III . Регулирование рынка при помощи фиксированных цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Регулирование рынка при помощи фиксированных цен



Время от времени в обществе складывается мнение, что рыночный механизм порождает цены либо несправедливо высокие для покупателей, либо несправедливо низкие для продавцов. В таких случаях государство может ввести контроль над ценами.

Фиксированная цена выше равновесного уровня (P1) применяется для поддержки производителя или для стимулирования производства важных видов продукции.

Рис. 5.12. Фиксированная цена выше равновесного уровня

 

Это ведет к возникновению устойчивого избытка предложения над спросом (Q S 1 > Q D 1). Будет реализовано Q D 1 единиц товара.

Установление цены выше равновесной экономически нецелесообразно, так как государству приходится скупать весь излишек продукции, массовая реализация которого неизбежно приведет к снижению цен.

Фиксирование цены ниже равновесного уровня (P2) характерно для периодов войн, кризисов, неурожая и т. п., когда часть товаров первой необходимости недопустима большей части населения.

Возникает дефицит товара (Q D 2 > Q S 1). Будет реализовано Q S 2 единиц товара.

В целях справедливого распределения товаров государство вынуждено нормировать потребление через карточную систему. Это ведет к возникновению "черного рынка", на котором продукты продаются по более высоким ценам в обход государственного запрета. Кроме того, приходится бороться с выпуском поддельных карточек.

 

Рис. 5.13. Фиксированная цена ниже равновесного уровня

 

Таким образом, государственный контроль над ценами ограничивает работу рыночного механизма и вместе с достижением положительных целей ведет к устойчивым дефицитам или излишкам. В свою очередь, устойчивые неравновесные состояния требуют дальнейших мер государственного вмешательства, подчас весьма неэффективных.

 

 

Задания к лекции « Спрос и предложение. Рыночное равновесие »

 

 

1. Предложение товаров на рынке...

Указать не менее двух вариантов ответа:

а) прямо пропорционально цене ресурсов;

б) обратно пропорционально цене ресурсов;

в) обратно пропорционально количеству продавцов;

г) прямо пропорционально количеству продавцов.

 

Решение

На предложение товаров на рынке влияет множество факторов. Так, увеличение количества продавцов ведет к увеличению предложения, а цены на ресурсы, используемые в производстве товаров, оказывают обратное влияние на объем предложения. При росте цен на ресурсы растут издержки производства, что ведет к сокращению производства.

 

2. Если функция спроса на товар описывается уравнением Q D =100-3 P, а предложения – Q S =20+5 P, то равновесная цена и равновесный объем продаж составит…

Укажите не менее двух вариантов ответа:

1) 70;

2) 10;

3) 55;

4) 15.

 

Решение

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Для нахождения равновесной цены приравниваем друг к другу функции спроса и предложения:

Q D = Q S →100-3 P =20+5 P →8 P =80→ P =10.

Зная равновесную цену, определяем объем продаж:

Q D =100-3 P =100-3*10=70.

3. На рисунке показаны кривые спроса (D) и предложения (S) на некий товар.

Если на этом рынке увеличится число продавцов, то будет наблюдаться…

Укажите не менее двух вариантов ответа:

1) снижение цены товара и смещение кривой спроса вверх;

2) смещение кривой предложения вверх и повышение цены товара;

3) смещение кривой предложения вниз и снижение цены товара;

4) увеличение потребления товара.

 

Решение

Увеличение числа продавцов сместит кривую предложения вниз, и цена на товар снизится, а его потребление увеличится.

4. Если функция спроса на товар имеет вид Q D =80-2 P, а функция предложения – Q S =-20+3 P, то при установлении ограничения на продажу в 30 единиц рыночная цена будет _____р.

1) 22,

2) 50,

3) 25,

4) 55.

 

Решение

Определим цену и объем продаж при установлении ограничения на продажу.

Q D = Q S →80-2 P =30→ P =25.

 

5. На рисунке показаны кривые спроса (D) и предложения (S) на российские автомобили.

Если правительство приняло программу утилизации подержанных автомобилей и выдает субсидию в 50 000 р. на покупку нового автомобиля, то выгода потребителя складывается из…

Укажите не менее двух вариантов ответа:

1) покупки большего количества автомобилей;

2) продажи большего количества автомобилей;

3) экономии денег при покупке автомобилей;

4) 50000 наличных рублей, которые получил покупатель.

