IV. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока.



Контрольные вопросы и задания на с. 91–92 учебника.

& Домашнее задание: упражнение 193.

Урок 58
Контрольный диктант
по теме «Деепричастие»

Цел и: проверить знания, полученные на уроках по данной теме; выполнить различные виды разбора.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Диктант.

ПИР ПТИЦ

На пахоте происходило обжорство: скворцы, галки и вороны хватали и хватали студенистых червей, обнаженных и порезанных плугом.

Боязливые серые плишки и те промышляли на пахоте, вихляясь над бороздами. Даже малая мухоловка сидела на жерди и, дождавшись своего момента, спархивала вниз и, чего-то ухватив с земли, несла на городьбу и торопливо склевывала. Лесные птички спускались с гор к огороду и терпеливо ждали, когда налопаются и задремлют важно, по-хозяйски вышагивающие по бороздам нарядные и сытые скворцы, напоминающие сельских купчиков. Не выдержав искушения, птахи, мелькнув над городьбой, уносили с борозды козявку, жука, личинку какую, а скворец уж непременно в погоню.

(96 слов.) (В. Астафьев.)

(Безударные гласные в корне; правописание приставок на согласную; правописание суффиксов причастий и деепричастий; сложные предложения, знаки препинания при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах; не с деепричастиями.)

Грамматические задания.

1. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

2. Сделайте морфологический разбор одного деепричастия и одного причастия.

3. Разберите по составу:

         I вариант                                         II вариант

причастия из первого               причастия из четвертого

предложения («На пахоте        предложения («Лесные птахи

происходило обжорство…»)      спускались с гор…)

& Домашнее задание: подготовиться к тестированию по теме «Деепричастие».

Урок 59
Работа над ошибками, допущенными
в контрольном диктанте.
тестирование

Цел и: провести работу над ошибками; формировать навык работы с тестовыми заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Самостоятельная работа над ошибками, допущенными в диктанте (приблизительно на 15 минут).

Те, у кого мало ошибок или у кого их нет, выполняют упражнение 184. Пять человек получают карточки с заданием.

Карточка 1.

От данных глаголов образуйте причастия и деепричастия. Подберите к ним зависимые существительные и запишите полученные словосочетания; укажите вид глагола и полученного деепричастия. Составьте два предложения со словосочетаниями.

Верить (во что?), беспокоиться (о чем?), тревожиться (за что?), тормозить (что?), оплатить (что?), уверить (в чем?), заведовать (чем?), управлять (чем?), известить (кого?), гарантировать (что?).

Карточка 2.

Спишите текст, предварительно озаглавив его. Расставьте и графически объясните недостающие знаки препинания и буквы. Укажите вид деепричастий.

Береза милое русское дерево. Наблюдая в лесу я понял что береза поистине крестьянское дерево; в ней есть все: и бабий ситц..вый платок и побеле(н,нн)ая хата и русская печь и холщ..вая рубаха и даже молоко, которое п..ют на всей земле.

Всматр..ваясь в березовый лес в излома(н,нн)ые его стволы вспоминаешь мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую т..желую работу.

А молодые березки как бы на ц..почках приподнявшись к весеннему куполу неба напоминая девичью красоту радуют глаз и душу.

(По Н. Жукову.)

Карточка 3.

Спишите предложения, расставив знаки препинания, графически обозначив деепричастные обороты.

Льды растаяв становятся синью в реке. Птицы взлетая становятся стаей упругой. Люди рождаясь кричат на одном языке заклиная взрослых людей понимать друг друга.

(Р. Рождественский.)

Я пришел в оранжерею и сорвав сухой листок молвил Дайте мне дешевый прочный пахнущий цветок.

(Саша Черный.)

Вставая с первыми лучами теперь она в поля спешит и умиленными очами их озирая говорит Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса; прости небесная краса.

(А. С. Пушкин.)

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

(Пословица.)

А звезды с высоты глядя на нас так явно мигают не стыдясь.

(А. Фет.)

– Укажите вид деепричастий.

Карточка 4.

Над Лисьими горами озя б шее нояб р ьское солнце с жалось в белесый комок подобра в к себе ближе зам е р з шие лучи.

