивность. Но если напряжения будут чрезвычайно высоки и продолжительны, то они могут вызывать такие неблагоприятные факторы, как страх перед нагрузкой, плохие взаимоотношения с окружающими, недостаточная мотивация, неуверенность в себе и перерасти в психическую напряжённость. Обычно психическому перенапряжению приводит продолжительная работа на грани между напряжением и напряжённостью. Именно этот режим используется в современной спортивной тренировке, так как на супервысоком уровне спортивных достижений он обеспечивает прирост результатов, когда после компенсаторных тренировок и снижения нагрузок происходит улучшение рекордов. И если тренировочный режим правильный, то психические состояние спортсмена, связанное с перенапряжением временное, так как оно являются закономерным следствием нормально проведённой тренировочной работы и поэтому может спокойно относится к нему. Но если значительное и длительное перенапряжение станет следствием неправильно спланированных тренировок, без учёта  индивидуальной подготовленности спортсмена, то отрицательные последствия могут затянуться на длительное время. Поэтому признаки психического перенапряжения и особенности каждого из своих спортсменов должен знать и понимать каждый тренер, чтобы в своей работе правильно дозировать им задания на период пика нагрузок. Если при возникновении первых признаков перенапряжения уменьшить тренировочную нагрузку, то не всегда можно ждать глубоких сдвигов в организме спортсмена, обеспечивающих прирост результатов. А если продолжать его нагружать, то нет гарантий, что он восстановится и будет иметь психическую свежесть к нужному времени. Таким образом, возникают трудные методические вопросы, каким образом, как долго и за какое время до старта нужно нагружать спортсмена. Известна определённая гетерохронность восстановления мышечной, вегетативной, гуморальной и нервно психических систем регуляции, из которых последняя восстанавливается дольше всех. Это означает, что к тому времени, когда после пика тренировочных нагрузок нервно- психические механизмы полностью восстанавливаются, падает тренированность мышечной и функциональных систем, а тренеру необходимо достичь суперкомпенсации всех функций к строго определённому времени. Поэтому признаки психического перенапряжения в период наиболее высоких физических нагрузок должны послужить тренеру ориентиром в координации применяемых им средств мышечной и функциональной подготовки. В зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов, объёма интенсивности нагрузок и характера наиболее трудных ударных тренировок тренер начинает строить систему подведения их к началу намеченных соревнований. Для спортсменов у которых временной разрыв скорости восстановления между мышечной, функциональной и нервно- психической системами относительно небольшой, снижение нагрузки начинается за три -четыре недели до дня выступления. В тех случаях, когда не используют максимальные нагрузки их снижение начинают снижение за неделю- две.Для спортсменов с относительно слабой нервной системами, для которых требуется больше времени для восстановления нервно- психической деятельности требуется больше, снижение нагрузок нужно начинать раньше. Но если снижение начинать за пять недель, до начала выступления, то мышечная и функциональная тренированность пройдут свою фазу суперкомпенсации. Один из путей поддержания тренировки, дней за двадцать до соревнований тренер может дать несколько ударных трени-ровок на развитие силы, а за десять может предложить мощную функциональную работу. Если эпизодические тренировки своевременны и точно выверены, они не мешают нервно-психическому восстановлению и поддерживают достигнутый уровень мышечной и функциональной подготовленности.

Вопросы на семинарском занятии.

1. Охарактеризовать процесс наблюдения и беседы, как приёмы психодиагностики спорта.

2. Охарактеризовать процессы возникновения психического напряжения в спортивной деятельности.

3. Охарактеризовать признаки психического перенапряжения состояния спортсменов.

 Литература к лекции.

Психопедагогика спорта: Учебное пособие / Г. Д. Горбунов. – 4е издание, испр. И доп.- М: Советский спорт, 2012.-312с: ил.

Основы психофизиологии экстремальной деятельности / Курс лекций. Под редакцией д.п.н. профессора Блеера А.Н. М.2006, 380

 

Лекция № 17.

 Признаки психического перенапряжения в тренировочном процессе.

17.1. Стадии психического перенапряжения. Выделяют три стадии психического перенапряжения: нервозность, порочная стеничность, астеничность.

Общие признаки: быстрота, утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства бодрости и свежести после пробуждения, эпизодические головные боли.

Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.

