Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Чтение текста изложения учителем.
Много весен и лет расцвело и отцвело в усадьбе. Подгнил и осел просторный дом. Червь-древоточец источил колонны веранды – пришлось ставить новые, уже не такие красивые, как прежде. Дичала сирень, забиваемая наглой и жадной бузиною, глохли осаждаемые крапивой кусты жасмина. Но, как прежде, пылко заходились студеными майскими ночами полоумные соловьи, по-прежнему победно вскипала и расплескивалась белой пеною старая черемуха. И опять, опять в середине лета смущал и томил тревожный, влюбляющий запах отцветающих лип. Молчаливая задумчивая женщина входила утром в опустелую, гулкую комнату, отворялся облупившийся, когда-то голубой ставень, и прежнее солнце, распахивая стены гостиной, золотыми, зелеными и голубыми отсветами растворялось в воздухе, в темных глазах женщины, в еe странном, вечно ждущем чего-то сердце. Она медлила в этой комнате. Долго стояла у окна, вдыхала влажный и густой запах утренней зелени. Обводила взглядом старые, темно-коричневые, неповоротливые стулья, белую, в серебряно-синих тенях скатерть. Теперь надо было обернуться и посмотреть туда. И она резко, словно только что вспомнив о портрете, поворачивалась к нему. Он все так же висел на затененной стене. Все тем же, прежним сиянием светилось лицо смуглой блестящеглазой девочки с золотым персиком в руках. Она медлительно приближалась к нему, ревниво вглядываясь в живые, карие, неугомонные глаза, в округлые, любовно оглаженные пушистым светом щеки, в алые, готовые рассмеяться губы. Она виновато вбирала голову в плечи, испуганно оборачивалась назад. Но никто не глядел на нее. Только солнце мягко облокачивалось на еe ссутуленные плечи, щекоча и гладя худые бледные щеки. И она благодарно и тихо кивала ему. (Д. Голубков.) VI. Работа с текстом. – Каков тип текста? – О чем текст? – Вспомните, как строится описание действия. Чтение по абзацам, выявление микротемы каждого абзаца. – Составьте и запишите цепочку действий героини данного отрывка. (По аналогии с текстом о Рахманинове – «немой» диктант: Входила в комнату – отворяла ставень – долго стояла у окна – обводила взглядом комнату – резко поворачивалась к портрету – приближалась к нему – вбирала голову в плечи и оборачивалась назад – тихо кивала солнцу.)
– Какое настроение создалось у вас при чтении данного текста? – Как бы вы могли озаглавить текст? – Почему слово портрет является ключевым в тексте? – Как вы думаете, почему женщине было так трудно смотреть на портрет? – Что произошло с усадьбой за долгие годы? – Изменился ли портрет девочки? – Какова основная мысль текста? – Почему автор противопоставляет портрет старому обветшалому дому? – Какой «след» вы заметили в этом отрывке? (Память.) – Для чего автор использует в этом отрывке столько наречий? Какую роль играют наречия в описании действия? В словах, записанных на доске, обозначьте орфограммы (один ученик – у доски, остальные – в тетрадях), устно объясните условия выбора. Темно(коричневые); коло(н,нн)ы; чего(то); затемне(н,нн)ой; бл..годарно; деревя(н,нн)ому; гости(н,нн)ой; пр..ближалась; блестящ..(глазой); (не)угомо(н,нн)ые; оглаже(н,нн)ые. VII. Повторное чтение текста, начиная с III абзаца. VIII. Работа над изложением в черновиках: описание действий героини. Ход урока 99 I. Организационный момент. II. Чтение текста третий раз (с III абзаца). III. Проверка и корректирование работ учащимися. IV. Запись изложения в тетрадь для творческих работ. & Домашнее задание: повторить морфологический разбор категории состояния; отвечать на контрольные вопросы на с. 132. Урок 100 Цел и: повторить категорию состояния; повторить разряды наречий; познакомить с композиционной схемой сочинения-рассуждения; учить отличать слова категории состояния в сравнительной степени от наречий и кратких прилагательных. Ход урока I. Организационный момент. II. Повторение темы. 1. Контрольные вопросы: – Что называется категорией состояния? – Чем отличаются слова категории состояния от наречий? Примеры привести. 2. Запись текста под диктовку. К ОТТЕПЕЛИ Заморгал ветер мохнатыми ресницами снежинок. Замельтешило, зарябило в глазах. Пропал и дальний лес, прибрежные кусты с чернеющей точкой вороньего гнезда, не виден стал Алатырь. Снег шел долго. Потом так же быстро, как и начался, прекратился.
Мороза почти не чувствовалось. Будто теплом потянуло от снега. Я протянул руку, дотянулся до снежной поверхности и действительно сначала почувствовал жжение. Но потом на душе стало как-то зябко и неуютно. На теплой ладони снег быстро таял и скатывался водяными горошинками. Это была сила весеннего ручья, маленькие нежные капли. (Ф. Нестеров.) 3. Беседа по вопросам. – Как вы объясните название текста? – Перечислите средства художественной выразительности. – Найдите в тексте слова категории состояния, подчеркните их как члены предложения, надпишите, какое состояние они обозначают. 4. Выполните морфологический разбор слов категории состояния. 5. Работа с текстом упражнения 283. – Какова основная мысль текста? – Кто стоял у истоков сравнительно-исторического изучения славянских языков? – Обоснуйте, в чем заслуги Александра Христофоровича Востокова. – Каков будет тип текста вашего обоснования? (Рассуждение.) – Составление композиционной схемы текста-рассуждения. Запись на доске и в тетрадях: 1. Тезис (основное положение). 2. Доказательства (аргументы): – во-первых, … – во-вторых, … 3. Выводы. – Перескажите текст упражнения 283 по плану, сформулировав его основную мысль: «Научные интересы А. Х. Востокова». 6. Укажите, какой частью речи является слово в сравнительной степени (прилагательное, наречие, категория состояния). – На утре дней все ярче и чудесней мечты и сны в груди моей росли. – И земля стала меньше, компактнее. – И ему хорошо с ней, лучше, интереснее. – Порой друзья страшнее, чем враги. – Веселее в селе, когда нет заколоченного дома. (Упражнение взято из учебника П. А. Леканта «Сборник упражнений по современному русскому языку». – М.: «Дрофа», 2000.) & Домашнее задание: повторить самостоятельные и служебные части речи; из учебника литературы (художественных текстов) выпишите предложения со словами категории состояния. Урок 101 Цел и: познакомить учащихся с таблицей служебных частей речи; показать роль служебных частей речи в предложении; конструировать предложения, используя служебные части речи. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Чтение подобранных предложений со словами категории состояния (по цепочке). 2. Беседа по вопросам. – Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? Назовите их. – К каким частям речи мы относим союзы, частицы, предлоги.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.01 с.) |