Иванова Татьяна Александровна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иванова Татьяна Александровна



Иванова Татьяна Александровна

Шостак Наталья Васильевна

 

Материалы к урокам

По ПМ 01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Раздел: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ  пожилОМУ НАСЕЛЕНИЮ.

 

 

 

Специальность: 34.02.01. «Сестринское дело»

 

 

Санкт-Петербург

2015 г.

Пояснительная записка

 

Уважаемые студенты!

 

Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» вам предлагается использовать:

 

1.Учебник

 Кучма В.Р., Донцов В.И., Кожин А.А. и др.,

Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды.

М., Мастерство, 2015 г.

 

2. Материалы для уроков, находящиеся на сайте колледжа: www.akush.spb.ru в разделе «Для учащихся» на моей персональной странице и в печатном виде в библиотеке колледжа.

 

3. Сайты в Интернете:

www. gerontology.ru;

www.vsiagerontologija.ru;

www.gersociety.ru;

www.sciencevsaging.org/ru.

www.takzdorovo.ru

www.scardio.ru

www.astma.ru

www.gastroportal.ru

www.proctology.ru

www.osteoporoz.ru

www.osteoporozu.net.

www.diabet.ru

www.rakpobedim.ru

www.netoncology.ru

 www.zdrav.spb.ru

 

Теоретическая часть раздела состоит из 15 уроков:

МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение - 5 уроков,

МДК 01.02. Основы профилактики – 8 уроков,

МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи – 2 урока,

 к  которым, при помощи вышеперечисленных источников информации, вы должны подготовиться. Вопросы для проверки знаний и домашнее задание к следующему уроку  располагаются в конце каждого урока.

Ваша оценка зависит от усилий, которые вы приложите самостоятельно изучая материалы по теме.

Уже на первом уроке вам предстоит сдать домашнее задание, устный опрос или выполнение письменного задания по теме.

Будьте внимательны!!!

 

Желаю удачи!

С уважением, Иванова Татьяна Александровна.

 

МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение - 5 уроков

Урок №1

 

«Демографическая ситуация в Российской Федерации и регионах. Периоды жизнедеятельности человека. Роль медицинской сестры в сохранении здоровья в различные возрастные периоды».

       В мире наблюдается процесс старения населения, главный показатель его – повышение в населении удельного веса тех, кому за 60 лет. Это мировой процесс, появившийся во Франции в начале 19 века и постепенно охватывающий всё большее число стран. Быстрое старение населения в ещё Советском Союзе началось после второй мировой войны. Особенно быстро увеличилась численность лиц пожилого и старческого возраста 70 лет и более:

в 1959 году – 8 млн. человек;

в 1979 году – 15 млн. человек.

В чём причина старения населения вообще и в России в частности? Обычно считают, что дело здесь в снижении смертности и увеличении продолжительности жизни.

На самом деле, старение населения – следствие снижения рождаемости. Представим себе, что рождения вообще прекратились, тогда через 60 лет население будет состоять из пожилых и старых людей.

       По данным ООН в 1950 году в мире проживало около 200 млн. лиц старше 60 лет,

в 1975 году – 350 млн.

в 2000 году –590/610 млн.

в 2005 году –1 млрд. 100 млн. соответственно, т. е. ожидается увеличение числа пожилых и стариков более чем на 224%.

Численность же населения возрастёт с 4,1 млрд. до 8,2 млрд., т.е. на 102%.

       В настоящее время доля стареющих в развитых странах от 12-23%, а в развивающихся – 4-7%.

       В нашем городе – 22,8% пожилых и старых (Копенгаген – 15,6%, Стокгольм – 16%, Осло – 14,2%).

В 2000 году – самая большая плотность 100-летних на Окинаве (Япония). В 2050 году в США предполагается 1млр. столетних.

В бывшем СССР хорошо известны были зоны долгожительства: Нагорно-Карабахская, Нахичеванская, Юго-Осетинская, Абхазская, Аджарская, Дагестанская, Чечено-Ингушская.

В начале нашего века из 100 тыс. родившихся только 50 000 доживали до 23 лет- него возраста (половина умирала от острых заразных заболеваний: чумы, холеры, оспы. Болезнь длилась 1-2 дня – неделю, приводила к смерти, никого не инвалидизировала).

