Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого возраста.



 

Геронтология – раздел биологии и медицины, изучающий закономерности старения живых существ, в том числе и человека.

(греч. – «герон» - старец + «логос» - учение).

Геронтология включает в себя следующие разделы: биологию старения (старость), гериатрию, герогигиену, геронтопсихологию, геродиететику.

Гериатрия – учение о болезнях пожилых и старых людей.

Герогигиена – раздел геронтологии, изучающий влияние условий жизни на процесс старения человека и разрабатывающий мероприятия, направленные на предупреждение патологического старения.

Геронтопсихология – раздел геронтологии, изучающий особенности психики и поведения лиц пожилого и старческого возраста.

 

Начало научной геронтологии связывают обычно с именем великого английского философа Ф. Бэкона (1561-1626 г.) среди наук, которым не уделялось должного внимания, была, по его мнению, наука об увеличении продолжительности жизни.

В России проблемами старости занимались С.П. Боткин – в 1889 году в Санкт-Петербурге обследовал 2240 престарелых человек. Обследование позволило сделать вывод, что старость – это физиологический, естественный процесс.

И.И. Мечников – проводил экспериментальное изучение старения, выдвинул аутоинтоксикационную теорию старения, связанную с функцией кишечника.

А.А. Богомолец – полагал, что ведущие механизмы старения определяются возрастными изменениями соединительной ткани.

В.В. Фролькис (1985 г.) – создал адаптационно-регулярную теорию старения. В ходе старения параллельно идёт процесс витаукта (vita – жизнь, auctum – увеличивать), стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его адаптационные возможности.

Биология старения.

       Старость – закономерно наступающий заключительный период возрастного развития (заключительный период онтогенеза).

       Старение – биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом, приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма.

Для развития старения характерна:

гетерохронность – различие во времени наступления старения отдельных органов и тканей (тимус атрофируется в возрасте 13-15 лет, половые железы – в 48-52 года у женщин);

гетеротопность – различная выраженность процессов старения для разных органов и систем.

       Старение – многопричинный процесс, вызываемый многими факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни. Среди них – стресс, болезни, накопление свободных радикалов, воздействие ксенобиотиков (чужеродных веществ), температурные повреждения, недостаточное выведение продуктов распада белков, гипоксия и другие.

       Старение – многоочаговый процесс, он возникает в разных структурах клеток: в ядре, мембранах; в разных типах клеток: нервных, секреторных, иммунных, почечных и других.

По теории В.В. Фролькиса темп возрастных изменений определяется соотношением процессов старения и витаукта.

       В настоящее время существует множество теорий старения, но ведущее значение придаётся двум:

  1. Старение – генетически запрограммированный процесс, результат закономерного развития программы, заложенной в генетическом аппарате. В этом случае действие факторов окружающей среды и внутренней среды могут повлиять на темп старения, но в незначительной степени.
  2. Старение – результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни, т. е. вероятностный процесс.

Для вероятностных теорий старения общим признаком будет – появление и накопление «ошибок» в жизнедеятельности клеток или ослабление их функций (это некоторые из них):

* теория свободных радикалов – старение возникает вследствие повреждений, вызываемых свободными радикалами;

* теория накопления липофусцина – (старческого пигмента – продукта окисления белков и жира), старение – это накопление вредных (балластных) веществ, как побочного продукта метаболизма;

* теория износа организма – предполагает, что старение является результатом обычного износа, как любое физическое тело от длительного существования;

* теория соматических мутаций – старение, это результат соматических мутаций из-за внешних и внутренних факторов.

 

Возрастные группы.

Биологический, паспортный возраст

 

       В 1958 году в Киеве был создан Научно-исследовательский институт Геронтологии, где ВОЗ в 1963 году провёл конгресс, на котором была принята возрастная классификация:

45 – 59 лет – зрелый возраст

60 – 74 – пожилой

75 –89 – старческий

более 90 – долгожители

Биологическая видовая продолжительность жизни человека – 95 +- 5 лет, (кошки – 18 лет, хомяки – 3-4 года, собаки – 15 лет).

