Предмет и метод микроэкономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод микроэкономики



УДК 330.101.542(075.8)

ББК 65.012.1я73

 М59

 

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета

Т. Л. Судова;

доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Л. А. Миэринь

 

Ильинский, И. В.

М59        Микроэкономика: курс лекций. Практикум / под ред.

              И. В. Ильинского. – СПб.:  ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014.

           – 162 c.           

   ISBN 978-5-7937-0946-0

 

 

Курс лекций по микроэкономике разработан в полном соответствии с Государственным стандартом, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации. В нем представлены все разделы, темы, практические задания, тесты и примеры их решения данной учебной дисциплины.

Предназначен для студентов всех экономических специальностей и форм обучения, изучающих учебную дисциплину "Микроэкономика".

 

УДК 330.101.542(075.8)

ББК 65.012.1я73

 

 

ISBN 978-5-7937-0946-0            Ó ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014


Предисловие

Данная работа подготовлена коллективом кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Она является продолжением работы, проделанной кафедрой ранее. (См. Основы экономической теории. Ч. I. Микроэкономика. – СПб., 1998 и Экономическая теория. Ч. 2. Макроэкономика. – СПб., 2003, Экономика: курс лекций. – СПб.,  2010).

Курс лекций включает в себя все темы, которые изучаются в данной экономической дисциплине. Студенты имеют возможность ознакомиться с важнейшими экономическими проблемами и путями их решения, стоящими перед обществом.

К таким проблемам относятся предмет микроэкономики, проблемы рыночного механизма, поведение потребителя, теория фирмы. Исследуется теория производства, изучаются факторы общественного производства и его результаты. На основе широкого использованного предельного анализа изучаются издержки общественного производства и определяются пути их минимизации. Большое значение придается изучению рыночных структур, механизмов формирования равновесной цены и прибыли у производителя, обеспечение равновесного положения фирмы на рынке. Изучение рынков, факторов производства позволяет исследовать рынки капитала, труда, земли и изучить механизмы функционирования фирмы на данных рынках.

Достоинством данного курса лекций является широкое использование тестовых и проверочных заданий, позволяющих оценить знания студента. Контрольные задания и тесты даны применительно к каждой теме курса лекций. При этом студенты имеют возможность познакомиться с примером решения конкретных тестов и задач, правильное решение которых выделено курсивом. Это существенно повышает качество учебного процесса и освоение данной дисциплины. Также это позволяет использовать дистанционные и интерактивные формы обучения.

Конспект лекций подготовлен с учетом изучения передовой экономической мысли зарубежных исследователей и российских ученых-экономистов. Авторы преследовали цель адаптировать данный курс к реалиям экономической жизни России и проблематике реформирования ее экономики.

Отличительной особенностью данного курса лекций является то, что они сделаны в соответствии с последним действующим Государственным стандартом (2010 г.). Авторы стремились в краткой форме рассмотреть наиболее важные ключевые вопросы каждой темы, используя свой опыт преподавания экономической теории. Преимуществом данной работы, на взгляд авторов, является обширная графическая интерпретация, позволяющая наглядно представить экономические процессы, происходящие в обществе. Данная работа написана доступным языком, что делает ее понятной студенчеству и необходимой для подготовки к практическим занятиям, зачетам и экзаменам.

Курс лекций подготовлен авторским коллективом в составе        д-ра эконом. наук, профессора И. В. Ильинского (отв. ред.), канд. эконом. наук, доцентов Е. С. Бакановой, Е. Н. Гончаровой, А. И. Гончарова, Н. А. Карасевой, Е. А. Плешаковой, А. П. Селина, М. В. Смирновой,                         Д. В. Щербаковой, С. В. Федоровой, ст. преподавателей                                С. В. Домбровского, Н. В. Домбровской.

С благодарностью примем замечания и предложения, которые можно отправить по адресу: С.-Петербург, Вознесенский пр., 46, к. 355, кафедра экономической теории С.-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.

 


РАЗДЕЛ I.

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

Лекция 1.

Решение

Экономическая теория выполняет ряд функций. Первая из них – познавательная – заключается в изучении и систематизации экономических данных и анализе процессов, происходящих в экономике. Вторая функция – методологическая – состоит в разработке инструментария экономических исследований. Третья функция – практическая – заключается в разработке рекомендаций правительству для проведения экономической политики. Поэтому правильный ответ: а)  1;    б) 3; в) 2.

