VII. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Подведение итогов урока.



– Как отличить предлог от самостоятельной части речи?

– В чем отличие производных предлогов от непроизводных?

& Домашнее задание: выучить правило на с. 138; упр. 301, 302: исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире.

Урок 105
простые и составные предлоги

Цел и: познакомить учащихся с простыми и составными предлогами; проверить знания по теме «Предлог».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение упражнения 301 (по цепочке).

2. Выполнение упражнения 302 (укажите вид ошибки):

– лишний предлог;

– не тот предлог;

– не тот падеж зависимого слова;

– не тот предлог и падеж зависимого слова.

III. Решение кроссворда (из книги Арсирия «Занимательные материалы»).

1) Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии (чего, кого).

2) Антоним предлога вдоль.

3) Синоним предлогов наперекор (чему), против (чего), несмотря на (что).

4) Антоним предлогов впереди (кого, чего).

5) Антоним предлога до (со значением времени).

6) Синоним предлога через (что), близкий по значению глагольной приставки про-.

7) Синоним предлога кругом (кого, чего).

– Выписав по горизонтали предлоги, в вертикальном столбике 1 вы прочитаете название части речи.

IV. Объяснение новой темы.

1. Чтение материала учебника (с. 141).

– В чем отличие простых предлогов от составных?

2. Выполнение упражнения 303 (на доске).

3. Синтаксический разбор предложения.

Сговорившись (на)счет завтрашнего дня, они распростились (Станюкович).

– Подберите синоним к предлогу.

V. Закрепление темы.

1. Составьте словосочетания, правильно употребляя предлоги со словами, близкими по значению, но требующими разного управления.

Уверенность в ком? в чем?        Вера в кого? во что?

Характерный для кого? для чего? Присущий, свойственный кому? чему?

Похожий на кого? на что?        Сходный с кем? с чем?

Упрекать в чем? – порицать за что? Осуждать за что?

Беспокоиться о ком? о чем?      Тревожиться за кого? за что?

Обращать внимание на кого? на что? Уделять внимание кому? чему?

Указать на что?                         Отметить что?

2. Вставьте необходимые по смыслу слова, выбрав их из приводимых в скобках.

1) Мишу справедливо … в нерадивости, … за лень, за … для него пассивность. (Порицать, упрекать, осуждать; характерный, присущий.)

2) Ему постоянно … на его недостатки. (Отмечать, указывать.)

3) О нем … весь класс, за него … учителя и родители. (Тревожиться, беспокоиться.)

4) Каждый из нас … Мише внимание, помогал ему. (Обращать, уделять.)

5) … в том, что мы делаем полезное дело, … в человека, в его стремление к лучшему помогли Мише и нам. (Уверенность, вера.)

6) В конце концов все с удовлетворением … перелом в его отношении к работе. (Указать, отметить.)

3. Выполнение упражнения 304 (устно).

– Чьи переживания, чувства переданы с помощью такой формы сказуемого: автора или любого человека, в том числе и читателя?

– В текстах какого стиля чаще используются односоставные предложения с такими глаголами-сказуемыми?

VI. Закрепление темы.

– В чем отличие простых предлогов от составных?

& Домашнее задание: упр. 304 (письменно).

Урок 106
морфологический разбор предлога

Цел и: познакомить учащихся с образцом морфологического разбора предлога; формировать навык морфологического разбора предлога; учить конструировать словосочетания с предлогами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упр. 304).

У доски работают двое учеников: первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы; второй – выписывает предложные словосочетания с зависимыми словами.

Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

– Что называется предлогом?

– Для чего он служит? Что выражает?

– Какими бывают предлоги по своему составу? В чем их отличие?

– Какими бывают предлоги по происхождению?

– Замените имеющиеся предлоги другими:

1) Чудесный сад посадили юннаты близ школы (около, у, при школе).

2) Ребята рассказывали о своих делах (про свои дела).

– С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки? (С дательным.)

– Сконструируйте словосочетания, употребив предлоги благодаря, согласно, вопреки.

Запись на доске:

                   Вопреки (решение)

                   Согласно (план)

                   Благодаря (постановление)

                   Вопреки (просьба)

                   Согласно (совет врача)

                   Благодаря (режим дня)

Игра «Кто больше?» (по вариантам).

Предлог по употребляется при обозначении времени с предложным падежом существительных; с дательным падежом в значении признака или причины.

Например:

                                                                   предл.п.

                   по истечени и – сущ. ср. р.;

                                                                предл.п.

                                 по выход е – сущ. м. р.;

                   по недоразумени ю – дат. п.

«Кто больше?»

I вариант. Составить предложения с предлогом по (в предложном падеже).

II вариант. Составить предложения, употребляя существительные с предлогом по в дательном падеже.

Запись существительных на доске:

Выполнение, истечение, окончание, поступление, рассмотрение, выздоровление, выход, изучение, удаление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.01 с.)