III. Орфографическая диктовка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Орфографическая диктовка.



Излагать непринужденно; страшная эпидемия; неаккуратный ученик; деревообрабатывающий комбинат; небрежный вид; говорил неискренне; поражение неизбежно; неряшливо одетый мужчина; Третьяковская галерея; вовсе не интересно; пробежать дистанцию; продумать комбинацию; неожиданные последствия; не сделанные вовремя уроки; невыполненное поручение; задание не выполнено; материалы неизрасходованные; книга небольшая, но интересная.

IV. Повторение темы.

1. Выполнение упражнения 224.

Беседа по вопросам:

– К какому стилю относится текст?

– Почему в вопросе Димы использовано несуществующее в языке слово?

– Каким словом заменил это несуществующее слово командир?

– Найдите в тексте обращение. Объясните постановку знаков препинания при обращении.

– Назовите виды орфограмм на месте скобок.

– Выполните морфологический разбор слов (не)ходи и осторожней.

– Спишите, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые.

2. Цифровой диктант (раздельно – 1; слитно – 2).

Неопределенно; невыносимо жутко; вовсе не безобразный; разговаривать не громко, а тихо; неотложное дело; не интересно, а скучно; никем не понятый; нечаянно; чувствовать неодинаково; рассчитать не точно, а приблизительно; материал недорогой, а красивый; трудности, не предвиденные вначале; подошел незаметно; держаться невозмутимо; убеждал неискренне; не добрые, а злые глаза.

3. Работа со словарными словами (к упражнения 223, 226).

– Какой частью речи являются слова?

– По каким признакам это определили?

– Попытайтесь определить лексическое значение каждого слова.

Пять человек работают с толковым словарем.

Возражение – довод, мнение против чего-нибудь, выражение несогласия с чем-нибудь.

Почтальон – разносчик почты, корреспонденции по адресам.

Квитанция – официальная расписка в принятии денег или иных ценностей.

Конверт – пакетик из бумаги для вкладывания в него письма.

Штемпель – то же, что и печать.

– Составьте с данными словами словосочетания.

4. Выполнение упражнения 223 (в тетрадях и у доски):

1) Синтаксический разбор 1-го предложения.

2) Подобрать синонимы к наречиям с не.

3) Морфологический разбор слова оправдывался.

4) Выписать на доске слова с выделенными буквами, надписать, какие звуки они (выделенные буквы) обозначают.

V. Подведение итогов урока.

– Расскажите о слитном и раздельном написании не с наречиями.

& Домашнее задание: упражнение 226.

Уроки 73–74
Буквы е и и в приставках не- и ни-
отрицательных наречий

Цел и: познакомить учащихся с правописанием отрицательных наречий; формировать умение правильно определять написание приставок не- и ни-; учить составлять связный текст по заданной теме.

Ход урока 73

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упражнение 226).

– Какова основная мысль текста?

– На сколько абзацев вы разделили текст?

– Для связи каких предложений использованы близкие по значению слова?

– Назовите наречия, образованные приставочным способом.

III. Повторение правил написания не с разными частями речи.

1. Выполнение упражнения 225 (заполнить таблицу примерами, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не).

2. Сформулируйте правило написания не с разными частями речи.

Правило проецируется на экран.

Слитно:

1) без не не употребляется (неряха, небрежный);

2) можно заменить синонимом без не (невысоко – низко).

Раздельно:

1) есть противопоставление (не глупый, а умный);

2) есть слова далеко не, совсем не, вовсе не, отнюдь не;

3) с именами собственными (не Саша);

4) с притяжательными прилагательными (не лисья нора);

5) сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий (не больше, не хуже);

6) краткие формы (не намерен);

7) с зависимым словом – отрицательным наречием или местоимением (никому не интересно);

8) если у причастия есть зависимые слова (не выполненная вовремя работа);

9) с глаголами и деепричастиями.

3. Выборочный диктант.

Выписать словосочетания с не.

1) Сказка «Лиса и Ёж».

– Всем ты, Ёж, пригож да хорош, да вот только колючки тебе не к лицу.

– А что, Лиса, я с колючками некрасивый?

– Да не то чтобы некрасивый…

– Или я с колючками неуклюжий?

– Да не то чтобы неуклюжий…

– Так какой же я с колючками?

– Да какой-то ты, брат, несъедобный.

2) Пословицы.

Неправый постоянно во всем оправдывается.

Ошейник из жемчужин собаке не нужен.

В крепкой спайке фронта и тыла непобедимая сила.

Имеем – не ценим, потеряем – плачем.

Не для школы, а для жизни учился.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Хочешь рыбку поймать, не взбирайся на дерево.

3) Стихи.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

                                            А. Твардовский.

А вы, в невинной простоте,

Поете в тишине негромко

О «безымянной высоте

У незнакомого поселка».

                     Г. Разумовский

Мы бредем по тем дорожкам,

Где не кошена трава.

                     М. Исаковский

Кипучая, могучая, никем непобедимая,

Страна моя, Москва моя, ты самая любимая.

                                                        В. Лебедев-Кумач

4) Словосочетания.

Не лисья нора; недостает ума; не Волгоград; испытывать недомогание.

IV. Объяснение новой темы.

1. Чтение, изучение материала на с. 108.

– Вспомните и назовите отрицательные наречия. Как они образуются? Приведите примеры.

– Объясните, как образованы данные наречия.

Запись на доске:

– Вспомните, когда в отрицательных местоимениях пишется не-, а когда ни-.

– Сравните написание отрицательных наречий.

– Сформулируйте правило написания (по аналогии с отрицательными местоимениями) отрицательных наречий.

2. Чтение правила на с. 108 (орфограмма № 58).

V. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 227 (по цепочке).

2. Вместо точек вставьте нужное отрицательное наречие и устно объясните его значение.

И рад бежать, да … (некуда). (Нет такого места, куда бы … – некуда.) Работай, … (некогда) разговаривать. (Некогда – нет свободного времени.) Мне … (некогда). (Некогда – очень занят.) Около корней их устарелых, где … (некогда) все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (Некогда – давно, когда-то.)

(А. С. Пушкин.)

Здесь … (негде) пройти. (Негде – нет места.) Учиться … (никогда) не поздно. (Никогда – ни в какое время.) Летом … (никуда) не поеду. (Никуда – ни в какое место.) Он … (нисколько) не смущался. (Нисколько – ничуть, ни в какой мере.) Нет писем … (ниоткуда). (Ниоткуда – ни из какого места.)

3. Выполнение упражнения 228 (самостоятельно; у доски выполняется синтаксический разбор 1-го предложения и морфологический разбор слов несколько, (на) местности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.01 с.)