В 20-е годы средняя продолжительность жизни увеличилась до 34 лет (причинами смерти были туберкулёз, воспаление лёгких, заболевания почек).

В 40-е годы началась эра антибиотиков, поэтому половина родившихся уже доживала до 60 лет.

 

       В настоящее время средняя продолжительность жизни:

в Японии – 82 года,

в Швеции и Канаде – 81 год,

Дании, Норвегии – 79 лет,

России – 72 года

Вопросы для самоподготовки к занятию

№ п/п Раздел темы Литература Установочная инструкция Вопросы для самоконтроля
1. Демографическая ситуация в Российской Федерации и регионах. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды: Учебник для студентов мед.училищ и колледжей В.Р. Кучма, В.И. Донцов, В.Н. Крутько и др. Изд. Академия 2002 г. Глава 1.1 стр. 7   Учебник, Глава 1.1., стр.14. Материалы для уроков. Урок №1. Записать в тетрадь формулы для расчета основных демографических показателей.   Обратить внимание на продолжительность жизни в России, Канаде, Норвегии. По какой формуле рассчитываются основные демографические показатели: естественный прирост населения, рождаемость, смертность?   Какая продолжительность жизни в России, Канаде, Норвегии?
2. Устранимые и неустранимые факты развития заболеваний. Презентация №1 Уяснить устранимые и неустранимые факторы риска заболеваний. Перечислите устранимые и неустранимые факторы риска заболеваний.
3. Определение ВОЗ понятий «Здоровье», «Качество жизни». Презентация №1 Выучить определения. Дайте определение здоровья, определение качества жизни.
4. Возрастная периодизация жизни. Учебник, Глава 2.2. стр35, Презентация №1 www. gerontology.ru; www.vsiagerontologija.ru; www.gersociety.ru; www.sciencevsaging.org/ru.   Разобраться в календарных критериях возрастной периодизации жизни человека. Назовите календарные критерии антенатального развития организма. Назовите календарные критерии постнатального развития организма.
5. Роль среднего медицинского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Учебник, Глава 2.3.,стр. 39, Презентация №1 Составить памятки по аспектам консультирования родителей и семьи в периоде новорожденностиСоставить памятки по аспектам консультирования родителей и семьи в периоде 1-13 лет.   Составить памятки по аспектам консультирования родителей и семьи в периоде от 13-18 лет.   Составить памятки по аспектам консультирования пациента и его семьи в периоде от 40-64 лет. По каким аспектам проводится консультирование родителей и семьи в периоде новорожденности?   По каким аспектам проводится консультирование родителей и семьи в периоде 1-13 лет?   По каким аспектам проводится консультирование родителей и семьи в периоде от 13 до 18 лет?     По каким аспектам проводится консультирование пациента и его семьи в периоде 40-64 лет?  

Домашнее задание:

подготовить описание пожилого человека из предлагаемых литературных источников на отдельном листе формата А4 ОТ РУКИ, размер работы - 1 страница текста.

А. Кронин. «Замок Броуди»

М. Горький. «Старуха Изергиль»

Л. Толстой. «Война и мир»

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание»

Я. Смеляков. «Старуха». Стихотворение.

Д. Голсуорси. «Сага о Форсайтах»

О. Бальзак. «Сельский врач»

А. Чехов «Дядя Ваня»

В. Короленко. «Лес шумит»

В Короленко. «Старый звонарь»

Урок №2

Введение в геронтологию.

Виды возрастов

Паспортный – хронологический = календарный возраст – период от рождения до момента его исчисления. Имеет чёткие градации – день, месяц, гол.

Биологический (анатомо-физиологический) – характеризует биологическое состояние организма (его жизнеспособность, работоспособность). Биологический возраст может не соответствовать календарному (опережает или отстаёт от него).

Существует целый ряд тестов на определение биологического возраста.

Чем больше календарный возраст опережает биологический, тем медленней темп его старения, тем больше должна быть продолжительность его жизни.

Естественное старение – характеризуется определённым темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих возможностям конкретного человека.