Виды возрастов

Паспортный – хронологический = календарный возраст – период от рождения до момента его исчисления. Имеет чёткие градации – день, месяц, гол.

Биологический (анатомо-физиологический) – характеризует биологическое состояние организма (его жизнеспособность, работоспособность). Биологический возраст может не соответствовать календарному (опережает или отстаёт от него).

Существует целый ряд тестов на определение биологического возраста.

Чем больше календарный возраст опережает биологический, тем медленней темп его старения, тем больше должна быть продолжительность его жизни.

Естественное старение – характеризуется определённым темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих возможностям конкретного человека.

Преждевременное старение – прогерия может развиться у детей (с первых месяцев жизни) – смерть наступает примерно в 13 лет со всеми признаками старости.

 

Анатомо-физиологические особенности.

Система органов Признаки старения Механизмы старения

Общие изменения в организме - уменьшение: общего содержания жидкости в организме, мышечной массы, внутриклеточной жидкости; увеличение количества жира.

    Кожа Появление морщин, пурпура от микротравм, раны на коже от давления и их медленное заживление, сухость кожи, частый зуд. Выпадение и поседение волос. Ослабление осязания. Атрофия подкожно-жировой клетчатки: снижение эластичности кожи, функции потовых и сальных желёз, увеличение хрупкости сосудов, снижение волосяного пигмента, уменьшение способности клеток к воспроизводству.
  Зрение Характерна старческая дальнозоркость, уменьшение адаптации к темноте, сужение полей зрения. Изменение эластичности хрусталика, накоплением липидов во внешнем крае радужки.
    Слух Ухудшение слуха, особенно восприятия звуков высокой частоты, уменьшение способности различать звуки (особенно по телефону, быструю речь), потеря разборчивости чужой речи. Снижение чувства равновесия – головокружение, падения. Возрастные изменения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата: остеопороз слуховой косточки, атрофия суставов между слуховыми косточками, атрофия клеток спирального (кортиева) органа, снижение эластичности основной мембраны, атеросклероз сосудистой системы.
  ЖКТ Нарушение прикуса, акта кусания и механической обработки пищи в полости рта. Ухудшение восприятия вкусовых ощущений, уменьшение удовольствия от приёма пищи, сухость во рту. Дисфагия – нарушение глотания. Снижение секреторной и всасывательной функции ЖКТ. Запоры. Ослабление обоняния: потеря восприятие запахов и способность различать запахи. Уменьшение размеров верхней челюсти, атрофия жевательных мышц, потеря зубов. Уменьшение количества вкусовых сосочков на 50%, атрофия слюнных желёз. Ослабление подвижности пищевода и нарушение функции сфинктеров. Ослабление перистальтики кишечника. Снижение антитоксической функции печени. Ослабление функции клеток, воспринимающих запах, курение, и различные химические вещества.
    Дыхатель-ная система Снижение ЖЕЛ, ухудшение бронхиальной проходимости, нарушение дренажной функции бронхов, снижение кашлевого рефлекса, уменьшение общей и местной иммунологической реактивности. Ослабление эластичности лёгочной ткани, уменьшение количества альвеол, ослабление дыхательной мускулатуры, ограничение подвижности грудной клетки (формирование кифоза).
    Сердечно-сосудистая система Уменьшение сократительной способности миокарда. Уменьшение пластичности сосудов. Ухудшение коронарного кровообращения. Увеличение артериального давления и уменьшение венозного. Увеличение размеров сердца. Уменьшение количества клеток миокарда, атрофия и склероз. Склеротическое уплотнение сосудов (аорты, артерий). Уменьшение количества функционирующих капилляров. Уменьшается величина минутного объёма сердца, т.к. урежается частота сердечных сокращений.
    Мочевыде-лительная система Снижение фильтрации и реабсорбции. Учащение позывов к мочеиспусканию. Стрессовое недержание мочи Уменьшается на 1/3 – 1/2 количество нефронов из-за возрастного нефрологического склероза. Утолщается стенка мочевого пузыря, ослабление тонуса сфинктеров. Уменьшение объёма мочевого пузыря.
    Эндокринная система Менопауза, атрофия влагалища. Снижение у мужчин либидо, потенции. Снижение основного обмена. Повышение уровня сахара в крови. Снижение половых гормонов (быстро у женщин, постепенно у мужчин). Снижение количества гормонов щитовидной железы. Уменьшение выработки инсулина.
    Костно-мышечная система Уменьшение роста, мышечной силы и массы. Формирование кифозов (горб). Остеопороз – уменьшение костной массы – склонность к переломам. Окостенение суставов и их воспаление. Снижение (атрофия) мышц. Искривление позвоночника. Уменьшение содержания минеральных веществ в костях (к 60 годам плотность у мужчин составляет 70%, а у женщин – 60% от нормальной). Обызвествление хрящей, разрушение их с потерей влаги. Повышение окостенения сухожилий.
Остеопороз