 

2. Термин «Экономика» впервые был применён:

а) А. Маршаллом;

б) античными философами;

в) А. Смитом;

г) А. де Монкретьеном.

 

Решение

Термин «экономика» использовался по отношению к сфере хозяйственной деятельности людей ещё с античных времён. Французский меркантилист А. де Монкретьен впервые применил термин «политическая экономия», который использовался для обозначения экономической науки в XVII–XIX вв. Этим же термином пользовался и А. Смит. А. Маршалл предложил для экономической науки название «экономикс». Правильный ответ – б).

 

3. Метод анализа предполагает:

а) выведение теории из фактов;

б) выведение фактов из теории;

в) расчленение целого на части;

г) соединение частей воедино.

 

Решение

Анализ в переводе с др.-гр. означает расчленение. Этот метод исследования предполагает разделение целого на части и исследование отдельных фрагментов. Правильный ответ – в).

 

4. Экономисты классической школы считали источником богатства:

а) материальное производство;

б) сферу услуг;

в) внешнюю торговлю;

г) государственное управление.

 

Решение

Классики экономической науки считали богатством всю совокупность материальных благ, соответственно сферой, производящей богатство, – материальное производство. Правильный ответ – а).

 

5. Маржиналисты определяли ценность благ:

а) издержками их производства;

б) предельным продуктом факторов производства;

в) их предельной полезностью;

г) субъективной оценкой производителя.

 

Решение

Экономисты маржинальной школы считали, что возможности производства безграничны, поэтому ценность благ зависит от субъективной оценки потребителей, которая определяется предельной полезностью. Правильный ответ – в).

 

Лекция 2.

Решение

Домохозяйство является индивидуальным экономическим субъектом рыночной экономики, самостоятельно принимающим решения о приобретении потребительских благ, главная цель которого – получение максимальной полезности. Правильный ответ – г).

 

2. Что происходит с альтернативными издержками производства товара при увеличении его выпуска?

а) уменьшаются;

б) возрастают;

в) стремятся к нулю;

г) не меняются.

 

Решение

В соответствии с законом возрастания альтернативных издержек при увеличении выпуска одного товара каждая следующая его единица требует отказа от всё большего количества другого товара. Правильный ответ – б).

 

3. Даны следующие точки на кривой производственных возможностей:

                                           а    б   в   г   д

Автомобили,  шт.                5    4   3   2   0

Станки,  шт.                        0    2   3   3,5 4

Альтернативные издержки производства одного дополнительного автомобиля в точке б составляют:

а) 2 станка;

б) 1 станок;

в) 0,5 станка;

г) 3 станка.

 

Решение

Альтернативные издержки – количество одного товара, от производства которого придётся отказаться, чтобы увеличить производство другого товара на одну единицу. В точке б) производство дополнительного автомобиля (что будет достигнуто при переходе к точке а) потребует отказа от производства двух станков. Правильный ответ – а).

 

4. Основными экономическими субъектами смешанной экономики являются:

а) домашние хозяйства, фирмы, менеджеры;

б) наёмные работники, домохозяйства, фирмы;

в) предприниматели, государства, собственники капитала;

г) фирмы, домохозяйства, государство.

 

Решение

В современной экономике основными субъектами наряду с фир-мами и домохозяйствами является и государство. Правильный ответ  – г).

 

5. В экономической системе с полной занятостью ресурсов точка, характеризующая объём производства товаров Х > 0 и У > 0, будет расположена:

а) на оси абсцисс;

б) на оси ординат;

в) на кривой производственных возможностей;

г) в начале координат.

 

Решение

Правильный ответ – в).


Лекция 3.

Решение

Общим провалом государства и рынка являются провалы информации. Общим провалом и государства, и рынка является проблема асимметричности информации.

 

2. Примером объекта рынка факторов производства может служить …

– кондитерская фабрика;

– налоговая служба;

подъемный кран;

рабочий скот;

Решение

Кондитерская фабрика. Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредник. К объектам относят рабочую силу, потребительские товары и услуги, средства производства, финансовый капитал, интеллектуальную собственность.