 

Решение

Излишек (выгода) потребителя – это разность между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и ценой, которую он фактически заплатил. При субсидировании правительством покупателей, сдающих старый автомобиль и покупающих новый, выгода потребителей складывается, во-первых, из того, что потребитель заплатил более низкую цену, а во-вторых, потребители смогли купить большее количество автомобилей.


Лекция 6.

Эластичность спроса и предложения

 

1. Эластичность спроса по цене.

2. Другие эластичности спроса (эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность).

3. Эластичность предложения по цене.

4. Способы расчета эластичности.

 

Вопрос 1. Эластичность спроса по цене

 

В предыдущей лекции мы выяснили, что спрос и предложение товара зависят от его цены, а также от воздействия неценовых факторов, но наш анализ можно назвать качественным в том смысле, что мы говорили о направлении перемен, не давая им количественной оценки. В данной теме мы рассмотрим, как фирма может пользоваться знанием эластичности для количественной оценки влияния на объем продаж изменения рыночных условий.

Предположим, цена на товар повысилась на 10 %. Как это повлияет на продажи товара? Основываясь на законе спроса, мы можем сказать, что они упадут, но на сколько – 5, 10 или 20 %?

Э ластичность спроса по цене (ценовая э ластичность спроса)– это реакция потребительского спроса на изменение цены данного товара. Она может быть измерена отношением процентного изменения величины (объема) спроса к процентному изменению цены:

Ер = % Δ Qd / % Δ P,

где Ер – коэффициент эластичности спроса по цене; % Δ Qd – процентное изменение величины (объема) спроса на товар; % Δ P – процентное изменение цены товара.

Коэффициент эластичности спроса по цене выражается отрицательным числом, так как закон спроса предполагает обратно пропорциональную зависимость между величиной спроса и ценой товара, поэтому довольно часто на практике пользуются его абсолютным значением │ Ер │.

В зависимости от силы реакции величины спроса на изменение цены различают:

1) эластичный спрос, если│ Ер │> 1, т. е. процентное изменение величины спроса больше процентного изменения цены. Имеет место сильная реакция спроса: он растет или сокращается быстрее, чем изменяется цена;

2) неэластичный спрос, если│ Ер │< 1, т. е. процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены. Имеет место слабая реакция спроса: он растет или сокращается медленнее, чем изменяется цена;

3) спрос с единичной эластичностью, если│ Ер │= 1, т. е. величина спроса и цена меняются на один и тот же процент. Имеет место нейтральная реакция спроса.

    а                                     б                                в

 

Рис. 6.1. Графическая интерпретация спроса с единичной эластичностью (а); эластичного (б) и неэластичного спроса (в)

 

Кроме рассмотренных случаев эластичности спроса по цене укажем еще на два – абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос. В случае абсолютно эластичного спроса малое изменение цены вызывает бесконечно большое изменение величины спроса (Ер = – ∞), кривая спроса в этом случае принимает вид горизонтальной прямой. Абсолютно неэластичный спрос имеет место, когда величина спроса не реагирует на изменение цены (Ер = 0), а кривая спроса является вертикальной линией.

          

                     а                                                   б

 

Рис. 6.2. Абсолютно эластичный (а) и абсолютно неэластичный спрос (б)

 

Эластичность спроса по цене зависит от социально-экономических, поведенческих и иных факторов, влияющих на потребительские предпочтения, укажем на некоторые из них:

1) наличие товаров-субститутов: чем больше товаров-замените-лей, тем эластичнее спрос;

2) период времени: спрос более эластичен в долгосрочном периоде;

3) доля расходов на товар в бюджете потребителя: чем выше доля затрат на покупку товара, тем эластичнее спрос.

Эластичность спроса по цене влияет на величину общего дохода (выручки) фирмы от продажи товара. При эластичном спросе общий доход (выручка) и цена изменяются в противоположных направлениях: если цена растет, то общий доход (выручка) падает. При неэластичном спросе общий доход (выручка) и цена изменяются в одном направлении: если цена растет, то общий доход (выручка) увеличивается. В случае единичной эластичности спроса при изменении цены общий доход (выручка) не меняется.