Это снижение плотности кости в результате уменьшения количества костного вещества кальция.

    ЦНС Снижение памяти, уменьшение способности к обучению Атрофия мозга из-за гибели нейронов. Ухудшение мозгового кровообращения. Сужение черепно-мозговых сосудов. Снижение ортостатических рефлексов. Снижение чувствительности к изменениям температуры. Уменьшение чувства жажды и желания пить. Снижение функции спинного мозга.
    Кровь Объём крови практически не изменяется. Тенденция к уменьшению эритроцитов и Нв. Уменьшение лейкоцитарной реакции при воспалительных процессах. При кровопотерях и стрессах резко снижаются адаптационные возможности системы. Уменьшается объём костного мозга (замещается жировой и соединительной тканью) – в 70 лет – кроветворная ткань костного мозга составляет 30%.
Иммунная система Повышенная восприимчивость к инфекциям и злокачественному росту. Нарушение иммунного ответа. Снижение клеточного иммунитета. Снижение Т-лимфоцитов (атрофия вилочковой железы). Снижение выработки первичных антител.

 

Вопросы для самоподготовки к занятию

№ п/п Раздел темы Литература Установочная инструкция Вопросы для самоконтроля
1. Введение в геронтологию. Материалы для уроков. Урок №2.     Материалы для уроков. Урок №2. www. gerontology.ru; www.vsiagerontologija.ru; www.gersociety.ru; www.sciencevsaging.org/ru.   Материалы для уроков. Урок №2.   Материалы для уроков. Урок №2.   Материалы для уроков. Урок №2. Выучить определения «старость», «старение».   Иметь представление о основоположниках геронтологии и теориях старения организма.     Ответить на задание для самоконтроля.   Выучить возрастные критерии по классификации ВОЗ.   Ответить на вопросы для самоконтроля. Дайте определение терминам «старость», «старение».   Перечислить ФИО основоположников геронтологии. Какие теории старения Вы знаете? Охарактеризуйте их.   Дайте определение геронтологии, гериатрии, герогигиены, геронтопсихологии.   Назовите возрастные критерии зрелого, пожилого, старческого возрастов.     Что такое биологический и паспортный возраст? Назовите виды старения.
2. АФО лиц пожилого и старческого возраста. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды: Учебник для студентов мед.училищ и колледжей В.Р. Кучма, В.И. Донцов, В.Н. Крутько и др. Изд. Академия 2002 г. Глава 6.5 стр. 307-320. Материалы для уроков. Урок №2.   Знать АФО лиц пожилого и старческого возраста. Опишите АФО: -зрения -слуха -желудочно-кишечного тракта -дыхательной системы изменения сердечно-сосудистой системы -моче-выделительной системы -эндокринной системы -костно-мышечной системы -центральной нервной системы -системы крови и иммунной системы - кожи.

Домашнее задание:

составить 10 тестовых заданий по теме урока с одним вариантом правильного ответа.

Работу следует выполнить на 2 листах: на первом листе тесты без отмеченных ответов, а на втором номера тестовых заданий и ответы к ним.

Урок №3.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.017 с.)