Преждевременное старение – прогерия может развиться у детей (с первых месяцев жизни) – смерть наступает примерно в 13 лет со всеми признаками старости.

 

Анатомо-физиологические особенности.

Система органов Признаки старения Механизмы старения

Общие изменения в организме - уменьшение: общего содержания жидкости в организме, мышечной массы, внутриклеточной жидкости; увеличение количества жира.

    Кожа Появление морщин, пурпура от микротравм, раны на коже от давления и их медленное заживление, сухость кожи, частый зуд. Выпадение и поседение волос. Ослабление осязания. Атрофия подкожно-жировой клетчатки: снижение эластичности кожи, функции потовых и сальных желёз, увеличение хрупкости сосудов, снижение волосяного пигмента, уменьшение способности клеток к воспроизводству.
  Зрение Характерна старческая дальнозоркость, уменьшение адаптации к темноте, сужение полей зрения. Изменение эластичности хрусталика, накоплением липидов во внешнем крае радужки.
    Слух Ухудшение слуха, особенно восприятия звуков высокой частоты, уменьшение способности различать звуки (особенно по телефону, быструю речь), потеря разборчивости чужой речи. Снижение чувства равновесия – головокружение, падения. Возрастные изменения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата: остеопороз слуховой косточки, атрофия суставов между слуховыми косточками, атрофия клеток спирального (кортиева) органа, снижение эластичности основной мембраны, атеросклероз сосудистой системы.
  ЖКТ Нарушение прикуса, акта кусания и механической обработки пищи в полости рта. Ухудшение восприятия вкусовых ощущений, уменьшение удовольствия от приёма пищи, сухость во рту. Дисфагия – нарушение глотания. Снижение секреторной и всасывательной функции ЖКТ. Запоры. Ослабление обоняния: потеря восприятие запахов и способность различать запахи. Уменьшение размеров верхней челюсти, атрофия жевательных мышц, потеря зубов. Уменьшение количества вкусовых сосочков на 50%, атрофия слюнных желёз. Ослабление подвижности пищевода и нарушение функции сфинктеров. Ослабление перистальтики кишечника. Снижение антитоксической функции печени. Ослабление функции клеток, воспринимающих запах, курение, и различные химические вещества.
    Дыхатель-ная система Снижение ЖЕЛ, ухудшение бронхиальной проходимости, нарушение дренажной функции бронхов, снижение кашлевого рефлекса, уменьшение общей и местной иммунологической реактивности. Ослабление эластичности лёгочной ткани, уменьшение количества альвеол, ослабление дыхательной мускулатуры, ограничение подвижности грудной клетки (формирование кифоза).
    Сердечно-сосудистая система Уменьшение сократительной способности миокарда. Уменьшение пластичности сосудов. Ухудшение коронарного кровообращения. Увеличение артериального давления и уменьшение венозного. Увеличение размеров сердца. Уменьшение количества клеток миокарда, атрофия и склероз. Склеротическое уплотнение сосудов (аорты, артерий). Уменьшение количества функционирующих капилляров. Уменьшается величина минутного объёма сердца, т.к. урежается частота сердечных сокращений.
    Мочевыде-лительная система Снижение фильтрации и реабсорбции. Учащение позывов к мочеиспусканию. Стрессовое недержание мочи Уменьшается на 1/3 – 1/2 количество нефронов из-за возрастного нефрологического склероза. Утолщается стенка мочевого пузыря, ослабление тонуса сфинктеров. Уменьшение объёма мочевого пузыря.
    Эндокринная система Менопауза, атрофия влагалища. Снижение у мужчин либидо, потенции. Снижение основного обмена. Повышение уровня сахара в крови. Снижение половых гормонов (быстро у женщин, постепенно у мужчин). Снижение количества гормонов щитовидной железы. Уменьшение выработки инсулина.
    Костно-мышечная система Уменьшение роста, мышечной силы и массы. Формирование кифозов (горб). Остеопороз – уменьшение костной массы – склонность к переломам. Окостенение суставов и их воспаление. Снижение (атрофия) мышц. Искривление позвоночника. Уменьшение содержания минеральных веществ в костях (к 60 годам плотность у мужчин составляет 70%, а у женщин – 60% от нормальной). Обызвествление хрящей, разрушение их с потерей влаги. Повышение окостенения сухожилий.
Остеопороз

Это снижение плотности кости в результате уменьшения количества костного вещества кальция.