 

3. Функция рынка, заключающаяся в вытеснении неэффективных производителей, называется …

санирующей;

– информационной;

– регулирующей;

– ценообразующей.

Решение

Функция рынка, заключающаяся в вытеснении неэффективных производителей, называется санирующей. Используя инструмент конку-ренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

 

 4. Для индустриальной стадии развития рынка характерно преоб-ладание … товаров.

 промышленных;

  – информационных;

  – сельскохозяйственных;

  – нематериальных.

Решение

Индустриальной стадии развития рынка характерно преобладание промышленных товаров.

 

5. Примером местного легального рынка факторов производства в РФ может служить рынок …

 товаров в некотором городе;

  – оборудования в стране;

  – наркотиков в некотором городе;

  – кожгалантереи в стране.

Решение

Рынок товаров в некотором городе, так как рынки разделяются по степени соблюдения законности на легальный и нелегальный.По географическому положению на местный, региональный, национальный, мировой.

 


Лекция 4.

Решение

Общественные блага характеризуются неисключаемостью из потребления и неконкурентностью в потреблении. Совместно с этими свойствами из представленного перечня обладает лишь противопожарная охрана.

 

2. Замена использования в крупных городах личного автотранспорта велосипедами является примером решения проблемы …

а) отрицательного внешнего эффекта потребления;

б) положительного внешнего эффекта потребления;

в) отрицательного внешнего эффекта производства;

г) положительного внешнего эффекта производства.

Решение

Ухудшение качества воздуха из-за выбросов от личных автомобилей представляет собой достаточно острую проблему в городах. С экономической точки зрения она является проблемой отрицательного внешнего эффекта потребления, поскольку возникает в сфере потребления и вызывает дополнительные издержки третьих лиц, не являющихся ни производителями, ни потребителями данного вида автотранспорта.

 

3. Какие производства и/или ресурсы вызывают наибольшее число конфликтов в связи с внешними эффектами?

а) вредные производства;

б) редкие ресурсы;

в) ресурсы или производства, имеющие стратегическое значение;

г) ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких.

Решение

В этом случае права собственности не определены.

 

4. Теорема Коуза перестает работать:

а) в случае несовершенной информации, имеющейся у обеих сторон;

б) в случае совершенной информации, имеющейся у обеих сторон;

в) в случае, если теорема Коуза рассматривается в рамках кооперативной теории игр;

г) в случае, если известна только структура предпочтений противоположной стороны.

Решение

Если рассматривать эту ситуацию в терминах теории игр, то можно видеть, что в случае а) равновесие достигается в точке, не являющейся Парето-оптимальной.


РАЗДЕЛ II.

МИКРОЭКОНОМИКА

Лекция 5.

Решение

На предложение товаров на рынке влияет множество факторов. Так, увеличение количества продавцов ведет к увеличению предложения, а цены на ресурсы, используемые в производстве товаров, оказывают обратное влияние на объем предложения. При росте цен на ресурсы растут издержки производства, что ведет к сокращению производства.

 

2. Если функция спроса на товар описывается уравнением Q D =100-3 P, а предложения – Q S =20+5 P, то равновесная цена и равновесный объем продаж составит…

Укажите не менее двух вариантов ответа:

1) 70;

2) 10;

3) 55;

4) 15.

 

Решение

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Для нахождения равновесной цены приравниваем друг к другу функции спроса и предложения:

Q D = Q S →100-3 P =20+5 P →8 P =80→ P =10.

Зная равновесную цену, определяем объем продаж:

Q D =100-3 P =100-3*10=70.

3. На рисунке показаны кривые спроса (D) и предложения (S) на некий товар.

Если на этом рынке увеличится число продавцов, то будет наблюдаться…

Укажите не менее двух вариантов ответа:

1) снижение цены товара и смещение кривой спроса вверх;

2) смещение кривой предложения вверх и повышение цены товара;

3) смещение кривой предложения вниз и снижение цены товара;

4) увеличение потребления товара.

 

Решение

Увеличение числа продавцов сместит кривую предложения вниз, и цена на товар снизится, а его потребление увеличится.

