VII. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Подведение итогов урока.



– Какие предлоги называются многозначными?

– Назовите однозначные предлоги (используйте таблицу-схему).

& Домашнее задание: упр. 294.

Урок 104
производные и непроизводные предлоги

Цел и: познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; научить отличать производные предлоги от синонимичных им частей речи; формировать умение подбирать предлоги-синонимы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Взаимопроверка домашнего задания (упр. 294).

III. Самостоятельная работа (упр. 293).

Составить словосочетания, ставя в нужном падеже выделенные существительные.

Работа по карточкам (индивидуальные задания).

Карточка 1.

Составьте словосочетания с глаголами.

Раскинуть (что?), раскинуть (на чем?), отпилить (что?), отпилить (от чего?), положить (что?), положить (на что?), принести (что?), принести (для кого?), прятать (что?), прятать (где?).

Карточка 2.

Составьте словосочетания с данными глаголами. В каких словосочетаниях не может быть предлогов? Почему?

Положить, следить, принести, спилить, бежать, работать, озябнуть, раскинуть, передать, отломить.

Карточка 3.

Исправьте ошибки, записав верный вариант предложения.

1) Саша оплатил за коньки и получил их. 2) Отец обещал своим сыновьям о поездке к бабушке. 3) Учитель указал Володе его ошибки. 4) Завод гарантирует о выполнении заказа в срок. 5) Вожатый рассказал нам цель работы. 6) Кассир разъяснил об условиях лотереи. 7) Тренер подчеркнул о необходимости регулярных занятий. 8) Миша доказал о своей правоте.

(По окончании работы тетради собрать на проверку.)

IV. Работа с классом по теме.

1. Вопросы (беседа, устно).

– Что такое предлог?

– Для чего предлог служит?

– Какие отношения выражает?

– Перечислите предлоги, которые употребляются только с одним падежом; с несколькими падежами (см. таблицу предыдущего урока).

– Какому стилю речи свойственны предлоги благодаря, согласно, вопреки?

– Какому стилю речи свойственны предлоги насчет, вроде?

I вариант                                         II вариант

расположенный между…          подошли к…

гулял с…                                    встретил на…

рассказал о…                            видел на…

сидел под…                               стоять подо…

скучал по…                               горюет по…

приблизительно…                     величиной с…

порхают надо…                        затерялся меж…

Внимание! При глаголах «чувства» (плакать, тужить, горевать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом (тужить по сыну, горевать по отцу, тосковать по Родине), но личные местоимения первого и второго лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже (плачет по вас, горюет по нас).

V. Сообщение темы и целей урока.

1. Чтение материала учебника (с. 138).

– Как образуются производные предлоги?

– Как отличить производный предлог от других частей речи?

2. Анализ предложений.

(В) продолжени.. целого часа мы наблюдали зеленые огни на воде (Новиков-Прибой).

(В) продолжени.. беседы он (ни)разу (не)улыбнулся.

(В) продолжени.. книги мы обнаружили интересные факты.

Запись в тетрадях (после анализа предложений):

1) К предлогу нельзя поставить вопрос.

2) У предлога нет самостоятельной роли, он выражает зависимость одних слов от других.

3) К предлогу можно подобрать синоним.

4) Внимание: у предлога в продолжение на конце пишется е.

VI. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 296 (устно).

В выделенных предлогах укажите производные. От каких частей речи они образованы?

2. Выполнение упражнения 299.

– В каких предложениях допущена ошибка? Исправьте ее, употребив предлог с причинным значением.

3. Замени производные предлоги непроизводными.

Вследствие дождя (из-за), в течение дня (за), спустя несколько лет (через), ввиду приближения каникул (из-за), пробираться сквозь заросли (через), сидеть возле костра (у).

4. Выполнение упражнения 298 (на доске).

– Подберите подходящие по смыслу предлоги, ставя существительные в скобках в нужном падеже (дательном).

– Подберите к выделенному слову однокоренные слова разных частей речи.

– Выполните морфологический разбор слова улыбающийся.

5. Спишите. Устно объясните, в каких сочетаниях использован производный предлог, а в каких – другие, самостоятельные части речи.

Отсутствовать на занятиях (в) течени.. недели; наблюдать изменения (в) течени.. реки; болеть (в) продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в) продолжени.. книги; не пойти (на) прогулку (в) следстви.. дождя; (в) следстви.. использованы показания свидетелей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.007 с.)