    ЦНС Снижение памяти, уменьшение способности к обучению Атрофия мозга из-за гибели нейронов. Ухудшение мозгового кровообращения. Сужение черепно-мозговых сосудов. Снижение ортостатических рефлексов. Снижение чувствительности к изменениям температуры. Уменьшение чувства жажды и желания пить. Снижение функции спинного мозга.
    Кровь Объём крови практически не изменяется. Тенденция к уменьшению эритроцитов и Нв. Уменьшение лейкоцитарной реакции при воспалительных процессах. При кровопотерях и стрессах резко снижаются адаптационные возможности системы. Уменьшается объём костного мозга (замещается жировой и соединительной тканью) – в 70 лет – кроветворная ткань костного мозга составляет 30%.
Иммунная система Повышенная восприимчивость к инфекциям и злокачественному росту. Нарушение иммунного ответа. Снижение клеточного иммунитета. Снижение Т-лимфоцитов (атрофия вилочковой железы). Снижение выработки первичных антител.

 

Вопросы для самоподготовки к занятию

№ п/п Раздел темы Литература Установочная инструкция Вопросы для самоконтроля
1. Введение в геронтологию. Материалы для уроков. Урок №2.     Материалы для уроков. Урок №2. www. gerontology.ru; www.vsiagerontologija.ru; www.gersociety.ru; www.sciencevsaging.org/ru.   Материалы для уроков. Урок №2.   Материалы для уроков. Урок №2.   Материалы для уроков. Урок №2. Выучить определения «старость», «старение».   Иметь представление о основоположниках геронтологии и теориях старения организма.     Ответить на задание для самоконтроля.   Выучить возрастные критерии по классификации ВОЗ.   Ответить на вопросы для самоконтроля. Дайте определение терминам «старость», «старение».   Перечислить ФИО основоположников геронтологии. Какие теории старения Вы знаете? Охарактеризуйте их.   Дайте определение геронтологии, гериатрии, герогигиены, геронтопсихологии.   Назовите возрастные критерии зрелого, пожилого, старческого возрастов.     Что такое биологический и паспортный возраст? Назовите виды старения.
2. АФО лиц пожилого и старческого возраста. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды: Учебник для студентов мед.училищ и колледжей В.Р. Кучма, В.И. Донцов, В.Н. Крутько и др. Изд. Академия 2002 г. Глава 6.5 стр. 307-320. Материалы для уроков. Урок №2.   Знать АФО лиц пожилого и старческого возраста. Опишите АФО: -зрения -слуха -желудочно-кишечного тракта -дыхательной системы изменения сердечно-сосудистой системы -моче-выделительной системы -эндокринной системы -костно-мышечной системы -центральной нервной системы -системы крови и иммунной системы - кожи.

Домашнее задание:

составить 10 тестовых заданий по теме урока с одним вариантом правильного ответа.

Работу следует выполнить на 2 листах: на первом листе тесты без отмеченных ответов, а на втором номера тестовых заданий и ответы к ним.

Урок №3.

 

Урок №4

Рекомендации по поддержанию здорового образа жизни в пожилом, зрелом и старческом возрасте.

Рекомендации по питанию.

Принципы питания в пожилом и зрелом возрасте:

1. Снижение калорийности блюд.

2. Питание 4-5 раз в день маленькими порциями, последний приём пищи за 3 часа до отхода ко сну.

3. Употребление 5-7 фруктов и овощей разных видов в день.

4. Использование метода «тарелки».

5. Суточные голодания 1 раз в неделю или разгрузочные дни (при отсутствии противопоказаний).

6. Приготовление пищи тушение, запекание, варение.

7. Антиатеросклеротическая направленность питания.

 

Мясо и мясные продукты

Домашняя птица (курица, индейка (без кожи), дикая птица (рябчик, перепел, фазан, тетерев, глухарь можно с кожей). Кролик, телятина, постная говядина. Употреблять 2-3 раза в неделю в расчёте 1гр.на кг веса, но не более 100 грамм.

