IV. Переписывание сочинения в тетрадь для творческих работ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Переписывание сочинения в тетрадь для творческих работ.



& Домашнее задание: составить тест по изученному материалу «Наречия».

Уроки 84–85
дефис между частями слова в наречиях

Цел и: познакомить учащихся с дефисным написанием наречий; формировать навык написания дефиса в наречиях; повторить дефисное написание существительных, прилагательных и местоимений; учить отличать наречия с приставкой по- от прилагательных с предлогом; учить конструировать предложения по схемам.

Ход урока 84

I. Организационный момент.

II. Инсценировка (по веселым урокам «Радионяни»).

Действующие лица: два ученика, учитель.

1-й ученик. Прилагательные, как и существительные, не упустили случая увеличить свои ряды за счет сложения основ. Кусочек от одного слова, кусочек от другого, смотришь – новое слово получилось, родилось, называется сложное.

2-й ученик. Почему сложное? Ведь сам способ несложный, вот только для учеников не очень приятный. Думаю, ты понял, почему – появляется новая орфограмма. Вот смотри: русско-немецкий, железнодорожный.

1-й ученик. Ну и как писать? Все слитно? Или через дефис? Не тут-то было! Одни слова – так, другие – сяк!

Звонит колокольчик.

Учитель. Внимание, урок начался. Тема сегодняшнего урока – «Сложные слова».

1-й ученик. А раньше были простые?

Учитель. Все слова – сложные, пока не научишься их писать. Но в грамматике сложными называются такие слова, которые имеют несколько корней, обычно два. Например: паровоз – везущий с помощью пара. Это сложное слово. А что у него внутри?

1-й ученик. Машинист.

Учитель. Я имею в виду – а или о?

1-й ученик. А машинист один или есть помощник?

Учитель. Есть помощник.

1-й ученик. Тогда а: паравоз.

Учитель. А если их трое, то троевоз? Нет, ты все перепутал. В слове паровоз соединительная гласная о; а не бывает соединительной гласной.

2-й ученик. Только о?

Учитель. Нет, есть еще е. Какие слова ты знаешь на е?

2-й ученик. Синеглазка, большеголовый. А как пишется сине-голубой?

Учитель. Через дефис. Все сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис: ярко-красный, серо-синий, серо-буро-малиновый.

1-й ученик. А синеглазый?

Учитель. Это не оттенок, это обозначение человека с синими глазами.

2-й ученик. А рыжеволосый?

Учитель. Так называют человека с рыжими волосами.

1-й ученик А рыже - лысый?

Учитель. Я такого не встречал.

1-й ученик А я встречал. Сначала человек был рыжий, а через несколько лет стал лысым.

Учитель. Возможно, но если бы и было такое слово, оно бы обозначало не оттенок цвета (например, бледнолицый), и писалось бы слитно. А что касается слов юго-запад, северо-восток – они тоже пишутся через дефис.

А теперь закрепим материал песенкой, музыку к которой подберем сами.

Двое учеников исполняют песенку.

Темно-русый паренек

Шел на северо-восток.

Так он к вечеру устал,

Что лимонно-желтым стал.

Но зато успел понять,

Где в словах дефис вставлять.

Будешь помнить наш урок,

В школе скажет педагог:

«Этот парень – голова,

Знает сложные слова!»

III. Повторение правила постановки дефиса в существительных, прилагательных, местоимениях.

1. Слово учителя.

– Спасибо, ребята. В вашем рассказе от «Радионяни» много забавного, но не все сказано. Боюсь, как бы и вы не стали лимонно-желтыми от того, что услышали столько правил сразу. Не могу не помочь.

Вывешивается таблица.

2. Самостоятельное ознакомление с таблицей.

Пиши слитно

● сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний:

 ® сельскохозяйственный

 ® древнерусский

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

 

Пиши через дефис

● сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

● местоимения, образованные с помощью суффиксов: -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка и с помощью приставки кое -:

                   кое-кто

                   что-либо

                   какой-нибудь

● существительные с пол -:

пол- л имона

пол- М осквы

пол- а пельсина

3. Замени словосочетания прилагательными.

Продукция сельского хозяйства; вопросы медицины и биологии; поселок у северного моря; климат Средней Европы.

4. Образуй прилагательные от числительного два и существительного знак, лицо, смысл, год, лето, этаж.

5. Орфографическая диктовка.

Пол-Европы, полуостров, кого-то, пол-ягоды, дикорастущий, школа-интернат.

IV. Объяснение новой темы.

На доске открывается таблица.


Дефис в наречиях

по-русски по-заячьи по-прежнему по-моему по-старому   во-первых в-третьих   куда-то где-либо откуда-нибудь кое-как   еле-еле мало-помалу крепко-накрепко В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по- и суффиксом -и-, -ому (-ему)   В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во-(в-) и суффиксов -ых(-их) В наречиях после приставки кое-; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь   В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов

(Правая часть таблицы сначала закрыта.)

– Сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на их графическое обозначение.

– Сравните свои доводы с таблицей (открывается правая сторона таблицы). А теперь с материалом учебника (с. 117, 119).

V. Закрепление темы.

1. Соедините стрелками части слов и полученные наречия запишите.

старый                по-, -ему

чуть                    по-, -ому

мало                    в-, -ых

седьмой              -нибудь

весенний             по-, -и

где                       -чуть

немецкий            -помалу

2. Выполнение упражнения 251 (на доске и в тетрадях).

– Какой частью речи являются выделенные слова?

– Можно ли выделенные слова назвать омонимами?

– Разберите выделенные слова по составу. Как отличаются однозвучные слова-наречия и прилагательные?

– Выполните синтаксический разбор первого предложения.

3. Цифровой диктант (наречие – 1, другие части речи – 2).

По-утиному; кое с кем; по-русски; видимо-невидимо; кисло-сладкий; певуче; волей-неволей; третий; по-товарищески; бережливо; дружеский; в-пятых; полуподвал; иссиня-черный; по-моему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.009 с.)