4. Если функция спроса на товар имеет вид Q D =80-2 P, а функция предложения – Q S =-20+3 P, то при установлении ограничения на продажу в 30 единиц рыночная цена будет _____р.

1) 22,

2) 50,

3) 25,

4) 55.

 

Решение

Определим цену и объем продаж при установлении ограничения на продажу.

Q D = Q S →80-2 P =30→ P =25.

 

5. На рисунке показаны кривые спроса (D) и предложения (S) на российские автомобили.

Если правительство приняло программу утилизации подержанных автомобилей и выдает субсидию в 50 000 р. на покупку нового автомобиля, то выгода потребителя складывается из…

Укажите не менее двух вариантов ответа:

1) покупки большего количества автомобилей;

2) продажи большего количества автомобилей;

3) экономии денег при покупке автомобилей;

4) 50000 наличных рублей, которые получил покупатель.

 

Решение

Излишек (выгода) потребителя – это разность между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и ценой, которую он фактически заплатил. При субсидировании правительством покупателей, сдающих старый автомобиль и покупающих новый, выгода потребителей складывается, во-первых, из того, что потребитель заплатил более низкую цену, а во-вторых, потребители смогли купить большее количество автомобилей.


Лекция 6.

Эластичность спроса и предложения

 

1. Эластичность спроса по цене.

2. Другие эластичности спроса (эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность).

3. Эластичность предложения по цене.

4. Способы расчета эластичности.

 

Вопрос 1. Эластичность спроса по цене

 

В предыдущей лекции мы выяснили, что спрос и предложение товара зависят от его цены, а также от воздействия неценовых факторов, но наш анализ можно назвать качественным в том смысле, что мы говорили о направлении перемен, не давая им количественной оценки. В данной теме мы рассмотрим, как фирма может пользоваться знанием эластичности для количественной оценки влияния на объем продаж изменения рыночных условий.

Предположим, цена на товар повысилась на 10 %. Как это повлияет на продажи товара? Основываясь на законе спроса, мы можем сказать, что они упадут, но на сколько – 5, 10 или 20 %?

Э ластичность спроса по цене (ценовая э ластичность спроса)– это реакция потребительского спроса на изменение цены данного товара. Она может быть измерена отношением процентного изменения величины (объема) спроса к процентному изменению цены:

Ер = % Δ Qd / % Δ P,

где Ер – коэффициент эластичности спроса по цене; % Δ Qd – процентное изменение величины (объема) спроса на товар; % Δ P – процентное изменение цены товара.

Коэффициент эластичности спроса по цене выражается отрицательным числом, так как закон спроса предполагает обратно пропорциональную зависимость между величиной спроса и ценой товара, поэтому довольно часто на практике пользуются его абсолютным значением │ Ер │.

В зависимости от силы реакции величины спроса на изменение цены различают:

1) эластичный спрос, если│ Ер │> 1, т. е. процентное изменение величины спроса больше процентного изменения цены. Имеет место сильная реакция спроса: он растет или сокращается быстрее, чем изменяется цена;

2) неэластичный спрос, если│ Ер │< 1, т. е. процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены. Имеет место слабая реакция спроса: он растет или сокращается медленнее, чем изменяется цена;

3) спрос с единичной эластичностью, если│ Ер │= 1, т. е. величина спроса и цена меняются на один и тот же процент. Имеет место нейтральная реакция спроса.

    а                                     б                                в

 

Рис. 6.1. Графическая интерпретация спроса с единичной эластичностью (а); эластичного (б) и неэластичного спроса (в)

 

Кроме рассмотренных случаев эластичности спроса по цене укажем еще на два – абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос. В случае абсолютно эластичного спроса малое изменение цены вызывает бесконечно большое изменение величины спроса (Ер = – ∞), кривая спроса в этом случае принимает вид горизонтальной прямой. Абсолютно неэластичный спрос имеет место, когда величина спроса не реагирует на изменение цены (Ер = 0), а кривая спроса является вертикальной линией.

          

                     а                                                   б

 

Рис. 6.2. Абсолютно эластичный (а) и абсолютно неэластичный спрос (б)

 

Эластичность спроса по цене зависит от социально-экономических, поведенческих и иных факторов, влияющих на потребительские предпочтения, укажем на некоторые из них:

1) наличие товаров-субститутов: чем больше товаров-замените-лей, тем эластичнее спрос;

2) период времени: спрос более эластичен в долгосрочном периоде;

3) доля расходов на товар в бюджете потребителя: чем выше доля затрат на покупку товара, тем эластичнее спрос.