Рыба и морепродукты

В пожилом и старческом возрасте питание рыбой и морепродуктами является предпочтительным, поэтому употребление в пищу, с учётом аллергологического анамнеза, не ограничивается, НО не менее 2 раз в неделю, можно и жирные сорта, под контролем массы тела.

По степени жирности рыбы выделяют 3 группы:

1 группа – более 8% жира миноги, осетровые, лосось (только людям с нормальной массой тела);

2 группа – 4-7% жира – карп, сазан, сом, сельдь, камбала;

3 группа - менее 4%жира треска, пикша, форель, щука.

 

Лучше питаться сортами морских рыб с «белым мясом», т.к. они содержат в большем количестве полиненасыщенные жирные кислоты, обладающие антиатеросклеротическим действием: палтус, тунец, камбала, зубатка, навага, треска, пикша, дорадо, сибас, скумбрия, морской окунь, сельдевые.

Речные и озерные сорта менее предпочтительны: судак, карась, щука, лещ, сазан, карп, линь, жерех, язь, налим, сом.

Красная морская рыба: лосось, горбуша, кижуч, нерка.

Красная речная рыба: кета, форель, сиг, омуль, ряпушка.

Морепродукты: крабы, омары, лобстеры, осьминоги, каракатицы, гребешки, устрицы, мидии, лангусты, раки, морская капуста.

 

Овощи

Лучше использовать сезонные овощи, зимой замороженные овощные смеси, которые не уступают свежим овощам, если соблюдены правила хранения. Употреблять в пищу рекомендуется ежедневно.

Капуста всех видов, морковь и свёкла (только 2-3раза в неделю из-за большого содержания сахара), кабачки, баклажаны, огурцы, помидоры, репа, брюква, сладкий перец, чеснок, лук, все виды зелени, шпинат, горох, фасоль, бобы, соя.

Ограничить картофель.

Фрукты

Лучше использовать сезонные фрукты, привычные для пожилого человека, зимой замороженные фруктовые смеси, которые не уступают свежим, если соблюдены правила хранения. Употреблять в пищу ежедневно.

 

Чёрная, красная смородина, малина, клубника, крыжовник, яблоки, груши, арбузы, дыни, сливы, вишня, черешня, киви, апельсины, лимоны, лаймы, грейпфруты, ½ банана ежедневно, абрикосы, персики, нектарины, сухофрукты.

Ограничить: бананы, манго, хурму, виноград, авокадо, финики, инжир.

Крупы

 

Лучше использовать гречневую, овсяную, перловую, пшённую, рисовую крупы, сваренные на воде.

Макаронные изделия

 

Только твёрдых сортов. Спагетти, ракушки, лапша. Вермишель не рекомендуется из-за большого количества крахмала.

 

Молоко и молочные продукты (низкой степени жирности)

Молоко-1,5%

Сыр 17-20% (не плавленные сыры)

Творог 0-5% (не творожная масса)

Кефир 1%

Брынза нежирная

Сметана 15%

Йогурт 1-2%

 

Кондитерские изделия

Из-за большого количества калорий и жиров не рекомендуются. Сухие несладкие галеты, напитки без сахара и сахарозаменителей (содержат много калорий). Домашняя выпечка с малым содержанием сахара и масла.

 

Хлебобулочные изделия

Хлеб из ржаной и пшеничной муки с отрубями, половина куска за один приём пищи.

Жиры

Масла только растительного происхождения и нерафинированные, предпочтительнее оливковое, кукурузное, горчичное масло из-за антиканцерогенного и антиоксидантного действия.

Майонез и сливочное масло ограничить.

Напитки

Алкогольные напитки не рекомендуются. Если не имеется злоупотребления можно красное сухое вино из-за содержания танина и полифенола, обладающее слабым антиатеросклеротическим действием. Допустим бокал красного вина в неделю.

Чай зелёный (под контролем АД, пить только в первую половину дня), травяные чаи (ромашковый, шиповниковый и т.д.).

Кофе заварной не более 3 чашек в день (пить только в первую половину дня).

Свежевыжатые соки (не натощак). Морсы.

