Эффект замены – это доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других товаров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект замены – это доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других товаров.



Эффект заменыспособствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или даже быть нейтральным.

Один из вариантов разложения общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены связан с именем английского экономиста Дж. Хикса. Согласно Хиксу разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т. е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода.

Для определения эффектов дохода и замены по Хиксу рассмотрим графический пример (рис. 7.6).

Допустим, цена товара Х снижается с РХ1 до РХ2, а цена товара У остается неизменной. В результате снижения цены на товар Х равновесие потребителя переместилось из точки Е1 в точку Е2, а потребление товара Х увеличилось на величину (Х2 - Х1). Этот отрезок необходимо разделить на две части, чтобы показать, какая его часть связана с эффектом дохода, а какая с эффектом замены.

Хикс определяет, каким должен быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого он строит вспомогательную бюджетную линию K 1 L 1 (линию Хикса), которая параллельна новой бюджетной линии К L 1 и одновременно является касательной к исходной кривой безразличия U 1 в точке Е3. Поскольку К1 L 1 отражает новое соотношение цен и в то же время наборы товаров Е1 и Е3 обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения (находятся на одной кривой безразличия), то увеличение потребления товара Х, равное (Х3 – Х1), есть эффект замены.

 


            У

       K (I/P У)

      K1(I1/P У)

                                    Е 1

                                                      Е2

                                              Е3

  

                                                                                     U2

                                                                               U1

     

  

 

Х

                                Х1 Х3 Х2 L(I/PХ) L 1 (I 1 / P Х1) L 1 (I / PX 1)

Рис. 7.6. Эффекты замены и дохода по Хиксу

при снижении цены товара Х

Оставшееся увеличение потребления товара Х, равное (Х2 – Х3), есть эффект дохода, так как оба оптимума Е2 и Е3 характеризуются одинаковым соотношением цен товаров.

Результат совместного влияния эффекта замены и эффекта дохода зависит от их направления и величины. При росте цены блага эффект замены для этого вида благ всегда отрицателен, т. е. состоит в уменьшении объема спроса на подорожавший товар. Эффект же дохода различен в зависимости от отношения потребителя к данному виду благ. Спрос на нормальные блага растет при увеличении дохода, а при понижении реального дохода – уменьшается. Отсюда следует, что для нормального товара при росте на него цены общий итог отрицателен (сокращается объем спроса на него), так как в этом случае и эффект замены, и эффект дохода отрицательны.

В случае нейтрального блага (при изменении дохода спрос на такое благо не меняется) эффект дохода равен нулю, и общее изменение потребления такого блага совпадает с эффектом замены.

Если потребитель считает благо некачественным (спрос на него при увеличении дохода падает), но абсолютная величина эффекта дохода меньше величины эффекта замены, то общий результат повышения цены по-прежнему отрицателен, хотя он будет еще меньше по абсолютной величине, чем в случае нейтрального блага.

Если в случае некачественного блага эффект замены и эффект дохода равны по абсолютной величине, то общий результат повышения цены будет нулевым и спрос на такое некачественное благо будет абсолютно неэластичным.

Наконец, когда абсолютная величина эффекта дохода при повышении цены некачественного блага превышает величину эффекта замены, то общий результат повышения цены будет положительным. Это характерно для товаров Гиффена, кривая спроса на такие товары имеет положительный наклон.

 

Задания к лекции « Теория поведения потребителя »

  Задача 1. Покупатель распределяет между говядиной и сосисками 540 р. в неделю. Цена 1 кг говядины – 90 р., цена 1 кг сосисок – 54 р. Общая полезность от потребления говядины и сосисок зависит от количества купленных им и потребленных продуктов так, как это представлено в таблице:


Говядина, кг   Общая полезность, ютилов Сосиски, кг   Общая полезность, ютилов
1 2 3 4 5 6 - - - - 45 80 110 130 145 155 - - - - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 26 50 72 92 110 126 140 152 162 170

 

Необходимо определить количество говядины и сосисок, которые купит покупатель, максимизируя полезность от их потребления.

Решение задачи

Полезность от траты 540 р. на покупку говядины и сосисок будет максимальной при соблюдении следующих двух условий: а) MU г / P г = MU с / P с и б) Рг ´ Q г + P с ´ Q с £ 540, где MUг и MU с – предельные полезности последних купленных килограмм соответственно говядины и сосисок; Р г и Р с – цены 1 кг соответственно говядины и сосисок; Q г и Q с – количество купленных килограмм соответственно говядины и сосисок.

