Квест как новый формат внеклассного отдыха подростков в туристской отрасли Севастополя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квест как новый формат внеклассного отдыха подростков в туристской отрасли Севастополя



Жакун В.В. Квест как новый формат внеклассного отдыха подростков в туристской отрасли Севастополя. [92]

В данной статье рассмотрен квест как новый формат проведения внеклассного отдыха школьников, проанализированы виды квестов и их значение для образования молодежи.

Jakun V. Quest as a new format of extra-curricular leisure of teenagers in the tourist industry in Sevastopol. This article describes the quest as a new format for extracurricular camps, analyzed the types of quests and their importance for education of youth.

Постановка проблемы. В настоящее время одной из важнейших задач образовательного процесса является организация внеклассного отдыха подростков. Внеклассные мероприятия должны способствовать расширению интересов воспитанников, сплочению коллектива, реализации креативного потенциала, а также помочь с самоорганизацией и самообучением. И только использование интересных форм, внедрение новейших методов и технологий способно отвечать главным целям воспитания и образования.

Цель статьи – рассмотреть квест как новый формат внеклассного отдыха подростков в туристской отрасли Севастополя.

Изложение основного материала. Нестандартные подходы к организации внеклассного отдыха, учитывающие интересы подростков, стимулируют формирование их познавательного интереса к истории города, региона и страны в целом. Особенно эффективным видом современных образовательных технологий во внеурочной деятельности становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия для развития и самореализации ее участников.

Одной из таких современных технологий является квест-технология. Исходя из множества источников, можно дать общее определение квеста. Это технология, которой характерны игровой замысел, точно поставленная задача и четкие правила, имеет руководителя и осуществляется с целью расширения и улучшения тех или иных знаний, умений и навыков участников. Очень важна игровая составляющая, так как именно она отличает квесты от обычного образовательного процесса [1].

Классифицировать квесты можно по различным признакам:

По форме проведения:

- компьютерные игры-квесты – являются родоначальниками подобного вида деятельности. Изначально игрокам предлагалось решать головоломки и ребусы в виртуальном мире [2];

- веб-квесты – направлены на улучшения знаний в той или иной области при помощи Интернета [3];

- квесты в реальности. К ним относятся – квесты в помещениях или на улицах города. Это форма развивается в различных тематических направлениях, поэтому считается очень перспективной. Изучение города, ориентирование, знакомство с музеями, историческими памятниками позволяет участникам расширить свой кругозор и взглянуть под другим углом на уже знакомые объекты.

По сроку реализации:

- долгосрочные;

- краткосрочные.

По назначению:

- развлекательные;

- познавательные;

- обучающие.

Образовательный квест – это технология, которая реализует образовательные задачи и отличается от других элементами сюжета, ролевой игры, связана с поиском определенных мест, объектов, людей, информации, при этом используя информационные ресурсы или ресурсы какой-либо территории [4].

Структура образовательного квеста может быть следующей:

- введение (прописывается сюжет и роли);

- задания (этапы, вопросы, ролевые задания);

- порядок выполнения заданий (бонусы, штрафы);

- оценивание (итоги, призы).

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

- линейными: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут-игра построена по цепочке;

- штурмовыми: игроки получают основное задание и перечень пунктов с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

- кольцевыми: представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных мест, которые будут для них финишными [5].

Во внеклассной деятельности чаще всего проводятся так называемые живые квесты. Они включают как сюжетные детективные игры с интригующим сюжетом, так и активные игры в городе или в помещении, направленные на выполнение различных задач в виде поисков места, предмета, ключа, с преодолением физических препятствий и т.п.

Во внеурочной деятельности систематическое проведение живых квестов позволяет решать ряд задач:

- лучше ознакомиться с территорией и историей города;

- проявить знания по истории, полученные на уроках истории, географии, Севастополеведения и др.;

- проявить находчивость и смекалку;

- развить эрудицию, память;

- участникам лучше узнать друг друга в условиях необходимости принятия быстрых и адекватных решений, способствует развитию коммуникации участников.

- совместно пережить эмоциональные всплески, что психологически сближает участников события.

Разновидностей живых городских квестов с каждым годом становится все больше, среди популярных: квест-экскурсии, велосипедные, пешеходные исторические и военно-патриотические, литературные квесты, квесты с посещением музеев и т.д. [6].

Живой квест, как одна из форм квест-туризма, все больше набирает свою популярность и в городе Севастополь. Ведь это необычный способ познакомится с историческими и культурными особенностями родного города, возможность увеличить свою эрудированность. Такие игровые путешествия позволяют вырваться из скучных будней, побывать в прошлом и будущем, посетить фантастический мир книг, фильмов и компьютерных игр.

В нашем городе прочное место занимают квест-игры военно-патриотической направленности.