Соль, приправы

Соль лучше морская, йодированная 1ч.ложка без горки в день. Приправы употреблять умеренно, так как они возбуждают аппетит и приводят к ожирению.

 

 

Рекомендации по двигательной активности в пожилом и старческом возрасте.

Принципы:

1. Движение – это жизнь!

2 часа ежедневно посвящать быстрой ходьбе или любому другому виду двигательной активности, под контролем частоты дыхательных движений и частоты сердечных сокращений.

2. Минимальная активность для старческого возраста - 21 минута в день. Занятия проводить по 7 минут 3 раза в день.

3. Один активный день в неделю на природе (лес, парк и т.д.), обычно это воскресенье.

4. Не заниматься травматичными видами спорта.

5. Только аэробная нагрузка.

6. Для контроля можно использовать шагомер, норма пройденных шагов в день равна 10 000. 

7. Заниматься теми видами физической активности, которые доставляют удовольствие человеку.

Виды спорта:

Скандинавская ходьба, плавание, беговые лыжи, велосипед, бег трусцой (если нет избыточной массы тела), йога, аэробика, танцы одиночные и парные.

Совет: родственникам можно приобрести маленькую собачку для пожилого человека и тогда физическая активность обеспечена.

Вопросы для самоподготовки к занятию

№ п/п Раздел темы Литература Установочная инструкция Вопросы для самоконтроля
1. Здоровый образ жизни пожилых и старых людей. Материалы для уроков. Урок №4.   Учебник. Глава 6.9. стр. 342-344   www. gerontology.ru; www.vsiagerontologija.ru; www.gersociety.ru; www.sciencevsaging.org/ru.   Учебник. Глава 6.9. стр. 346-350 Составить памятку по поддержанию здорового образа жизни.   Составить план занятий по поддержанию физической активности.   Составить памятку по питанию. 1.Перечислите принципы здорового образа жизни.   2. Назовите аспекты физической активности.     3.Перечислите особенности питания.

Домашнее задание:

подготовить памятку о рациональном питании и физической активности (форма изложения и оформление на усмотрение автора)

Урок №5.

Урок №1,2

Н.И. Пирогов

Профилактика - (др. греч.е prophylaktikos –предохранительный) – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Виды профилактики

1. Первичная профилактика – система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическаяактивность, охранаокружающейсреды и т.д.)

2. Вторичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболеваний. Диспансеризация.

3. Третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование, уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функции органов и систем организма) реабилитацию.

 Центры здоровья.

В 2009 году в нашей стране была запущена большая государственная программа по формированию здорового образа жизни «Здоровая Россия».

Основой мероприятий программы должны стать так называемые «Центры здоровья

Основные исследования проводятся на комплексе оборудования «Здоровье-экспресс». Медсестра измеряет:

- ваш рост, вес и силу сжатия кисти (комплекс автоматически заносит эти данные в компьютер для дальнейшей обработки), 

- затем окружность талии и бедер и толщину подкожной жировой клетчатки в нескольких областях.

- проводится исследование уровня стресса на основе измерений моторно-зрительной реакции с помощью специального прибора «Кардиовизор», предназначенного для скрининговых обследований с целью раннего выявления кардиологических патологий на доклиническом этапе. Прибор снимает упрощенную кардиограмму (без грудных отведений) и автоматически ее интерпретирует. Результаты выдаются сразу.

Спирограф позволяет оценить основные параметры вдоха-выдоха, наглядно увидеть результаты вредного влияния курения на органы дыхания и выявить на ранней стадии такое тяжелое и опасное заболевание, как хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ).

Смокилайзер определяет уровень угарного газа в выдыхаемом воздухе.

Пульсоксиметр позволяет определить количество кислорода в крови.

Все данные также автоматически обрабатываются и интерпретируются компьютерной программой с распечаткой результатов.

биоимпедансометр позволяет узнать процентное соотношение воды, мышечной и жировой ткани в своем организме. Эта информация полезна для корректировки питания и физической активности.

Результаты обследования интерпретирует врач.

     - экспресс-методами уровня сахара и холестерина в крови.

Для пациента старше 40 лет дополнительно проводится измерение плече-лодыжечного индекса. Он определяется методом сравнения артериального давления в области лодыжки и плеча. В норме давление должно быть одинаковым. Если давление в области лодыжки меньше, этот говорит о патологии сосудов нижних конечностей.