Кута я сь в серые облака пряче т ся от порывистого ветра вспоминая то недавн е е время когда оно по утрам выкатывалось из-за леса ещ е не осты в шим за но ч ь рубиновым шаром.

– Спишите, расставив пропущенные знаки препинания. Графически объясните их постановку.

– Обозначьте в транскрипции звуки над выделенными буквами.

– Подчеркните грамматические основы предложений.

Карточка 5.

Спишите, расставив знаки препинания. Можно ли назвать данные предложения текстом? Почему? Обоснуйте.

Ветер-гуляка устал от бессонных ночей. Желая отдохнуть в ближайшем перелеске задул снегом проселочную дорогу попавшуюся на пути и посопев улегся под длинноногими сосенками.

– Найдите причастия, надпишите их постоянные признаки.

– Выполните морфологический разбор одного деепричастия.

– Разберите выделенные слова по составу.

III. Тестирование.

1. Признаки каких частей речи совмещает деепричастие?

а) существительного и прилагательного;

б) глагола и прилагательного;

в) глагола и причастия;

г) глагола и наречия.

2. Какая часть слова отсутствует у деепричастия?

а) приставка;

б) суффикс;

в) окончание;

г) корень.

3. Какой из суффиксов не относится к деепричастию (с помощью какого суффикса не образуются деепричастия)?

4. Укажите деепричастие совершенного вида:

а) нахмурясь;

б) требуя;

в) ржавея;

г) приближаясь.

5. Найдите деепричастие, в котором не пишется слитно:

а) (не)обращая;

б) (не)доумевая;

в) (не)дыша;

г) (не)оглянувшись.

6. От какого глагола нельзя образовать деепричастия?

а) получил;

б) трудятся;

в) пронести;

г) вязать.

7. В каком предложении запятая не ставится?

а) Сидят птицы на кленах важно и не спеша поклевывают золотистые семена.

б) По временам птицы ныряют в снег купаясь в нем.

в) Потом не торопясь они похаживают по сверкающему снегу.

г) Прихотливо извиваясь заснеженная аллея устремляется за город.

8. В каком слове ударение падает на первый слог?

а) ржавея;

б) балуясь;

в) торжествуя;

г) любуясь.

9. Укажите словосочетание, в котором деепричастие главное слово:

а) мурлыча и ворча;

б) говорил улыбаясь;

в) не прикасаясь рукой;

г) весело посвистывал.

10. В каком слове допущена орфографическая ошибка?

а) бассейн;

б) галлерея;

в) сиять;

г) дистанция.

11. Какое слово состоит из приставки, корня и двух суффиксов:

а) рассказанный;

б) черпая;

в) загружая;

г) приближающийся.

12. Образуйте все возможные формы деепричастий и причастий от глаголов: требовать, потчевать, жевать, преодолевать, рассчитать, одерживать, распределить, ворковать.

– Составьте по одному предложению с причастным и деепричастным оборотом, используя образованные слова.

& Домашнее задание: подготовиться к словарному диктанту (с. 26–91).

Урок 60
Наречие как часть речи

Цел и: познакомить учащихся с наречием; формировать умение находить наречия в тексте; умение самостоятельно анализировать информацию.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная диктовка.

Присутствовать, отразить, гирлянда, возвышенный, поразительный, поощренный, силуэт, приведенный, кованый, неслыханный, нечаянный, священный, выровненный, аквариум, претензия, прекратить, сиять, дистанция, комбинация, экспресс, акварель, мировоззрение.

Дайте толкование одного слова. Используя одно из записанных слов, составьте предложение по схеме:

сущ. И. п.сущ. И. п.

– Объясните постановку тире в предложении.

III. Объяснение новой темы.

1. Работа с текстом.

В приведенном рассказе (распечатанный текст лежит перед учениками на партах) о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Первый раз учитель читает текст вслух, учащиеся слушают, затем списывают отрывок в тетрадь, после чего пересказывают содержание текста от третьего лица, стараясь использовать все наречия.

ЗА ВОЛОСЫ

Однажды сп..саясь от турок попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь (не)допрыгнул до берега и мы (с)разбегу шлепнулись в жи..кую грязь. Вот уже все тулов..ще моего коня скрылось в злово(н,нн)ой грязи вот уже и моя голова стала погружа(т.ть)ся в болото и оттуда торчит лишь к..сич(?)ка моего п..рика.

