IV. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока.



& Домашнее задание: упражнение 208. Индивидуальное задание – упражнение 201.

Урок 63
способы образования наречий

Цел и: познакомить учащихся со способами образования наречий; проверить знание смысловых групп наречий; уметь образовывать наречия от прилагательных, числительных, учить подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания и знаний, полученных на предыдущих уроках.

1. Тестирование.

1) Найдите наречие образа действия:

а) дружно;          б) утром;        в) рано;          г) высоко.

2) Найдите наречие времени:

а) быстро;           б) здесь;         в) прямо;        г) ночью.

3) Найдите наречие места:

а) везде;              б) сослепу;               в) совершенно; г) очень.

4) Найдите наречие причины:

а) трижды;          б) всюду;        в) со зла;        г) весело.

5) Найдите наречие цели:

а) назло;             б) вдвое;         в) по-весеннему; г) много.

6) Найдите наречие меры:

а) нарочно;         б) чуть-чуть; в) вблизи;       г) размашисто.

7) Найдите указательное наречие:

а) туда;               б) грустно;              в) слева;         г) издавна.

8) Найдите неопределенное наречие:

а) откровенно;             б) кое-где;      в) вдвоем;       г) вполголоса.

9) Найдите вопросительное наречие:

а) зачем;                       б) искоса;       в) попросту;   г) по-старому.

10) Найдите отрицательное наречие:

а) недалеко;        б) напрасно;   в) никуда;       г) мгновенно.

2. Рассказ (индивидуальное задание) о слове мельком, пешком.

– Как образовались слова мельком? пешком? (Перешли из одной части речи в другую.)

– Подумайте, а как образовалось слово восвояси? Что оно означает? (Означает «к себе домой». Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания «во своя въси» – в свои деревни, домой.)

– Устно составьте предложения с наречиями мельком, восвояси.

III. Объяснение новой темы.

1. Докажите, что написанные на доске слова – наречия.

Рано, издали, вдвое, по-моему, по-заячьи, засветло, по-дружески, вверх, отсюда.

– От каких частей речи они образованы?

– С помощью чего? Какими способами?

2. Составление таблицы (запись на доске и в тетрадях).

Вывод: 1) Больше всего наречий образуется от качественных прилагательных при помощи суффикса -о-, наречия также образуются и от относительных прилагательных при помощи суффикса -ски-, и от притяжательных с помощью приставки по-.

2) Наречия могут быть образованы при помощи предлогов в, на, за и винительного падежа полных прилагательных женского рода (вплотную, вручную, врассыпную), от кратких прилагательных с предлогами с, из, до, в, на, за.

3) Наречия могут быть образованы от различных падежных форм существительных, например:

- от существительных в родительном падеже с предлогами из, с;

- от существительных в винительном падеже с предлогами в, на;

- от существительных в дательном падеже с предлогами к, по;

- от существительных в творительном падеже с предлогом с и без предлога;

- от существительных в предложном падеже с предлогами в, на.

4) Наречия могут образовываться от местоимений дательного падежа с приставкой по- и различных падежей с предлогами по, со, за.

5) Также от собирательных числительных с приставками в-, на-, порядковых с приставками в-, во-, количественных со старым суффиксом -жды.

6) От самих же наречий – с помощью приставок.

7) От сочетаний различных частей речи: существительных и местоимений, местоимений и существительных и т. п.

Внимание: во всех случаях образования на конце наречия имеют суффикс, а не окончание, так как наречие – неизменяемая часть речи.

IV. Закрепление темы.

1. Спишите предложения, заменяя подчеркнутые слова неразложимыми сочетаниями. Объясните способ образования наречий.

1) Мы критиковали тех, кто работал небрежно (спустя рукава).

2) Все было выполнено быстро и небрежно (на скорую руку).

3) Вещь была сделана очень плохо (из рук вон плохо).

4) В их доме шло все крайне беспорядочно (вверх дном).

5) Он прочитал стихотворение посредственно (так себе).

2. Работа над лексическим значением слова.

Почему мы так говорим: попасть впросак? Что значит это выражение?

Теперь веревки, бечеву, канаты делают на фабриках, а не так давно это был еще кустарный промысел. Целые села занимались им.

На улицах стояли столбы с крючьями, от них канаты тянулись к деревянным колесам. Их вращали, бегая по кругу, лошади. Все эти приспособления кустарей-канатчиков назывались просак.

Нужно было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свертывающийся в просаке жгут. Если попадет в плетение кончик пиджака и рубахи – прощай одежда. Искромсает ее просак, изорвет, а иногда и самого человека изувечит.

Отсюда и пошло: попасть впросак – «запутаться, очутиться в трудном положении».

(Из книги Л. Т. Григорян «Язык мой – друг мой».)

– Как же образовано наречие впросак?

– Составьте предложение со словосочетанием попасть впросак, осложните его деепричастным и (или) причастным оборотом.

– Сделайте синтаксический разбор полученного предложения.

3. Подберите синонимы к наречиям.

смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки).

– Укажите, как образованы подобранные вами наречия (от чего и с помощью чего).

– Объясните написание приставок на з – с.

4. Напишите прописью цифры и, где надо, вставьте наречия:

а) (дважды) 2 = 4;

б) (трижды) 7 = 21;

в) если 70 уменьшить (вдвое), то получится 35;

г) если 200 увеличить (втрое), то получится 600.

5. Закончи предложение, употребив наречие.

а) Встань пораньше, шагни… (подальше).

б) Сначала подумай, … (потом отвечай).

в) Учиться... (никогда) не поздно.

г) Не трать слов… (впустую).

д) Береги платье… (снову), а честь… (смолоду).

5. Запишите словосочетания под диктовку учителя, выполните морфемный разбор одинаково звучащих слов.

Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал. Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одевался красиво.

V. Подведение итогов урока.

– Какими способами и от каких частей речи образуются наречия?

& Домашнее задание: составить и записать не менее 10 словосочетаний, используя наречия (по картине И. Попова «Первый снег» – см. цветную репродукцию в учебнике).

Уроки 64–65
сочинение по картине И. попова «первый снег»

Цел и: подготовить учащихся к написанию сочинения; формировать навык построения связного текста, рассказа, умение отбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Зачитать подобранные словосочетания, указать способ образования полученных наречий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.009 с.)