 Все диагностические процедуры занимают примерно 20-30 минут. После чего проводится беседа с врачом-терапевтом, который дает необходимые рекомендации о более углубленном обследовании (при необходимости) и проводит беседу о правильном образе жизни, вреде курения и алкоголя. В кабинетах центра можно также ознакомиться с наглядной агитацией здорового образа жизни в виде плакатов и брошюр, которые также можно посмотреть на сайте программы «Здоровая Россия».

 

Школы здоровья (для пациентов с артериальной гипертензией, бронхиальной астмой, остеопорозом, сахарным диабетом, ИБС, школы для беременных, школы материнства).

Цели школ:

· Получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска;

· Повышение ответственности за сохранение своего здоровья;

· Формирование рационального и активного отношения к заболеванию;

· Формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача;

· Приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной само- и взаимопомощи при острых приступах.

· Формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих) факторов риска;

· Профилактика заболеваний у слушателей, относящихся к группе риска.

Урок № 3

Профилактика

1. Разумный образ жизни: нормализация труда, отдыха, физическая активность, питание (см. рекомендации по питанию и физ. акт-ти).

2. Отдых 2 раза в год, со сменой обстановки.

3. Диета для предотвращения атеросклероза.

 

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ
• Жирные сорта мяса, колбаса, сосиски, сардельки, шпик
• Сыр из цельного молока, Плавленые сыры
• Сметана, молоко, жирная, Сливки
• Яичные желтки
• Овощи, приготовленные на
животном жире
• Сдоба и выпечка
• Жирные кремы
• Майонез 1 ст.л. 100 калорий

4. Устранение факторов заболевания.

5. Контроль АД

6. Санаторно-курортное лечение.

7. Посещение терапевта, кардиолога.

8. Постоянное употребление ЛС.

 

Урок №4

Профилактика

  1. Ограничить курение до 5 сигарет в день или совсем отменить.
  2. Физическая активность соблюдение рекомендаций, занятия на улице по погоде.
  3. Рациональное питание с достаточным количеством витаминов.
  4. Закаливание.
  5. Дыхательная гимнастика, упражнения по авторским методикам (Бутейко, Стрельникова). Профилактика застоя в бронхах мокроты.
  6. Лечение хр. заболеваний лёгких.
  7. Гипоаллергенный быт: влажная уборка помещений, постоянные проветривания, помещения без пыли, животные, насекомые, цветение растений, лек.средства и пищевые продукты (яйца, грибы, цитрусовые), СМС, особенности стирки и качества постельного белья.
  8. Терапевт 1 раз в год, при наличии жалоб чаще.
  9. ФЛГ 1 раз в год, прививки от гриппа.
  10. Использование ингалятора (полоскание рта после каждого приёма для профилактики кариеса и кандидоза)
  11. ЛОР – органы: санация полости рта, посещение стоматолога 1 раз в год, использование ирригатора для гигиены полости рта, лечение хр. инфекций: ангина, тонзиллит, кариес, фарингит, ринит, отит (все вышеописанные мероприятия относятся к профилактике ЛОР-органов, т.к. служат входными воротами при распространении инфекции по ДС). При наличии жалоб консультация оториноларинголога.
  12.  Посещение Школ для пациентов с бронхиальной астмой.

Вопросы для самоподготовки к занятию

№ п/п Раздел темы Литература Домашнее задание Вопросы для самоконтроля
1. Профилактика заболеваний дыхатель-ной  системы и ЛОР-органов.    Материалы для уроков. www. gerontology.ru; www.vsiagerontologija.ru; www.gersociety.ru; www.sciencevsaging.org/ru. www.takzdorovo.ru www.astma.ru   Сделать памятку для пациента по теме урока.   Ответить на вопросы. Перечислите виды профилактики, которые используются для предупреждения заболеваний дыхательной системы и ЛОР-органов? Какие мероприятия оказываются при каждом виде профилактики? Перечислите устранимые и неустранимые факторы, приводящие к возникновению заболеваний ДС? Какие обследования нужно пройти пациенту? Какие продукты категорически нельзя употреблять? Дайте рекомендации по организации гипоаллергенного быта дома, на работе, на улице.