Таким образом, при неэластичном спросе фирма может повышать цены на свою продукцию, чтобы увеличить общий доход (выручку), а при эластичном спросе разумнее снизить цены, чтобы увеличить общий доход (выручку) за счет роста спроса потребителей. Очевидно, показатели эластичности спроса по цене должны учитываться при формировании ценовой политики фирмы, а также при определении ценовых скидок и надбавок.

Вопрос 2. Другие эластичности спроса (эластичность спроса по доходу,  перекрестная эластичность)

 

Для многих товаров объем покупок чувствителен к изменению доходов потребителей. Э ластичность спроса по доходу – это мера реакции спроса на изменение потребительского дохода (при прочих равных условиях). Для количественной оценки эластичности спроса по доходу используется коэффициент, который рассчитывается по формуле

Е I   = % Δ Qd / % Δ I,

где Е I – коэффициент эластичности спроса по доходу; % Δ Qd – процентное изменение величины спроса на товар; % Δ I – процентное изменение потребительского дохода.

Коэффициент эластичности спроса по доходу может принимать положительные, отрицательные и нулевое значения, что позволяет использовать данный показатель для классификации товаров.

Если Е I < 0, т. е. с ростом дохода спрос на товар сокращается, товар считается низшим (низкокачественным).

Для товаров, потребление которых не чувствительно к изменениям дохода, коэффициент эластичности спроса по доходу будет равен нулю  (Е I = 0).

Если Е I > 0, т. е. увеличение дохода сопровождается ростом спроса на товар, товар является нормальным. Среди нормальных товаров выделяют товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < Е I < 1), и предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (Е I > 1). Заметим, что для потребителей с разным уровнем дохода один и тот же товар может относиться или к товарам первой необходимости, или к предметам роскоши. Подобная оценка может иметь место и для отдельного человека, если у него меняется уровень дохода.

Перекрестная эластичность характеризует зависимость спроса на данный товар от изменения цены взаимосвязанного товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны. Количественной характеристикой перекрестной эластичности является коэффициент перекрестной эластичности спроса, который рассчитывает по формуле

Е ab = % Δ Qa / % Δ Pb,

где Е ab – коэффициент перекрестной эластичности спроса; Δ Qa – процентное изменение величины (объема) спроса на товар А; Δ Pb – процентное изменение цены товара В.

Значения коэффициента перекрестной эластичности могут быть положительными, отрицательными и нулевыми.

Если Е ab > 0, то товары А и В являются взаимозаменяемыми (субститутами), т. е.  повышение цены на товар В вызывает рост спроса на товар А. При этом, чем больше взаимозаменяемость товаров А и В, тем выше значение коэффициента перекрестной эластичности спроса.

Если Е ab < 0, товары А и В можно отнести к взаимодополняемым товарам (комплементарным), т. е. с ростом цены товара В сокращаются покупки товара А. При этом, чем выше взаимодополняемость товаров А и В, тем больше абсолютное значение коэффициента перекрестной эластичности спроса.

Если Е ab = 0, то товары А и В являются независимыми, т. е. изменение цены товара В не оказывает влияния на покупки товара А, и их потребление не связано между собой.

Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса может быть ассиметричной, т. е. коэффициент эластичности спроса на товар А по цене товара В не совпадает с коэффициентом эластичности спроса на товар В по цене товара А.

 

Вопрос 3. Эластичность предложения по цене

 

Э ластичность предложения характеризует степень чувствительностивеличины (объема) предложения к изменению цены товара при прочих равных условиях. Ее количественной мерой выступает коэффициент эластичности предложения по цене:

Е s = % Δ Qs / % Δ P,

где Е s – коэффициент эластичности предложения по цене; % Δ Qs – процентное изменение величины (объема) предложения товара; % Δ P – процентное изменение цены товара. В соответствии с законом предложения коэффициент эластичности предложения всегда является положительной величиной.

Реакция величины (объема) предложения товара на изменение цены может быть:

а) сильная, т. е. процентное изменение величины (объема) предложения больше процентного изменения цены (1< Е s < +∞) – эластичное предложение;

б) слабая, т. е. процентное изменение величины (объема) предложения меньше процентного изменения цены (0< Е s <1) – неэластичное предложение;

в) нейтральная, т. е. величина (объем) предложения и цена меняются на один и тот же процент (Е s = 1) – предложение с единичной эластичностью.