Первая стадия -нервозность, к ней относятся: капризность, неустойчивость настроения, внутренняя (сдерживаемая) раздражительность, возникновение ощущения боли в мышцах, внутренних органах и т.д. Вначале они проявляются редко и не очень выражено. Когда проявляется капризность, спортсмен остаётся дисциплинированным, качественно выполняет намеченную работу, но периодически выражает недовольство или заданием, или тоном обращения к нему, либо бытовыми условиями. Это может быть подкреплено, мимикой, жестами, поведением. У взрослого спортсмена каприз - это проявление слабости, усталости, инфантильная реакция на трудную ситуацию, конфликт между пониманием необходимости и нежеланием действовать. В этом случае тренер должен не потакать капризам, так как это создаёт условия для дальнейших проявлений, не пресекать резко, так как это может привести к конфликтам, а мягко корректировать поведение спортсмена, помогая ему проявлять сдержанность и терпение.

Неустойчивость настроения выражается в том, что спортсмен не отвечает на шутки, ходит мрачный, проявляет общее недовольство, при незначительном успехе неадекватно радуется, от неё быстро переходит к негативному отношению к окружающему. Спортсмен, находящейся в подобном расположении духа может надерзить, или нахамить тренеру, поставить в тупик окружающих контрастами своего поведения. Если вовремя не пресечь подобное поведение, вплоть до расставания с талантливым спортсменом, то может появиться опасность потерять тренерский авторитет и испортить наработанный воспитательный процесс.

Внутренняя раздражительность, как одно из проявлений неустойчивого настроения чаще всего проявляется во взгляде, мимике, пантомимике, а так же в высказываниях, в которых спортсмен может стать более прямолинеен, иногда язвителен, но при этом спонтанную раздражительность сдерживает и контролирует.

У многих спортсменов в течении тренировочного процесса могут возникать какие-то неприятные ощущения в мышцах, суставах или внутренних органах, сетуя на них кто-то может отказываться от выполнения каких то заданий, оправдываться за неудачные выступления. Болезненные состояния могут естественно увеличиваться в период нарастающей физической нагрузки и спортсмены тревожно мнительного типа могут начать сильнее на фиксировать на них внимание. В связи с этим обыкновенное состояние психической напряжённости может перерасти у них в ипохондрическое, характеризующееся преувеличенным вниманием к своему здоровью. Жалобы на эти ощущения тренеру нужно учитывать, а где-то мягко пресекать. Для нормализации психического состояния спортсмена можно выяснить причины, изменить досуг и активнее использовать методы психорегуляции.

Вторая стадия психического перенапряжения-это порочная сценичность, которая характеризуется нарастающей несдержанностью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной возбудимостью,беспокойством напряжённым ожиданием неприятностей. Нарастающая несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен всё сильнее начинает утрачивать самообладание, проявлять гнев, направлять его на товарищей, случайных людей и тренера. Ведь именно он определяет нагрузку и заставляет её выполнять. Одновременно понимая, что что тренер прав, что задания нужно выполнять, спортсмен тем не менее может проявлять отрицательные эмоции. В результате может баланс рационального сдвигается в сторону эмоционального, наступить момент острого общения и от привычной рабочей обстановке, спортсмен может перейти к тактике борьбы и отказа.

Эмоциональная неустойчивость выражается в нарушении оптимального уровня эмоционального возбуждения, чаще всего в сторону перевозбуждения. Например, необходимость что-то сказать, или спросить может вызвать у одного неадекватную ситуацию учащения пульса, покраснение лица, потоотделение. У другого может возникнуть непереносимость ожидания, когда становится тяжело усидеть на месте и он может начать злиться и ругаться. У третьего может возникнуть мрачное настроение и пессимизм. Эта стадия может у некоторых спортсменов может проходить очень быстро и переходить в третью стадию –астенизм. Для неё характерен: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сензитивность.

Общий депрессивный фон настроения выражается в подавленности, угнетённости, заторможенности, пассивности, снижении общего тона и мотивации деятельности, отсутствия привычных желаний. Наблюдается ухудшение качества выполнения тренировочных занятий, и их пропуски. Ставится под сомнение запланированный результат и возможность победы над слабыми противниками, в общении присутствует пессимистический тон и появление страха.

 Тревожность – выражается в нарушении внутреннего психологического комфорта, переживании сильного беспокойства, или даже страха. Чаще всего это состояние возникает в связи с приближающимися соревнованиями, в менее острой фазе она присутствует в тренировочном процессе, но более глубокой, продолжительной и устойчивой форме.