 

Урок №5

Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта

Факторы:

-неправильное питание (ограничение растительной пищи, уменьшение потребления жидкости);

- гиподинамия

- стрессы

злоупотребление слабительным

удаление матки

климакс

алкоголь

Профилактика.

 

1. Индивидуальный подход:

 

Убедительное разъяснение не только необходимости, но и реальной возможности «жить с ежедневным утренним стулом».

Урок №6

Профилактика

 

Диагностика: костная денситометрия (рентген, УЗИ, радионуклидия)

Rq-графия костного скелета (кисти, кости таза, грудной и поясничный отдел позвоночника).

Биопсия гребня подвздошной кости (в норме 20% костной ткани, а при остеопорозе меньше).

Анализы:

Кальций общий Нормальный показатель кальция находится в пределах 2,2-2,65 ммоль/л.

Фосфор неорганический –0,85-1,45 мкмоль/л.

ДПИД (деоксипиридонолин) - маркер резорбции костной ткани, определяемый анализом мочи

у женщин 3,0-7,4 нмоль ДПИД/моль креат.,

 у мужчин – 2,3-5,4 нмоль ДПИД/моль креат.

Паратгормон. Он отвечает за регуляцию фосфорного и кальциевого обмена в организме 0,7-5,6 пмоль/л.

Остеокальцин – один из основных неколлагеновых белков кости, принимающий активное участие в синтезе новых костных тканей и минерализации костей. У мужчин – 12-52,1 нг/мл; у женщин – 5,4-59,1 нг/мл

3. Достаточное количество Са++, поступление в организм ежедневно, потребность не менее 1,5 г/сутки (1 стакан молока – 250 мг, 5 ломтиков сыра – 600 мг), до 65 лет употребление 1000 мг Са, после 65 лет - 1500 мг/сутки. При беременности, лактации потребность Са – 1900мг/сутки. СаД3, глюконат Са, карбонат Са, растворимый Са форте.

 4. Витамин Д3

 5. Активный образ жизни

- физические нагрузки

- массаж

- лечебная физкультура

- исключение алкоголя, кофе, курения

5. Посещения Школы остеопороза.

6. Безопасность на улице, в транспорте, в жилище.

 

 

Вопросы для самоподготовки к занятию

№ п/п Раздел темы Литература Домашнее задание Вопросы для самоконтроля
1. Профилакти-ка заболеваний ЖКТ, КМС.    Материалы для уроков. www. gerontology.ru; www.vsiagerontologija.ru; www.gersociety.ru; www.sciencevsaging.org/ru. www.takzdorovo.ru www.osteoporoz.ru www.osteoporozu.net.   Сделать памятку для пациента по теме урока.   Ответить на вопросы. Перечислите виды профилактики, которые используются для предупреждения заболеваний КМС? Какие мероприятия оказываются при каждом виде профилактики? Перечислите факторы, приводящие к возникновению заболеваний КМС? Какие продукты категорически нельзя употреблять? Какие продукты питания используются при остеопорозе? Какие мероприятия включает в себя создание безопасного жилища, безопасности на улице, в транспорте?

 

 

Урок №7

Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

       Факторы:

Неустранимые:

-пожилой возраст

Устранимые:

-снижение иммунитета

-сахарный диабет

     -уменьшение физической активности из-за артритов, травм, ХСН

     -стрессы

Профилактика

1. Укрепление мышц тазового дна («хождение на ягодицах», упражнение на укрепление мышц Кегеля.

2. Контроль и нормализация массы тела.

3. Физическая активность.

4. Не ограничивать употребление жидкости.

5. Прокладки впитывающие, интимные трусы, гигиенические салфетки.

6. Не пить непосредственно перед выходом, знать расположение туалетов по маршруту следования.

7. Вагинальные конусы для укрепления мышц тазового дна.

8. Лечение воспалительных заболеваний.

9. Посещение школы инконтинеции.

10. Посещение уролога и гинеколога.

6. Хирургическое лечение: петля, эндоскопическое введение биологических веществ в подслизистый слой шейки матки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.209 с.)