Эластичность спроса по цене влияет на величину общего дохода (выручки) фирмы от продажи товара. При эластичном спросе общий доход (выручка) и цена изменяются в противоположных направлениях: если цена растет, то общий доход (выручка) падает. При неэластичном спросе общий доход (выручка) и цена изменяются в одном направлении: если цена растет, то общий доход (выручка) увеличивается. В случае единичной эластичности спроса при изменении цены общий доход (выручка) не меняется.

Таким образом, при неэластичном спросе фирма может повышать цены на свою продукцию, чтобы увеличить общий доход (выручку), а при эластичном спросе разумнее снизить цены, чтобы увеличить общий доход (выручку) за счет роста спроса потребителей. Очевидно, показатели эластичности спроса по цене должны учитываться при формировании ценовой политики фирмы, а также при определении ценовых скидок и надбавок.

Вопрос 2. Другие эластичности спроса (эластичность спроса по доходу,  перекрестная эластичность)

 

Для многих товаров объем покупок чувствителен к изменению доходов потребителей. Э ластичность спроса по доходу – это мера реакции спроса на изменение потребительского дохода (при прочих равных условиях). Для количественной оценки эластичности спроса по доходу используется коэффициент, который рассчитывается по формуле

Е I   = % Δ Qd / % Δ I,

где Е I – коэффициент эластичности спроса по доходу; % Δ Qd – процентное изменение величины спроса на товар; % Δ I – процентное изменение потребительского дохода.

Коэффициент эластичности спроса по доходу может принимать положительные, отрицательные и нулевое значения, что позволяет использовать данный показатель для классификации товаров.

Если Е I < 0, т. е. с ростом дохода спрос на товар сокращается, товар считается низшим (низкокачественным).

Для товаров, потребление которых не чувствительно к изменениям дохода, коэффициент эластичности спроса по доходу будет равен нулю  (Е I = 0).

Если Е I > 0, т. е. увеличение дохода сопровождается ростом спроса на товар, товар является нормальным. Среди нормальных товаров выделяют товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < Е I < 1), и предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (Е I > 1). Заметим, что для потребителей с разным уровнем дохода один и тот же товар может относиться или к товарам первой необходимости, или к предметам роскоши. Подобная оценка может иметь место и для отдельного человека, если у него меняется уровень дохода.

Перекрестная эластичность характеризует зависимость спроса на данный товар от изменения цены взаимосвязанного товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны. Количественной характеристикой перекрестной эластичности является коэффициент перекрестной эластичности спроса, который рассчитывает по формуле

Е ab = % Δ Qa / % Δ Pb,

где Е ab – коэффициент перекрестной эластичности спроса; Δ Qa – процентное изменение величины (объема) спроса на товар А; Δ Pb – процентное изменение цены товара В.

Значения коэффициента перекрестной эластичности могут быть положительными, отрицательными и нулевыми.

Если Е ab > 0, то товары А и В являются взаимозаменяемыми (субститутами), т. е.  повышение цены на товар В вызывает рост спроса на товар А. При этом, чем больше взаимозаменяемость товаров А и В, тем выше значение коэффициента перекрестной эластичности спроса.

Если Е ab < 0, товары А и В можно отнести к взаимодополняемым товарам (комплементарным), т. е. с ростом цены товара В сокращаются покупки товара А. При этом, чем выше взаимодополняемость товаров А и В, тем больше абсолютное значение коэффициента перекрестной эластичности спроса.

Если Е ab = 0, то товары А и В являются независимыми, т. е. изменение цены товара В не оказывает влияния на покупки товара А, и их потребление не связано между собой.

Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса может быть ассиметричной, т. е. коэффициент эластичности спроса на товар А по цене товара В не совпадает с коэффициентом эластичности спроса на товар В по цене товара А.