Мы (не)преме(н,нн)о погибли бы если бы не уд..вительная сила моих рук. Я страшный силач(?). Схв..тив себя за эту к..сич(?)ку я изо всех сил дернул вверх и без большого труда выт..щил из болота и себя и своего коня которого крепко сжал об..ими ногами как щ..пцами. Если вы дума..те, что это ле..ко, то попробуйте проделать это сами.

– Найдите наречия; укажите словосочетания, в которые входят наречия; обозначьте в них главное и зависимые слова.

– Что поясняет наречие? Какова его роль в предложении?

– Каким членом предложения является наречие?

– Можно ли изменить наречие?

– Какой вопрос задается к наречиям?

2. Чтение материала учебника (§ 32, с. 93).

3. Рассказывание правила о наречии как части речи: те, кому легче нарисовать, могут представить наречие, используя материал в виде рисунка.

 Можно придумать грамматическую сказку «О любознательном Наречии», которое подсказывает действию «где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как». Более слабым ученикам предлагается составить рассказ о наречии в устной форме (§ 32, с. 93).

IV. Закрепление темы.

1. Выписать словосочетания:

наречие + слово, с которым оно сочетается.

– Нас приглашает А. Дюма.

Запись на доске:

1) И тогда кабинет господина де Тревиля всегда  трепет у всех входивш.. мгновенно превратился в отделение приемной.

2) У ворот он увидел Портоса беседовавш.. с караульным.

3) Там я  вам подходящ.. для поединка место.

4) Д’Артаньян произнес эти слова с простотой делавш.. честь его учтивости.

5) Д’Артаньяну приходилось напрягать всю свою волю, чтобы не вмешаться в   там, внизу.

6) Д’Артаньян немедленно  в указанный ему трактир который узнал по крикам   оттуда.

7)  к будущ..му аббату оказалосьне так-то просто.

2. Выполнение упражнения 197.

3. Орфоэпическая пятиминутка (устно).

Без ýмолку, глубóко (глубокó), зредка,и мéльком, нáзло, спéреди, щекóтно.

4. Составление предложений с наречиями-синонимами.

а) Поверхностно, мелко, недостаточно, бегло, быстро, мельком, дилетантски, кое-как, чуть-чуть, отчасти, немножко.

б) Совсем, целиком, вовсе, совершенно, вполне, полностью.

– Установите разницу в употреблении этих групп синонимов.

– Придумайте такие предложения, где уместен один из синонимов и неуместны другие.

I вариант – а)      II вариант – б)

Наиболее интересные предложения из каждой группы записать на доске и в тетрадях, отметив синтаксическую роль наречий графически.

V. Подведение итогов урока.

– Что называется наречием?

– Каковы морфологические признаки наречий? Их синтаксическая роль?

& Домашнее задание: придумать грамматическую сказку о Наречии; упражнение 199, ответить на вопросы.

Уроки 61–62
Смысловые группы наречий

Цел и: познакомить с разрядами наречий; формировать умение находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с подбором наречий.

Ход урока 61

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Тетради с домашним заданием собрать.

2. Чтение сказок о наречии (закрепление правила на с. 91).

III. Объяснение новой темы.

1. Чтение учащимися текста, спроецированного на экран.

Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.

…Дождь то принимался идти, то утихал, и все пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною стеной.

…Налево от шоссе тянулось потемневшее «жнивье», и только на бугристом и близком горизонте одинокими купами поднимались невысокие разрозненные деревья и кусты. Впереди, недалеко, была застава и возле нее трактир с железной красной крышей…

2. Беседа по вопросам.

– Какое впечатление произвел на вас этот текст? Каково общее настроение отрывка?

– Какие средства художественной выразительности помогают нам понять, ощутить это состояние?

(Олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения: небо заплакало; солнцу скучно; дождь и ветер гасили их, точно свечи...)

– Да, сколько боли, безысходной тоски в этих строчках из рассказа Леонида Андреева «Кусака». Скоро мы познакомимся с содержанием этого рассказа на уроках литературы, и вы узнаете о том, как на опустевшей загородной даче была оставлена, брошена собака, когда-то верно и преданно служившая людям, игравшая с детьми, веселившая всех. А теперь… «Частыми дождями плачет небо, желтыми огнями горит осень…». Пусто, мрачно, холодно…

И собака воет – «ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь…»

– Обратите внимание: каких предложений больше в тексте – простых или сложных?