Абсолютно эластичное предложение имеет место, если величина (объем) предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Е s = +∞), в этом случае кривая предложения является горизонтальной линией. При абсолютно неэластичном предложении величина (объем) предложения не меняется при изменении цены (Е s =0), а кривая предложения строго вертикальна.

Основным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время, в течение которого фирмы реагируют на изменение цены:

·  в текущем периоде фирмы не успевают отреагировать на изменение цены. Предложение абсолютно неэластично;

·  в краткосрочном периоде фирмы могут увеличить производство на уже существующих производственных мощностях, но этот период недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в данном случае повышается;

·  в долгосрочном периоде фирма способна ввести новые производственные мощности и увеличить предложение. Эластичность предложения будет выше, чем в предыдущем случае.

На эластичность предложения по цене влияют и другие факторы, например:

1) возможности и затраты на длительное хранение товара:чем больше такие возможности и чем ниже связанные с ними издержки, тем эластичнее предложение;

2) специфика производственного процесса: чем универсальнее производство и выше технологические возможности для изменения объема производства, тем больше эластичность предложения;

3) наличие избыточных производственных мощностей: если фирма располагает свободными производственными мощностями, она может использовать их для увеличения выпуска продукции.

В отличие от эластичности спроса эластичность предложения не определяет снижение или уменьшение общего дохода (выручки) фирмы. С ростом цены товара общий доход (выручка) всегда повышается, но скорость этого роста тем больше, чем выше эластичность предложения по цене.

Вопрос 4. Способы расчета эластичности

 

Существуют два способа измерения эластичности – точечная эластичность и дуговая эластичность.

Точечная эластичность – это эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса (предложения) и отражающая реакцию спроса (предложения) на бесконечно малые изменения цены, дохода и иных факторов.

Дуговая эластичность является средней реакцией спроса (предложения) на отдельном отрезке кривой спроса (предложения).

 

Формулы для расчета коэффициентов эластичности

 

  Точечная     Дуговая

Эластичность спроса по цене

 Ер = Δ Qd / Qd  ÷ Δ P / P, где Δ Qd – изменение величины (объема) спроса; Qd – первоначальная величина (объем) спроса; Δ P – изменение цены товара; P – первоначальное значение цены товара Ер = [(Q 2Q 1)× (Р2 + Р1)]÷ [(Q 2 + Q 1)× (Р2 Р1)], где Q 1, Р1 – начальные значения величины (объема) спроса и цены товара; Q 2, Р2 – конечные значения величины (объема) спроса и цены товара    

Окончание таблицы

  Точечная     Дуговая

Эластичность спроса по доходу

Е I = Δ Q / Q  ÷ Δ I / I, где Δ Q – изменение величины (объема) спроса; Q  – первоначальная величина (объем) спроса; Δ I  – изменение доходов населения; I – первоначальное значение доходов населения Е I = [(Q2Q1)× (I2 + I1)]÷   [(Q2 + Q1)× (I2 I1)], где Q 1, I 1 – начальные значения спроса и дохода; Q 2, I 2 – конечные значения спроса и дохода

Перекрестная эластичность

Е ab = Δ Qa / Qa ÷ Δ Pb / Pb, где Δ Qa – изменение величины (объема) спроса на товар А; Qa – первоначальная величина (объем) спроса на товар А; Δ Pb – изменение цены товара В; Pb – первоначальное значение цены товара В Е ab = [(Q а2 Qa 1)× (Pb 2 + Pb 1)]÷ [(Q а2 + Qa 1)× (Pb 2 Pb 1)], где Qa1, Qа2 – начальное и конечное значения величины (объема) спроса товара А; Pb1, Pb2 – начальное и конечное значения цены товара В

Эластичность предложения по цене

Е s = Δ Qs / Qs ÷ Δ P / P, где Δ Qs – изменение величины (объема) предложения товара; Qs – первоначальная величина (объем) предложения товара; Δ P – изменение цены товара; P – первоначальное значение цены товара Е s = [(Qs 2Qs 1)× (Р2 + Р1)]÷ [(Qs 2 + Qs 1)× (Р2 Р1)], где Qs 1, Р1 – начальные значения величины (объема) предложения и цены товара; Qs 2, Р2 – конечные значения величины (объема) предложения и цены товара

 

При исследовании эластичности величин, находящихся в функциональной зависимости, используют эластичность функции. Эластичность функции y = f (x) показывает относительное изменение функции y в расчете на единицу относительного изменения аргумента x. Обозначим эластичность переменной y по переменной x - Ех(у) и, используя определение эластичности, получим

Ех(у) = Δ y / y ÷ Δ x / x, или Ех(у) = Δ y / Δ x × x / y.