 

Вопрос 3. Эластичность предложения по цене

 

Э ластичность предложения характеризует степень чувствительностивеличины (объема) предложения к изменению цены товара при прочих равных условиях. Ее количественной мерой выступает коэффициент эластичности предложения по цене:

Е s = % Δ Qs / % Δ P,

где Е s – коэффициент эластичности предложения по цене; % Δ Qs – процентное изменение величины (объема) предложения товара; % Δ P – процентное изменение цены товара. В соответствии с законом предложения коэффициент эластичности предложения всегда является положительной величиной.

Реакция величины (объема) предложения товара на изменение цены может быть:

а) сильная, т. е. процентное изменение величины (объема) предложения больше процентного изменения цены (1< Е s < +∞) – эластичное предложение;

б) слабая, т. е. процентное изменение величины (объема) предложения меньше процентного изменения цены (0< Е s <1) – неэластичное предложение;

в) нейтральная, т. е. величина (объем) предложения и цена меняются на один и тот же процент (Е s = 1) – предложение с единичной эластичностью.

Абсолютно эластичное предложение имеет место, если величина (объем) предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Е s = +∞), в этом случае кривая предложения является горизонтальной линией. При абсолютно неэластичном предложении величина (объем) предложения не меняется при изменении цены (Е s =0), а кривая предложения строго вертикальна.

Основным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время, в течение которого фирмы реагируют на изменение цены:

·  в текущем периоде фирмы не успевают отреагировать на изменение цены. Предложение абсолютно неэластично;

·  в краткосрочном периоде фирмы могут увеличить производство на уже существующих производственных мощностях, но этот период недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в данном случае повышается;

·  в долгосрочном периоде фирма способна ввести новые производственные мощности и увеличить предложение. Эластичность предложения будет выше, чем в предыдущем случае.

На эластичность предложения по цене влияют и другие факторы, например:

1) возможности и затраты на длительное хранение товара:чем больше такие возможности и чем ниже связанные с ними издержки, тем эластичнее предложение;

2) специфика производственного процесса: чем универсальнее производство и выше технологические возможности для изменения объема производства, тем больше эластичность предложения;

3) наличие избыточных производственных мощностей: если фирма располагает свободными производственными мощностями, она может использовать их для увеличения выпуска продукции.

В отличие от эластичности спроса эластичность предложения не определяет снижение или уменьшение общего дохода (выручки) фирмы. С ростом цены товара общий доход (выручка) всегда повышается, но скорость этого роста тем больше, чем выше эластичность предложения по цене.

Вопрос 4. Способы расчета эластичности

 

Существуют два способа измерения эластичности – точечная эластичность и дуговая эластичность.

Точечная эластичность – это эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса (предложения) и отражающая реакцию спроса (предложения) на бесконечно малые изменения цены, дохода и иных факторов.

Дуговая эластичность является средней реакцией спроса (предложения) на отдельном отрезке кривой спроса (предложения).

 

Формулы для расчета коэффициентов эластичности

 

  Точечная     Дуговая

Эластичность спроса по цене

 Ер = Δ Qd / Qd  ÷ Δ P / P, где Δ Qd – изменение величины (объема) спроса; Qd – первоначальная величина (объем) спроса; Δ P – изменение цены товара; P – первоначальное значение цены товара Ер = [(Q 2Q 1)× (Р2 + Р1)]÷ [(Q 2 + Q 1)× (Р2 Р1)], где Q 1, Р1 – начальные значения величины (объема) спроса и цены товара; Q 2, Р2 – конечные значения величины (объема) спроса и цены товара    

Окончание таблицы

  Точечная     Дуговая

Эластичность спроса по доходу

Е I = Δ Q / Q  ÷ Δ I / I, где Δ Q – изменение величины (объема) спроса; Q  – первоначальная величина (объем) спроса; Δ I  – изменение доходов населения; I – первоначальное значение доходов населения Е I = [(Q2Q1)× (I2 + I1)]÷   [(Q2 + Q1)× (I2 I1)], где Q 1, I 1 – начальные значения спроса и дохода; Q 2, I 2 – конечные значения спроса и дохода