– А какие части речи помогают нам полнее, образнее принять действия предметов?

– На какие признаки действия указывают наречия?

3. Составление таблицы.

Смысловые группы наречий

Группы наречий Вопрос Примеры наречий
Образ действия   Место   Время   Цель   Мера и степень Причина как? каким образом?   где? куда? откуда?   когда? с каких пор? до каких пор? зачем?   в какой мере? почему? Ровно, настойчиво, безнадежно спокойно Налево, впереди, недалеко Давно

– Вот как наречия помогли нам понять и состояние Кусаки, и действия людей.

4. Чтение материала учебника на с. 99, затем на с. 99.

5. Самостоятельно составить предложения (или словосочетания) с указательными, неопределенными, вопросительными и отрицательными наречиями на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили».

6. Самое интересное предложение записать в тетрадь, определить разряд наречия, предложение разобрать синтаксически.

IV. Закрепление темы.

1. Подберите к глаголам наречия.

Сочувствовать (образа действия), заплакать (образа действия), уехали (причины), (времени), (места), радоваться (степени, меры), блестеть (места).

– Какие из подобранных вами наречий обстоятельственные?

– А определительные?

– Надпишите над наречиями вопросы, на которые они отвечают.

2. Выполнение упражнения 205 (по цепочке).

V. Подведение итогов урока.

– На какие группы делятся наречия?

– Назовите определительные наречия.

– Назовите обстоятельственные наречия.

& Домашнее задание: § 33 (с. 97, 99); выучить разряды и группы наречий; упражнения 210, 206.

Ход урока 62
(закрепление)

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Проверка упражнения 206. Назвать обстоятельственные, затем определительные наречия.

2. Проверка упражнения 210. Указать, с помощью каких наречий связаны предложения.

III. Закрепление темы.

1. Выборочный диктант.

Выпишите наречия, укажите их разряды и значения.

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ

С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, вторую половину выпаливая лающими очередями. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить – я терялся, язык у меня деревенел и не двигался. Все было впустую.

(В. Распутин.)

(Еще не изученные написания наречий прокомментировать: по-французски, впустую.)

– Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор?

– Какова синтаксическая функция наречий?

2. Выполнение упражнения 209.

Писатели, поэты умело используют наречия в своих произведениях. А вот герой рассказа Виктории Токаревой Борька из-за чрезмерной любви к слову обратно употребляет это наречие не всегда верно.

Помогите Борьке исправить речевую ошибку, запишите предложение в исправленном виде.

3. Подберите синонимы к наречиям.

                  I вариант                      II вариант

                  твердо                     вежливо

4. С наречиями-синонимами придумайте предложения с деепричастным оборотом.

                  I вариант                      II вариант

                  увлеченно                 воодушевленно

                  восторженно          вдохновенно

                  страстно                горячо

– Выполните синтаксический разбор одного предложения, графически отметьте деепричастный оборот.

5. Выполнение упражнения 207.

– Прочитайте выразительно шутливые стихотворные строки С. Маршака.

– Сколько наречий в этом стихотворении?

– Какие из них вы отнесли бы к неопределенным? Что они обозначают? Как образованы?

– Какие слова обыгрывает в этом стихотворении поэт?

– Спишите стихотворение. Подчеркните наречия как члены предложения.

6. Спишите. Вставьте буквы, объясняя свой выбор. Последние пять слов разберите по составу.

Слова записаны на доске, учащиеся выходят по очереди, выполняют задание.

Бе..смысленно, бе..пощадно, бе..предельно, бе..системно, бе..прерывно, бе..чувственно, ра..терянно, бе..пристрастно, бе..честно, и..подтишка, и..подлобья, бе..препятственно.

– В чем особенность морфемного разбора наречий?

7. Опишите (или напишите несколько предложений), что изображено на картине Е. Широкова «Друзья», по возможности употребляя наречия-антонимы: весело – грустно, радостно – печально и т. д. (См. цветной вкладыш в учебнике.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.089 с.)