С 2014 года в городе Севастополе такие квесты активно проводятся при поддержке Управления по делам молодежи и спорта города Севастопольским центром туризма, краеведения, спорта и экскурсий, Севастопольской региональной общественной организацией «Молодежное спортивно-экологическое объединение «ВелоПобеда», Фондом социальной поддержки населения «Мост поколений», Центром военно-патриотического воспитания учащейся молодежи, Севастопольским региональным отделением ВОД «Волонтеры Победы», библиотеками и ВУЗами города.

В сентябре 2014 года в Севастополе стартовал Всемирный военно-исторический квест «2194» при поддержке Управления по делам молодежи и спорта города. Эта игра посвящена 70-летию окончания Второй Мировой войны и проходила в 35-ти городах Российской Федерации.

В январе 2015 года с большим успехом прошел военно-исторический квест «Страна должна знать свои города-герои», в котором приняли участие города Керчь и Севастополь. Мотивация современной молодёжи к изучению героических событий своих городов-героев, знакомство с основными вехами в истории Великой Отечественной войны стало главной целью квеста.

Каждая группа участников должна была иметь смартфон или другое электронное устройство с возможностью подключения к интернету. Команды в своих городах должны были пройти многоэтапный маршрут. На каждом этапе участники решали исторические головоломки, связанные с подвигами городов-героев. 30 минут давалось на решение каждой загадки, на 15-й минуте была возможность получить одну автоматическую подсказку. Ответив правильно, команда получала указание дальнейшего следования для получения ключа-пароля. После его ввода в соответствующее поле, команда узнавала следующий. Участники квеста в Севастополе передали эстафету следующему городу в режиме онлайн [7].

В июне 2016 г. кафедра «Журналистика и славянская филология» Гуманитарно-педагогического института совместно с Общероссийской общественной организацией «Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы» «РУСЛИТВУЗ» (г. Москва) в рамах Фестиваля молодых филологов юга России провели историко-литературный квест «Бессмертный город русской славы» по памятным местам центральной части г. Севастополя. Участники-студенты из вузов Ставрополя, Ростова-на-Дону, Краснодара, республики Адыгея и Севастопольского государственного университета, победившие в региональных отборочных турах конкурсов по историко-литературному краеведению. В процессе игры гости погрузились в особую ментальную среду города-героя, связанную с уважением и почитанием его традиций.

Сегодня у юных севастопольцев есть возможность принять участие и во всероссийских патриотических квестах, которые одновременно проходят во многих городах России. Среди них: «1418», который посвящен началу Великой Отечественной войны в 1941 году, исторические квесты «На Берлин», «Битва за Севастополь», «Битва за Кавказ» и др.

Вывод. Квест-технологии – это инновационный вид туристской деятельности. И вместе с этим они являются новым видом познавательного внеклассного отдыха подростков. Помимо очевидной пользы от физической и умственной активности, квест-игры учат подростков работать в команде и отлично сплачивают коллектив, тренируют память и делают традиционные экскурсии интересными и эксклюзивными. Здоровый спортивный интерес к победе стимулирует развитие способностей к интуитивному и логическому мышлению, проявление лидерских качеств. И главное,  любая квест-технология способствует моральному становлению подростка как личности, его умственному, нравственному развитию и военно-патриотическому воспитанию.

 

Список использованных источников:

1. Сокол И.Н. Классификация квестов. «Молодий вчений» № 6 (09) червень, 2014 р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-kvestov(дата обращения: 06.09.2016).

2. Сенсация индустрии развлечений – квесты в реальности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://questplanet.ru/articles/sensaciya-industrii-razvlechenij-kvesty-v-realnosti (дата обращения: 06.09.2016).

3. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088/ (дата обращения: 06.09.2016).

Квест-технология. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://project.457spb.ru/p8aa1.html (дата обращения: 07.09.2016).

4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Плеханова Е.М., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Электронный ресурс]. –https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 06.09.2016).

5. Горшенина С.Н., Саттарова К.Р. Современные технологии в этнокультурном образовании школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url= http%3A%2F%2Fschool2100.com%2Fupload%2Fiblock%2F06e%2FGorshenina.pdf&name=Gorshenina.pdf&lang=ru&c=57cf1141bb5c&page=1 (дата обращения: 07.09.2016).

6. Квест «Страна должна знать свои города-герои» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sevseun.com/readarticle.php?article_id=814 (дата обращения: 07.09.2016).

7. Квест «Бессмертный город русской славы» по памятным местам центральной части г. Севастополя. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sevsu.ru/novosti/item/1267-studenty-rossii-khotyat-projti-sevastopolskij-kvest-povtorno-foto (дата обращения: 07.09.2016).

 

Ключевые слова: квест, внеклассная деятельность, образовательный процесс, патриотические мероприятия, история города, школьники, коллектив.

 

УДК 351.711

Трегулова И.П., доцент кафедры менеджмента

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь

Кальченко Ю.М., магистрант направления подготовки «Туризм»

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.017 с.)