Перекрестная эластичность

Е ab = Δ Qa / Qa ÷ Δ Pb / Pb, где Δ Qa – изменение величины (объема) спроса на товар А; Qa – первоначальная величина (объем) спроса на товар А; Δ Pb – изменение цены товара В; Pb – первоначальное значение цены товара В Е ab = [(Q а2 Qa 1)× (Pb 2 + Pb 1)]÷ [(Q а2 + Qa 1)× (Pb 2 Pb 1)], где Qa1, Qа2 – начальное и конечное значения величины (объема) спроса товара А; Pb1, Pb2 – начальное и конечное значения цены товара В

Эластичность предложения по цене

Е s = Δ Qs / Qs ÷ Δ P / P, где Δ Qs – изменение величины (объема) предложения товара; Qs – первоначальная величина (объем) предложения товара; Δ P – изменение цены товара; P – первоначальное значение цены товара Е s = [(Qs 2Qs 1)× (Р2 + Р1)]÷ [(Qs 2 + Qs 1)× (Р2 Р1)], где Qs 1, Р1 – начальные значения величины (объема) предложения и цены товара; Qs 2, Р2 – конечные значения величины (объема) предложения и цены товара

 

При исследовании эластичности величин, находящихся в функциональной зависимости, используют эластичность функции. Эластичность функции y = f (x) показывает относительное изменение функции y в расчете на единицу относительного изменения аргумента x. Обозначим эластичность переменной y по переменной x - Ех(у) и, используя определение эластичности, получим

Ех(у) = Δ y / y ÷ Δ x / x, или Ех(у) = Δ y / Δ x × x / y.

Как следует из изложенного в вопросах (1–3), эластичность спроса и предложения широко используется в микроанализе, так как позволяет «перевести» на язык цифр взаимосвязи между различными экономическими величинами.

 

Задания к лекции «Эластичность спроса и предложения»

 

1. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на макарон-ные изделия по цене гречки равен (+2/3). Цена гречки выросла в 3 раза. Это позволяет предположить, что спрос на макаронные изделия вырос на … %.

а) 200,

б) 450,

в) 600,

г) 300.

 

Решение

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость относительного изменения величины спроса на один товар от относительного изменения цены взаимосвязанного товара и рассчитывается по формуле

Е ab = Δ Qa / Qa ÷ Δ Pb / Pb, или Е ab =   % Δ Qa / % Δ Pb,

где Δ Qa – изменение величины (объема) спроса на товар А; Qa – первоначальная величина (объем) спроса на товар А; Δ Pb – изменение цены товара В; Pb – первоначальное значение цены товара В. Следовательно, изменение величины (объема) спроса можно определить как произведение значения коэффициента эластичности и относительного (в процентах) изменения цены: (+2/3) × (+300 %) = +200 %.

2. Известно, что при цене 55 р. за пакет сока объем продаж составляет 120 пакетов в неделю, а по цене 25 р. – 980 пакетов. Это позволяет сделать вывод о том, что спрос на сок является …, поскольку коэффициент дуговой эластичности спроса по цене равен …

а) эластичным … – 2,085;

б) неэластичным … –0,371;

в) эластичным … –3,145;

г) неэластичным … –0,292.

 

Решение

Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене характеризует относительное изменение величины (объема) спроса на товар в зависимости от относительного изменения его цены и в данном случае равен

Ер = [(Q 2Q 1)× (Р2 + Р1)]÷[(Q 2 + Q 1)× (Р2  Р1)]=

= [(980 – 120)× (25 + 55)] ÷ [(980 + 120) × (25 – 55)] ≈ – 2,085‌‌ , где Q – объем продаж (величина спроса); Р – цена. Поскольку коэффициент эластичности спроса по цене по модулю больше 1, спрос на сок является эластичным.

 

3. На основании того, что при росте доходов населения                    с 20 до 50 тыс. р. спрос на зеркальные фотоаппараты увеличился                 с 5 до 14 ед., можно сделать вывод, что они относятся к … товарам со значением коэффициента эластичности спроса по доходу …

а) предметам роскоши … +1,2;

б) предметам первой необходимости … –1,2;

в) нейтральным … +0,3;

г) низшим (низкокачественным) … –0,3.

 

Решение

Коэффициент эластичности спроса по доходу характеризует относительное изменение величины (объема) спроса на товар в зависимости от относительного изменения доходов потребителей и рассчитывается по формуле

Е I = Δ Q / Q  ÷ Δ I / I,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.186 с.)