V. Чтение текста изложения учителем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Чтение текста изложения учителем.



Много весен и лет расцвело и отцвело в усадьбе. Подгнил и осел просторный дом. Червь-древоточец источил колонны веранды – пришлось ставить новые, уже не такие красивые, как прежде. Дичала сирень, забиваемая наглой и жадной бузиною, глохли осаждаемые крапивой кусты жасмина.

Но, как прежде, пылко заходились студеными майскими ночами полоумные соловьи, по-прежнему победно вскипала и расплескивалась белой пеною старая черемуха. И опять, опять в середине лета смущал и томил тревожный, влюбляющий запах отцветающих лип.

Молчаливая задумчивая женщина входила утром в опустелую, гулкую комнату, отворялся облупившийся, когда-то голубой ставень, и прежнее солнце, распахивая стены гостиной, золотыми, зелеными и голубыми отсветами растворялось в воздухе, в темных глазах женщины, в еe странном, вечно ждущем чего-то сердце.

Она медлила в этой комнате. Долго стояла у окна, вдыхала влажный и густой запах утренней зелени. Обводила взглядом старые, темно-коричневые, неповоротливые стулья, белую, в серебряно-синих тенях скатерть. Теперь надо было обернуться и посмотреть туда. И она резко, словно только что вспомнив о портрете, поворачивалась к нему. Он все так же висел на затененной стене. Все тем же, прежним сиянием светилось лицо смуглой блестящеглазой девочки с золотым персиком в руках.

Она медлительно приближалась к нему, ревниво вглядываясь в живые, карие, неугомонные глаза, в округлые, любовно оглаженные пушистым светом щеки, в алые, готовые рассмеяться губы. Она виновато вбирала голову в плечи, испуганно оборачивалась назад. Но никто не глядел на нее. Только солнце мягко облокачивалось на еe ссутуленные плечи, щекоча и гладя худые бледные щеки. И она благодарно и тихо кивала ему.

(Д. Голубков.)

VI. Работа с текстом.

– Каков тип текста?

– О чем текст?

– Вспомните, как строится описание действия.

Чтение по абзацам, выявление микротемы каждого абзаца.

– Составьте и запишите цепочку действий героини данного отрывка.

(По аналогии с текстом о Рахманинове – «немой» диктант:

Входила в комнату – отворяла ставень – долго стояла у окна – обводила взглядом комнату – резко поворачивалась к портрету – приближалась к нему – вбирала голову в плечи и оборачивалась назад – тихо кивала солнцу.)

– Какое настроение создалось у вас при чтении данного текста?

– Как бы вы могли озаглавить текст?

– Почему слово портрет является ключевым в тексте?

– Как вы думаете, почему женщине было так трудно смотреть на портрет?

– Что произошло с усадьбой за долгие годы?

– Изменился ли портрет девочки?

– Какова основная мысль текста?

– Почему автор противопоставляет портрет старому обветшалому дому?

– Какой «след» вы заметили в этом отрывке? (Память.)

– Для чего автор использует в этом отрывке столько наречий? Какую роль играют наречия в описании действия?

В словах, записанных на доске, обозначьте орфограммы (один ученик – у доски, остальные – в тетрадях), устно объясните условия выбора.

Темно(коричневые); коло(н,нн)ы; чего(то); затемне(н,нн)ой; бл..годарно; деревя(н,нн)ому; гости(н,нн)ой; пр..ближалась; блестящ..(глазой); (не)угомо(н,нн)ые; оглаже(н,нн)ые.

VII. Повторное чтение текста, начиная с III абзаца.

VIII. Работа над изложением в черновиках: описание действий героини.

Ход урока 99

I. Организационный момент.

II. Чтение текста третий раз (с III абзаца).

III. Проверка и корректирование работ учащимися.

IV. Запись изложения в тетрадь для творческих работ.

& Домашнее задание: повторить морфологический разбор категории состояния; отвечать на контрольные вопросы на с. 132.

Урок 100
повторение темы «категория состояния»

Цел и: повторить категорию состояния; повторить разряды наречий; познакомить с композиционной схемой сочинения-рассуждения; учить отличать слова категории состояния в сравнительной степени от наречий и кратких прилагательных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение темы.

1. Контрольные вопросы:

– Что называется категорией состояния?

– Чем отличаются слова категории состояния от наречий? Примеры привести.

2. Запись текста под диктовку.

К ОТТЕПЕЛИ

Заморгал ветер мохнатыми ресницами снежинок. Замельтешило, зарябило в глазах. Пропал и дальний лес, прибрежные кусты с чернеющей точкой вороньего гнезда, не виден стал Алатырь.

Снег шел долго. Потом так же быстро, как и начался, прекратился.

Мороза почти не чувствовалось. Будто теплом потянуло от снега.

Я протянул руку, дотянулся до снежной поверхности и действительно сначала почувствовал жжение. Но потом на душе стало как-то зябко и неуютно.

На теплой ладони снег быстро таял и скатывался водяными горошинками.

Это была сила весеннего ручья, маленькие нежные капли.

(Ф. Нестеров.)

3. Беседа по вопросам.

– Как вы объясните название текста?

– Перечислите средства художественной выразительности.

– Найдите в тексте слова категории состояния, подчеркните их как члены предложения, надпишите, какое состояние они обозначают.

4. Выполните морфологический разбор слов категории состояния.

5. Работа с текстом упражнения 283.

– Какова основная мысль текста?

– Кто стоял у истоков сравнительно-исторического изучения славянских языков?

– Обоснуйте, в чем заслуги Александра Христофоровича Востокова.

– Каков будет тип текста вашего обоснования? (Рассуждение.)

– Составление композиционной схемы текста-рассуждения.

Запись на доске и в тетрадях:

1. Тезис (основное положение).

2. Доказательства (аргументы):

– во-первых, …

– во-вторых, …

3. Выводы.

– Перескажите текст упражнения 283 по плану, сформулировав его основную мысль: «Научные интересы А. Х. Востокова».

6. Укажите, какой частью речи является слово в сравнительной степени (прилагательное, наречие, категория состояния).

– На утре дней все ярче и чудесней мечты и сны в груди моей росли.

– И земля стала меньше, компактнее.

– И ему хорошо с ней, лучше, интереснее.

– Порой друзья страшнее, чем враги.

– Веселее в селе, когда нет заколоченного дома.

(Упражнение взято из учебника П. А. Леканта «Сборник упражнений по современному русскому языку». – М.: «Дрофа», 2000.)

& Домашнее задание: повторить самостоятельные и служебные части речи; из учебника литературы (художественных текстов) выпишите предложения со словами категории состояния.

Урок 101
служебные части речи

Цел и: познакомить учащихся с таблицей служебных частей речи; показать роль служебных частей речи в предложении; конструировать предложения, используя служебные части речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение подобранных предложений со словами категории состояния (по цепочке).

2. Беседа по вопросам.

– Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? Назовите их.

– К каким частям речи мы относим союзы, частицы, предлоги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.01 с.)