IV. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока.



1. Объяснительный диктант.

– Объясните, какая форма: наречия или прилагательного – употреблена в предложении.

Человек тверже камня, нежнее цветка. Чем старше козел, тем тверже рога. (Пословица.) Он к врагу вставал железа тверже. (Маяковский.) Гуди, набат, сильней над Русью, смелей, настойчивей гуди. Человеческое слово стрелы острее. (Пословица.) Худой мир лучше доброй ссоры. (Пословица.) Сокол выше солнца летает. Солнце майское, светлее с неба синего свети… (Лебедев-Кумач). Южное полушарие холоднее северного.

2. Вставьте по смыслу наречия или прилагательные, надпишите, какая это часть речи, и подчеркните как член предложения.

Он стремится писать… (красивее, аккуратнее). Сестра… (старше, моложе) брата. Отец… (поудобнее) посадил ребенка в коляске. Вторая работа написана… (интереснее, занимательнее). Лиса… (хитрее и осторожнее) других зверей.

3. Спишите текст, определите смысловые группы наречий.

Под липой было прохладно и спокойно; залетавшие в круг ее тени мухи и пчелы, казалось, жужжали тише; чистая мелкая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась; высокие стебли стояли неподвижно, как очарованные; как мертвые, висели маленькие гроздья желтых цветов на нижних ветках липы. Сладкий запах с каждым дыханием втеснялся в самую глубь груди, но грудь охотно им дышала. Вдали, за рекой, до небосклона все сверкало, все горело; изредка пробегал там ветерок и дробил и усиливал сверкание; лучистый пар колебался над землей.

(И. С. Тургенев.)

– Составьте предложение со словом тише (жужжали тише), чтобы оно стало прилагательным, выступило в роли сказуемого.

4. «Говорите правильно» (устно).

1) Как можно быстрее (нельзя: «возможно быстрее»).

2) Заходите как можно чаще (нельзя: «возможно чаще»).

3) Было жутко в темноте (нельзя: «жутко нравится», «жутко скучает»).

4) Получить даром, бесплатно (нельзя: «получить задаром»).

5) Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: «столько много»).

6) Приехал, óтдал совсем, навсегда (нельзя: «отдаю насовсем»).

7) Разделим пополам (нельзя: «разделим напополам»).

– Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.

V. Подведение итогов урока.

– Как отличить прилагательное в сравнительной степени от наречия в сравнительной степени?

& Домашнее задание: выучить правило, схему (в тетради), упражнение 215; подготовиться к словарному диктанту.

Урок 68
морфологический РАЗБОР наречия

Цел и: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора наречий; учить, формируя умение, определять грамматические признаки наречия; (р/р) конструировать предложения, используя наречия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Указать смысловые группы наречий.

2. Выборочная проверка тетрадей учителем.

III. Словарный диктант с последующей взаимопроверкой.

Посетить галерею; сосредоточенно работать; ему нездоровится; любуешься гирляндой; отворить калитку; показался силуэт; присутствовать на собрании; двигаться с колонной; претендовать на помощь; прекратить шептать; разыграть комбинацию; деревообрабатывающий комбинат; движущийся экспресс; взглянуть мельком; купленный аквариум; выровненная дорожка.

IV. Объяснение новой темы.

1. Творческий диктант.

ЛАНДЫШ

Есть существа, способные так прямо, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем посреди!

Но бывают цветы-мечтатели. Они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят. И форма цветов у них как результат отношений света и тени. Это ландыш.

(М. Пришвин.)

(Текст проецируется на экран, и учащиеся проверяют правильность его написания.)

Творческое задание.

Опишите цветки у ландыша, используя наречия, допишите диктант наиболее яркими, понравившимися вам предложениями с наречиями.

2. Вспомните, из каких частей состоит любой морфологический разбор.

(I. Основное значение, часть речи.

II. Морфологические признаки:

– постоянные;

– непостоянные.

III. Синтаксическая роль в предложении.)

3. Познакомьтесь с правилом морфологического разбора наречия на с. 103 учебника.

4. Выполните морфологический разбор двух-трех наречий из диктанта (разбор выполняется на доске).

V. Закрепление темы.

1. Чтение отрывка из стихотворения И. Бунина.

                              Не видно птиц. Покорно чахнет

                              Лес, опустевший и больной.

                              Грибы сошли, но крепко пахнет

                              В оврагах сыростью грибной.

                              Глушь стала ниже и светлее,

                              В кустах свалялася трава,

                              И, | под дождем осенним тлея |,

                               темная листва.

2. Беседа по вопросам.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Какие средства художественной выразительности помогают почувствовать это настроение, состояние души автора?

– Сделайте синтаксический разбор 2-го четверостишия. Чем выражено сказуемое первой грамматической основы?

– Графически объясните запятые во втором предложении этого четверостишия.

– Выполните морфологический разбор наречий из 1-го четверостишия.

3. Выполнение упражнения 218 (морфологический разбор наречий).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.007 с.)