Как следует из изложенного в вопросах (1–3), эластичность спроса и предложения широко используется в микроанализе, так как позволяет «перевести» на язык цифр взаимосвязи между различными экономическими величинами.

 

Задания к лекции «Эластичность спроса и предложения»

 

1. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на макарон-ные изделия по цене гречки равен (+2/3). Цена гречки выросла в 3 раза. Это позволяет предположить, что спрос на макаронные изделия вырос на … %.

а) 200,

б) 450,

в) 600,

г) 300.

 

Решение

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость относительного изменения величины спроса на один товар от относительного изменения цены взаимосвязанного товара и рассчитывается по формуле

Е ab = Δ Qa / Qa ÷ Δ Pb / Pb, или Е ab =   % Δ Qa / % Δ Pb,

где Δ Qa – изменение величины (объема) спроса на товар А; Qa – первоначальная величина (объем) спроса на товар А; Δ Pb – изменение цены товара В; Pb – первоначальное значение цены товара В. Следовательно, изменение величины (объема) спроса можно определить как произведение значения коэффициента эластичности и относительного (в процентах) изменения цены: (+2/3) × (+300 %) = +200 %.

2. Известно, что при цене 55 р. за пакет сока объем продаж составляет 120 пакетов в неделю, а по цене 25 р. – 980 пакетов. Это позволяет сделать вывод о том, что спрос на сок является …, поскольку коэффициент дуговой эластичности спроса по цене равен …

а) эластичным … – 2,085;

б) неэластичным … –0,371;

в) эластичным … –3,145;

г) неэластичным … –0,292.

 

Решение

Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене характеризует относительное изменение величины (объема) спроса на товар в зависимости от относительного изменения его цены и в данном случае равен

Ер = [(Q 2Q 1)× (Р2 + Р1)]÷[(Q 2 + Q 1)× (Р2  Р1)]=

= [(980 – 120)× (25 + 55)] ÷ [(980 + 120) × (25 – 55)] ≈ – 2,085‌‌ , где Q – объем продаж (величина спроса); Р – цена. Поскольку коэффициент эластичности спроса по цене по модулю больше 1, спрос на сок является эластичным.

 

3. На основании того, что при росте доходов населения                    с 20 до 50 тыс. р. спрос на зеркальные фотоаппараты увеличился                 с 5 до 14 ед., можно сделать вывод, что они относятся к … товарам со значением коэффициента эластичности спроса по доходу …

а) предметам роскоши … +1,2;

б) предметам первой необходимости … –1,2;

в) нейтральным … +0,3;

г) низшим (низкокачественным) … –0,3.

 

Решение

Коэффициент эластичности спроса по доходу характеризует относительное изменение величины (объема) спроса на товар в зависимости от относительного изменения доходов потребителей и рассчитывается по формуле

Е I = Δ Q / Q  ÷ Δ I / I,

где Δ Q – изменение величины (объема) спроса; Q  – первоначальная величина (объем) спроса; Δ I  – изменение доходов населения;                   I – первоначальное значение доходов населения. Следовательно, в данном случае коэффициент эластичности спроса по доходам равен (14 – 5) / 5) ÷ (50 – 20) / 20 = 9 /5 ÷ 30 / 20 = 9 /5 × 2/3 = 3 × 2 ÷ 5 = +1,2. Таким образом, зеркальные фотоаппараты относятся к нормальным товарам (значение коэффициента больше 0), а среди последних – к группе предметов роскоши, так как спрос на них растет быстрее, чем доходы населения             (о чем говорит значение коэффициента больше 1).

4. Функция спроса имеет вид Qd = 50 – 2 Р. Определить коэффициент точечной эластичности при цене 10 дол.