Неуверенность в своих силах является следствием мыслей о несоответствии своих возможностей выполнения поставленной цели. Это психическое состояние может возникнуть даже когда уверенный в себе человек начинает сомневаться в своих силах. Крайние случаи развития этого состояния приводят отказу от намеченной цели и уходу из спорта.

17. 2. Педагогические рекомендации спортсмену и тренеру в период наибольших физических нагрузок.

 Знание признаков психического перенапряжения позволяет корректировать тренировочный процесс сообразно с динамикой психических состояний каждого из спортсменов и тренер может формулировать для них общие рекомендации.

В тот момент времени, когда тренировочная нагрузка у спортсмена наиболее возрастёт, возможно временное психическое напряжение, к которому нужно относиться спокойно, так как после снижения объема работы и восстановления, наступает рост спортивного результата. В период психического перенапряжения интерес к тренировкам может снижаться, а количество отрицательных переживаний увеличиваться. В этом случае нужно проявить волю и выдержку, заменить побуждения «хочу отдохнуть» на «должен выполнить» и побольше представлять радости победы, как награду за свой нелёгкий путь. В этот трудный период нужно быть более организованным, отвлечься от спешки и суеты и сохранять силы для тренировки и интерес к активному отдыху. Чем выше будет возникать усталость, тем критичнее нужно относиться к себе, уважать окружающих и тренера. А также понимать, что ошибки есть у всех и конфликтен тот, кто не хочет это понять, а обиды -это явление временное, они уходят с уменьшением нагрузки. Поэтому нужно проявлять терпение и оптимизм. А  для экономии сил нужно контролировать общение с окружающими, уходить от раздражающих разговоров, стараться взаимодействовать с теми, которые несут положительный эмоциональный заряд. Стараться переносить различные болевые ощущения, как положительный фактор связанный с жёсткой перестройкой организма, за которой последует облегчение и рост спортивных результатов. Если придут тревоги и беспокойства, они обусловлены утомлённым состоянием, они исчезнут когда всё придёт в норму.

Тренер должен учитывать, что: полное отсутствие у спортсмена признаков психического перенапряжения в пик тренировочных нагрузок, может быть результатом неправильного построения тренировочного процесса. Если при нагрузке далёкой от максимума у спортсмена наблюдаются признаки первой стадии психического перенапряжения, то причину нужно искать во внешних факторах, например: в конфликтах с окружающими, в снижении мотивации, появление новой системы ценностей и т.д. При появлении признаков первой стадии перенапряжения, требуется коррекция поведения спортсмена, или его режима, а не уменьшение тренировочной нагрузки. При появлении второй стадии перенапряжения тренеру следует пересмотреть запланированную нагрузку и систему восстановления спортсмена. Если обнаружатся признаки третий стадии перенапряжения, то это значит, что тренер допустил ошибки в расчётах, в результате которых может произойти, длительное восстановление и смещение целевых установок, нарушение непрерывности подготовки к результату экстракласса. Может быть так, что в самый нагрузочный период от накопившейся усталости спортсмен будет настаивать на пропуске занятия, то трене должен суметь дипломатично, но твёрдо объяснить ему, что делать нельзя. По той причине, что период его нервно психического восстановления возрастёт, и спортсмен не сумеет ко дню выступления подойти в нужной форме. На почве усталости даже между опытным спортсменом и тренером могут возникнуть конфликты, которые тренер должен предвидеть и по возможности предупреждать и делать это таким образом, что бы они ни послужили примером для повторения другими более молодыми учениками.

 Вопросы на семинарском занятии.

1. Назвать стадии психического перенапряжения.

2. Общие рекомендации коррекции психического перенапряжения в тренировочном процессе.

3. Что может показывать полное отсутствие у спортсмена признаков психического перенапряжения в пик тренировочных нагрузок.

Литература к лекции.

Психопедагогика спорта: Учебное пособие / Г. Д. Горбунов. – 4е издание, испр. И доп.- М: Советский спорт, 2012.-312с: ил.

Основы психофизиологии экстремальной деятельности / Курс лекций. Под редакцией д.п.н. профессора Блеера А.Н. М.2006, 380

 

Лекция № 18.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.157 (0.017 с.)