III. Орфографическая диктовка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Орфографическая диктовка.



В витрине, на лекции, в аудитории, в калитку, в искусстве, в армии, на велосипеде, в коллекции, в(о)санатории, в бассейне, подо мной, из-под скамейки, по оранжерее, в тетради, из-за границы, в безмолвии, по жизни, из галереи, в кровати.

– В существительных выделите окончания, надпишите падеж.

– Укажите значение предлогов.

IV. Работа со словарными словами.

1. Каково лексическое значение слов резиденция, период?

(Резиденция – местопребывание правительства, высокопоставленного лица.

Период – промежуток времени, в течение которого что-нибудь происходит (начинается, развивается и заканчивается).

2. Подберите к данным словам предлоги, выделите окончания у существительных.

3. Синтаксический разбор предложения.

Опушки желтеют, и листья с тихим печальным шелестом опадают на светло-зеленые озими, на грязь разъезженной лесной дороги.

– Составьте схему предложения.

– Выпишите предлоги, указав их значение (с, на).

– В каком падеже стоят слова с данными предлогами?

V. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

Один и тот же предлог в разных словосочетаниях может выражать разные отношения. Так, предлог с может служить для выражения совместности (шел с товарищем, опадают с шелестом), направления движения сверху вниз (спрыгнуть с качелей), сравнительного и еще очень много (свыше двадцати) значений (по словарю Ожегова).

Предлог из-за употребляется в словосочетаниях со значением места (выехал из-за угла) и причины (опоздал из-за транспорта), предлог около – в словосочетаниях со значением места (около Москвы жил) и со значением приблизительного количества (шел около километра), предлог на имеет свыше десяти значений (поверхность – на столе; место, область или время деятельности: идти на работу и т. д.).

2. Чтение материала учебника (на с. 136).

– Как вы понимаете выражение однозначный предлог? Многозначный?

VI. Закрепление темы.

1. Сгруппируйте словосочетания по значениям и озаглавьте каждую группу.

Открывается запись на доске.

Яблоко с кулак, пустился с горы, влетел в окно, мужичок с ноготок, вылетел из окна, отдыхал с неделю, величиной с кошку, играл около матери, приехал около полуночи, вышел из переулка, ваза из керамики.

2. Слово учителя.

– Итак, вы убедились, что предлоги вместе с косвенными падежами существительных служат в нашей речи для выражения различных значений и требуют после себя определенного падежа; одни предлоги употребляются с одним падежом, другие же со многими.

3. Анализ схемы (проецируется на экран).


УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ С ПАДЕЖАМИ

4. Выполнение упражнения 295 (устно).

Найдите ошибки в употреблении предлогов.

5. Составьте словосочетания, используя синонимичные предлоги в – на, из – с.

Внимание: предлогу на соответствует с, а предлогу в – из.

Направиться на работу – уйти … работы; выехал в город – приехал … города; поступил на завод – уволился … завода; спешить в театр – вернуться … театра; поступить на курсы – уйти … курсов; бежать в школу – бежать … школы; родился в Армении – приехал … Армении; родился на Кавказе – приехал … Кавказа.

Индивидуальное задание по карточке.

Вернуться … школы; приехать … города; уйти … цеха; выйти … завода; прийти … театра; выехать … деревни; отправиться … станции; выйти … помещения; приехать … института.

6. Анализ словосочетаний с предлогом по:

– после глаголов «движения» (ходить, бежать, гулять и т.д.) предлог употребляется с дательным падежом: гулял по полю, по лесу, бежать по берегу;

– предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь»:

7. Выполнение упражнения 291 (на доске): составить словосочетания.

– В официальном или разговорном стиле преимущественно используются эти словосочетания?

8. Выполнение упражнения 292 (самостоятельно).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.005 с.)