а) –0,55;

б) –2;

в) – 0,67;

г) –2,52.

 

Решение

Для расчета коэффициента точечной эластичности необходимо определить величину (объем) спроса при цене 10 дол.:                                          Qd = 50 – 2 × 10 = 30. Продифференцируем функцию спроса:                        dQ / d Р = d (50 – 2 Р)/ d Р = –2. Коэффициент точечной эластичности рассчитывается по формуле Е p = dQ / d Р × Р/ Q = (–2) × 10/30 = –0,67.

 

5. Если эластичность спроса по цене составляет (–0,8), а по доходу – (+1,4), то при снижении цены товара на 3 % и росте доходов населения на 5 %, величина (объем) спроса …

 а) увеличится на 9,4 %;

б) увеличится на 8,2 %;

в) уменьшится на 2 %;

г) уменьшится на 8 %.

 

Решение

Снижение цены приведет к росту величины (объема) спроса на      2,4 %:

Ер = % Δ Q / % Δ P → % Δ Q = Ер × % Δ P = (–0,8) × (–3 %) = +2,4 %.

Рост доходов населения приведет к росту величины (объема) спроса на 7 %:

Е I = % Δ Q / % Δ I → % Δ Q = % Δ Q × % Δ I = (+1,4) × (+5 %) = +7 %.

Общее изменение величины (объема) спроса составит:

(+2,4 %) + (+7 %) = + 9,4 %.

 

 

Лекция 7.

Теория поведения потребителя

 

1. Теория полезности. Количественный (кардиналистский) подход к анализу потребностей и спроса.

2. Порядковый (ординалистский) подход к анализу потребностей и спроса. Предпочтения потребителя.

3. Кривые безразличия. Карты безразличия.

4. Линия бюджетного ограничения. Равновесие потребителя.

5. Реакция потребителя на изменение дохода. Кривые Энгеля.

6. Реакция потребителя на изменение цен. Кривая «цена – потребление».

7. Эффект дохода и эффект замены.


Вопрос 1. Теория полезности. Количественный (кардиналист-ский) подход к анализу потребностей и спроса

 

Рыночный спрос формируется на основе решений потребителей, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами.

Для распределения своих ограниченных средств между разнообразными потребностями необходимо иметь общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в последней трети ХIX века ряд экономистов (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) приняли полезность. Они предложили количественную теорию полезности, в основе которой лежала гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ. При этом под полезностью понимается способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека.

Зная полезность благ, покупатель при заданных ценах стремится так распределить свои ограниченные средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать полезность от их потребления. Очевидно, что для максимизации полезности потребитель должен быть в состоянии сравнивать, сопоставлять полезности различных благ и их наборов.

В количественной теории для сопоставления полезностей различных благ было предложено измерять полезность в гипотетических единицах полезности – ютилах (от англ. utility – полезность). Например, ежедневное потребление 1-го яблока дает потребителю удовлетворение, допустим в 25 ютилов, ежедневное потребление 2-х яблок – 40 ютилов, 3-х яблок – 50 ютилов и т. д.

Полезность зависит от объема потребления блага или набора благ. Оценка взаимосвязи между полезностью и объемом потребления благ производится с помощью функции общей полезности:

TU = f (Q A, Q B, QC,……, Q N),

где TU – максимально возможная общая полезность набора благ; Q А, Q В ,…. QN - объемы потребления благ А, В,…… N  в единицу времени.

От общей полезности следует отличать предельную полезность (М Umarginal utility). Предельная полезностьесть прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на единицу. Другими словами, предельная полезность есть дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы данного товара. МU определяются по следующей формуле:

М U = D TU ¤ D Qi Þ MU = dTU / dQi,

т. е. предельная полезность равна производной функции общей полезности по объему потребления i -го товара.

С увеличением объема потребления товара происходит убывание его предельной полезности. В теории это положение именуют законом убывания предельнойполезности. Названный закон называют также первым законом Госсена (по имени немецкого экономиста               Г. Госсена, впервые сформулировавшего его в 1854 г.)