Исходя из названных условий максимизации полезности, вычислим вначале предельные полезности каждого килограмма говядины и сосисок, а затем величины отношений предельных полезностей говядины и сосисок к их ценам. Вычисления представим в табличной форме:

Еденицы продукции MU г, ютилов MU с, ютилов MU г / P г, ютилов на 1 р. MU с / P с, ютилов на 1 р.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 45 35 30 20 15 10 - - - - 26 24 22 20 18 16 14 12 10 8 0,5 0,39 0,33 0,22 0,17 0,11 - - - - 0,48 0,44 0,41 0,37 0,33 0,29 0,26 0,22 0,18 0,15

Из таблицы видно, что при покупке и потреблении 3 кг говядины при цене 90 р. за 1 кг и 5 кг сосисок при цене 54 р. за 1 кг выполняется условие максимизации полезности от траты 540 р.: последний рубль, потраченный покупателем и на покупку говядины, и на покупку сосисок, приносит одинаковую полезность, равную 0,33 ютилов. Можно заметить, что 3 кг говядины и 5 кг сосисок стоят ровно 540 р.

3 кг говядины и 5 кг сосисок имеют общую полезность 220 ютилов (110 + 110). Все другие сочетания говядины и сосисок, не превышающие по стоимости 540 р. дадут меньшую полезность.

 

Задача 2. Потребитель тратит 34 р. в день на груши и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20 – 3 х, где х – количество яблок, шт. Предельная полезность груш равна 40 – 5 у, где у – количество груш, шт. Цена одного яблока – 2 р., цена одной груши 4 р. Какое количество яблок и груш купит потребитель максимизирующий полезность?

 

Решение задачи

1. Условием равновесия потребителя является равенство отношений предельных полезностей отношению цен товаров:

MUx / MUy = Px / Py, поэтому ( 20 3 х) / ( 40 5 у) = 2 / 4.

2. Потребитель при выборе покупаемых товаров ограничен своим бюджетом: Рх ´ Х + Ру ´ У = 34, поэтому 2 ´ Х + 4 ´ У = 34.

Два первых действия позволяют составить систему уравнений:

 


 ( 20 3 х) / ( 40 5 у) = 2 / 4

2 ´ Х + 4 ´ У = 34,

 

решив систему уравнений, определим, что Х = 5, У= 6.

 

Задача 3. Покупатель рассматривает мороженое и пирожное как абсолютные заменители в пропорции 1: 1.

Необходимо определить:

а) какой набор он купит, если сумма денег, выделенная на продукты, составляет 30 ден. ед. в неделю, цена одного мороженого –         5 ден. ед., а цена одного пирожного – 6 ден. ед.?

б) Как повлияет на выбор покупателя снижение цены пирожного до 5 ден. ед.?

 

Решение задачи

Условием равновесия покупателя является равенство               М RS ху  = Рх / Ру (х – пирожное, у – мороженое). При абсолютной взаимозаменяемости продуктов в пропорции 1:1 наклон кривой безразличия есть величина постоянная и равна 1, т. е. М RS ху = 1.  Наклон бюджетной линии, т. е. Рх / Ру при данных ценах равен 1,2 (6:5). Таким образом, в данном случае М RS ху < P х / P у (1 < 1,2). При таком соотношении наклонов кривой безразличия и бюджетной линии оптимальное решение покупателя по максимизации полезности будет угловым. Оно определяется точкой Е – точкой пересечения кривой безразличия, бюджетной линии и оси ординат. Покупатель отказывается от приобретения пирожного и покупает только мороженое (рис. 7.7).

           У (мороженое)

                                  6 Е

                                  

                                                                              Pх / Pу = 1,2

                                                                                    М RSху = 1

                                                                                              Х (пирожное)

                                                                                   5  6

Рис. 7.7.   Кривая безразличия и бюджетная линия потребителя                                                               

 

Если цена пирожного снизится до 5 р., т. е. станет равной цене мороженого, то предельная норма замещения пирожного мороженым будет равна отношению цен продуктов и равна 1 при любой комбинации покупки пирожного и мороженого. В этом случае кривая безразличия и бюджетная линия есть одна и та же линия.

 

 

 

Лекция 8.

Теория производства

1. Понятие производственной функции и ее примеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.018 с.)