Причины возникновения, сущность и структура рыночных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения, сущность и структура рыночных отношений



 

1. Причины возникновения рыночных отношений. Характеристика рынка.

2. Сущность и функции рынка. Генезис рынка.

3. Структура и виды рынков. Границы рыночных отношений.

 

Вопрос 1. Причины возникновения рыночных отношений. Характеристика рынка

Рынок – обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Сущность рынка отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через цену, спрос и предложение, конкуренцию, прибыль и убытки, т. е. все то, что включается в понятие «рыночный механизм».

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Рынок – категория историческая и возникает на определенном этапе развития общества. Существуют основные условия, сделавшие рынок объективно необходимым:

1. Общественное разделение труда, возникшее в глубокой древнос-ти. Выделяют ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Разделение труда неизбежно требует обмена. Обмен сначала шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство. Иными словами, появилось производство на рынок для удовлетворения потребностей других людей.

2. Экономическая обособленность произво­дителей

3. Свобода предпринимательства.                            

 

Вопрос 2. Сущность и функции рынка. Генезис рынка

 

Наличие противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному. При административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем путем воздействия на производство, распределение, обмен и потребление через централизованную систему планов.

В экономической системе с развитыми рыночными отношениями эти проблемы решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат, а продажа произведенных товаров и их потребление определяются в соответствии с доходами различных групп населения.

Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора. Потребители покупают то, что они предпочитают, предприятия – производят и реализовывают то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них ресурсы.

Экономическая действительность характеризуется многочис­ленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец – добиться возможно большей прибыли, потребитель – получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивает система рынков, цен и фактор конкуренции.

Таким образом, сущность и позитивные функции рынка, лежащие в основе рыночной экономики, делают такую систему хозяйствования достаточно эффективной. Но рыночные отношения не являются абсолютно совершенными.

Преимущества рынка. В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.

Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.

2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе   и тем самым осуществление коррекции в распределении ресурсов.

3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Недостатки рынка. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий. У рыночного хозяйства есть свои недостатки. Рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют следующие провалы рынка: монополию, несовершенную (ассиметричную) информацию; внешние эффекты, общественные блага.
Провалы государства заключаются в неспособности обеспечить эффективную аллокацию ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости. К провалам государства относят: проблему информации, проблему поиска ренты и несовершенство политического процесса.
Итак, общим провалом и государства, и рынка является проблема ассиметричности информации.

Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:

1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процент­ные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок товары и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты – только их согласен оплатить покупатель.

Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.                 

4. Санирующая функция. Рыночный механизм – это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

4. Регулирующая. Данная функция является самой важной, так как она связана с воздействием рын­ка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Вопрос 3. Структура и виды рынков. Границы рыночных отношений

 

Система рынков – совокупность всех видов рынков, характери-зующихся разнообразными критериями и признаками.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев. Все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:

1. По объектам рыночных отношений:

1.1. Рынок средств производства.

Торговля средствами производства – это рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции.

1.2. Рынок рабочей силы.

Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной частью рынка факторов производства. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.

1.3. Рынок капитала и финансов.

В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит – непременное условие всякой предпри-нимательской деятельности. В качестве продавцов капитала выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг – акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству. Рынок капитала и финансов состоит из двух частей: кредитного рынка и рынка ценных бумаг.                       

Кредитный рынок – это рынок заемного капитала; его функциони­рование обеспечивается посредством банков, страховых компаний, фондов, способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. На рынке ценных бумаг продаются прежде всего доли участия в собственности предприятия; это рынок собственного капитала.

1.4. Рынок потребительских товаров и услуг.

На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Рынок потребительских товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений; рекламой, маркетингом, различные посреднические компании.

1.5. Рынок информационных материалов и информационных услуг.

В последние десятилетия быстро формируется рынок информации и информационных услуг. Развернулась торговля научно-техническими разработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ, интеллектуальной продукцией. 

Виды рынков различаются по следующим классификационным признакам:      

1. По субъектам рыночных отношений:

– покупателей;

– продавцов;

– посредников.

2. По обьектам рыночных отношений:

– рабочая сила;

– потребительские товары и услуги;

– средства производства;

– финансовый капитал;

– интеллектуальная собственность.

 

3. По уровню насыщения:

–равновесный;

– дефицитный;

– избыточный.

4. По ассортиментному признаку:

– замкнутый;

– насыщенный;

– смешанный.

5. По степени соблюдения законности:

– легальный;

– нелегальный.

6. По географическому положению:

– местный;

– региональный;

– национальный;

– мировой.

7. По проявлению конкуренции:

– свободный;

– монополистической конкуренции;

– олигополический;

– монопольный.

8. По объему продаж:

– розничный;

– оптовый.

9. По механизму регулирования:

– совершенной конкуренции;

– несовершенной конкуренции.

10. По степени развития экономической свободы:

– свободный;

– регулируемый.

Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также др. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т. д.

Рыночная экономика доказала, что ей нет альтернативы при решении главных экономических задач. Во-первых, рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Во-вторых, рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства.

Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в которой общество больше всего нуждается. Благодаря этому в экономику внедряются более новые технологии производства. «Невидимая рука» управляет на рынке личной выгодой, которая обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров. В связи с этим многие экономисты заявляли о необходимости вмешиваться в функционирование свободных рынков или регулировать их операции, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным. Рыночная система способна самостоятельно координировать экономическую деятельность. Каждому человеку предоставляется свобода предпринимательства. Предприниматели могут добиваться увеличения своей выгоды с учетом вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Однако, избавляя общество от товарного дефицита, развивая научно-технический прогресс, рыночная экономика не способна решить другие важные социально-экономические проблемы. Это, прежде всего, удовлетворение тех потребностей общества, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Всякое общество нуждается в национальной системе обороны, образования, аппарата управления государством и других необходимых мероприятиях. Эти услуги и общественные товары должны финансироваться из средств государственного бюджета за счет налогов граждан.

Другая проблема рыночной экономики связана с «внешними эффектами». К ним относится загрязнение окружающей среды в результате деятельности производства, исчерпание природных запасов, которые идут в хозяйственный оборот, и т. д. Сама экономика не способна «убрать» подобного рода негативные последствия, и этим приходится заниматься государству. Оно перераспределяет доходы через государственный бюджет с целью погасить отрицательные эффекты или справедливо перераспределить выгоду. Устранение негативных внешних эффектов возможно через запрет эксплуатации невосстанавливаемых природных ресурсов, применения вредных технологий, наносящих ущерб здоровью населения. Государство борется с такими нарушениями при помощи штрафов, которые иногда превышают прибыль нарушителя.

Третья проблема связанна с социально-экономическими правами личности, прежде всего, правом на труд. Ясно, что рыночная экономика не может обеспечить занятость всего трудоспособного населения. В стране возникает безработица. При этом государство не стремится к полной занятости людей, а лишь регулирует рынок рабочей силы с помощью социальных выплат, осуществляет программы по созданию новых рабочих мест и проводит другие мероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь людей, которые не по своей воле утратили рабочие места.                                  

Вмешательство государства в рыночные процессы влияет на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов. Государство решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.                                                                       

Государственное регулирование ставит перед собой следующие цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев населения, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп и пр. Государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые и финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой.

Финансовое регулирование. Государство принимает меры для стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов.

Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность, а также для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы.

Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в директивно-нормативной экономике, где условия функционирования рынка были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет. Отсюда заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражало реальность, либо акты купли-продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности. Таким образом, рынок в административной экономике был серьезно деформирован.

Современный рынок характеризуется рядом перемен:

1) рынок территориально расширяется;

2) стремительно развивается мировой рынок;

3) на национальном и международном рынках меняется режим работы рынков по времени;

4) для рынка характерно преобладание видов товаров и услуг в зависимости от стадии производства (на постиндустриальной стадии преобладает продажа услуг, на доиндустриальной – продажа сельскохозяйственных товаров).

На индустриальной стадии производства на рынке продавались преимущественно промышленные товары.

Задания к лекции « Причины возникновения, сущность и структура рыночных отношений »

1. Общим провалом государства и рынка является (-ются)…..

проблемы информации;

– проблемы поиска ренты;

– монополизация экономики;

– внешние эффекты.

Решение

Общим провалом государства и рынка являются провалы информации. Общим провалом и государства, и рынка является проблема асимметричности информации.

 

2. Примером объекта рынка факторов производства может служить …

– кондитерская фабрика;

– налоговая служба;

подъемный кран;

рабочий скот;

Решение

Кондитерская фабрика. Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредник. К объектам относят рабочую силу, потребительские товары и услуги, средства производства, финансовый капитал, интеллектуальную собственность.

 

3. Функция рынка, заключающаяся в вытеснении неэффективных производителей, называется …

санирующей;

– информационной;

– регулирующей;

– ценообразующей.

Решение

Функция рынка, заключающаяся в вытеснении неэффективных производителей, называется санирующей. Используя инструмент конку-ренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

 

 4. Для индустриальной стадии развития рынка характерно преоб-ладание … товаров.

 промышленных;

  – информационных;

  – сельскохозяйственных;

  – нематериальных.

Решение

Индустриальной стадии развития рынка характерно преобладание промышленных товаров.

 

5. Примером местного легального рынка факторов производства в РФ может служить рынок …

 товаров в некотором городе;

  – оборудования в стране;

  – наркотиков в некотором городе;

  – кожгалантереи в стране.

Решение

Рынок товаров в некотором городе, так как рынки разделяются по степени соблюдения законности на легальный и нелегальный.По географическому положению на местный, региональный, национальный, мировой.

 


Лекция 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.099 с.)