Знание первого закона Госсена позволяет дать ответ на вопрос: каким образом потребитель осуществляет свой потребительский выбор? При ответе на этот вопрос предполагается, что 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) покупатель ясно представляет предельную полезность всех товаров; 3) цены товаров А, В, С,……, N не зависят от поведения потребителя и равны соответственно РА, РВ, РС,……, Р N;            4) потребитель стремится максимизировать совокупную полезность.

При названных допущениях потребитель достигает максимума полезности, или потребительского равновесия, если он распределит свои ограниченные средства на покупку различных товаров таким образом, что для всех реально покупаемых товаров А, В, С,……, N имеет место равенство     

MU А / P А = MU В / P В = MU С / P С = ……= MUN / PN = l,

где l – некоторая величина, характеризующая предельную полезность одного рубля.

Переставив члены пропорции, условие максимизации полезности потребителем можно представить и иначе, как РА / РВ = MU А / MU В и т. д., т. е. отношение цен любой пары благ должно равняться отношению их предельных полезностей.

Приведенное условие равновесия потребителя в экономической теории получило название второго закона Госсена и может быть интерпретировано следующим образом. Отношение М U А / РА представляет собой прирост общей полезности в результате увеличения расходов потребителя на товар А на один рубль. В состоянии равновесия все подобные отношения для реально покупаемых товаров должны быть равны друг другу. И любое из этих отношений может рассматриваться как предельная полезность 1-го рубля.

Таким образом, при равновесии потребителя полезность, получаемая от траты последней денежной единицы на покупку любого товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована.

В основе второго закона Госсена лежит эквимаржинальный принцип. Согласно этому принципу, если бы второй закон Госсена не соблюдался, то потребитель мог бы денежную единицу, дающую меньшую предельную полезность, перераспределить туда, где ее предельная полезность была бы больше. Такое перераспределение расходов будет происходить до тех пор, пока отношение предельной полезности к цене для каждого реально покупаемого товара не станет одинаковым.

 

Вопрос 2. Порядковый (ординалистский) подход к анализу потребностей и спроса. Предпочтения потребителя

 

Порядковый подход не требует использования искусственных единиц измерения полезности. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности. Полезность в данном случае означает по сути порядок предпочтения. Утверждение «набор А предпочтительнее набора В» эквивалентно утверждению «набор А имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор В».

Предпочтения потребителями определенного набора товаров по отношению к другим товарным наборам основываются на ряде аксиом (предположений), справедливых для большинства людей в большинстве ситуаций при потреблении:

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочте-ний потребителя. В соответствии с этой аксиомой потребитель способен упорядочить (ранжировать) все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов (например, для наборов А и В) потребитель может указать, что либо А > В (набор А предпочтительнее набора В), либо В > А, либо А ~ В (наборы А и В равноценны).

2. Аксиома транзитивности или согласованности предпочте-ний. Транзитивность предпочтений состоит в том, что если А > B и В > C, то А > C; если А ~ В и В ~ С, то А ~ С; если А > B и В ~ С, то А > C. Таким образом, эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Она исключает возможность следующей ситуации: А > B, В > C и одновременно С > A.

3. Аксиома ненасыщения потребностей. Согласно этой аксиоме, если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем в наборе В, то А > B. Таким образом, предполагается, что увеличение потребления любого товара – при фиксированных объемах потребления других товаров – улучшает положение потребителя.

4. Аксиома независимости потребителя. В соответствии с этой аксиомой удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это означает, что потребителю не свойственны чувства сострадания и зависти.

Вместе с тем в действии последней аксиомы существуют исключения. Американский экономист Х. Либенстайн выделяет 3 типичных случая взаимных влияний при потреблении:

– действие эффекта присоединения к большинству. Суть эффекта в том, что потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других, зависимость прямая;

– действие эффекта сноба. В этом случае доминирует стремление выделиться из толпы. Потребитель зависит от мнения других, зависимость обратная;

– действие эффекта Веблена. Именем американского экономиста  Т. Веблена называют престижное или демонстративное потребление, когда товары или услуги используются для того, что произвести неизгладимое впечатление на окружающих.

Таким образом, в порядковой теории потребления задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем, имеющем ограниченный бюджет, наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.

Вопрос 3. Кривые безразличия. Карты безразличия

Система предпочтений потребителя графически изображается с помощью кривых безразличия и карт безразличия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.206 с.)